Понятие потребности в мотивации сотрудников менеджером

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:15, доклад

Краткое описание

Одна из задач менеджера заключается в мотивировании подчиненных, но для успешной её реализации необходимо знать, что можно предложить или, чем заинтересовать сотрудника. Таким предложением может служить удовлетворение потребностей подчиненных поэтому, сначала рассмотрим, что же подразумевается под понятием «потребность».

Файлы: 1 файл

мотивация.docx

— 25.54 Кб (Скачать)

 

Понятие потребности в  мотивации сотрудников менеджером

Одна из задач менеджера заключается  в мотивировании подчиненных, но для успешной её реализации необходимо знать, что можно предложить или, чем заинтересовать сотрудника. Таким  предложением может служить удовлетворение потребностей подчиненных поэтому, сначала рассмотрим, что же подразумевается  под понятием «потребность».

Понятие «потребность» фигурирует в научной литературе в трёх значениях:

  1. Как обозначение объекта внешней среды - в экономике, социологии, маркетинге.
  2. Как состояния психики, отражающего эмоциональную напряжённость вследствие нехватки чего-либо - общая и педагогическая психология.
  3. Как фундаментальные свойства личности (высокий уровень развития познавательной потребности соответствует таким свойствам личности, как любознательность, увлечённость и т.д.).

Так советский психолог В. Н. Мясищев  раскрывает своё понимание потребности  как отношения личности: «Мы относим это понятие к отношениям потому, что основными конституирующими компонентами этого понятия являются: субъект, испытывающий потребность; объект потребности; своеобразная связь между субъектом и объектом, проявляющаяся в переживании тяготения к объекту и активной устремленности к овладению им».

Своеобразен подход к определению  потребности в работе доктора  психологических наук С. Б. Каверина «Мотивация труда»: «...потребностью называется отношение личности, переживаемое как противоречие и выступающее движущей силой поведения».

Сходное определение потребности  через понятие противоречия используется в исследовании Т. А. Марченко. На иных логических основаниях, также похожее  определение дает Н. В. Иванчук: «Потребность личности есть отношение к условиям жизни, которое проявляется в противоречии между возможным и действительным, необходимым и желаемым, текущим и перспективным».

Рассматривание определения потребности  с разных позиций, дает менеджеру  возможность более точно выбрать  методику мотивации подчиненного, с целью получения высокопроизводительного труда.

Мотивы классифицируют по группам.

В первую группу входят мотивы, связанные с важнейшими общественными потребностями личности по критерию их содержания. В этом случае различают мотивы идейные (связанные с мировоззрением), политические (обусловленные позицией личности по отношению к политике), нравственные (основанные на нравственных нормах и принципах) и эстетические (отражающие потребность в прекрасном).

По источнику возникновения, обусловленности (а также по особенности регуляции) различают мотивы социальные (патриотические), коллективистские, деятельностные (деятельностно-процессуальные) и поощрительные (стимульно-поощрительные). Источником возникновения патриотических мотивов является страна, где родился и живет человек. Коллективистские мотивы, имея источником коллектив, возникают вследствие готовности человека руководствоваться в поведении интересами конкретного коллектива, к которому он принадлежит. Осознание личностью ответственности перед коллективом побуждает такое поведение, которое строится в соответствии с нормами его жизни, взаимоотношениями в нем, общественным мнением и традициями, его микроклиматом.Деятельностные мотивы возникают на основе конкретной деятельности человека. Они являются следствием особенностей трудовой деятельности, условий конкретного труда. Источник возникновения поощрительной мотивации — в материальном и моральном стимулировании, вознаграждении, получаемом человеком в виде заработной платы, премий, надбавок или похвал.

В отдельную группу объединяются мотивы по видам деятельности: общественно-политические, профессиональные, учебно-познавательные.

По времени проявления различают мотивы постоянные, длительные и кратковременные. Первые действуют на протяжении всей жизни человека (например, связанные с удовлетворением естественных потребностей), вторые — в течение многих лет (например, связанные с познавательной потребностью личности), третьи — в течение ограниченного временного интервала (например, в связи с познанием нового).

По силе проявления мотивы подразделяют на сильные, составляющие особо действенную мотивацию, умеренные, характеризующиеся средней силой их проявления, и слабые, несущественно влияющие на деятельность, хотя и побуждающие ее.

По проявлению в поведении различают мотивы реальные (актуальные) и потенциальные. Реальными (актуальными) называются мотивы, побуждающие поведение и деятельность. Под потенциальными понимают мотивы, сформировавшиеся у личности, но не проявляющиеся в данный момент по двум причинам: или человек готовится к будущей деятельности, или он ею занимался ранее, но переключился на другую.

По степени осознанности мотивы бывают осознанными и неосознанными (последние обычно называют побуждениями).Существуют различные точки зрения на проблему осознанности мотивов человеком. Приведем некоторые из них. Например, А. Леонтьев полагает, что мотивы актуально не осознаются. С точки зрения А. Петровского, мотивы далеко не полностью осознаются человеком. Согласно 3. Фрейду, люди не отдают себе полного отчета об истоках собственной мотивации. Из приведенных рассуждений очевидны утверждения о существовании неосознаваемых мотивов.

Как правило, деятельность человека побуждается не единственным, а многими  мотивами, находящимися в различных  взаимоотношениях.

В основе того или иного  поступка может быть борьба мотивов; они могут усиливать или ослаблять  друг друга; среди них можно выделить основной, подчиняющий себе другие.

Мотивы выполняют три  основные функции: побуждающую, направляющую и регулирующую.

Побуждающая функция состоит в том, что мотивы обусловливают поступки личности, ее поведение и деятельность. Реализация личности зависит прежде всего от силы мотивов, их актуализации, т. е. превращения в основные импульсы психологической активности, детерминирующие поведение.

Направляющая функция состоит в выборе и осуществлении определенной линии поведения, деятельности. Эта функция зависит от устойчивости мотивации, иерархии, множественности и силы мотивов.

Регулирующая функция состоит в том, что поведение и деятельность в зависимости от особенностей мотивации носят либо личный характер, либо направлены на реализацию интересов коллектива, фирмы.

Классифицируют  стимулы по различным признакам. По субъектам интересов различают три группы тесно взаимосвязанных стимулов: общественные, коллективные и индивидуальные.

В основе общественного стимулирования лежат интересы общества (общегосударственные интересы), призванные поощрять те или иные виды трудовой деятельности, наиболее соответствующие политике государства в различных сферах общественной жизни.

Коллективные  стимулы связаны с воздействием на размер доходов предприятия, его подразделений, целевых и производственных групп. С развитием рыночных отношений коллективными стимулами все в большей степени становятся цены и прибыль предприятия.

Структура индивидуальных стимулов в целом совпадает со структурой материальных и нематериальных стимулов, которую рассмотрим далее. Это не случайно, поскольку интересы работника — это осознанные им потребности. Личные стимулы тесно переплетены с коллективными и общественными, что отражает взаимодействие соответствующих интересов.  
В зависимости от того, на удовлетворение каких потребностей работника направлены стимулы, их делят на материальные и нематериальные.

Материальные  стимулы основаны на имущественных интересах работников; в этой связи различают стимулы денежные и неденежные. К денежным стимулам относятся заработная плата и тарифные ставки, вознаграждение за результаты, премии из дохода или прибыли, компенсации, кредиты на покупку дорогих вещей, ссуды на строительство жилья и другие, к неденежным — условия бытового обслуживания на предприятии, санитарно-гигиенические условия, предоставление жилья, путевок на отдых и лечение, организация труда и др.

К нематериальным стимулам относятся воздействия, связанные с социальными, моральными, творческими и другими потребностями работника.

Социальные стимулы связаны со стремлением людей участвовать в управлении, продвигаться по служебной лестнице, заниматься престижным трудом. Они очень значимы для инициативных, ответственных, честолюбивых сотрудников.

Моральные стимулы связаны с потребностями человека в признании и уважении, нравственном одобрении. Они проявляются в таких формах, как оценка работы руководителем, устная и письменная благодарность, почетные звания, ученые степени, дипломы, публикации в прессе, правительственные награды и др. Роль и значимость моральных стимулов изменяются в зависимости от морального состояния общества в целом и конкретного коллектива в частности.

Творческие стимулы рассчитаны на удовлетворение потребностей работника в творческой самореализации, К ним относятся поручение работникам сложных и ответственных творческих заданий, самостоятельный характер работы, возможность самостоятельно планировать порядок выполнения заданий, участвовать в совместном обсуждении проблем подразделения и предприятия.

Социально-психологические  стимулы связаны с потребностью в общении. Коллеги по работе не только являются субъектами общения, но и в общем выполняют функцию социально-психологического стимулирования, создавая соответственно благоприятный или негативный моральный климат в коллективе.

Стимулы самоутверждения относятся к внутренним движущим силам человека, побуждающим его к достижению поставленных целей без прямого внешнего воздействия. Это самые сильные стимулы из известных, однако они проявляются только у наиболее развитых, честолюбивых, целеустремленных людей.

По способу воздействия на подчиненных стимулы подразделяют на поощрение и принуждение. Иными словами, наряду с поощрениями и поддержкой определенной деятельности стимулы могут блокировать ее. К принуждению относятся замечание, выговор, строгий выговор, лишение премий, понижение в должности, перенесение отпуска, различные формы коллективного воздействия, увольнение.

Методы мотивации — это способы управленческих воздействий на персонал для достижения целей организации. Эти методы основаны на действии законов и закономерностей управления; они предполагают использование управленческим аппаратом фирмы различных приемов влияния на персонал для активизации его деятельности.

Мотивационные методы классифицируют по объектам мотивации, используемым стимулам, видам потребностей, направленности и т. д. (табл. 1). Руководителям следует  применять их в практической деятельности не как разрозненные и самостоятельные способы мотивации, а как целостную систему.

Таблица 1. Классификация методов  мотивации

Признак

Метод мотивации

Объект мотивации

Коллектив 
Отдельные сотрудники 
Организационное поведение женщин 
Начинающие сотрудники 
Опытные сотрудники

Стимулы

Экономические (материального  стимулирования):

  • заработная плата;
  • премии;
  • денежное вознаграждение;
  • материальная помощь, ссуды;
  • участие в прибыли.

Неэкономические: 
а) организационные:

  • участие в делах организации;
  • мотивация перспективой;
  • делегирование задач и полномочий;
  • мотивация обогащением содержания труда.

б) морально-психологические:

  • похвала;
  • одобрение;
  • поддержка;
  • порицание;
  • признание заслуг;
  • уважение и доверие.

Вид потребности (согласно теории А. Маслоу)

Удовлетворение физиологических  потребностей подчиненных 
Потребность в защищенности и безопасности 
Причастность и принадлежность 
Уважение и признание 
Самовыражение

Направленность (согласно теории подкрепления)

Положительное подкрепление 
Отрицательное подкрепление 
Гашение действий 
Наказание


 

Для построения эффективной  модели мотивации труда на предприятии  необходимо соблюдать ряд требований и последовательных действий (табл. 1).

Построение модели мотивации труда  на предприятии должна быть сориентированной на конкретные цели предприятия (или  подразделения) и технико-экономические  условия ее достижения.

Таблица 1 Последовательные действия по построению модели мотивации труда  на предприятии

Этап

Действие

1

Определить цели персонала  коллектива (подразделения) и установить соответствующие показатели системы  мотивации труда

2

Отобрать систему мотивации  труда, разработать ее методическое и нормативное обеспечение применительно  к особенностям персонала коллектива (подразделения)

3

Изучить и обсудить в коллективе выбранную систему мотивации  труда

4

Усовершенствовать организационную  структуру управления коллективом  с целью более эффективного взаимодействия между подразделениями (работниками)

5

Установить экономические  отношения между подразделениями (работниками)

6

Классифицировать работы, определить количество и квалификационно-профессиональный состав персонала подразделения

7

Создать информационное и  техническое обеспечение системы  оплаты труда

8

Провести комплекс организационных  мероприятий по печатание, размножение  и утверждения модели мотивации  труда

9

Закрепить разработанную  модель юридически

Информация о работе Понятие потребности в мотивации сотрудников менеджером