Принципы и функции менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:10, контрольная работа

Краткое описание

Большинство людей планирует свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), затем организует ресурсы, которые потребуются для выполнения их плана. По мере движения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили ранее. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций. Т.е. управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.

Файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 42.50 Кб (Скачать)


Принципы и функции менеджмента:

Большинство людей планирует свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), затем организует ресурсы, которые потребуются для выполнения их плана. По мере движения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили ранее. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций. Т.е. управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.

Функции менеджмента - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работы и контроль деятельности

Функции управления можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект. Принято считать, что в процессе управления выполняются следующие основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.

Функция планирования. По сути, в процессе планирования принимается решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены» чтобы достичь этих целей. Это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться. Один из наиболее распространенных инструментов, который используется при планировании, - это бюджетный метод. С его помощью можно наглядно представить приток и отток, наличности, капитала и других ресурсов. Другой прием техники планирования - это анализ окупаемости. При помощи аналитических данных об окупаемости можно наиболее точно просчитать и соотнести затраты, доходы и производственные мощности.

Функция организации. В любом плане всегда есть этап создания реальных условий для достижения запланированных целей. Организация как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности любой организации. Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. Поскольку всю работу выполняют люди, функция управления как организация позволяет определить, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества заданий и какие для этого потребуются средства.

Функция мотивации. Поведение человека всегда мотивировано. Он может трудиться усердно, с воодушевлением и энтузиазмом, а может уклоняться от работы. Поведение личности может иметь и любые другие проявления. Всегда следует искать мотив поведения.

Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.

 

 

 

Принципы менеджмента – основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществле­нию своих управленческих функций. 
Эти принципы – от­ражение объективных закономерностей практики управле­ния. Они определяют требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, уста­навливаются взаимоотношения между его уровнями, меж­ду организациями и государством, применяются те или иные методы управления.
Ведущий принцип менеджмента – оптимальное соче­тание централизации и децентрализации управления. Его применение на практике означает, что за высшим уровнем управления закрепляются вопросы стратегического харак­тера, а за низовыми звеньями – оперативное управление. Реализация этого принципа решает проблему оптимально­го распределения полномочий при принятии управленчес­ких решений.
Из этого основного принципа вытекают и другие:
- принцип умелого использования единоначалия и кол­легиальности в управлении означает, что каждый ра­ботник строго отвечает за свой участок работы, за принятие им на своем уровне решения. Всю полно­ту ответственности за работу организации несет одно лицо – управляющий, директор, президент корпо­рации. В то же время к выработке управленческих решений привлекаются руководители разного уров­ня и разных подразделений, а также исполнители конкретных решений. Этим обеспечивается объектив­ность, большая обоснованность принимаемых реше­ний;
- принцип научной обоснованности управления означа­ет, что управление должно осуществляться на основе применения науки;
- принцип плановости означает, что деятельность орга­низации, как текущая, так и перспективная, должна планироваться;
- принцип сочетания прав, обязанностей и ответствен­ности, т.е. работник должен нести ответственность только за те задачи, которые попадают в сферу предоставленных ему полномочий (прав принимать ре­шения);
- принцип демократизации управления. В современной экономике исполнители обладают высоким профес­сионализмом, образованием и квалификацией, а так­же общей культурой и потребностью участвовать в управлении производством. Привлечение персонала к управлению организацией есть реализация данного принципа.
Не следует полагать, что принципы есть некая догма. Экономическая жизнь общества не стоит на месте, она ме­няется, а вместе с изменением реалий хозяйствования пре­терпевают изменения и правила управления.
Так, на рубеже XIX–XX вв. основатель школы научно­го менеджмента Ф. Тейлор сформулировал четыре прин­ципа управления индивидуальным трудом рабочих:
- научный подход к выполнению каждого элемента ра­боты;
- научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;
- кооперация с рабочим;
- разделение ответственности за результаты между ме­неджерами и рабочими.

Основатель классической административной школы уп­равления А. Файоль в книге «Общее и промышленное уп­равление», опубликованной в 1916 г., сформулировал следую­щие четырнадцать принципов управления:

1. Разделение труда  – специализация работ, необходимая для эффектив­ного использования рабочей силы.
2. Полномочия и ответственность – каждому работнику должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за порученную работу.
3. Дисциплина – рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством, менеджеры должны приме­нять справедливые санкции к нарушителям норм порядка.
4. Единоначалие – работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником.
5. Единство действий – все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану.
6.  Подчиненность интересов – интересы организации имеют преимущество перед интересами личности.
7. Вознаграждение персонала – получение работниками справедливого вознаграж­дения за свой качественный труд.
8. Централизация – организация должна иметь управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной про­порции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться про­порционально ответственности.
9. Скалярная цепь (линия власти) управления – неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»).
10. Порядок – рабочее место  для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте.
11. Справедливость – установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи.
12. Стабильность персонала – установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, поскольку высокая текучесть снижает эффективность.
13. Инициатива – поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ
14. Корпоративный дух – гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий (в единстве – сила).
В дополнение к выделенным А. Файолем принципам, проверен­ным последующей практикой, эволюция менеджмента позволила добавить следующие:
- принцип системности, предполагающий использование методо­логии системного подхода вуправлении;
- принцип компетентности, состоящий в необходимости знания менеджером системы управления;

Наряду с общими принципами управления выделяют частные (специальные) принципы,соблюдение которых позволяет регулиро­вать отдельные управленческие процессы и стороны управления с учетом специфики и характера деятельности организации, отрасле­вой специализации. Так, в сфере образовательной деятельности принципы управления носят особый характер. Принципы управле­ния в этой отрасли подразумевают основные руководящие положе­ния, на которые ориентируются руководители образовательной орга­низации и которые определяюттребования, содержание, структуру, организацию процессов обучения и воспитания будущих специали­стов. 
-  принцип иерархичности, предполагающий выделение уровней управления на основевертикального разделения управленчес­кого труда и подчинение низших уровней управлениявысшим;
- принцип выделения ведущего звена, предполагающий выбор наиболее значимой цели и наиболееважных ресурсов для ее достижения;
- принцип совершенствования, предусматривающий трансфор­мацию организационной структуры, функций и методов уп­равления по мере изменения объекта управления и состояния внешней среды.

 



Информация о работе Принципы и функции менеджмента