Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 15:00, аттестационная работа
ОАО «Нелидовский ДОК развивается за счет модернизации существующих производственных процессов, организации новых производств, оптимизации номенклатуры продукции, совершенствования организации труда и увеличения производительность труда.
В цехах основного производственного назначения размещено и действует технологическое оборудование, представленное такими мировыми лидерами, как: “ RAUTE” Финляндия, “ HASHIMOTO DENKICO ” LTD ” Япония, “ KREMONA ” Италия, “ VALENTI ” Италия и т.д.
Общая характеристика ОАО «Нелидовский ДОК» …………………………….3
Миссия, цели и персонал предприятия ОАО «Нелидовский ДОК» ……….….5
Характеристика организационной структуры по А. Файолю …………………6
Характеристика организационной структуры по Л. Эрвику …….………….13
Характеристика предприятия по М. Веберу ………………………………..20
Категория организации по Джоан Вудворд ………………………………..23
Характеристика организации с точки зрения энвайроменталистского детермини(согласно исследованиям Т.Бёрнса и Д.Столкера) ……………….. 26
Анализ внешней среды организации согласно классификации Р.Данкана …..28
Описание основных структурных форм организации ……………………..30
Анализ организации с точки зрения современных представлений (по Г.Минцбергу) …………………………………………………………………..…..32
Анализ руководящего стиля или системы в организации (по Лайкерту) …..….40
Анализ факторов удовлетворенности и неудовлетворенности (согласно мотивационно-гигиенической теории Герцберга) ………………………….…...41
Вывод ………………………………………………………………………….…...42
Список литературы ………………………………………………………………..43
Министерство образования Российской Федерации
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева
Кафедра менеджмента и маркетинга
Зачетная работа по организационному поведению
На тему: «Принципы А. Файоля и Л. Эрвика
на предприятии ОАО «Нелидовский ДОК»»
Хачатурова В. М.
Москва, 2010 г.
Содержание:
Общая характеристика ОАО «Нелидовский ДОК» …………………………….3
Миссия, цели и персонал предприятия ОАО «Нелидовский ДОК» ……….….5
Характеристика организационной структуры по А. Файолю …………………6
Характеристика организационной структуры по Л. Эрвику …….………….13
Характеристика предприятия по М. Веберу ………………………………..20
Категория организации по Джоан Вудворд ………………………………..23
Характеристика организации с точки зрения энвайроменталистского детермини(согласно исследованиям Т.Бёрнса и Д.Столкера) ……………….. 26
Анализ внешней среды организации согласно классификации Р.Данкана …..28
Описание основных структурных форм организации ……………………..30
Анализ организации с точки зрения современных представлений (по Г.Минцбергу) …………………………………………………………………..…..
Анализ руководящего стиля или системы в организации (по Лайкерту) …..….40
Анализ факторов удовлетворенности и неудовлетворенности (согласно мотивационно-гигиенической теории Герцберга) ………………………….…...41
Вывод ………………………………………………………………………….…
Список литературы ………………………………………………………………..43
Общая характеристика ОАО «Нелидовский ДОК»
ОАО «Нелидовский ДОК» - это одно из старейших деревообрабатывающих предприятий Центрального региона Российской Федерации. Основными видами выпускаемой продукции ОАО «Нелидовский ДОК» являются:
- фанера березовая марок ФК и ФСФ
- плиты древесноволокнистые твердые (ДВП твердые)
- заготовки гнутоклеенные (латофлексы)
Датой возникновения ОАО «Нелидовский ДОК» считается 1907 год, когда была построена и пущена в эксплуатацию первая производственная часть - двухрамная лесопилка фабриканта Л.А. Андрезена, располагавшаяся рядом с территорией сегодняшнего комбината. За время своей деятельности лесопилка преобразовалась в лесопильный завод.
За прошедшее время завод претерпевал изменения, как в расширении номенклатуры выпускаемой им продукции, так и в порядке подчиненности различным Министерствам.
Во время Великой Отечественной Войны 1941-1945г.г. завод был практически полностью разрушен.
В 1943 году завод начал возрождаться как домостроительный комбинат, с полным циклом всех производств переработки древесины, рассчитанный на сырьевую базу Нелидовского и Бельского районов.
Это означало объединение под единым началом лесопиления, деревообработки, производства фанеры.
Следующим этапом в развитии ОАО «Нелидовский ДОК» стал пуск в эксплуатацию собственной ТЭЦ, затем цеха по производству древесноволокнистых плит (ДВП) и различных подсобных производств.
В отличии от многих других существующих производителей вся продукция ОАО «Нелидовский ДОК» изготавливается с соблюдением технологии производства под постоянным контролем качества. В связи с этим продукция ОАО «Нелидовский ДОК» надежна и нетоксична, что подтверждается государственными сертификатами.
За долгие годы работы предприятие заслужило репутацию надежного и качественного поставщика не только в России, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Этот показатель складывается из целого ряда сильных сторон комбината:
Широкий ассортимент продукции
Оперативность и точность отгрузок
Гибкая ценовая политика
Высокий контроль качества продукции
Высокий уровень подготовки персонала
На складах готовой продукции ОАО «Нелидовский ДОК», которые расположены в городе Нелидово Тверской области, организована механизированная погрузка готовой продукции на автомобильный и железнодорожный транспорт.
В настоящее время ОАО «Нелидовский ДОК» включает в себя следующий комплекс производств:
-производство фанеры
-производство древесноволокнистых плит (ДВП твердая);
-производство гнутоклеенных мебельных заготовок (латофлексы);
-выработка теплоэнергии на основе использования биотоплива и предоставление услуг коммунально-бытовым и социально-бытовым потребителям
ОАО «Нелидовский ДОК развивается за счет модернизации существующих производственных процессов, организации новых производств, оптимизации номенклатуры продукции, совершенствования организации труда и увеличения производительность труда.
В цехах основного производственного назначения размещено и действует технологическое оборудование, представленное такими мировыми лидерами, как: “ RAUTE” Финляндия, “ HASHIMOTO DENKICO ” LTD ” Япония, “ KREMONA ” Италия, “ VALENTI ” Италия и т.д.
Миссия, цели предприятия ОАО « Нелидовский ДОК»
Миссия: Производство высококачественной, конкурентоспособной продукции, которая приносит намечаемую прибыль.
Цели:
Удовлетворение запросов и ожиданий потребителей
Предоставление услуг коммунально-бытовым и социально-бытовым потребителям
Привлечение инвестиций
Поиск партнёров по оптовой и розничной торговле
Персонал предприятия ОАО « Нелидовский ДОК»
Численность работников составляет 1146 человек.
6,98% работников имеют высшее профессиональное образование
34,9% работников имеют среднее профессиональное образование
20% работников имеют начальное профессиональное образование
23,21% работников имеют общее среднее образование
14,83% работников имеют неполное среднее образование [2]
Анализ ОАО «Нелидовский ДОК» на основе принципов
Анри Файоля
1. Разделение труда. Процесс труда разделён на отдельные стадии
До того момента, как комбинат был не автоматизирован, данный принцип работал, но так как в настоящее время на ОАО «Нелидоский ДОК» труд людей заменился машинным, то разделение труда не работает. [3]
2. Принцип власти. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть её составляющая противоположность. Где даются полномочия – там возникает ответственность.[3]
Начальники отделов несут ответственность за выполнение своей работы а также берут на себя ответственность за решения и выполнение чего-либо своими подчинёнными.
Пример: Начальник склада в праве:
1. Принимать решения в пределах своей компетенции.
2. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.
3. Подавать предложения по совершенствованию своей работы.
Обязанности:
1. Знать правила и порядок хранения и складирования товарно-материальных ценностей.
2. Обеспечивать сохранность складируемых товарно-материальных ценностей, соблюдение режимов хранения, ведение учета складских операций.
3. Обеспечивать соблюдение правил оформления и сдачи приходно-расходных документов, составлять установленную отчетность.
4. Следить за наличием и исправностью противопожарных средств, состоянием помещений, оборудования и инвентаря на складе и обеспечивать их своевременный ремонт.
5. Участвовать в проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей.
6. Знать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, установленных действующим законодательством РФ.
2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в пределах, установленных действующим законодательством РФ.
3. За причинение материального ущерба компании – в пределах, установленных действующим трудовым законодательством РФ.
4. Несет материальную ответственность за вверенные ему товарно-материальные ценности.
3. Дисциплина. Уважение установленных порядков, выполнение и следование нормам порядка.[3]
На ОАО «Нелидовский ДОК» действуют правила внутреннего распорядка. Их целью является: способствовать укреплению трудовой дисциплины, рациональному использованию рабочего времени, достижению высокого качества работ, повышению производительности труда и воспитанию у работников ответственности за результаты работы организации.
Пример: Работники комбината должны:
- добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, возложенные на них трудовым договором
- бережно относиться к имуществу организации, в том числе к находящимся в его пользовании оргтехнике и оборудованию, использовать оборудование правильно и по назначению
- бережно относиться к вверенной документации
- не разглашать ставшие ему известными в связи с работой в Организации сведения, относящиеся к коммерческой тайне
- соблюдать требования противопожарной безопасности, охраны и гигиены труда, производственной санитарии
За нарушения трудовой дисциплины применяется:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение по соответствующим основаниям
4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного начальника.
Выполнение данного принципа можно отчетливо проследить по организационной структуре рассматриваемого предприятия. У каждого цеха, отдела, сектора есть свой один непосредственный начальник, который и отдает приказы.
Пример:
Генеральный директор
Главный инженер
Начальник отдела главного механика
5. Единство направления. Группы людей должны быть объединены одной целью, которая направлена на достижение общей цели.[3]
У каждого подразделения существуют конкретные цели, которые не противоречат цели организации.
Пример:
Цель производственного отдела - производство продукции.
Цель лесопильного цеха - подготовка и обработка материалов для дальнейшего производства продукции. В лесопильном цехе производятся продольный раскрой брёвен и брусьев, а также продольный раскрой не обрезных досок и их торцовка.
Цель подразделения СБ – защита интересов и охрана собственности предприятия.
Цель отдела главного механика - поддержание действующего оборудования предприятия в исправном рабочем состоянии путем своевременного качественного ремонтного и технического обслуживания.
Цель энергетического подразделения – полное обеспечение энергией всего предприятия.
Цель отдела охраны труда и экологии - выявление опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.
Проведение анализа состояния и причин производственного травматизма, профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний.
Цель отдела кадров – подготовка и набор специалистов.
Цель ОАО « Нелидовский ДОК» - производство высококачественной, конкурентоспособной продукции для обеспечения стабильного финансового положения предприятия.
Следовательно, данный принцип в этой организации прослеживается.
6. Подчинение индивидуальных интересов общим. Цели каждого отдельного работника не должны ставиться выше целей всего предприятия.[3]
Пример: Очень часто комбинату поступают заказы от мебельных заводов на плиты ДВП. Чтобы уложиться к сроку поставок и не снизить основное производство, рабочие задерживаются, а иногда выходят и в выходные дни.
7. Вознаграждение персонала. Справедливая оплата труда.[3]
За добросовестное выполнение своих обязанностей, повышение производительности труда, перевыполнение планов на ОАО «Нелидовский ДОК» практикуются следующие меры поощрения работников:
- премии
- вручение набольших подарков
- выдача свидетельств о достижениях
На мой взгляд, принцип работает, но было бы неплохо проводить своего рода конкурсы между цехами, тем самым дополнительным образом стимулируя работников.
8. Централизация. Степень вовлечённости сотрудников в процесс принятия управленческих решений.[3]
На ОАО «Нелидовский ДОК» вопросы, касающиеся производственного процесса и его управления, решаются генеральным директором, т.е. мы видим централизацию. Но прежде чем принять решения проводятся собрания вместе с начальниками отделов и цехов. Они могут выдвигать свои предложения по поводу решения определённой проблемы. В некоторых случаях начальники отделов сами могут принимать решения. Например, по желанию заказчиков начальник производства может поменять очередь поставок. Или при выборе кандидатов на определённую должность, например, прессовщик цеха ДВП, отдел кадров и начальник производственного отдела будут заниматься этим вопросом - децентрализация.
9. Скалярная цепь. Ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, и по цепочке вниз до низового звена.[3]
Этот принцип прослеживается, исходя из организационной структуры управления. Например, при осмотре цеха было обнаружено, что из строя вышел фрезерно-пильный станок. Тогда начальник отдела главного механика даёт распоряжение устранить неполадку своему заместителю по техническому обеспечению, тот в свою очередь поручает это мастеру цеха, передающему распоряжение бригадиру, который доводит информацию до ремонтника.
10. Порядок. Каждый работник должен иметь своё рабочее место и каждый работник должен находиться на своё рабочем месте.[3]
Для каждого работника предприятия существует строго определенное место работы, обусловленное технологическим процессом, и оборудовано данное место согласно технике безопасности и требованиями технологии производства. Например, основным рабочим местом слесаря-сборщика является верстак или сборочный стол. Вовремя работы слесарь-сборщик обязан в течение всего рабочего дня полностью использовать все рабочее время, не отвлекаясь от работы, и не отлучаться с рабочего места без разрешения мастера, использовать инструмент только по его назначению и предохранять его от повреждений и загрязнения; строго соблюдать правила техники безопасности. По окончании работы слесарь-сборщик должен привести в порядок рабочее место (оборудование, верстак, станки, а также прилегающую к ним площадь), тщательно очистив его от стружки и мусора.
11. Справедливость. Соотношение доброты и справедливости по отношению к работнику. [3]
На ОАО «Нелидовский ДОК» есть программы различной социальной направленности:
Оказание материальной помощи
Выдача премий
Выдаются подарки детям сотрудников
Выдаются подарки сотрудникам к профессиональному празднику
Наказания применяются достаточно редко. В основном это относится к нарушителям трудовой дисциплины. Например, для курения отведены специальные места. Если работник нарушает это требование, то возможен вариант лишения премии, а бывает и вплоть до увольнения. Я считаю эти меры справедливыми, так как в цехах, где ведутся деревообрабатывающие работы, должны строго соблюдаться меры пожарной безопасности.
12. Стабильная занятость. На своём рабочем месте работник должен быть занят. [3]
Я считаю, что данный принцип соблюдается. Так как ОАО «Нелидовский ДОК» имеет в наличие собственную ТЭЦ, это создает отличные условия для бесперебойного производства. Кроме того регулярные заказы из стран ближнего зарубежья способствуют постоянной работе каждого сотрудника.
13. Инициатива - предоставление возможности работникам проявлять личную инициативу.[3]
На ОАО «Нелидовский ДОК» разрабатываются различные проекты по модернизации действующего производства. Но инициатива работников в производственном процессе не проявляется. Планы выполнения работы чётко определены. С другой стороны по инициативе руководства предприятия отходные материалы от производства идут на снабжение населения дешевым дровами. Таким образом, принцип выполняется частично.
14. Корпоративный дух - традиции, согласие, командный дух организации.[3]
На мой взгляд, в ОАО «Нелидовский ДОК» есть корпоративный дух.
Организация имеет свою фирменную символику. Каждый год для детей сотрудников устраиваются Новогодние ёлки. Регулярно проводятся дружеские матчи по футболу.
Характеристика организационной структуры по Л. Эрвику.
1. Принцип цели.
Общая цель организации - это смысл её существования, миссия.
Миссия ОАО «Нелидовский ДОК» - производство высококачественной, конкурентоспособной продукции, которая приносит намечаемую прибыль.
2. Принцип специализации - каждая группа выполняет свою конкретную функцию.[4]
У каждого подразделения или отдела есть своя конкретная функция или специализация. Их деятельность не пересекается, но направлена на достижение общей цели.
Пример:
Лесопильный цех - подготовка и обработка материалов для дальнейшего производства продукции.
Фанерный цех – производство фанеры и заготовок гнутоклееных мебельных (латофлексы).
Производство фанеры начинается с прихода сырья на завод. Фанерное сырье – это кряж (бревна определенной длины). Перед началом переработки фанерный кряж поступает в пропарочные бассейны, чтобы затем его было легко разлущивать. Пропаренный фанерный кряж поступает на торцовку в нужный размер по длине и затем на лущильный станок, где получают лущеный шпон нужной толщины в виде листов в размер будущей фанеры. Затем шпон сушится до определенной влажности, для того чтобы его можно было склеивать между собой, сортируется по качеству и определяется куда он пойдет (на лицевые стороны или на внутренние слои). Подготовленный шпон поступает на оборудование, где на него наносится клей и формируется лист фанеры нужной толщины и сортности. Затем набранный пакет поступает в многопрофильный пресс, где и склеивается при высокой температуре. После склеивания полученный лист обрезается в размер, шлифуется по необходимости и окончательно сортируется и маркируется. По завершению процесса производства фанера упаковывается и отправляется на склад готовой продукции.
3. Принцип координации означает, что в организации существуют механизмы, способствующие координации усилий.[4]
Данный принцип на предприятии выполняется.
Пример: Работа координационных механизмов:
Стандартизация рабочего процесса. На предприятие есть технологический регламент, в котором детально прописан весь производственный процесс.
Работа на складах сырья связана с опасностями при перемещении и складировании тяжелых грузов. Наибольшая скорость передвижения состава на складе не должна превышать 5 км/ч. На участке гидротермической обработки сырья опасными являются факторы перемещения сырья, наличие бассейнов и парильных ям, работающих при избыточном давлении. Температура воды в бассейнах должно быть не более 40 °С. Производственные помещения и площадки ежесменно убирают от пыли и отходов, а конструкции оборудования очищают от пыли не реже 1 раза в месяц. [2]
Стандартизация выпуска - продукция выпускается в соответствии с запросом заказчика и согласно ГОСТу.
ОАО «Нелидовский ДОК» изготавливает:
Фанера березовая марки ФСФ ГОСТ 3916.1-96
Древесноволокнистая плита ГОСТ 4598-86
Заготовки гнутоклееные (латофлексы) ГОСТ 21178-2006 [2]
Стандартизация знаний и навыков. Люди, выполняющие определённую работу, заранее имеют знания или навыки выполнения данной работы, которые подтверждаются документами.
Пример: Инженер-технолог относится к категории специалистов. На должность инженера - технолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности техника-технолога I категории не менее 3 лет.
Мастер производственного цеха должен иметь высшее техническое образование.
К работе слесарем допускаются лица, имеющие среднее профессиональное образование
Взаимная подстройка – люди, которые сталкиваются по работе, взаимодействуют путём договорённости.
Пример: Отдел главного механика взаимодействует с отделом главного энергетика по поводу графиков планово-профилактических работ на электрооборудовании; с цехами основного производства - по поводу предложений по совершенствованию технологии производства, т.е. как отделы сотрудничают между собой, так и работники каждого отдела находятся в полном взаимодействии друг с другом. Работники цехов по необходимости могут меняться сменами.
Прямой контроль – начальники отделов контролируют работу своих подчинённых.
Данный механизм работает на разных уровнях. Например, директор контролирует работу всего управления. Начальник цеха контролирует работу своего цеха: даёт распоряжения старшему мастеру, тот в сою очередь бригадиру, который контролирует рабочих.
4. Принцип власти - над каждой группой должен стоять начальник, и должна существовать чёткая линия власти.[4]
Соблюдение этого принципа мы можем проследить, исходя из организационной структуры предприятия.
Генеральный директор
Зам.Ген.директора по производству
Начальник производственного отдела
Начальник фанерного цеха
Старший мастер
Бригадир
Рабочие
5. Принцип ответственности – начальник полностью отвечает за действия своих подчинённых.[4]
Принцип ответственности четко проявляется на производстве: все производство напрямую подчинено Генеральному директору. У него имеются заместители в каждой сфере производства, которые отвечают за деятельность своих отделов и за работу своих подчиненных.
Например, начальник электроснабжения контролирует работу электромеханика, который обеспечивает исправное состояние, безаварийную и надежную работу обслуживаемого оборудования. Электромеханик в свою очередь руководит работой электромонтеров, контролирует качество выполняемых ими работ, соблюдение технологии, правил по технике безопасности.
6. Принцип чёткости - рабочие задания, обязанности и отношения должны быть четко определены.[4]
Перечень обязанностей , которые выполняет каждый работник по своей должности определяется должностными инструкциями, составленными с учетом положений квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих.
Например: Начальник транспортного цеха ведёт:
контроль за своевременным выполнением планов поставок транспортных средств, планов погрузочно-разгрузочных работ
обеспечение приема на склад, подготовки, хранения и отгрузки готовой продукции в номенклатуре и в сроки, установленные договорами. Оформление сопровождающей транспортные операции документации.
организация рационального использования привлеченного транспорта общего пользования и контроль фактически выполненных им объемов работ
надзор за техническим состоянием всех видов транспорта и погрузочно-разгрузочных средств в транспортных подразделениях предприятия
представляет отчеты о производственно-хозяйственной деятельности транспортной службы предприятия
7. Принцип соответствия — власть должна быть соразмерной ответственности.[4]
Данный принцип подразумевает права, обязанности и ответственность работников, которые прописаны в трудовом договоре каждого работника.
Пример: Обязанности, права и ответственность инженера-технолога
Обязанности:
1. Составляет планы размещения оборудования, технического оснащения и организации рабочих мест, рассчитывает производственные мощности и загрузку оборудования.
2. Анализирует причины брака и выпуска продукции низкого качества и сортов, принимает участие в разработке мероприятий по их предупреждению и устранению, а также в рассмотрении поступающих рекламаций на выпускаемую предприятием продукцию.
3. Осуществляет контроль за соблюдением технологической дисциплины в цехах и правильной эксплуатацией технологического оборудования.
4. Разрабатывает оптимальные режимы производства на выпускаемую предприятием продукцию и все виды различных по сложности работ, обеспечивая производство конкурентоспособной продукции и сокращение материальных и трудовых затрат на ее изготовление.
5. Разрабатывает технологические нормативы, вносит изменения в техническую документацию в связи с корректировкой технологических процессов и режимов производства.
Инженер-технолог имеет право:
1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
2. Сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности предприятия (его структурных подразделениях) и вносить предложения по их устранению.
3. Сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности предприятия (его структурных подразделениях) и вносить предложения по их устранению.
4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
5. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.
Инженер-технолог несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации. [2]
8. Принцип нормы управления - сколько человек находится в подчинении у руководителя. Никто не должен быть ответственен за работу более чем пяти и шести подчиненных, между работой которых существует взаимосвязь.[4]
Он значит, что руководитель может эффективно управлять и контролировать работу только ограниченного числа подчиненных. На данном комбинате мы можем увидеть следующее: генеральному директору подчиняются начальники 6 отделов ( см. схему организационной структуры). Заместителю директора по производству подчинен начальник производственного цеха и начальники 6 цехов. В фанерном цехе работают 24 сборщика пакетов, 4 прессовщика, 2 водителя-погрузчика, 4 сортировщика фанеры, 2 упаковщика, 2 шлифовщика и 1 лаборант. Все они подчиняются мастеру цеха. Таким образом, принцип на ОАО «Нелидовский ДОК» нарушается, так как в подчинении одного руководителя находится больше 5-6 человек.
9. Принцип баланса — различные составные части организации должны находиться в равновесии друг с другом.[4]
Пример: Из-за активного развития предприятия, на производстве часто не хватало работников определенных специальностей, таких как бухгалтерия, и работникам этого отдела приходилось сидеть днем и ночью на работе. Но исходя из численности штатов, штат технического сектора намного больше штата экономического отдела. И это правильно, так как основная деятельность предприятия – это производство древесной продукции, то поэтому и размер и затрачиваемые ресурсы должны быть больше у цехов основного производства. Размеры цехов основного производства немного отличаются по численности рабочих, но в них существует четкий баланс ресурсов, потоков вещества основного производства.
10. Принцип непрерывности — структура организации должна обеспечивать непрерывность деятельности.[4]
Принцип непрерывности соблюдается, так как осуществляются регулярные заказы продукции, расширение рынка, но само предприятие непрерывным не является, так как остановка оборудования не приведёт к нарушению всего технологического процесса.
Характеристика предприятия по Веберу
Бюрократия - особая форма организационной структуры, которая основана на принятии власти исходящей из положения в этой структуре и связанная правилами предписания.[5]
ОАО « Нелидовский ДОК» является бюрократическим предприятием, так как выполняется ряд признаков:
1. Организация объединят группу функций, подчинённых установленным правилам [4]
У каждого подразделения или отдела есть своя конкретная функция или специализация. Их деятельность не пересекается, но направлена на достижение единой цели - получение высококачественной продукции для обеспечения стабильного финансового положения предприятия.
Пример функций:
Лесопильный цех - подготовка и обработка материалов для дальнейшего производства продукции.
Отдел главного механика - поддержание действующего оборудования предприятия в исправном рабочем состоянии путем своевременного качественного ремонтного и технического обслуживания.
Энергетическое подразделение – полное обеспечение энергией всего предприятия.
Отдел охраны труда и экологии - выявление опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.
Проведение анализа состояния и причин производственного травматизма, профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний.
Отдел кадров – подготовка и набор специалистов.
Если хотя бы одно из подразделений не выполнит свою функцию, то может произойти сбой в работе всего предприятия.
2. Специализация труда. Трудовые задания разбиты на определённые задачи, и всё это прописано. [4]
Примером является принцип специализации по Эрвику
3. Иерархия власти. Работа или положение в организации расположены на чёткой командной цепи. Каждая более низкая позиция контролируется и проверяется позицией расположенной выше таким образом, что сотрудники точно знают, перед кем они ответственны. [5]
Пример: Данный принцип здесь четко прослеживается, можно посмотреть 4 принцип власти по Эрвику .
4. Все назначения делаются на основе технической компетенции (так как работа связана с большой ответственностью, то предъявляются жесткие требования к кандидатам на должности, человек принимается на ту работу, которую он в состоянии технически выполнить).
Например: Инженер-технолог относится к категории специалистов. На должность инженера - технолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности техника-технолога I категории не менее 3 лет.
Мастер производственного цеха должен иметь высшее техническое образование.
5. Управление организацией отделено от ее владельцев.
Эта функция на предприятии ОАО «Нелидовский ДОК» не выполняется, так как владелец предприятия является и главным управляющим, т.е. генеральным директором.
6. Рабочие места существуют сами по себе, и сотрудники не имеют индивидуальных прав на ту или иную позицию.
Для каждого работника предприятия существует строго определенное место работы, обусловленное технологическим процессом, и оборудовано данное место согласно технике безопасности и требованиями технологии производства. [5]
Пример: Токарь работает на токарном станке, работники фанерного цеха работают на лущильной линии, линии раскряжевки и т.д. Они не имеют никаких индивидуальных прав на эти позиции, так как эти места могут меняться с изменением технологического процесса, но не от человеческого фактора.
7. Формальные правила и предписания. Для обеспечения единообразия и для того, чтобы управлять деятельностью сотрудников, менеджеры должны опираться на формальные организационные правила. Эти правила предписаны для мониторинга поведения сотрудников. [5]
Все правила, все решения, приказы четко определены и прописаны на бумаге (правила внутреннего трудового распорядка, должностная инструкция)
Пример:
Работники обязаны:
добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, должностной инструкцией, функциональными обязанностями;
соблюдать трудовую дисциплину, своевременно и точно исполнять распоряжения администрации и руководителя структурного подразделения, прямого начальника;
использовать рабочее время для производительного труда, качественно и в
срок выполнять производственные задания и поручения, выполнять установленные нормы труда, работать над повышением своего профессионального уровня;
соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
бережно относиться к имуществу работодателя и других работников;
незамедлительно сообщать работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя;
не разглашать сведения, составляющие коммерческую тайну и конфиденциальную информацию о деятельности организации, перечень которой устанавливается с соблюдением действующего законодательства. [2]
8. Беспристрастие. Правила и контроль внедряются повсеместно и единообразно, при этом не задействуются конкретные личности или персональные предпочтения.[4]
Пример: Учет прибытия работников на работу и убытия с работы осуществляется руководителями структурных подразделений. Пропускной режим в административные, служебные и производственные помещения осуществляется по специальным пропускам службой безопасности завода, в порядке, определенном соответствующей инструкцией о пропускном режиме. Ведется постоянный контроль за качеством выпускаемой продукции. Кроме того ведется бухгалтерский учет и финансовый контроль, также на предприятии проводится аудиторский контроль.
Категория организации по Джоан Вудворд
Джоан Вудворд создала шкалу технологической сложности:
Группа I - производство маленьких партий продукции и штучных изделий:
1. Производство простых штучных изделий на заказ
2. Производство технически сложных изделий.
3. Стадийное производство крупномасштабного оборудования.
4. Производство небольших партий.
5. Производство больших партий компонентов для последующей сборки.
Группа II - Большие партии продукции и массовое производство:
6. Производство крупных партий конвейерным способом.
7. Массовое производство.
8. Производство технологическим процессом с подготовкой продукта к продаже с помощью метода больших партий или массового производства.
Группа III - Непрерывное производство:
9. Непрерывное производство партий химической продукции.
10. Производство непрерывного потока жидких веществ, газов и твёрдых материалов.
Металлургическое производство [5]
Я считаю, что ОАО «Нелидовский ДОК» можно отнести ко II группе по классификации Вудворд – большие партии продукции и массовое производство, к категории - производство крупных партий конвейерным способом.
Структурные и организационные факторы ОАО «Нелидовский ДОК», которые позволяют отнести предприятие ко II группе:
Количество уровней власти 6
Генеральный директор
Зам.ген.директора по производству
Начальник производственного отдела
Начальник фанерного цеха
Мастер смены
Бригадир
Норма управления. По Д. Вудворд норма управления в группе «Большие партии производства и массовое производство» должна составлять 41-50 человек. [5]
На данном комбинате мы можем увидеть следующее: генеральному директору подчиняются начальники 6 отделов ( см. схему организационной структуры). Заместителю директора по производству подчинен начальник производственного цеха и начальники 6 цехов. В фанерном цехе работают 24 сборщика пакетов, 4 прессовщика, 2 водителя-погрузчика, 4 сортировщика фанеры, 2 упаковщика, 2 шлифовщика и 1 лаборант. Все они подчиняются мастеру цеха. Таким образом, данный критерий не выполняется.
Пропорции между менеджерами и рабочими.
На данном предприятии работает 1146 человек. Из них 80 начальников, т.е. на 80 начальников приходится 1066 подчинённых. В среднем, у одного начальника в подчинении 13 человек. Это считается нормальным при условии, что многие работы автоматизированы.
Низкая стоимость рабочей силы.
На данном предприятии принцип не действует. Но как отмечалось в 7принципе вознаграждение персонала по Файолю материальное вознаграждение должно быть более справедливым.
Большое количество работников с высшим образованием.
На данном предприятии все начальники, все заместители, работники бухгалтерии имеют высшее образование. Сотрудникам, которые работают в производстве, например, токари, слесари, достаточно иметь среднее специальное образование. Можно сделать вывод, что верхние уровни управления имеют высшее образование, а рабочим производства достаточно иметь среднее образование.
Рассмотрим связь между разработкой продукции, производством и маркетингом в организации:
По классификации Д. Вудворд производственный цикл начинается с разработки, затем производство и маркетинг. На рассматриваемом мной предприятии действует такой же принцип. Задачей сотрудников отдела продаж является убедить покупателя не в том, что предприятие может производить, а в том, что оно производит желаемый покупателем продукт. Подтверждением этому являются многочисленные заказы со стороны других фирм.
Механизмы принятия решений в организации
Стратегических решений принимается не много, но они для компании очень важны, т.к. принимая их, компания зависит от долгосрочных последствий принятия таких решений. На ОАО «Нелидоский ДОК» решения, связанные с разрешением текущих проблем, обычно не переходят в решения, связанные со стратегией.
Характеристика организации с точки зрения
В результате этих исследований учёные ввели два важных понятия - механистическая и органическая система менеджмента. Предполагалось, что механистическая система менеджмента лучше всего подходила для условий стабильности. Ей свойственны следующие показатели:
1. специализированное разделение рабочих заданий;
2. точное определение прав, обязанностей и ролей;
3. иерархическая структура;
4. предпочтение вертикальному взаимодействию между членами организации;
5. тенденция к контролю над рабочим процессом и рабочим поведением со стороны руководства;
6. обязательство быть преданным организации как таковой и подчиняться.
Что же касается органической системы менеджмента, считалось, что она больше всего подходила к условиям перемен. Она характеризуется следующими параметрами:
1. рабочие задания менее чётко определены, с точки зрения методов, обязанностей и властных полномочий;
2. взаимодействие между людьми происходит как вертикально, так и горизонтально;
3. общение между людьми различного статуса, различного положения, имеет латеральный (т.е. на одном уровне), и консультативный характер, чем вертикальный и командный;
4. структура контроля, властных полномочий и коммуникаций имеет сетевую структуру;
5. верность целям и задачам организации имеет большее значение, чем преданность и подчинение организации как таковой;
человек на самом верху организации не рассматривается как всезнающий мудрец.[5]
Исследуемое предприятие ОАО «Нелидовский ДОК» больше тяготеет к механистическому типу структур, но при этом оно не лишено признаков органической структуры:
Специализированное разделение рабочих заданий. У каждого подразделения или отдела есть своя конкретная функция или специализация. На ОАО «Нелидовский ДОК» данный принцип выполняется и рассмотрен во 2-м принципе специализации у Эрвика.
Точное определение прав, обязанностей и ролей. На предприятии существуют правила внутреннего трудового распорядка, а также инструкции для каждого работника и вида работ.
Принцип работает и рассмотрен по Эрвику 6. Принцип четкости
Иерархическая структура. Данный принцип работает и рассмотрен в 9 принципе власти по Файлю.
Предпочтение вертикального взаимодействия между членами организации. Взаимодействие сотрудников во время работы происходит путём договора, приказов и т.д. На предприятии ОАО «Нелидовский ДОК» взаимодействие осуществляется сверху вниз. Так, например, электромонтёр находится в подчинении электромеханика, который в свою очередь работает под началом главного энергетика.
Тенденция к контролю над рабочим процессом и рабочим поведением со стороны руководства.
Данный принцип на предприятии ОАО «Нелидовский ДОК» выполняется и рассмотрен по Эрвику 3. Принцип координации - прямой контроль.
Верность целям и задачам организации. Деятельность подразделений не пересекается, но направлена на достижение общей цели. Работники заинтересованы в развитии организации.
Анализ внешней среды организации согласно классификации Р.Данкана
Р.Данкан свел теории энвайроменталистского детерминизма в одну. Введя понятия динамики (степень изменения во внешней среде) и сложности (деятельность, происходящая в окружающей среде), он разделил окружающие среды в соответствии с этими признаками на четыре группы.
Статика – динамика | III | IV |
I | II | |
Простота - сложность |
Сектор I. Низкая степень неопределённости, простая и статичная окружающая среда. Это самая стабильная и предсказуемая среда, как, например, завод синтетических тканей, где проводили исследования Т. Бёрнс и Д. Столкер, или компании по контейнерным перевозкам, которую изучали П. Лоренс и Д. Лорш. Все эти организации структурированы механистически, имеют функциональную структуру (отдел маркетинга, бухгалтерию), и используют политику компании, процедуры и правила для контроля и координации деятельности.
Сектор II. Средняя степень неопределённости. Сложно-статичная среда. Хотя запросы со стороны тех, кто находиться в внешней среде, могут не сильно и не часто изменяться, но их слишком много. Таким образом, такая сложность окружающей среды требует структурирования организации посредством подразделений с делегированными полномочиями принимать решения. Здесь координация достигается при помощи децентрализации и специальной подготовки персонала, чтобы функционировать в этой децентрализации, чтобы её осуществлять. В этот сектор попадают такие учреждения, как больницы и университеты.
Сектор III. Умеренно-высокая степень неопределённости. Простая и динамичная окружающая среда. Количество элементов окружающей среды, с которыми приходится взаимодействовать, может быть небольшим, но их требования и запросы имеют склонность часто меняться. Примером могут быть небольшие компании в сфере обслуживания программного обеспечения, дающие консультативные услуги на проектной основе для различных клиентов. Структура таких компаний простая, обычно функционального типа со средней степенью централизации. Прямой контроль используется для координации деятельности.
Сектор IV. Высокая степень неопределённости. Сложная и динамичная окружающая среда. Организации, попадающие в этот сектор, испытывают самую высокую степень неопределённости. Контакты с многочисленными партнёрами в такой внешней среде связаны с резко меняющимися требованиями и ожиданиями. Такие изменения могут иметь свои корни в используемых технологиях, политике или запросах и вкусах потребителей. Компании - это могут быть компании производящие электронику и пластмассы - имеют органическую децентрализованную матричную структуру. Координация и контроль осуществляются при помощи социализации (включая подготовку) и взаимной подстройки людей, рабочих групп и подразделений.[5]
Я считаю, что ОАО «Нелидовский ДОК» относится к первой группе. Характерными признаками являются: низкая степень неопределённости ( низкие риски), простая и сравнительно статичная окружающая среда, которая заключается в наличии постоянных клиентов по покупке производимого товара; механистическая структура организации, прописанные процедуры для контроля и координации деятельности.
Описание основных структурных форм организации
Представители школы стратегического выбора считали, что связь между окружающей средой и предприятием определяется не сама по себе, а есть выборочный решающий фактор, и именно механизму выбора необходимо уделять наибольшее внимание. [4]
Структурные формы
1. Степень специализации. Так как основным видом деятельности ОАО «Нелидовский ДОК » является производство древесной продукции, то он имеет высокую степень специализации по функции. Каждое подразделение выполняет свою функцию. Таким образом, все вопросы производства находятся в ведении менеджера по производству, а все вопросы, касающиеся сбыта продукции, находятся в ведении менеджера отдела маркетинга. А стратегические решения принимаются на самом высоком уровне. (более подробно этот принцип рассмотрен мною у Эрвика во 2принцип специализации).
2. Высота структуры. Структура является высокой, так как:
имеет 6 уровней власти
более длинные линии вертикальных связей
также на предприятии может возникнуть проблема донесения решений до персонала и проблема обратной связи, так как из-за большого количества уровней власти директор может не знать, что происходит «внизу», рабочие не могут донести до руководителя свои идеи, жалобы и.т.д.
3. Широта структуры. Высокие структуры тяготеют к тому, чтобы быть узкими в плане нормы управления менеджеров среднего звена. Что касается широты структуры, то на данном предприятии сложно сказать широкая или узкая структура, так как генеральному директору подчиняется заместитель директора по производству, которому подчинен начальник производственного цеха и начальники 6 цехов. В фанерном цехе работают 24 сборщика пакетов, 4 прессовщика, 2 водителя-погрузчика, 4 сортировщика фанеры, 2 упаковщика, 2 шлифовщика и 1 лаборант. Мы можем заметить, что структура представляет собой пирамиду, где на верхушке норма управления небольшая, а к низу она увеличивается. Следовательно, верхушка предприятия имеет узкую структуру, а к низу она становится широкой.
4. Степень централизации. На ОАО «Нелидовский ДОК» вопросы, касающиеся производственного процесса и его управления, решаются генеральным директором, т.е. мы видим централизацию. Решения принимаются на высшем уровне, до сотрудников доходят через начальников отделов. В тоже время кадровая политика нацелена на обеспечение компании высококвалифицированными кадрами, созданию сплоченной команды профессионалов, способной оперативно и качественно решать текущие и стратегические задачи. Директор комбината не ищет рабочих в цеха, следовательно, перед нами децентрализация.
5. Степень контроля. Когда речь идёт о жестком или слабом контроле, подразумевается размах контроля (мониторинг, проверки и исправления в процессе деятельности) со стороны высшего руководства всей организации.
На ОАО «Нелидовский ДОК» сочетаются два вида контроля. Что касается финансовой отчетности, производство каких видов продукции надо наладить, и с кем заключены договоры, то здесь идет довольно жесткий контроль со стороны гендиректора. Остальной процесс проверок и исправлений проводится в соответствии с местными требованиями и условиями, без участия высшего руководства, например контроль на выходе готовой продукции.
Например, начальник цеха осуществляет контроль за всей технологической цепочкой. Прессовщик контролирует работу пресса и автомата-укладчика.
Анализ организации с точки зрения современных представлений (по Г.Минцбергу).
Базовые составляющие организации:
Управляющая верхушка. К ней принадлежат люди, несущие всю полноту ответственности за организацию,- главное административное лицо или любые другие менеджеры верхнего уровня, осуществляющие высшее руководство. [4]
На данном предприятии управленческой верхушкой является генеральный директор, зам.директора по производству.
Среднее звено управления. Соединяет стратегический апекс и операционное ядро. [4]
На данном предприятии среднее звено - начальник производства.
Оперативное ядро. В операционное ядро входят ее члены (операторы), выполняющие связанную с производством товаров и услуг основную деятельность.[4]
На данном предприятии оперативное ядро составляют начальники цехов, мастера смен. Это люди которые выполняют базовую работу, так как благодаря их умению правильно наладить и распределить работу среди подчиненных, зависит конечный результат - выпуск высококачественной продукции.
Техноструктура. К техноструктуре относятся аналитики, которые обслуживают организацию, оказывая влияние на работу других сотрудников. Аналитики не принимают непосредственного участия в операционном рабочем потоке - они могут проектировать его, планировать, обучать задействованных в нем людей, но сами являются его участниками.[4]
На данном предприятии техноструктуру составляют проектировщики, программисты.
Вспомогательный персонал. Обеспечивает поддержку организации за рамками текущего рабочего процесса.[4]
На данном предприятии вспомогательным персоналом являются маркетологи, сбыт, снабжение, СБ.
Координационные механизмы:
1. Взаимная подстройка, в которой координация работы достигается посредством неформального общения. [5] Данный принцип рассмотрен у Эрвика принцип координации.
2. Прямой контроль, где координация достигается таким образом, что один человек берёт на себя ответственность за работу других (идея классического менеджмента).[5]
Данный принцип рассмотрен у Эрвика принцип координации.
3. Стандартизация рабочих процессов, где координация встроена в различные виды трудовой деятельности через спецификацию работы, установленные процедуры выполнения работы, программы (идея научного менеджмента).[4]
Данный принцип рассмотрен у Эрвика принцип координации.
4. Стандартизация результатов работы, где координация достигается путём установления плановых показателей и спецификации для конечных продуктов труда (т.н. целевой менеджмент).[4]
Данный принцип рассмотрен у Эрвика принцип координации.
5. Стандартизация навыков сотрудников, где координация достигается путём подготовки сотрудников, и приобретения ими конкретных знаний и навыков.[4]
Данный принцип рассмотрен у Эрвика принцип координации.
Система потоков:
1. поток власти представляет собой процесс распределения от генерального директора к начальникам цехов и отделов, далее от них к рабочим. Следовательно поток власти идет сверху вниз.( более подробно он рассмотрен у Файоля в 9принцип скалярная цепь).
2. поток рабочего материала. Поток работы представляет собой регулируемый поток рабочего материала в процессе производства.[4]
На предприятие поступают сырьевые материалы, энергетические ресурсы, а так же на работу приходят люди. Так вот в результате трудовой деятельности людей, с использованием всех поступающих на предприятие необходимых материалов, в конечном счете, получается готовое изделие.
3. поток информации и процессов принятия решений. На предприятии анализируют поступающую информацию о состоянии дел, после чего принимаются решения, для их выполнения. [4]
Например: Поступает информация о том, что какой – то из поставщиков сырья поднимает цену. Эту информацию анализируют и принимают решения – согласиться с новой ценой или искать нового поставщика.
Конструктивные параметры:
1. Рабочая специализация. Специализация рабочих заданий делится на горизонтальную и вертикальную. Специализация в выполнении рабочих задач по горизонтал- преобладающая форма разделения труда.[4]
На ОАО «Нелидовский ДОК» горизонтальная рабочая специализация имеет следующий вид:
Старший мастер фанерного цеха
А вертикальная рабочая специализация:
Главный механик
Зам.главного механика
2. Формализация поведения- стандартизация рабочих ролей, содержания работы и правил работы. Цель формализации - регулировать человеческое поведение. Поведение может быть формализовано тремя основными способами.[4]
По должности, когда подробно описывается процесс труда. На данном предприятии существуют должностные инструкции, в которых прописаны права, обязанности и ответственность каждого работника. [2]
По рабочему потоку, когда специфицируется содержание труда. Продукция данного предприятия выпускается строго по ГОСТу.[2]
По правилам, когда разрабатываются общие правила. Например,на данном предприятии осуществляется оно с помощью правил внутреннего трудового распорядка, инструкций, регламента.
3. Подготовка и внедрение. Организация определяет, кого она берет на работу, разрабатывает критерии, устанавливает определенные нормы и требования. [4]
Пример: Опытные рабочие и бригадиры помогают адаптироваться к нормам, а также приобрести навыки, необходимые в работе, сплоченный персонал позволяет приобщиться новым сотрудникам к нормам и организационной структуре. А так же более подробно данный механизм рассмотрен у Эрвика 3 Принцип координации - Стандартизация знаний и навыков.
4. Классификация групп. Группирование – основное средство координации деятельности организации.[4]
Пример: На ОАО «Нелидовский ДОК» каждое подразделение решает свою функцию. Самая главная на предприятии это классификация по функции. Она осуществляется следующим образом: отдел материально - технического снабжения занимается снабжением необходимыми материалами и сырьем, а всеми вопросами по реализации готовой продукции, занимается отдел маркетинга и сбыта. Так же на предприятии существует классификация по процессу: разделка фанерного сырья, лущение шпона, склеивание шпона, прессовка пакетов. Ещё одна классификация это по времени, она тоже присутствует, так как работа идет в 2 смены.
5. Размер групп: зависит от количества человек, находящихся в подчинении у начальника.[4]
Данный принцип рассмотрен у Эрвика 8принцип нормы управления.
6. Система планирования и контроля. Цель плана – точная спецификация выпуска, стандарта, который желательно получить в будущем. А цель контроля – оценка соответствия полученного результата установленному стандарту. Не может быть контроля без предварительного планирования, а планы в отсутствии последующего контроля просто утрачивают смысл.[4]
Пример: Планируется ремонт многопильного обрезного станка. Средства на ремонт откладываются из доходов предприятия. За этим ведётся строгий контроль, чтобы избежать сбоя и вовремя начать ремонт станка.
7. Механизмы связи. Помогают взаимодействию всех частей организации.[4]
Данный принцип подробно рассмотрен у Эрвика 3принцип координации. Механизмы связи помогают координировать рабочие задания. Это происходит с помощью распоряжений, указаний. К примеру, распоряжения мастеру смены, которое ему исходит от начальника цеха лесопилки.
8. Вертикальная децентрализация - делегирование права принимать решения вниз по цепочке полномочий. [4]
На ОАО «Нелидовский ДОК» , все что касается вопросов по управлению и организации производства, решает генеральный директор. Однако он делегирует полномочия начальникам цехов для решения текущих проблем, возникающих на производстве.
Ген.директор
Зам.ген.директора по производству
Начальник производственного отдела
Начальник фанерного цеха
Старший мастер
Бригадир
9. Горизонтальная децентрализация - передача полномочий от менеджеров к не менеджерам (или, точнее, от линейных менеджеров к аппаратным менеджерам, аналитикам, вспомогательным специалистам и операторам).[4]
При горизонтальной децентрализации власть распределяется по подразделениям, а не сверху вниз, как при вертикальной. Горизонтальная децентрализация подразумевает наличие функциональных подразделений:
Отдел главного энергетика
Ситуативные факторы:
1. Возраст и размер.
Организация является старой, т.к. ей уже 104 года, и достаточно большой, численность работников составляет 1146 человек. Формализация находится на приемлемом уровне по сравнению с современными тенденциями, т.е. адаптирует к требованиям потребителя, требованиям рынка.
2. Техническая система - инструменты, используемые в операционном ядре для превращения исходных материалов в результат. [4]
Я считаю, что техническая система данного предприятия, является простой, так как большую роль во всем технологическом процессе играют автоматы и оборудование, которые связаны между собой системой автоматического регулирования. И при этом сбой одного станка не повлечет за собой сбой всего процесса. Техническая система данного предприятия хорошо отрегулирована, работа технического персонала строго организована.
3. Окружающая среда является простой и стабильной, разнообразие продукции дополняется разнообразием клиентов. Более подробно это описано у Данкана в четырехсекторной модели.
4. Власть. Сюда входят 3 параметра:
Внешние группы - контроль со стороны государства и акционеров.[4] Государство осуществляет контроль путем законов, с помощью государственных закупок. А акционеры с помощью пакета акций, т.е. у кого больше пакет акций, следовательно, тот будет иметь большую власть.
Члены самой организации – руководящая верхушка.[4] К ней на данном предприятии относятся генеральный директор, Зам.ген.директора по производству, главный инженер. Они осуществляют контроль над работой организации в целом, путем проверок, по результатам деятельности цехов.
Социальные и культурные нормы – направления/мода во внешней среде. Очень важно, чтобы выпускался качественный продукт, что предприятие и предоставляет обществу.[4] И в тоже время производство не должно плохо влиять на окружающую среду. Предприятие старается как можно меньше наносить вреда окружающей среде.
Структурные конфигурации:
1. Конфигурация: Простая структура
а. Основной механизм координации: прямой контроль
б. Ключевая часть организации: стратегическая верхушка
в. Основные параметры конструкции: Органическая централизация.
г. Ситуационные факторы: молодой возраст, технически простая, простая и динамичная окружающая среда.
2. Конфигурация: Машинная бюрократия
а. Основной механизм координации: стандартизация рабочего процесса
б. Ключевая часть организации: техноструктура
в. Основные параметры конструкции: формализация поведения, специализация, централизация.
г. Ситуационные факторы: большой возраст, большой размер, технически простые и регулируемые, окружающая среда стабильная, присутствует контроль извне.
3. Конфигурация: Профессиональная бюрократия
а. Основной механизм координации: стандартизация навыков
б. Ключевая часть организации: операционное ядро
в. Основные параметры конструкции: Подготовка персонала, горизонтальная специализация, децентрализация.
г. Ситуационные факторы: сложная (комплексная) окружающая среда, технически простая и нерегулируемая.
4. Конфигурация: Подразделённая форма
а. Основной механизм координации: стандартизация конечной продукции.
б. Ключевая часть организации: срединная линия.
в. Основные параметры конструкции: группировка по отделам, контроль производственной эффективности.
г. Ситуационные факторы: окружающая среда представлена разнообразием рынков, старый возраст, большой размер, полномочия в руках среднего административного звена.
5. Конфигурация: Адхоккратия (ситуативная власть)
а. Основной механизм координации: взаимная настройка.
б. Ключевая часть организации: вспомогательный персонал, оперативное ядро.
в. Основные параметры конструкции: механизмы связи, органическая структура, группировка по отделам.
г.Ситуационные факторы: молодой возраст, технически автоматизированные, сложная и динамичная окружающая среда.[5]
На мой взгляд, ОАО «Нелидовский ДОК» относится ко второму типу конфигурации:
Основной механизм координации: стандартизация процесса, так как это производственное предприятие и без нее работа невозможна ( более подробно описано у Эрвика в координационных механизмах).
Ключевая часть организации: техноструктура (описана в базовых параметрах у Минсберга). Предприятие осуществляет выпуск древесной продукции, следовательно, ключевым звеном является техноструктура, т.к. именно эти люди замеряют, изготавливают эскизы, чтобы в дальнейшем выпустить продукт.
Основные параметры конструкции: централизация с элементами децентрализация, потому что предприятие относительно большое и ген.директор не может сам решать все вопросы. Например, если в цех ДВП нужен прессовщик, то этим вопросом будет заниматься начальник производственного цеха и старший мастер, а не генеральный директор. Специализация (подробно описано у Эрвика 2принцип специализации).
Формализация поведения (подробно описано в конструктивных параметрах).
Ситуационные факторы: возраст у организации старый (описано в ситуативных параметрах), техническая структура простая и регулируемая (описано в ситуативных параметрах), простая и стабильная окружающая среда (описано у Данкана в четырехфакторной модели).
Анализ руководящего стиля или системы в организации (по Лайкерту)
Лайкерт изучал взаимосвязь между типами поведения менеджеров и уровнем производительности. Он выяснил, что чем более ограничен стиль управления, тем выше производительность труда. Лайкерт выделил четыре менеджерских подхода или руководящих стиля или системы:
Система 1. Эксплуатативно - авторитарный подход. При таком подходе руководитель не доверяет своим подчинённым, навязывает им свои решения, никогда не передаёт (делегирует) им полномочия принимать решения, мотивирует их деятельность путём угроз, в группе практически не наличествует процесс общения/коммуникации, нет групповой/командной работы.
Система 2. Доброжелательно-авторитарный подход. Руководитель оказывает незначительное, снисходительное доверие подчинённым, всё равно навязывает им свои решения, нет процесса делегирования, мотивирует их путём вознаграждения, иногда привлекает их к разрешению проблем.
Система 3. Партисипативная. Руководитель частично доверяет своим подчинённым, слушает то, что они говорят, но контролирует процесс принятия решений, мотивирует их вознаграждением и частичным участием, конструктивно использует идеи и мнения подчинённых.
Система 4. Демократическая. Руководитель полностью доверяет своим подчинённым, позволяет им самим принимать решения, мотивирует их вознаграждениями за достижение целей в процессе активного участия, делится с ним идеями и мнением.[5]
Для ОАО «Нелидовский ДОК» больше характерен партисипативный стиль руководства. Руководство частично доверяет персоналу, прислушивается к их мнению и использует их идеи, но контролирует процесс принятия решений.
Руководители, как высококвалифицированные специалисты, заботятся не только о вопросах управления, но и о персонале. ОАО «Нелидовский ДОК» позиционирует свою политику следующим образом: «Высшее руководство обязуется обеспечить постоянное улучшение системы менеджмента, предоставить необходимые ресурсы и создать условия, способствующие полному раскрытию творческих способностей и интеллектуального потенциала каждого работника».
Анализ факторов удовлетворенности и неудовлетворенности (согласно мотивационно-гигиенической теории Герцберга).
Исследователи обнаружили, что на опыт удовлетворённости cсотрудников работой влияют пять факторов:
1. достижения/успех,
2. признание,
3. сама работа,
4. ответственность,
5. продвижение[5]
На производстве работают люди разных взглядов, возраста и стремлений, поэтому я считаю, что у каждого своя удовлетворенность. У молодых и амбициозных на первом месте стоят: продвижение, успех. У людей среднего возраста: продвижение, успех, признание. Ну а у людей постарше: признание и сама работа.
В противоположность этому, факторы, обуславливающие возникновение наибольшей неудовлетворённости:
1. политика компании и администрации,
2. контроль,
3. зарплата,
Здесь основным и безоговорочным фактором является зарплата. Все остальные факторы не существенны.
Вывод
ОАО «Нелидовский ДОК» является сложной структурой, но в целом оно отвечает целям, и в будущем будет оставаться одним из лидеров деревообрабатывающей промышленности. Достоинством структуры также является то, что существует четкая система единоначалия, а также ответственности.
Одним из недостатков является большое число уровней власти между работниками и менеджерами высшего звена, что замедляет процесс принятия решений и усложняет систему обратной связи.
Структура данного предприятия является достаточно гибкой для того, чтобы подстроиться под постоянно изменяющиеся внешние условия среды.
Огромным положительным качеством является то, что данное предприятие всегда смотрит вперёд, успешно расширяет рынок. С 1 сентября 2010 года открыто Представительство ОАО «Нелидовский ДОК» в г. Москве. В соответствии с Положением Представительство представляет интересы ОАО «Нелидовский ДОК» и осуществляет их защиту вне места его нахождения.
В моей курсовой работе было освещено много параметров организационной структуры, а также самого предприятия, но я считаю, что анализ неполный и не слишком достоверный, так как многие данные являются коммерческой тайной предприятия, и некоторые из анализируемых параметров нельзя адекватно оценить, не побывав на самом предприятии ОАО «Нелидовский ДОК».
Список литературы
1. Сайт ОАО «Нелидовский ДОК» http://www.neldok.ru
2. Коллективный договор и устав ОАО «Нелидовский ДОК»
3. А. Файоль. Общее и промышленное управление.- 1916
4. Г. Минцберг. Структура в кулаке: создание эффективной организации / /Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2004. – 512 с.: ил. – (Серия «Деловой бестселлер»).
5. Хачатурова В.М. Методическое пособие по написанию курсовой работы по ОП-1.
1
Информация о работе Принципы А. Файоля и Л. Эрвика на предприятии ОАО «Нелидовский ДОК»