Понятие инновационного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 10:35, контрольная работа

Краткое описание

Инновационный менеджмент и инновационная деятельность в современных условиях – это образование в крупнейших фирмах единых научно-технических комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство . Это определяет тесные связи на всех уровнях цикла «наука - производство - конечный потребитель». Сегодня в инновационной политике крупных фирм отчетливо проявилась тенденция к переориентации направленности научно-технической и производственно-сбытовой деятельности. Она выражалась прежде всего в стремлении к повышению в ассортименте выпускаемой продукции удельного веса новых наукоемких и высокотехнологичных изделий, сбыт которых ведет к расширению сопутствующих технических услуг: консультационных, инжиниринговых, обслуживающих.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..........3
Глава 1. Понятие и формы инновационного менеджмента
§1. Понятие инновационного менеджмента…………………………………….5
§2. Формы инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент и стратегическое управление……………………………………………………...10
Глава 2. Сущность, роль и место инновационного менеджмента среди других видов менеджмента.
§1. Роль и сущность инновационного менеджмента ………………...……….13
§2. Взаимосвязь инновационного менеджмента и других видов менеджмента……………………………………………………………………..16
Заключение………………………….......………………………………………..18
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Маше № 3.docx

— 41.58 Кб (Скачать)

Стратегия нововведений предполагает объединение целей тех­нической политики и политики капиталовложений и направлена на внедрение новых технологий и видов продукции. Она предусматри­вает выбор определенных объектов исследований, с помощью ко­торых предприятие стремится содействовать в первую очередь сис­тематическим поискам новых технологических возможностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Сущность, роль и место инновационного менеджмента среди других видов менеджмента.

§1. Роль и сущность инновационного менеджмента

Сегодня, когда с российского рынка ушло подавляющее большинство зарубежных конкурентов, отечественные товаропроизводители вступили в борьбу за потребителя между собой. Опыт экономически развитых стран показывает, что победителем в этой борьбе оказывается тот, кто строит свою деятельность преимущественно на основе инновационного подхода и главной целью стратегического плана ставит разработку новых товаров и услуг.

Управление инновационной деятельностью может быть успешным при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования. Прежде всего, необходимо различать инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения, то есть цвет и т.п.); незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с цель16. Удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить17:

  • инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
  • инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
  • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

  • радикальные (базовые);
  • улучшающие;
  • модификационные.

Первый вид инновационного менеджмента - инновация продукции - представляет собой процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и т. д.

Второй вид - инновация технологии - это процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что в свою очередь дает возможность увеличить объем прибыли фирмы, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективно использовать внутрифирменные информационные системы18.

Последний вид инновационного менеджмента - социальные инновации - представляет собой общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия. Применение инноваций такого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставленных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия перед сотрудниками и обществом в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Взаимосвязь инновационного менеджмента и других видов менеджмента

Специальные знания отражают особенности той области деятельности, в которой реализуются инновации. Существует тесная связь инновационного менеджмента с менеджментом персонала, производственным, финансовым и стратегическим менеджментом. Она проявляется в том, что инновации в каждой из этих сфер деятельности являются источником совершенствования и развития данных видов деятельности.

Инновационный менеджмент имеет логическую взаимосвязь еще с одной новой для России, но давно испытанной в странах с традиционно рыночной экономикой, концепцией - управлением проектами. Основу этой концепции составляет взгляд на проект, как на изменение исходного состояния любой системы, связанное с затратами времени и средств. А вот процесс этих изменений, осуществляемых по заранее разработанным планам в рамках бюджета и временных ограничений, представляет собой проектный менеджмент. Т.о. эти направления  имеют общую методологическую базу, терминологию и используемый инструментарий, единую организационную основу, общую идеологию в виде программно-целевого метода управления19.

Тем самым инновационный менеджмент способствует формированию современного образа мышления специалиста по управлению посредством понимания места и роли нововведений в современной экономике, овладения методами и средствами управления изменениями, характерным для самых различных сфер деятельности.

Появление в конце 20 столетия в традиционном менеджменте нового

направления “инновационный менеджмент” обусловлено распространением стратегии обеспечения конкурентных преимуществ стран и предприятий для планирования и осуществления процессов изменений (методов управления, продуктов, рынков и т.п.).

Опыт ведущих стран мира свидетельствует о том, что система управления нововведениями является действенным средством преодоления кризисных ситуаций и методом решения научных, социальных, экономических и производственных проблем.

Происходящие структурные изменения в отечественной экономике, неизбежное ее вхождение в мировое сообщество способствуют распространению методов управления при изменении в условиях риска, неопределенности и конкурентной борьбы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Управление инновациями - это сложный, комплексный процесс, один из тех редких процессов, которые требуют от менеджера в равной степени и знаний и таланта. Потому что и без того и без другого невозможно управление созданием новых видов продуктов и услуг.

Управление это опирается на огромное количество методов, взятых из совершенно разных областей знаний, что требует от менеджера недюжинных организаторских способностей. Необходимо свести воедино все аспекты жизнедеятельности предприятия, и свести успешно, с тем, чтобы можно было вывести на рынок нечто новое.

Совсем немногого можно добиться, используя шаблонные шаги и решения, и, наоборот, лучшие результаты будут достигнуты там, где есть место нетривиальным подходам к ведению инновационного бизнеса.

Инновационный менеджмент - все еще слишком сложный процесс, чтобы его весь классифицировать и описать, многое приходится делать на интуитивном уровне, и вот тут важен талант менеджера, его способности к творческому мышлению. Как показывает практика, такой менеджер может добиться гораздо более позитивных результатов, чем тот, который станет досконально следовать догмам.

Инновационный менеджмент - система управления инновациями, в которой задействованы все организационные структуры с целью получения конкретного нового продукта. Субъекты: работник (группа работников). Объекты: инновация, инновационный процесс. Функции: прогнозирование; планирование; организация; регулирование; координация; стимулирование; контроль. Цели ориентированы на разработку, модернизацию, развитие и ликвидацию20. Задачи - управление на всех уровнях посредством качественных и количественных изменений. инновационный процесс - это процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта. Субъекты инновационного процесса: новаторы, ранние реципиенты, раннее большинство, отстающие. Управление инновационным процессом осуществляется на основе таких специфических принципов управления как принципы гибкости, учета фактора времени, комплексности, учета неопределенности инновационных работ, учета их творческого характера.

За долгое время инновационной деятельности было разработано большое количество методик и принципов, которые помогают менеджеру в принятии тех или иных решений, связанных с управлением инновациями.

Эти методики весьма обширны и многочисленны, они могут многое объяснить и помочь принять верное решение, однако, до сих пор самые верные решения все еще принимает человек.

Не следует недооценивать значение инноваций в нашей жизни, без них мы бы вряд ли могли наслаждаться всеми благами цивилизации сегодня, поэтому, я считаю, что чем лучше и эффективнее мы научимся управлять инновациями, тем быстрее и качественнее пойдет весь прогресс в целом.

Эффективное становление рыночных отношений в России во многом определяется формированием современных управленческих отношений, повышением управляемости экономики. Именно менеджмент, управление обеспечивает связанность, интеграцию экономических процессов в организации.

Менеджмент - важнейшее понятие в рыночной экономике. Его изучают экономисты, предприниматели, финансисты, банкиры и все, кто имеет отношение к бизнесу.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Гринев, В.Ф. Инновационный менеджмент: учеб. пособие  - 2-е изд. - К.: МАУП, 2011. – 152;
  2. Дорофеев, В.Д. Инновационный менеджмент: учеб. пособие - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2013. – 189;
  3. Егоршин А. П. Управление персоналом. - 2-е изд. - Н. Новгород: НИМБ, 2013. – 624;
  4. Завлин П. Н., Казанцев А. К., Миндеди Л. Э. «Инновационный менеджмент. Справочное пособие», -- СПб.: Наука, 2012.-2546;
  5. Морозов, Ю.П. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для вузов - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 471;
  6. Медынский В. Г. «Инновационный менеджмент», -- М.: Инфра-М, 2012.-252;
  7. Цыцарова, Н.М. Инновационный менеджмент: учеб. пособие - Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 195.

 

1 Гринев, В.Ф. Инновационный менеджмент: учеб. пособие  - 2-е изд. - К.: МАУП, 2011. - 152

2 Морозов, Ю.П. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для вузов - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 471

3 Морозов, Ю.П. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для вузов - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 471

4 Дорофеев, В.Д. Инновационный менеджмент: учеб. пособие - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2013. - 189

5 Гринев, В.Ф. Инновационный менеджмент: учеб. пособие  - 2-е изд. - К.: МАУП, 2011. - 152

6 Морозов, Ю.П. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для вузов - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 471

7 Дорофеев, В.Д. Инновационный менеджмент: учеб. пособие - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2013. - 189

8 Морозов, Ю.П. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для вузов - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 471

9 Цыцарова, Н.М. Инновационный менеджмент: учеб. пособие - Ульяновск: УлГТУ, 2010. - 195

10 Морозов, Ю.П. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для вузов - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 471

11 Цыцарова, Н.М. Инновационный менеджмент: учеб. пособие - Ульяновск: УлГТУ, 2010. - 195

12 Дорофеев, В.Д. Инновационный менеджмент: учеб. пособие - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2013. - 189

13 Гринев, В.Ф. Инновационный менеджмент: учеб. пособие  - 2-е изд. - К.: МАУП, 2011. - 152

14 Дорофеев, В.Д. Инновационный менеджмент: учеб. пособие - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2013. - 189

15 Завлин П. Н., Казанцев А. К., Миндеди Л. Э. «Инновационный менеджмент. Справочное пособие», -- СПб.: Наука, 2012.-2546

16 Дорофеев, В.Д. Инновационный менеджмент: учеб. пособие - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2013. - 189

17 Дорофеев, В.Д. Инновационный менеджмент: учеб. пособие - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2013. - 189

18 Завлин П. Н., Казанцев А. К., Миндеди Л. Э. «Инновационный менеджмент. Справочное пособие», -- СПб.: Наука, 2012.-2546

19 Залин П. Н., Казанцев А. К., Миндеди Л. Э. «Инновационный менеджмент. Справочное пособие», -- СПб.: Наука, 2012.-2546

20 Завлин П. Н., Казанцев А. К., Миндеди Л. Э. «Инновационный менеджмент. Справочное пособие», -- СПб.: Наука, 2012.-2546

 

 


Информация о работе Понятие инновационного менеджмента