Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:55, курсовая работа
Система управления опирается на выработанные и обоснованные методы и принципы. Что такое принципы управления и можно ли в современном производстве обойтись без них? Ведь в прошлом, не зная ни о каких принципах, люди успешно вели свою хозяйственную деятельность. Здесь нужно отметить, что в своей деятельности люди всегда руководствовались определенными принципами, может быть, упрощенными.
В относительно недалеком прошлом не было сложной системы хозяйственных связей, обусловленной развитием специализации и кооперации труда и научно-техническим прогрессом. В современных условиях, не опираясь на досконально обоснованные и проверенные практикой принципы управления, невозможно обеспечить эффективное развитие предприятия и экономики в целом.
Основные принципы определяют философию и стратегию руководства предприятием и его звеньями. В определенной мере они призваны служить рекламой предприятию. На основании выработанных принципов корректируются цели деятельности предприятия, уточняются приоритеты, формулируются его политика, разрабатываются методы. Реализация принципов, целей, приоритетов и политики предприятий осуществляется с помощью соответствующих рабочих методик, инструкций, положений и нормативов.
Перенос центра тяжести в
В начале эксперимента группой
инженеров-исследователей была
Перенос центра тяжести в
Известный теоретик менеджмента Мари Паркер Фоллет (1868-1933гг.) считала, что для успешного управления менеджер должен отказаться от формальных взаимодействий с рабочими, быть лидером, признанным рабочими, а не опирающимся на должностную власть. Её трактовка менеджмента как «искусства добиваться результатов посредством действий других» во главу угла ставила гибкость и гармонию во взаимоотношениях между менеджерами и рабочими. Фоллет считала, что менеджер должен исходить из ситуации и управлять в соответствии с тем, что диктует ситуация, а не с тем, что предписано функцией управления.
Огромный вклад в развитие
бихевиористского направления
Для
творческого и эффективного использование
принципов управления необходимо вскрывать
и всесторонне исследовать
Принципы управления, имея объективный характер, должны иметь правовое оформление, закрепленное в системе нормативных документов, положений, соглашений, договорных обязательств, законодательных актов. Однако при этом характер и формы закрепления принципов управления должны иметь достаточно гибкий характер, чтобы избежать излишней жесткости процедур и формулировок. Это очень важно, поскольку изменение конкретно-исторических условий приводит к изменению действия социально-экономических законов и содержания принципов управления.
Процесс управления должен быть целенаправленным, то есть всегда осуществляться не просто так, а быть ориентированным на решение конкретных проблем, которые стоят в данный момент перед организацией. Любой управленческий процесс должен основываться на принципе последовательности. В ряде случаев последовательность управленческих действий может иметь циклический характер, предполагающий их повторение в том же виде через определенные промежутки времени. Непрерывность осуществления хозяйственных процессов в организации требует соответственно и непрерывности управления ими, контроля и координации деятельности персонала. Последнее требует оптимального сочетания централизованного регулирования и самоуправления отдельных элементов организации. Поскольку саморегулирование осуществляется людьми, оно невозможно без соблюдения такого принципа как учет индивидуальных особенностей и психологии работников, а также закономерностей межличностных отношений и группового поведения.
Для того, чтобы управленческий процесс протекал нормально, необходимо соблюдение такого важного принципа как обеспечение единства прав и ответственности в каждом его звене. Избыток прав по сравнению с ответственностью приводит на практике к управленческому произволу, а недостаток парализует деловую активность и инициативу работников. Здесь важным считается состязательность участников управления на основе личной заинтересованности в успехе, поддерживаемой с помощью разнообразных мотиваторов, таких как материальное поощрение, возможность продвижения по службе, самореализация, получение новых знаний и навыков. В современных условиях управленческий процесс не может быть по-настоящему результативным без соблюдения такого принципа как максимально широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений, поскольку решения, в которые вложен собственный труд и идеи, будут реализовываться с большей активностью и заинтересованностью.
Цель задания: применение социально-психологических методов в конкретной ситуации.
Содержание ситуации: вам поручено управлять группой из четырех человек. Эта группа новая. Три человека пришли в нее из других секций, а четвертый только что принят на работу.
При поверхностном взгляде группа достаточно хорошо справляется с должностными обязанностями, большинство работников трудолюбивы и усердно работают. До сих пор не возникло ссор или споров. Кажется, что они довольны. Тем не менее, вы озабочены тем, что в целом достижения не так высоки, как могли бы быть. Но очевидных затруднений в работе нет. Ситуация выглядит так, что каждый работает индивидуально и взаимодействие между ними отсутствует.
Вы подняли этот вопрос и
попросили работников
Какие
шаги вы могли бы предпринять, чтобы
улучшить положение?
Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием, как организации, так и условий труда
Результаты труда во многом зависят от
целого ряда психологических факторов.
Умение учитывать эти факторы и с их помощью
целенаправленно воздействовать на отдельных
работников может помочь руководителю
сформировать коллектив с едиными целями
и задачами. Зная особенности поведения,
характера каждого отдельного человека,
можно прогнозировать его поведение в
нужном для коллектива направлении. Это
связано с тем, что каждой группе свойствен
свой психологический климат, поэтому
существенным условием образования и
развития трудовых коллективов является
соблюдение принципа психофизиологической
совместимости.
1.Убеждение. Руководитель должен максимально полно учитывать природу человеческого поведения и человеческих отношений в процессе совместной деятельности. Понимание руководителем рассматриваемого предприятия биологической природы и внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива• постоянно действующие производственные.
2. Цели. Нужно объединить цели каждого работника, чтобы они совпадали с целями всей группы. Ясно максимально конкретно поставить цели.
3. Мотивация персонала. Мотивация — один из способов повышения производительности труда. Мотивация труда персонала является ключевым направлением кадровой политики любого предприятия. Наиболее эффективной системой мотивации о сотрудников, является "мотивация на результат". Мотивация персонала позволяют существенно улучшить эффективность и производительность работы компании. Большинство теоретиков систем мотивации приходили к выводу, что только мотивация на результат, является совершенной системой, т.к. обосновывает бизнесу выплаты вознаграждений, а сотрудникам дает возможность получать и увеличивать доход в четкой зависимости к приложенным усилиям. Выделяют следующие виды мотивации персонала:
4.Подчинение личных интересов общим. Интересы работников должны быть направлены на выполнения интересов всей группы и не должны превалировать над ними.
5 .Корпоративный дух. Сила группы в единстве всех работников предприятия. Это нужно еще для того, чтобы новый работник быстрее вошел в коллектив. И команда работала как единое целое.
6. Инициатива. Раскрепощение инициативы рассматривается как средство мотивации персонала. Менеджер должен поощрять этот процесс.
7. Наличие рациональной системы оплаты труда. Не следует сводить вознаграждение только к увеличению оплаты труда. Вознаграждение должно быть справедливым и достаточным к мотивации к труду
.
Примером социально-психологических методов управления может служить удовлетворение и стимулирование персонала. Чтобы сохранить хороших работников, следует следить, чтобы они были счастливы и довольны, стараться их стимулировать для лучшего выполнения ими работы, что, в свою очередь, принесёт пользу компании.
Социологические
исследования показывают, что наибольший
вес среди форм мотивации имеет оклад
и индивидуальная надбавка, а затем уже
следуют различные виды премий, на фоне
других выделяются медицинское страхование,
возможность получения кредитов и материальная
помощь. Значимыми так же являются следующие
мотивационные формы: хороший моральный
климат в коллективе, карьера, хорошие
условия труда, оплата путевок, социальные
отпуска. Среди наиболее возможных факторов
де мотивации выделяются: нарушение негласного
контракта, не использование каких-либо
навыков сотрудника, которые он сам ценит.
Игнорирование идей и инициативы; отсутствие
чувства причастности к компании, отсутствие
ощущения достижения, не видно результатов,
нет личного и профессионального роста,
отсутствие признания достижений и результатов
со стороны руководства и коллег, отсутствие
изменений в статусе сотрудника.
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М., 2005г.
2.
Веснин В.Р. Основы