Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:15, доклад
Одна из задач менеджера заключается в мотивировании подчиненных, но для успешной её реализации необходимо знать, что можно предложить или, чем заинтересовать сотрудника. Таким предложением может служить удовлетворение потребностей подчиненных поэтому, сначала рассмотрим, что же подразумевается под понятием «потребность».
Понятие потребности в
мотивации сотрудников
Одна из задач менеджера заключается в мотивировании подчиненных, но для успешной её реализации необходимо знать, что можно предложить или, чем заинтересовать сотрудника. Таким предложением может служить удовлетворение потребностей подчиненных поэтому, сначала рассмотрим, что же подразумевается под понятием «потребность».
Понятие «потребность» фигурирует в научной литературе в трёх значениях:
Так советский психолог В. Н. Мясищев раскрывает своё понимание потребности как отношения личности: «Мы относим это понятие к отношениям потому, что основными конституирующими компонентами этого понятия являются: субъект, испытывающий потребность; объект потребности; своеобразная связь между субъектом и объектом, проявляющаяся в переживании тяготения к объекту и активной устремленности к овладению им».
Своеобразен подход к определению потребности в работе доктора психологических наук С. Б. Каверина «Мотивация труда»: «...потребностью называется отношение личности, переживаемое как противоречие и выступающее движущей силой поведения».
Сходное определение потребности через понятие противоречия используется в исследовании Т. А. Марченко. На иных логических основаниях, также похожее определение дает Н. В. Иванчук: «Потребность личности есть отношение к условиям жизни, которое проявляется в противоречии между возможным и действительным, необходимым и желаемым, текущим и перспективным».
Рассматривание определения
Мотивы классифицируют по группам.
В первую группу входят мотивы,
связанные с важнейшими обществ
По источнику возникновения,
обусловленности (а также по особенности регуляции)
различают мотивы социальные (
В отдельную группу объединяются
мотивы по видам деятельности: общественно-
По времени проявления различают мотивы постоянные, длительные
По силе проявления мотивы подразделяют на сильные, составляющие особо действенную мотивацию, умеренные, характеризующиеся средней силой их проявления, и слабые, несущественно влияющие на деятельность, хотя и побуждающие ее.
По проявлению в поведении различают мотивы реальные (актуальные) и потенциальные. Реальными (актуальными) называются мотивы, побуждающие поведение и деятельность. Под потенциальными понимают мотивы, сформировавшиеся у личности, но не проявляющиеся в данный момент по двум причинам: или человек готовится к будущей деятельности, или он ею занимался ранее, но переключился на другую.
По степени осознанности мотивы бывают осознанными и неосознан
Как правило, деятельность человека побуждается не единственным, а многими мотивами, находящимися в различных взаимоотношениях.
В основе того или иного
поступка может быть борьба мотивов;
они могут усиливать или
Мотивы выполняют три основные функции: побуждающую, направляющую и регулирующую.
Побуждающая функция состоит в том, что мотивы обусловливают поступки личности, ее поведение и деятельность. Реализация личности зависит прежде всего от силы мотивов, их актуализации, т. е. превращения в основные импульсы психологической активности, детерминирующие поведение.
Направляющая функция состоит в выборе и осуществлении определенной линии поведения, деятельности. Эта функция зависит от устойчивости мотивации, иерархии, множественности и силы мотивов.
Регулирующая функция состоит в том, что поведение и деятельность в зависимости от особенностей мотивации носят либо личный характер, либо направлены на реализацию интересов коллектива, фирмы.
Классифицируют стимулы по различным признакам. По субъектам интересов различают три группы тесно взаимосвязанных стимулов: общественные, коллективные и индивидуальные.
В основе общественного стимулирования лежат интересы общества (общегосударственные интересы), призванные поощрять те или иные виды трудовой деятельности, наиболее соответствующие политике государства в различных сферах общественной жизни.
Коллективные стимулы связаны с воздействием на размер доходов предприятия, его подразделений, целевых и производственных групп. С развитием рыночных отношений коллективными стимулами все в большей степени становятся цены и прибыль предприятия.
Структура индивидуальных стимулов в целом совпадает со структурой
материальных и нематериальных стимулов,
которую рассмотрим далее. Это не случайно,
поскольку интересы работника — это осознанные
им потребности. Личные стимулы тесно
переплетены с коллективными и общественными,
что отражает взаимодействие соответствующих
интересов.
В зависимости от того, на удовлетворение
каких потребностей работника направлены стимулы,
их делят на материальные и нематериальные.
Материальные стимулы основаны на имущественных интересах работников; в этой связи различают стимулы денежные и неденежные. К денежным стимулам относятся заработная плата и тарифные ставки, вознаграждение за результаты, премии из дохода или прибыли, компенсации, кредиты на покупку дорогих вещей, ссуды на строительство жилья и другие, к неденежным — условия бытового обслуживания на предприятии, санитарно-гигиенические условия, предоставление жилья, путевок на отдых и лечение, организация труда и др.
К нематериальным стимулам относятся воздействия, связанные с социальными, моральными, творческими и другими потребностями работника.
Социальные стимулы связаны со стремлением людей участвовать в управлении, продвигаться по служебной лестнице, заниматься престижным трудом. Они очень значимы для инициативных, ответственных, честолюбивых сотрудников.
Моральные стимулы связаны с потребностями человека в признании и уважении, нравственном одобрении. Они проявляются в таких формах, как оценка работы руководителем, устная и письменная благодарность, почетные звания, ученые степени, дипломы, публикации в прессе, правительственные награды и др. Роль и значимость моральных стимулов изменяются в зависимости от морального состояния общества в целом и конкретного коллектива в частности.
Творческие стимулы рассчитаны на удовлетворение потребностей работника в творческой самореализации, К ним относятся поручение работникам сложных и ответственных творческих заданий, самостоятельный характер работы, возможность самостоятельно планировать порядок выполнения заданий, участвовать в совместном обсуждении проблем подразделения и предприятия.
Социально-психологические стимулы связаны с потребностью в общении. Коллеги по работе не только являются субъектами общения, но и в общем выполняют функцию социально-психологического стимулирования, создавая соответственно благоприятный или негативный моральный климат в коллективе.
Стимулы самоутверждения относятся к внутренним движущим силам человека, побуждающим его к достижению поставленных целей без прямого внешнего воздействия. Это самые сильные стимулы из известных, однако они проявляются только у наиболее развитых, честолюбивых, целеустремленных людей.
По способу воздействия на подчиненных стимулы подразделяют
на поощрение и принуждение. Ин
Методы мотивации — это способы управленческих воздействий на персонал для достижения целей организации. Эти методы основаны на действии законов и закономерностей управления; они предполагают использование управленческим аппаратом фирмы различных приемов влияния на персонал для активизации его деятельности.
Мотивационные методы классифицируют по объектам мотивации, используемым стимулам, видам потребностей, направленности и т. д. (табл. 1). Руководителям следует применять их в практической деятельности не как разрозненные и самостоятельные способы мотивации, а как целостную систему.
Таблица 1. Классификация методов мотивации
Признак |
Метод мотивации |
Объект мотивации |
Коллектив |
Стимулы |
Экономические (материального стимулирования):
Неэкономические:
б) морально-психологические:
|
Вид потребности (согласно теории А. Маслоу) |
Удовлетворение |
Направленность (согласно теории подкрепления) |
Положительное подкрепление |
Для построения эффективной модели мотивации труда на предприятии необходимо соблюдать ряд требований и последовательных действий (табл. 1).
Построение модели мотивации труда на предприятии должна быть сориентированной на конкретные цели предприятия (или подразделения) и технико-экономические условия ее достижения.
Таблица 1 Последовательные действия по построению модели мотивации труда на предприятии
Этап |
Действие |
1 |
Определить цели персонала коллектива (подразделения) и установить соответствующие показатели системы мотивации труда |
2 |
Отобрать систему мотивации
труда, разработать ее методическое
и нормативное обеспечение |
3 |
Изучить и обсудить в коллективе выбранную систему мотивации труда |
4 |
Усовершенствовать организационную структуру управления коллективом с целью более эффективного взаимодействия между подразделениями (работниками) |
5 |
Установить экономические
отношения между |
6 |
Классифицировать работы,
определить количество и квалификационно- |
7 |
Создать информационное и
техническое обеспечение |
8 |
Провести комплекс организационных мероприятий по печатание, размножение и утверждения модели мотивации труда |
9 |
Закрепить разработанную модель юридически |
Информация о работе Понятие потребности в мотивации сотрудников менеджером