Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:30, контрольная работа
Широко распространена точка зрения, в соответствии с которой менеджмент рассматривается как универсальный вид человеческой деятельности, поскольку направленное на достижение целей руководство использованием ресурсов и стремление к высокой производительности имеют место в любой коммерческой и некоммерческой организации.
Полномочия и ответственность связаны с делегированием. Делегирование - это передача задач и полномочий лицу, принимающему на себя ответственность за их выполнение. Пределы полномочий устанавливаются должностным инструкциями, процедурами, правилами, письменными или устными распоряжениями руководителя.
Отношение к делегированию полномочий во многом характеризует политику
руководства (от стиля управления до организационной структуры предприятия). Можно сказать, что отношение к делегированию определяет степень децентрализации управления. В чем проявляются основные преимущества делегирования полномочий?
1)·Возможность
для руководителя заниматься
стратегическими,
2)·более эффективное управление за счет принятия оперативных решений на
уровнях, соответствующих рассматриваемой проблеме;
3) дополнительная
мотивация подчиненных,
4) профессиональный рост подчиненных, становление молодых руководителей. Вместе с тем делегирование полномочий становится эффективным инструментом управления при выполнении ряда условий:
- Передача задач
обязательно должна
- При передаче
задач и полномочий
подчиненный принимает на себя ответственность.
Принцип "полномочия и ответственность" подразумевает, кроме всего прочего, баланс между двумя этими понятиями. Ведь полномочия без ответственности (мечта подчиненного) так же неэффективны, как и ответственность без полномочий (мечта руководителя).
Говоря о сбалансированном управлении, следует помнить также, что понятия
"полномочия" и "власть" не тождественны, как не тождественны утверждения "имею право" и "могу". Менеджер, имеющий полномочия без власти столь же неэффективен, сколь опасен менеджер, имеющий власть без полномочий. При передаче управленческих задач подчиненным различают несколько видов полномочий.
Линейные полномочия – это полномочия, передаваемые непосредственным подчиненным, необходимые последним для выполнения ими своих прямых служебных (производственных) задач. Например, директор распределяет полномочия между своими заместителями по науке, производству, финансам и т.д. В свою очередь, зам. директора по производству распределяет полномочия между начальниками цехов и так далее.
Рекомендательные
полномочия – это такие
Обязательные согласования – это полномочия, которыми наделены некоторые работники аппарата, позволяющие им поддерживать или отклонять проекты готовящихся решений.
Параллельные полномочия – это один из элементов контроля. Финансовые решения, например, санкционируются двумя лицами. Кроме того, параллельные полномочия широко используются для уравновешивания власти в системе государственного управления. Президент и парламент, верхняя и нижняя палаты парламента и т.д. Можно утверждать, что умение делегировать полномочия во многом определяет квалификацию и зрелость менеджера.
Принципы менеджмента отражают прогрессивную практику и теорию, первые попытки создания которой были предприняты еще в начале XX века. Речь идет о классификации принципов, сформулированной такими признанными специалистами в области организации управления, как Ф. Тейлор, Г. Эмерсон и др. Обобщенно эти принципы можно сформулировать таким образом:
— наличие ясной цели деятельности;
— распределение работ в соответствии с целью деятельности;
— авторитетное и компетентное руководство;
— единство руководства и распорядительства;
— четкая регламентация порядка работы, наличие норм и образцов;
— делегирование полномочий;
— жесткая внутренняя дисциплина;
— централизация и внутренняя иерархия;
— нормальные условия работы;
— поощрение инициативы персонала;
— контроль.
Суммируя мнения специалистов в области управления, английский теоретик
менеджмента Р. Фелк называет следующие основные принципы рациональной организации.
— Необходимо четко определить, в чем заключаются административные обязанности, и выяснить, кто за что отвечает.
— Каждое подразделение должно иметь одну основную обязанность.
— Оно должно представлять собой организационное целое, руководимое одним административным работником.
— Число сотрудников, подчиненных одному администратору, должно составлять от 5 до 8 человек, за исключением особых случаев.
— Второстепенные обязанности следует группировать с учетом тех возможностей, которыми обладают кадры, и их задачи должны быть четко определены.
— Необходимо проводить различие между непосредственными и функциональными обязанностями, причем следует ясно изложить методы коммуникации для функциональных специалистов.
— Необходимо в максимальной степени децентрализовать оперативную ответственность, одновременно принимая меры для обеспечения административного контроля.
Категории менеджмента - это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации
Основные категории менеджмента - это объект, субъект, функции, виды, методы и принципы.