Профессиональная этика менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 09:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. В настоящее время уделяется большое внимание изучению этики деловых отношений, бизнеса и управления с целью повышения уровня культуры этих отношений. Она занимается анализом взаимоотношений деловых партнёров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой и управленческой. Есть комплекс при

Оглавление

План данной работы:
Актуальность
Понятие этики
Управленческая, менеджерская этика
Нравственные принципы менеджмента
Вывод

Файлы: 1 файл

ТУ доклад по Профессиональной этике менеджера..doc

— 63.50 Кб (Скачать)

                                  Профессиональная этика в работе менеджера.

План  данной работы:

  1. Актуальность
  2. Понятие этики
  3. Управленческая, менеджерская этика
  4. Нравственные принципы менеджмента
  5. Вывод
 

    Актуальность. В настоящее время уделяется большое внимание изучению этики деловых отношений, бизнеса и управления с целью повышения уровня культуры этих отношений. Она занимается анализом взаимоотношений деловых партнёров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой и управленческой. Есть комплекс причин, вызвавших появление интереса к деловой этике и этике менеджмента в частности. Главная среди них - суммарный вред неэтичного, нечестного делового поведения, ощущаемый не только потребителями, но и производителями, деловыми партнёрами, сотрудниками, обществом в целом, превышение этого общественного вреда над индивидуальной или групповой выгодой. Российские и зарубежные исследователи сходятся во мнении о том, что современная Россия представляет собой систему, в которой одновременно происходит становление важнейших общественных подсистем: социально-экономической, политической, социокультурной. Все вместе они образуют особую переходную модель. Соответственно этому те этические нормы и принципы, которые имеют место в современной российской управленческой среде, также находятся в процессе становления и могут рассматриваться как переходные. Они представляют собой своеобразный синтез стереотипов поведения, перешедших из эпохи тоталитарного и авторитарного режимов, заимствований из западной деловой культуры и не вполне сформировавшихся правил. 

    Понятие этики. Этика - большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной. Можно привести массу примеров полного неуважения к окружающим, допускаемого людьми1:

  • сосед в театре или концертном зале широко и “навечно” положивший свои руки на оба подлокотника;
  • человек в музее или на выставке, который спиной загораживает экспонаты от других посетителей;
  • бесцеремонные сослуживцы, прерывающие важные деловые переговоры.

    Каждый  из нас ежедневно встречается  с десятками людей, имеет с  ними самые разные, порою совсем непростые отношения. И подчас найти  правильные, разумные и этичные по отношению к другому человеку решения возникающих конфликтов - не так-то легко.

    Этика же помогает изучать нравственное значение действий, мотивов, характеров. Этика, оставаясь серьёзной философской  наукой, становится одновременно жизненной  позицией как общества в целом, так  и отдельных его членов.

    Управленческая, менеджерская этика. Современный уровень развития науки и техники предъявляет высокие требования к уровню профессиональной подготовленности менеджера, специализирующегося в той или иной области. Кроме этого, любому менеджеру, независимо от сферы деятельности, будь то производство, коммерция, финансовое дело или шоу-бизнес, необходимо обладать навыками работы с персоналом, постоянно учитывать человеческий фактор в решении управленческих задач:

    - предвидеть, прогнозировать дальнейшее  развитие, определять цели и разрабатывать стратегию и тактику их достижения;

    - организовывать деятельность предприятия  (отдела, подразделения) в соответствии  с его целями и предназначением,  учитывая (согласовывая) материальные  и социальные аспекты; 

    - распоряжаться персоналом; - согласовывать (связывать, объединять, сочетать) все действия и усилия; - контролировать выполнение управленческих решений и распоряжений. 2

    Таковы  функциональные задачи менеджмента  в целом. А в частности, каждый уважающий себя менеджер обязан четко  соблюдать нормы этики, принятые на фирме, в которой он работает. Приведем некоторые из них:

  • при поступлении на работу, менеджер принимает на себя этическое и правовое обязательство не разглашать конфиденциальную или представляющую коммерческую тайну информацию, даже если в дальнейшем он примет решение уйти из фирмы. Аналогичным образом, если он ранее работал в иной организации, то должен осознавать, что не имеет права разглашать конфиденциальную информацию предыдущего работодателя.
  • менеджер фирмы должен с полной отдачей работать на ее благо. Неэтично иметь посторонние деловые интересы, которые отвлекали бы существенную часть времени или внимания от выполнения должностных обязанностей в фирме или каким-либо иным образом отрицательно сказывались на деятельности фирмы.

каждый  менеджер обязан избегать внешних финансовых или иных связей, которые могли  бы отрицательно сказаться на интересах  фирмы, создать раздвоенность в  его отношении к компании или  ее интересам и препятствовать эффективному выполнению им служебных обязанностей, а также стать причиной возникновения конфликта интересов.

    Для того, чтобы соответствовать этим требованиям, менеджеру необходимо развивать ряд способностей и  личностных черт руководителя, среди  которых наиболее важными являются интеллект, уверенность в себе, честность, ответственность и здравый смысл. Сумма этих качеств позволяет в работе опираться не только на властные полномочия, положенные руководителю по должности, но и на неформальный авторитет, способный сыграть более важную роль в работе с людьми, особенно в налаживании атмосферы сотрудничества и формировании здорового морально-психологического климата в коллективе.

    Как отмечает известный специалист Джон Честара, любая деятельность человека требует использования его профессиональных, специальных знаний (ноу-хау) и умения контактировать с людьми, однако "для деятельности обычного рабочего необходимо, чтобы девяносто процентов приходилось на его ноу-хау и десять процентов на умение ладить с людьми. Для начальника среднего звена ноу-хау составляет семьдесят пять процентов деятельности, а умение ладить с людьми двадцать пять процентов.

    Так же, Менеджер должен помнить, что несет личную ответственность перед коллегами и компанией за содействие в устранении причин и обстоятельств, подрывающих такие условия и отрицательно сказывающихся на обстановке в коллективе.

    Можно привести некоторые  нормы этичного поведения  менеджера:

  • не подавать и тени сомнения в своей добропорядочности, честности и добросовестности, особенно когда речь идет о повышении по служебной лестнице, премиях, достижении своих целей в карьере;
  • относится с уважением к своему руководству, следуя тем общественным ценностям, которым служит;
  • взять за правило относиться к людям так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам;
  • не хвастаться своими талантами, пусть ваша работа выявит их сама;
  • беречь общественные деньги так же, как свои;
  • ясно выражать свои взгляды на права других людей. Признавая данные права, не выходить за их границы;
  • открыто извиниться перед всеми, если совершил ошибку;
  • стараться, чтобы личные незначительные цели не главенствовали над профессиональными.

    Достаточное число людей, оказавшихся в двусмысленной деловой ситуации, сделают вывод, что то, что не запрещено, считается правильным – особенно если за определенные поступки их награждают. Высшие руководители, как правило, редко просят своих подчиненных делать то, что как знают обе стороны, является незаконным или неосторожным. Однако руководители компаний дают понять, что кое о чем они бы предпочли не знать.  

    Нравственные  принципы менеджмента. Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищено. Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат. Именно на этом уровне формируются в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения. Отметим некоторые из них:

  • стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения;
  • при возникновении проблем и трудностей, связанных с недобросовестностью, руководителю следует выяснить ее причины. Если речь идет о невежестве, то не следует бесконечно попрекать подчиненного его слабостями, недостатками;
  • если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас. Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то он просто не выполняет своих обязанностей и поступает неэтично;
  • замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам. Соберите всю информацию по данному случаю. Выберите правильную форму общения. Делайте ваши замечания один на один;
  • критикуйте действия и поступки, а не личность человека;
  • укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства. Хорошо выполненная работа заслуживает не только материального, но и морального поощрения. Не ленитесь лишний раз похвалить сотрудника;
  • привилегии, которые вы делаете себе, должны распространяться и на других членов коллектива;
  • доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки в работе;
  • не обрастайте любимчиками. Относитесь к сотрудникам как к равноправным членам и ко всем с одинаковыми мерками;
  • соблюдайте принцип распределительной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение;
  • выбирайте правильную форму распоряжения, учитывая, прежде всего два фактора:

    1. ситуацию, наличие времени для нюансов;

    2. личность  подчиненного: кто перед вами  – добросовестный и квалифицированный  работник или человек, которого  нужно подталкивать на каждом  шагу.3

    Формами распоряжения могут  быть: приказ, просьба, вопрос и так называемый «доброволец».

    Приказ чаще всего следует использовать в чрезвычайной ситуации, а также в отношении недобросовестных сотрудников.

    Просьба используется в том случае, если ситуация рядовая, а отношение между руководителем и подчиненным основано на доверии и доброжелательности. Такая форма позволяет сотрудникам высказать свое мнение на проблему в том случае, если она по каким-либо причинам не может быть решена.

    Форму обращения вопроса («Есть ли смысл заняться этим?») лучше применять в том случае, когда руководитель хочет вызвать обсуждение, как лучше выполнить работу или подтолкнуть сотрудника к тому, чтобы он взял инициативу на себя.

    Форма «добровольца» («Кто хочет это сделать?») подходит для такой ситуации, когда работу не хочет делать никто, но, тем не менее, она должна быть сделана. В этом случае «доброволец» надеется, что его энтузиазм будет соответствующим образом оценен в дальнейшей работе.

    Этические обязанности руководителей:

        1. руководители должны быть образцом  нравственного поведения. Они должны жить в соответствии с ценностями, способствующими процветанию возглавляемых ими организаций;

        2. лидеры    ответственны    за    перспективы    возглавляемой   ими организации;

        3. лидеры  должны  постоянно   информировать   подчиненных  о  своих намерениях. Работники ожидают от руководства, что оно будет предоставлять им всю информацию, необходимую для эффективной работы;

    Главная задача руководителя - создать на работе обстановку, в которой будут исключены любые преследования по причине расы, пола, цвета кожи, религии, происхождение, возраста, сексуальных склонностей, физической неполноценности или любых иных качеств, не влияющих на выполнение должностных обязанностей. 4

    Вывод. Важность изучения профессиональной этики трудно переоценить. Она помогает не только сформулировать нужные этические ценности для каждого человека и свободнее ориентироваться менеджерам в сложных проблемах, возникающих при принятии решений. Из этого можно сделать вывод, что руководитель в сфере менеджмента в своем деловом общении «сверху - вниз» (т. е. в отношении руководителя к подчиненному) должен соблюдать золотое правило этики «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». Искусство и успех делового общения в менеджменте во многом определяются теми этическими нормативами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Под нормами и принципами имеется в виду то, какое поведение на службе этически приемлемо, а какое – нет.  

Информация о работе Профессиональная этика менеджера