Понятие и сущность издержек производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 01:05, реферат

Краткое описание

Стоимость и себестоимость взаимосвязанные понятия, так как в их основе лежит труд, затраченный на производство продукции. стоимость определяется общественными издержками производства, а себестоимость – индивидуальными. В эк.смысле себестоимость – денежное выражение затрат предприятия на производство и реализацию продукции; это один из важнейших показателей эк.эффективности, фиксирующий во что обходится предприятию производство продукции, на сколько это выгодно.

Файлы: 1 файл

Ponyatie_i_suschnost_izderzhek_proizvodstva_1.docx

— 42.16 Кб (Скачать)

2 Себестоимость и ее виды, состав и классификация затрат, включаемых в себестоимость.

Стоимость и себестоимость  взаимосвязанные понятия, так как  в их основе лежит труд, затраченный  на производство продукции. стоимость определяется общественными издержками производства, а себестоимость – индивидуальными. В эк.смысле себестоимость – денежное выражение затрат предприятия на производство и реализацию продукции; это один из важнейших показателей эк.эффективности, фиксирующий во что обходится предприятию производство продукции, на сколько это выгодно.

Функции себестоимости:

1 учет и контроль всех  затрат на производство и реализацию  всей продукции

2 является основой для  формирования цен на продукцию.  А также определяет прибыль,  рентабельность и исчисления  налогов.

3 служит для экономического  обоснования, целесообразности вложения  инвестиций в реконструкцию и  т.д.

В с\х различают: индивидуальную себестоимость – определяют на каждом предприятии по отдельным видам продукции;  среднеотраслевую себестоимость -  средневзвешенную велечину по каждому виду продукции по стране вцелом.

В зависимости от включенных в себестоимость затрат исчисляют: технологическую себестоимость –технологические и общепроизводственные затраты; производственная себестоимость – помимо технологической включает в себя общехозяйственную; полная все затраты на производство и реализацию продукции.

Для исчисления себестоимости  изучают плановую себестоимость, рассчитанную по нормативам,отчетную (фактическую)определяют по материалам отчетов, провизорную берутся фактические данные за 3 квартала.

 

 

1 Понятие и сущность  издержек производства

При производстве продукции  в с/х затрачивается живой или  овеществленный труд. Эти затраты  вместе  взятые образуют издержки производства.  Общественные издержки предст.собой сумму овеществленного и живого труда, затраченного обществом на производство данной продукции. В условиях товарного производства общественные издержки выступают как стоимость продукции. Индивидуальные издержки определяются как затраты на вводимые факторы конкретного предприятия (земля, труд, капитал). В условиях рынка определяют издержки по принципу упущенных возможностей - издержки и потери дохода, которые возникают при выборе 1 из способов осуществления хоз.операций и отказе от любого возможного способа. Эти издержки предполагают выбор, а также альтернативу. Издержки по методу упущенных возможностей называют экономическими и включают все виды выплат за использование ресурсов и состоят из: внешних издержек (явные) - издержки производства на оплату используемых факторов производства(расходы на ОТ, использование осн.и оборотных фондов). Явные издержки составляют бухгалтерские издержки и называются себестоимость продукции; внутренние издержки (неявные)- денежные платежи, которые предприятие могло бы получить при более выгодном использовании принадлежащих ему ресурсов(издержки упущенных возможностей и нормальная прибыль как min вознаграждение предпринимателя).

Постоянные издержки – связаны с возмещением производственных факторов, не зависящих от объема производства(амортизация, затраты на производство и управление, арендная плата, страховые платежи). Основусоставляют использование осн фондав. Переменные издержки – изменяются с изменением объемов производства продукции (з\пл,корма,топливо, энергия), основу составляют использование оборотных фондов.

Сумма постоянных и переменных составляют валовые издержки предприятия.  Средние издержки – приходятся на 1 производящей продукции(деление валовых издержек на объем производимой продукции).

 

 

 

5 Факторы снижения  себестоимости продукции и услуг. 

Устойчивое финансовое состояние  предприятия могут быть достигнуты только тогда, когда уровень издержек предприятия – не выше среднеотраслевого  уровня. Во-первых, снижение издержек является важнейшим источником роста прибыли предприятия, а, следовательно, увеличения средств, направляемых на расширение производства, техническое перевооружение, разработку и внедрение новых видов продукции, удовлетворение интересов собственника и трудового коллектива; 
во-вторых, обеспечивает возможность уменьшения цен на изделие. А это – важнейшее условие успешной конкурентной борьбы на рынке продукции. Снижение цен позволяет предприятию привлечь большее число покупателей, потеснив конкурентов и увеличить общую массу прибыли за счет роста объема продаж; 
в-третьих, уменьшает потребность в оборотных средствах, что позволяет увеличить расходы на производственные и социальные нужды предприятия. 
Возможности снижения издержек производства анализируются по двум направлениям: по источникам и факторам. Под источниками понимают виды затрат, за счет экономии которых могут быть снижены издержки. Факторы – это технико-экономические условия, под влиянием которых изменяются издержки. 
Основные источники снижения издержек производства и реализации продукции: 
- снижение расхода сырья, материалов, топлива и энергии в расчете на единицу продукции; 
- снижение расхода заработной платы, приходящейся на единицу продукции (за счет увеличения объемов производства или сокращения персонала); 
- сокращение административно-управленческих расходов; 
- ликвидация непроизводительных потерь и расходов.

 Рассмотрим  факторы, оказывающие большое  влияние на экономию затрат. Они  делятся на две большие группы: внутрипроизводственные и внешние.  К внутрипроизводственным факторам  относятся те, на которые может  влиять предприятие: 
- совершенствование норм расхода материальных ресурсов; 
- внедрение прогрессивной технологии; 
- повышение уровня механизации и автоматизации производства;

- повышение производительности  труда;

- улучшение использования  оборудования, трудовых ресурсов  путем применения научной организации  труда и производства; 
- изменение объема производства и др. 
Повышение технического уровня производства, совершенствование организации производства и труда приводит к снижению затрат сырья, материалов и заработной платы. 
Снижение затрат обеспечивается за счет опережающих темпов роста производительности труда над темпами роста заработной платы. За счет этого в стоимости каждой единицы продукции будет меньше затрат живого труда. 
Внешние (внутрипроизводственные) факторы – это те, на которые предприятие влиять не может: 
- рыночные цены на сырье, материалы и оборудование; 
- ставки налогов и отчислений, включаемых в состав себестоимости; 
- природные факторы и др. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Методологические основы исчисления себестоимости.

Калькуляция себестоимости – определенная система расчета в денежном выражении затрат на реализацию продукции.

Исчисление  себестоимости производства продукции  в с\х имеет ряд специфических  особенностей:

1 в земледелии цикл  продукции годовой и в период  производства, а также рабочий  период не совладают, что не дает возможности исчислить себестоимость до завершения хоз года. Значительная часть растениеводства расходуется на корм скоту, поэтому в начале определяют себестоимость продукции растениеводства, а затем животноводства.

2 от многих с\х культур  и животных получают несколько  видов продукции, поэтому возникает  необходимость распределения затрат  между ними.

3сумму незавершенного  производства можно определить  только в конце года

4 места складирования  продукции значительно различаются

Исчисление  себестоимости в сл порядке:

1 распределяем расходы  на содержание осн средств, на объекты планирования и учета затрат.

2 исчислят себестоимость  продукции вспомогательных и подсобных производст.

При определении себестоимости  отдельных видов продукции производственные затраты распределяют между основной(зерно), побочной(солома) и сопряженной(отходы) продукции.

4 Планирование себестоимости.

Основной целью планирования себестоимости явл выявление и исполнение имеющихся резервов, снижение издержек производства и увеличение внутрихозяйственных накоплений. Планы себестоимости должны исходить из прогрессивных норм затрат труда, использование оборудования, расходов сырья, материалов, топлива и энергии с учетом передаваемого опыта другим предприятиям.

Плановая себестоимость определяется путем технически-эконом расчетов, величины затрат на производство и реализацию товарной продукции всей и каждого вида в отдельности.

Плановая  себестоимость Включает сл разделы:

1 сметозатрат на производство продукции

2 расчет себестоимости  всей товарной и реализуемой  себестоимости

3 сравнение плановой калькуляции  отдельных видов продукции

4расчет снижения себестоимости  товарной продукции по технико-эконом факторам

Качественные  показатели плана по себестоимости  продукции:

1 затраты на 1 рубль товарной  продукции

2 себестоимость товарной  продукции

3% снижения себестоимости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Сущность, функции,  система цен и тарифов АПК.

Цена – денежная оценка стоимости единицы товара. Ценообразование – процесс установления, регулирования цен и тарифов и контроля за применением установленного законодательством порядка ценообразования юр.лицами, предпринимателями и другими субъектами ценообразования.

Функции цен:

1 измерительная(измеряет стоимость товара)

2 учетная (переводит показатели  количества и качества товаров  в материально- веществ выражении в денежное)

3 регулирующая (цена позволяет  уравнять спрос и предложение)

4 распределительная (государство через ценообразование осуществляет перераспределение нац дохода между отраслями народного хозяйства)

5 стимулирующая (цена стимулирует  увеличение выпуска продукции  и повышение ее качества)

Виды цен:

1 закупочные цены – цены, по которым государство закупает с\х продукцию в гос резерв.

2 оптовые цены – цены, по которым предприятие- изготовитель реализует продукцию оптовым покупателям.

3 розничные цены – цены, по которым продукция реализуется конечному потребителю.

4 тарифы – цены, установленные на разного рода производственные и непроиз услуги

5 регулируемые цены – регулируются гос органами. Прямое регулирование устанавливается путем установления фиксируемых предельных цен, надбавок, тарифов. Косвенное регулирование – воздействие на цены путем изменения налогов и % ставок.

6 целевые цены – установление для обеспечения паритетного состояния цен на промышленную и с\х продукцию покрытия расходов. Паритет – установление равновесия спроса и предложения исходя из стоимости ресурсов и платежеспособности потребителя.

7 гарантированные цены – цены, рассчитанные на основе затрат на производство с учетом установленных налогов и налоговых платежей.

8. договорные (контрактные)  цены – установлены по согласованию сторон.

9. свободные (рыночные) цены – формируются без непосредственного участия государства под воздействием конъюнктуры рынка

По времени действия цены подразделяются на постоянные, твердые, неменяющиеся в течение всего  срока действия контракта, сезонные

Система цен – взаимосвязь и взаимозависимость различных видов цен. Повышение одного из видов цен вызывает изменение в уровнях других цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 Методология обоснования и регулирования цен.

Используются следующие  методы ценообразования:

1 основан на определении средних издержек производства определенного вида продукции + прибыль

2 нормативная себестоимость продукции умноженная на нормативный уровень рентабельности в %

3 исходя из реальной  стоимости продукции возможно  установление цены на уровне  средних цен по отрасли.

Подходы к формированию цен:

1затратный (производитель  и продавец товара должны возмещать  издержки и получать прибыль)

2 рыночный (цена устанавливается на основе пересечения кривых спроса и предложения на базе соглашения продавца и покупателя)

3 бальных оценок (оценка качественных характеристик продуктов, услуги определяется как отпускная цена на базовую продукцию умноженная на сумму баллов)

4 агрегатный метод –  цена на новую продукцию устанавливается  путем суммирования цен на  составляющие элементы

Субъектами ценообразования  в РБ могут выступать юр.лица, преприниматели, респуб. Органы гос. Управления, райисполком.

 

9. Ценовое регулирование в АПК

Регулирование ценообразования – воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны гос органов путем принятия законодательных, администр.,бюджетно-фин., и др мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики РБ. Гос орган, осуществляющий регулирование и контроль за ценообразованием – республиканский орган гос управления по вопросам экономики; органы гос управления, областные и минский городской исполком и распорядительные органы.

Механизм  регулирования может содержать 2 варианта:

Информация о работе Понятие и сущность издержек производства