Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 01:05, реферат
Стоимость и себестоимость взаимосвязанные понятия, так как в их основе лежит труд, затраченный на производство продукции. стоимость определяется общественными издержками производства, а себестоимость – индивидуальными. В эк.смысле себестоимость – денежное выражение затрат предприятия на производство и реализацию продукции; это один из важнейших показателей эк.эффективности, фиксирующий во что обходится предприятию производство продукции, на сколько это выгодно.
2 Себестоимость и ее виды, состав и классификация затрат, включаемых в себестоимость.
Стоимость и себестоимость взаимосвязанные понятия, так как в их основе лежит труд, затраченный на производство продукции. стоимость определяется общественными издержками производства, а себестоимость – индивидуальными. В эк.смысле себестоимость – денежное выражение затрат предприятия на производство и реализацию продукции; это один из важнейших показателей эк.эффективности, фиксирующий во что обходится предприятию производство продукции, на сколько это выгодно.
Функции себестоимости:
1 учет и контроль всех
затрат на производство и
2 является основой для
формирования цен на продукцию.
3 служит для экономического
обоснования, целесообразности
В с\х различают: индивидуальную себестоимость – определяют на каждом предприятии по отдельным видам продукции; среднеотраслевую себестоимость - средневзвешенную велечину по каждому виду продукции по стране вцелом.
В зависимости от включенных в себестоимость затрат исчисляют: технологическую себестоимость –технологические и общепроизводственные затраты; производственная себестоимость – помимо технологической включает в себя общехозяйственную; полная все затраты на производство и реализацию продукции.
Для исчисления себестоимости изучают плановую себестоимость, рассчитанную по нормативам,отчетную (фактическую)определяют по материалам отчетов, провизорную берутся фактические данные за 3 квартала.
1 Понятие и сущность издержек производства
При производстве продукции в с/х затрачивается живой или овеществленный труд. Эти затраты вместе взятые образуют издержки производства. Общественные издержки предст.собой сумму овеществленного и живого труда, затраченного обществом на производство данной продукции. В условиях товарного производства общественные издержки выступают как стоимость продукции. Индивидуальные издержки определяются как затраты на вводимые факторы конкретного предприятия (земля, труд, капитал). В условиях рынка определяют издержки по принципу упущенных возможностей - издержки и потери дохода, которые возникают при выборе 1 из способов осуществления хоз.операций и отказе от любого возможного способа. Эти издержки предполагают выбор, а также альтернативу. Издержки по методу упущенных возможностей называют экономическими и включают все виды выплат за использование ресурсов и состоят из: внешних издержек (явные) - издержки производства на оплату используемых факторов производства(расходы на ОТ, использование осн.и оборотных фондов). Явные издержки составляют бухгалтерские издержки и называются себестоимость продукции; внутренние издержки (неявные)- денежные платежи, которые предприятие могло бы получить при более выгодном использовании принадлежащих ему ресурсов(издержки упущенных возможностей и нормальная прибыль как min вознаграждение предпринимателя).
Постоянные издержки – связаны с возмещением производственных факторов, не зависящих от объема производства(амортизация, затраты на производство и управление, арендная плата, страховые платежи). Основусоставляют использование осн фондав. Переменные издержки – изменяются с изменением объемов производства продукции (з\пл,корма,топливо, энергия), основу составляют использование оборотных фондов.
Сумма постоянных и переменных составляют валовые издержки предприятия. Средние издержки – приходятся на 1 производящей продукции(деление валовых издержек на объем производимой продукции).
5 Факторы снижения
себестоимости продукции и
Устойчивое финансовое состояние
предприятия могут быть достигнуты
только тогда, когда уровень издержек
предприятия – не выше среднеотраслевого
уровня. Во-первых, снижение
издержек является важнейшим источником
роста прибыли предприятия, а, следовательно,
увеличения средств, направляемых на расширение
производства, техническое перевооружение,
разработку и внедрение новых видов продукции,
удовлетворение интересов собственника
и трудового коллектива;
во-вторых, обеспечивает
возможность уменьшения цен на изделие.
А это – важнейшее условие успешной конкурентной
борьбы на рынке продукции. Снижение цен
позволяет предприятию привлечь большее
число покупателей, потеснив конкурентов
и увеличить общую массу прибыли за счет
роста объема продаж;
в-третьих, уменьшает
потребность в оборотных средствах, что
позволяет увеличить расходы на производственные
и социальные нужды предприятия.
Возможности снижения издержек производства
анализируются по двум направлениям: по
источникам и факторам. Под источниками
понимают виды затрат, за счет экономии
которых могут быть снижены издержки.
Факторы – это технико-экономические
условия, под влиянием которых изменяются
издержки.
Основные источники
снижения издержек производства и реализации
продукции:
- снижение расхода сырья, материалов,
топлива и энергии в расчете на единицу
продукции;
- снижение расхода заработной платы, приходящейся
на единицу продукции (за счет увеличения
объемов производства или сокращения
персонала);
- сокращение административно-управленческих
расходов;
- ликвидация непроизводительных потерь
и расходов.
Рассмотрим
факторы, оказывающие большое
влияние на экономию затрат. Они
делятся на две большие группы:
внутрипроизводственные и
- совершенствование норм расхода материальных
ресурсов;
- внедрение прогрессивной технологии;
- повышение уровня механизации и автоматизации
производства;
- повышение производительности труда;
- улучшение использования
оборудования, трудовых ресурсов
путем применения научной
- изменение объема производства и др.
Повышение технического уровня производства,
совершенствование организации производства
и труда приводит к снижению затрат сырья,
материалов и заработной платы.
Снижение затрат обеспечивается за счет
опережающих темпов роста производительности
труда над темпами роста заработной платы.
За счет этого в стоимости каждой единицы
продукции будет меньше затрат живого
труда.
Внешние (внутрипроизводственные)
факторы – это те, на которые предприятие
влиять не может:
- рыночные цены на сырье, материалы
и оборудование;
- ставки налогов и отчислений, включаемых
в состав себестоимости;
- природные факторы и др.
3 Методологические основы исчисления себестоимости.
Калькуляция себестоимости – определенная система расчета в денежном выражении затрат на реализацию продукции.
Исчисление себестоимости производства продукции в с\х имеет ряд специфических особенностей:
1 в земледелии цикл продукции годовой и в период производства, а также рабочий период не совладают, что не дает возможности исчислить себестоимость до завершения хоз года. Значительная часть растениеводства расходуется на корм скоту, поэтому в начале определяют себестоимость продукции растениеводства, а затем животноводства.
2 от многих с\х культур
и животных получают несколько
видов продукции, поэтому
3сумму незавершенного производства можно определить только в конце года
4 места складирования
продукции значительно
Исчисление себестоимости в сл порядке:
1 распределяем расходы на содержание осн средств, на объекты планирования и учета затрат.
2 исчислят себестоимость продукции вспомогательных и подсобных производст.
При определении себестоимости
отдельных видов продукции
4 Планирование себестоимости.
Основной целью планирования себестоимости явл выявление и исполнение имеющихся резервов, снижение издержек производства и увеличение внутрихозяйственных накоплений. Планы себестоимости должны исходить из прогрессивных норм затрат труда, использование оборудования, расходов сырья, материалов, топлива и энергии с учетом передаваемого опыта другим предприятиям.
Плановая себестоимость определяется путем технически-эконом расчетов, величины затрат на производство и реализацию товарной продукции всей и каждого вида в отдельности.
Плановая себестоимость Включает сл разделы:
1 сметозатрат на производство продукции
2 расчет себестоимости всей товарной и реализуемой себестоимости
3 сравнение плановой
4расчет снижения
Качественные показатели плана по себестоимости продукции:
1 затраты на 1 рубль товарной продукции
2 себестоимость товарной продукции
3% снижения себестоимости
6. Сущность, функции, система цен и тарифов АПК.
Цена – денежная оценка стоимости единицы товара. Ценообразование – процесс установления, регулирования цен и тарифов и контроля за применением установленного законодательством порядка ценообразования юр.лицами, предпринимателями и другими субъектами ценообразования.
Функции цен:
1 измерительная(измеряет стоимость товара)
2 учетная (переводит показатели количества и качества товаров в материально- веществ выражении в денежное)
3 регулирующая (цена позволяет уравнять спрос и предложение)
4 распределительная (государство через ценообразование осуществляет перераспределение нац дохода между отраслями народного хозяйства)
5 стимулирующая (цена
Виды цен:
1 закупочные цены – цены, по которым государство закупает с\х продукцию в гос резерв.
2 оптовые цены – цены, по которым предприятие- изготовитель реализует продукцию оптовым покупателям.
3 розничные цены – цены, по которым продукция реализуется конечному потребителю.
4 тарифы – цены, установленные на разного рода производственные и непроиз услуги
5 регулируемые цены – регулируются гос органами. Прямое регулирование устанавливается путем установления фиксируемых предельных цен, надбавок, тарифов. Косвенное регулирование – воздействие на цены путем изменения налогов и % ставок.
6 целевые цены – установление для обеспечения паритетного состояния цен на промышленную и с\х продукцию покрытия расходов. Паритет – установление равновесия спроса и предложения исходя из стоимости ресурсов и платежеспособности потребителя.
7 гарантированные цены – цены, рассчитанные на основе затрат на производство с учетом установленных налогов и налоговых платежей.
8. договорные (контрактные) цены – установлены по согласованию сторон.
9. свободные (рыночные) цены – формируются без непосредственного участия государства под воздействием конъюнктуры рынка
По времени действия цены подразделяются на постоянные, твердые, неменяющиеся в течение всего срока действия контракта, сезонные
Система цен – взаимосвязь и взаимозависимость различных видов цен. Повышение одного из видов цен вызывает изменение в уровнях других цен.
7 Методология обоснования и регулирования цен.
Используются следующие методы ценообразования:
1 основан на определении средних издержек производства определенного вида продукции + прибыль
2 нормативная себестоимость продукции умноженная на нормативный уровень рентабельности в %
3 исходя из реальной стоимости продукции возможно установление цены на уровне средних цен по отрасли.
Подходы к формированию цен:
1затратный (производитель
и продавец товара должны
2 рыночный (цена устанавливается на основе пересечения кривых спроса и предложения на базе соглашения продавца и покупателя)
3 бальных оценок (оценка качественных характеристик продуктов, услуги определяется как отпускная цена на базовую продукцию умноженная на сумму баллов)
4 агрегатный метод –
цена на новую продукцию
Субъектами ценообразования в РБ могут выступать юр.лица, преприниматели, респуб. Органы гос. Управления, райисполком.
9. Ценовое регулирование в АПК
Регулирование ценообразования – воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны гос органов путем принятия законодательных, администр.,бюджетно-фин., и др мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики РБ. Гос орган, осуществляющий регулирование и контроль за ценообразованием – республиканский орган гос управления по вопросам экономики; органы гос управления, областные и минский городской исполком и распорядительные органы.
Механизм регулирования может содержать 2 варианта:
Информация о работе Понятие и сущность издержек производства