Принципы категории и законы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:30, контрольная работа

Краткое описание

Широко распространена точка зрения, в соответствии с которой менеджмент рассматривается как универсальный вид человеческой деятельности, поскольку направленное на достижение целей руководство использованием ресурсов и стремление к высокой производительности имеют место в любой коммерческой и некоммерческой организации.

Файлы: 1 файл

теория менеджмента.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

Полномочия  и ответственность связаны с  делегированием. Делегирование - это передача задач и полномочий лицу, принимающему на себя ответственность за их выполнение. Пределы полномочий устанавливаются должностным инструкциями, процедурами, правилами,  письменными или устными распоряжениями руководителя.

Отношение к  делегированию полномочий во многом характеризует политику

руководства (от стиля управления до организационной  структуры предприятия). Можно сказать, что отношение к делегированию определяет степень децентрализации управления. В чем проявляются основные преимущества делегирования полномочий?

1)·Возможность  для руководителя заниматься  стратегическими, перспективными задачами;

2)·более эффективное управление за счет принятия оперативных решений на

уровнях, соответствующих  рассматриваемой проблеме;

3) дополнительная  мотивация подчиненных, стимулирование  их инициативы;

4) профессиональный  рост подчиненных, становление  молодых руководителей. Вместе с тем делегирование полномочий становится эффективным инструментом управления при выполнении ряда условий:

- Передача задач  обязательно должна сопровождаться  передачей полномочий – ограниченного права использовать ресурсы (материальные, финансовые, людские, информационные и пр.), необходимые для решения этих задач.

-  При передаче  задач и полномочий руководитель  должен убедиться, что

подчиненный принимает  на себя ответственность.

Принцип "полномочия и ответственность" подразумевает, кроме всего прочего, баланс между двумя этими понятиями. Ведь полномочия без ответственности (мечта подчиненного) так же неэффективны, как и ответственность без полномочий (мечта руководителя).

Говоря о  сбалансированном управлении, следует  помнить также, что понятия

"полномочия" и "власть" не тождественны, как не тождественны утверждения "имею право" и "могу". Менеджер, имеющий полномочия без власти столь же неэффективен, сколь опасен менеджер, имеющий власть без полномочий. При передаче управленческих задач подчиненным различают несколько видов полномочий.

     Линейные  полномочия – это полномочия, передаваемые непосредственным подчиненным, необходимые последним для выполнения ими своих прямых служебных (производственных) задач. Например, директор распределяет полномочия между своими заместителями по науке, производству, финансам и т.д. В свою очередь, зам. директора по производству распределяет полномочия между начальниками цехов и так далее.

     Рекомендательные  полномочия – это такие полномочия, которыми наделены некоторые работники аппарата (советники, консультанты), суть которых в подготовке проектов решений для руководителя.

     Обязательные  согласования – это полномочия, которыми наделены некоторые работники аппарата, позволяющие им поддерживать или отклонять проекты готовящихся решений.

     Параллельные  полномочия – это один из  элементов контроля. Финансовые решения, например, санкционируются двумя лицами. Кроме того, параллельные полномочия широко используются для уравновешивания власти в системе государственного управления. Президент и парламент, верхняя и нижняя палаты парламента и т.д. Можно утверждать, что умение делегировать полномочия во многом определяет квалификацию и зрелость менеджера.

Принципы менеджмента  отражают прогрессивную практику и теорию, первые попытки создания которой были предприняты еще в начале XX века. Речь идет о классификации принципов, сформулированной такими признанными специалистами в области организации управления, как Ф. Тейлор, Г. Эмерсон и др. Обобщенно эти принципы можно сформулировать таким образом:

— наличие ясной  цели деятельности;

— распределение  работ в соответствии с целью  деятельности;

— авторитетное и компетентное руководство;

— единство руководства  и распорядительства;

— четкая регламентация  порядка работы, наличие норм и  образцов;

— делегирование  полномочий;

— жесткая внутренняя дисциплина;

— централизация  и внутренняя иерархия;

— нормальные условия  работы;

— поощрение  инициативы персонала;

— контроль.

Суммируя мнения специалистов в области управления, английский теоретик

менеджмента Р. Фелк называет следующие основные принципы рациональной организации.

— Необходимо четко  определить, в чем заключаются  административные обязанности, и выяснить, кто за что отвечает.

— Каждое подразделение  должно иметь одну основную обязанность.

— Оно должно представлять собой организационное целое, руководимое одним административным работником.

— Число сотрудников, подчиненных одному администратору, должно составлять от 5 до 8 человек, за исключением особых случаев.

— Второстепенные обязанности следует группировать с учетом тех возможностей, которыми обладают кадры, и их задачи должны быть четко определены.

— Необходимо проводить  различие между непосредственными  и функциональными обязанностями, причем следует ясно изложить методы коммуникации для функциональных специалистов.

— Необходимо в  максимальной степени децентрализовать оперативную ответственность, одновременно принимая меры для обеспечения административного контроля.

Категории менеджмента - это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации

Основные категории  менеджмента - это объект, субъект, функции, виды, методы и принципы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Общие закономерности менеджмента  проявляются в действии механизма управления, в системе сбора, передачи, отработки информации и т.д., но сущность управления всегда неразрывно связана с самой управляемой системой, с её специфическими закономерностями.  
Таким образом, сущность управления может быть раскрыта на основе использования достижений различных наук, изучающих отдельные стороны управления, сущность управляемой системы, её многообразные аспекты.  
Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления. То есть управление организацией осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют «линию» поведения менеджера. Принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.  
Таким образом, принципы управления отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека, иначе говоря, они объективны. Вместе с тем, каждый из принципов — это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познаний общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они имеют субъектный характер. Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем точнее знание, тем эффективнее деятельность руководителя в сфере управления. 
Закономерности и законы менеджмента выражают наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые в свою очередь отражают относительно устойчивые взаимосвязи между элементами управления в организации. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ  
1. Законы и закономерности менеджмента [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.management-zifa.ru/ 
2. Законы, закономерности и принципы менеджмента [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.menedjment-online.ru/ 
3. Казанцев А.К. Менеджмент в предпринимательстве: Учеб. пособие [Текст] / А.К.Казанцев, А.А. Крупанин. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 230 с. 
4. Квартальнов В. А. Стратегический менеджмент в туризме: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999. – с. 496. 
5. Лигинчук Г.Г. Основы менеджмента: Учебное пособие. - М.: Дело, 2003.-с.298. 
6. Объективные законы развития менеджмента. Принципы менеджмента [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/management/ 
7. Основы теории управления: Учеб. пособие [Текст] / Под ред. В.Н.Парахиной, Л.И.Ушвицкой. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 560 с. 
8. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов/Под ред. М.П. Переверзев. – М.:ИНФРА-М, 2007. – с.240.


Информация о работе Принципы категории и законы менеджмента