Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 00:00, статья
Сегодня вузовские системы во всем мире, соревнуясь друг с другом, тем не менее, договариваются об общих правилах в деле обновления системы образования. Хорошо известен пример Европы, где действует Болонское соглашение, целью которого является создание единого образовательного пространства. В соответствии с тенденциями, заданными Болонским процессом, обновлены российские образовательные стандарты. Они становятся модульными, ориентированными на выбор образовательных программ самими студентами в зависимости от их профессиональных склонностей и интересов.
Проблемы
развития организационной
культурой студенчества
в условиях современного
образовательного пространства.
Сегодня вузовские системы во всем мире, соревнуясь друг с другом, тем не менее, договариваются об общих правилах в деле обновления системы образования. Хорошо известен пример Европы, где действует Болонское соглашение, целью которого является создание единого образовательного пространства. В соответствии с тенденциями, заданными Болонским процессом, обновлены российские образовательные стандарты. Они становятся модульными, ориентированными на выбор образовательных программ самими студентами в зависимости от их профессиональных склонностей и интересов.
Новые стандарты имеют принципиально иную структуру, чем это было раньше. Если раньше это был фактически учебный план, то теперь в стандартах закрепляется конечный результат. Именно достигнутый результат - мерило успешности освоения программ. Это позволяет развивать разнообразные подходы, разные пути достижения результата.
Меняется и система управления высшим образованием. Сфера образования все более тесно сотрудничаем с бизнесом, общественными, научными организациями. И, конечно, среди работодателей одним из главных является государство. Развитие исследовательской и инновационной компоненты требует системных изменений в деятельности большинства российских вузов.
Такие
изменения касаются как организации
исследований на базе вузов, так и
содержания и методов образовательного
процесса. Если раньше серьезные научные
исследования и разработки были прерогативой
узкой группы талантливых ученых
из числа профессорско-
В связи с этим возрастает роль участия студентов в прикладных исследованиях, которые дают различные возможность (рисунок 1).
Рисунок
1 – Участие студентов в
Международный
опыт, как и опыт ведущих российских
исследовательских
Новые
социально - политические и экономические
условия, и новые отношения образования
с потребителями
Рассматривая вопросы внутренней культуры университета, ее важности с управленческой точки зрения, необходимо определить как можно ее развивать и поддерживать, то есть управлять ею. Проблемы организационной культуры студенчества достаточно широко освещаются в научной и деловой литературе. Организационная культура не всегда является позитивной силой, она может создавать трудности для организации в целом.
В основу кадровой политики необходимо положить принципы целевой поддержки наиболее продуктивно работающих ученых, подлинную конкурсность при замещении вакантных должностей, стимулирование конкретных исследовательских результатов.
В области взаимодействия университета с реальным сектором экономики и академической наукой российские вузы должны найти пути построения взаимовыгодных связей с наукой и индустрией, адекватные рыночной экономике. В программах развития вузов должен быть усилен акцент на инновационную компоненту в системе "вуз - предприятие" по сравнению с кадровым обеспечением этих предприятий. Связи с предприятиями могут затрагивать и сам образовательный процесс посредством таких механизмов, как создание базовых кафедр в вузе и исследовательских лабораторий на предприятиях, организация мест практики и проектных учебных лабораторий, привлечение ведущих специалистов производства к ведению спецкурсов и стажировки на производстве для вузовских преподавателей, совместная разработка образовательных программ как для студентов, так и для работников предприятий.
От
университетов можно также
Результативность
развития исследовательской компоненты
в деятельности вузов обусловлена
как совершенствованием собственно
исследовательской
Для реализации
поставленных целей необходима решить
определенные задачи (рисунок 2).
Рисунок 2 - Основные задачи для реализации и развития исследовательской компоненты вуза.
Организационная культура далеко не всегда соответствует потребностям университета на новом для нее этапе развития и условиям внешней среды, поскольку культурные ценности организации и работающих в ней людей обычно отражают то, что было сделано в прошлом. Различия между желаемыми и фактическими культурными нормами и ценностями принято называть культурным разрывом. Когда такой разрыв возникает, появляется необходимость целенаправленного воздействия на организационную культуру студенчества с целью сделать ее более адекватной новым целям и изменившимся внешним условиям.
Практика выращивания организационной культуры студенчества — это целенаправленный процесс, в котором нет мелочей. Поэтому так важно уделять внимание управлению этим процессом. Изменить, трансформировать уже сложившуюся корпоративную культуру непросто. Легко предсказуемые препятствия и сложности связаны с необходимостью изменения приобретенных студентами мотивационных установок, сложившихся отношений, с перераспределением внутриорганизационных ролей и изменением организационных структур, которые в совокупности поддерживают и обеспечивают функционирование традиционной корпоративной культуры.
Организационнаяя университетская культура — это весьма своеобразная форма жизнедеятельности наших организаций, позволяющая говорить об университете как о самоорганизованной системе, построенной на принципах самоценности знания, свободы учения и обучения, что и является конкретным способом реализации идеи университета.
Одной
из особенностей организационной культуры
университета является то, что она должна
быть тесно связана с репутацией и имиджем
вуза — способствовать их укреплению
и развитию. Для формирования адекватной
сегодняшнему дню системы управления
университетской культурой важно понимать,
из каких слагаемых состоит структура
имиджа высшего учебного заведения.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ