Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 09:35, реферат
Потребности человека не знают границ, чем больше человек имеет и знает, тем больше потребностей. В настоящее время, когда вокруг нас суетится богатый мир материальных и духовных возможностей, потребности играют особую роль – роль нашего путеводителя. Потребности – это наш двигатель, они направляют нас, заставляют идти вперед и не останавливаться на достигнутом.
Введение
Потребности человека
не знают границ, чем больше человек
имеет и знает, тем больше потребностей.
В настоящее время, когда вокруг
нас суетится богатый мир материальных
и духовных возможностей, потребности
играют особую роль – роль нашего путеводителя.
Потребности – это наш
Но вместе с тем
есть и отрицательные стороны. Потребности
зачастую сбивают с толку и
мешают определить истинную цель, они
же прививают нам ряд комплексов
и недостатков.
Мир потребностей так
же богат, как и наше воображение
и так как я лишь дилетант в
области психологии и педагогики,
предлагаю обратиться к работам
известных авторов.
1.Определение потребностей
Маклаков А.Г.:»Потребность
— это исходная форма активности
живых организмов. Потребность можно
описать как периодически возникающее
состояние напряжения в организме
живых существ. Возникновение данного
состояния у человека вызвано
нехваткой в организме какого-
Потребностью называют
состояние нужды человека в определенных
условиях жизни и деятельности или
материальных объектах. Потребность, как
и любое состояние личности, всегда
связана с наличием у человека
чувства удовлетворенности или
неудовлетворенности. Потребности
есть у всех живых существ, и этим
живая природа отличается от неживой.
Другим ее отличием, также связанным
с потребностями, является избирательность
реагирования живого именно на то, что
составляет предмет потребностей, т.
е. на то, чего организму в данный
момент времени не хватает. Потребность
активизирует организм, стимулирует
его поведение, направленное на поиск
того, что требуется.
Количество и качество
потребностей, которые имеют живые
существа, зависит от уровня их организации,
от образа и условий жизни, от места,
занимаемого соответствующим
Основные характеристики
человеческих потребностей — сила,
периодичность возникновения и
способ удовлетворения. Дополнительной,
но весьма существенной характеристикой,
особенно когда речь идет о личности,
является предметное содержание потребности,
т. е. совокупность тех объектов материальной
и духовной культуры, с помощью
которых данная потребность может
быть удовлетворена.
2.Виды потребностей
Человек современного
общества занимается разнообразными видами
деятельности. Классифицировать все
виды деятельности вряд ли представляется
возможным, поскольку для того, чтобы
представить и описать все
виды человеческой деятельности, необходимо
перечислить наиболее важные для
данного человека потребности, а
число потребностей очень велико,
что обусловлено
Однако можно обобщить
и выделить свойственные всем людям
основные виды деятельности. Они будут
соответствовать общим
Различают потребности:
по сферам деятельности:
потребности труда
познания
общения
отдыха
по объекту потребностей:
материальные
духовные
этические
эстетические и
др.
по значимости:
доминирующие/второстепенные
центральные/периферические
по временной устойчивости:
устойчивые
ситуативные
по функциональной
роли:
естественные
обусловленные культурой
по субъекту потребностей:
групповые
индивидуальные
коллективные
общественные
Желание (конкретизированная
потребность) — потребность, принявшая
конкретную форму в соответствии
с культурным уровнем и личностью
индивида с историческими, географическими
и другими факторами страны или
региона
Потребность — это
состояние индивида, создаваемое
испытываемой им нуждой в чем-либо.
Существуют разнообразные классификации
потребностей, одну из наиболее значимых
из них предложил П. В. Симонов, он
считал, что потребности человека
могут быть разделены на биологические,
или органические (потребность в
пище, воде, кислороде и др.), и
социальные. К социальным потребностям
следует отнести в первую очередь
потребность в контактах с
себе подобными и потребность
во внешних впечатлениях, или познавательную
потребность. Эти потребности начинают
проявляться у человека в самом
раннем возрасте и сохраняются на
протяжении всей его жизни.
Не мало важный вклад
в классификацию потребностей внес
американский психолог А. Маслоу. Наиболее
подробно его идеи изложены в книге
1954 года "Мотивация и Личность"
(Motivation and Personality).
Сам Маслоу выделяет
5 уровней потребностей, не ставя
их в иерархическую
1. Физиологические:
голод, жажда, половое
2. Экзистенциальные:
безопасность существования,
3. Социальные: социальные
связи, общение, привязанность,
4. Престижные: самоуважение,
уважение со стороны других, признание,
достижение успеха и высокой
оценки, служебный рост.
5. Духовные: познание,
самоактуализация, самовыражение,
Позже была составлена
более подробная классификация.
В системе выделяется семь основных
уровней (приоритетов):
1. (низший) Физиологические
потребности: голод, жажда,
2. Потребность
в безопасности: чувство уверенности,
избавление от страха и неудач.
3. Потребность
в принадлежности и любви.
4. Потребность
в уважении: достижение успеха, одобрение,
признание.
5. Познавательные
потребности: знать, уметь,
6. Эстетические
потребности: гармония, порядок,
красота.
7. (высший) Потребность
в самоактуализации: реализация
своих целей, способностей, развитие
собственной личности.
По мере удовлетворения
низлежащих потребностей, все более
актуальными становятся потребности
более высокого уровня, но это вовсе
не означает, что место предыдущей
потребности занимает новая, только
когда прежняя удовлетворена
полностью. Также потребности не
находятся в неразрывной