Проблемы развития организационной культурой студенчества в условиях современного образовательного пространства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 00:00, статья

Краткое описание

Сегодня вузовские системы во всем мире, соревнуясь друг с другом, тем не менее, договариваются об общих правилах в деле обновления системы образования. Хорошо известен пример Европы, где действует Болонское соглашение, целью которого является создание единого образовательного пространства. В соответствии с тенденциями, заданными Болонским процессом, обновлены российские образовательные стандарты. Они становятся модульными, ориентированными на выбор образовательных программ самими студентами в зависимости от их профессиональных склонностей и интересов.

Файлы: 1 файл

Проблемы развития организационной культурой студенчества в условиях современного образовательного пространства.docx

— 36.55 Кб (Скачать)

     Проблемы  развития организационной  культурой студенчества в условиях современного образовательного пространства. 

     Сегодня вузовские системы во всем мире, соревнуясь друг с другом, тем не менее, договариваются об общих правилах в деле обновления системы образования. Хорошо известен пример Европы, где действует Болонское соглашение, целью которого является создание единого образовательного пространства. В соответствии с тенденциями, заданными Болонским процессом, обновлены российские образовательные стандарты. Они становятся модульными, ориентированными на выбор образовательных программ самими студентами в зависимости от их профессиональных склонностей и интересов.

     Новые стандарты имеют принципиально иную структуру, чем это было раньше. Если раньше это был фактически учебный план, то теперь в стандартах закрепляется конечный результат. Именно достигнутый результат - мерило успешности освоения программ. Это позволяет развивать разнообразные подходы, разные пути достижения результата.

     Меняется  и система управления высшим образованием. Сфера образования все более тесно сотрудничаем с бизнесом, общественными, научными организациями. И, конечно, среди работодателей одним из главных является государство. Развитие исследовательской и инновационной компоненты требует системных изменений в деятельности большинства российских вузов.

     Такие изменения касаются как организации  исследований на базе вузов, так и  содержания и методов образовательного процесса. Если раньше серьезные научные  исследования и разработки были прерогативой узкой группы талантливых ученых из числа профессорско-преподавательского состава и некоторых аспирантов, то сейчас они должны стать реальной частью работы всех преподавателей.  

     В связи с этим возрастает роль участия  студентов в прикладных исследованиях, которые дают различные возможность (рисунок 1).

       

     

     

     

     

       

       
 
 

     Рисунок 1 – Участие студентов в прикладных исследованиях. 

     Международный опыт, как и опыт ведущих российских исследовательских университетов, позволяет обозначить ожидаемые  шаги и возможные действия российских вузов по развитию исследовательской  и инновационной деятельности в  следующих областях: организация  научных исследований и система  управления, кадровая политика, взаимодействие с реальным сектором и академической  наукой, образовательный процесс.

     Новые социально - политические и экономические  условия, и новые отношения образования  с потребителями образовательных  услуг ставят проблемы не только в  области содержания образования  и образовательных технологий, но и в системе управления организационной  культуры студенчества.

     Рассматривая  вопросы внутренней культуры университета, ее важности с управленческой точки  зрения, необходимо определить как  можно ее развивать и поддерживать, то есть управлять ею. Проблемы  организационной культуры студенчества достаточно широко освещаются в научной и деловой литературе. Организационная культура не всегда является позитивной силой, она может создавать трудности для организации в целом.

     В основу кадровой политики необходимо положить принципы целевой поддержки  наиболее продуктивно работающих ученых, подлинную конкурсность при замещении  вакантных должностей, стимулирование конкретных исследовательских результатов.

     В области взаимодействия университета с реальным сектором экономики и  академической наукой российские вузы должны найти пути построения взаимовыгодных связей с наукой и индустрией, адекватные рыночной экономике. В программах развития вузов должен быть усилен акцент на инновационную компоненту в системе "вуз - предприятие" по сравнению  с кадровым обеспечением этих предприятий.  Связи с предприятиями могут затрагивать и сам образовательный процесс посредством таких механизмов, как создание базовых кафедр в вузе и исследовательских лабораторий на предприятиях, организация мест практики и проектных учебных лабораторий, привлечение ведущих специалистов производства к ведению спецкурсов и стажировки на производстве для вузовских преподавателей, совместная разработка образовательных программ как для студентов, так и для работников предприятий. 

     От  университетов можно также ожидать  регулярную оценку их вклада в Приоритетные направления модернизации и технологического развития экономики России (энергоэффективность  и ресурсосбережение; ядерные технологии; компьютерные технологии и программы; космические технологии и телекоммуникации; медицинские технологии и фармацевтика).

     Результативность  развития исследовательской компоненты в деятельности вузов обусловлена  как совершенствованием собственно исследовательской деятельности, так  и изменениями образовательного процесса. К числу наиболее заметных изменений в среднесрочной перспективе (до 2015 года) можно отнести следующие:

    1. Удвоение объема заказов вузам (включая малые инновационные предприятия вуза) на НИОКР со стороны реального сектора экономики.
    2. Удвоение объема высокотехнологичной продукции, выпускаемой малыми инновационными предприятиями вуза.
 

  Для реализации поставленных целей необходима решить определенные задачи (рисунок 2). 

     

     

     

       

     

       

     

       

     

       

       Рисунок 2 - Основные задачи для реализации и развития исследовательской компоненты вуза.

     Организационная культура далеко не всегда соответствует потребностям университета на новом для нее этапе развития и условиям внешней среды, поскольку культурные ценности организации и работающих в ней людей обычно отражают то, что было сделано в прошлом. Различия между желаемыми и фактическими культурными нормами и ценностями принято называть культурным разрывом. Когда такой разрыв возникает, появляется необходимость целенаправленного воздействия на организационную культуру студенчества с целью сделать ее более адекватной новым целям и изменившимся внешним условиям.

     Практика выращивания организационной культуры студенчества — это целенаправленный процесс, в котором нет мелочей. Поэтому так важно уделять внимание управлению этим процессом. Изменить, трансформировать уже сложившуюся корпоративную культуру непросто. Легко предсказуемые препятствия и сложности связаны с необходимостью изменения приобретенных студентами мотивационных установок, сложившихся отношений, с перераспределением внутриорганизационных ролей и изменением организационных структур, которые в совокупности поддерживают и обеспечивают функционирование традиционной корпоративной культуры.

     Организационнаяя университетская культура — это весьма своеобразная форма жизнедеятельности наших организаций, позволяющая говорить об университете как о самоорганизованной системе, построенной на принципах самоценности знания, свободы учения и обучения, что и является конкретным способом реализации идеи университета.

     Одной из особенностей организационной культуры университета является то, что она должна быть тесно связана с репутацией и имиджем вуза — способствовать их укреплению и развитию. Для формирования адекватной сегодняшнему дню системы управления университетской культурой важно понимать, из каких слагаемых состоит структура имиджа высшего учебного заведения. 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     
  1. Моисеева, Е.В. Формирование корпоративной культуры студентов вуза / Е.В. Моисеева // Казанский  педагогический журнал. - Казань, 2009. - N6. - С.24-28.
  2. Коротков Э. Система комплексной оценки качества образования специалиста //Высшее образование в России. - 2009. - №2. //Образование. - 2008.-№2.- с. 62-66.

Информация о работе Проблемы развития организационной культурой студенчества в условиях современного образовательного пространства