Песпективы развития стандартизации в строительстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 08:01, курсовая работа

Краткое описание

Деятельность в области стандартизации в современном мире направлена на выполнение трех социально-экономических функций:
• упорядочение объектов (продукции, работ, услуг), создаваемых в процессе научно-технического творческого труда человека;
• установление в нормативных документах по стандартизации оптимальных организационно-технических, общетехнических, технических и натуральных технико-экономических норм и требований;
• правоприменение, т. е. использование и соблюдение оптимальных норм и требований, установленных в нормативных документах по стандартизации.

Оглавление

Введение
Эволюция стандартизации
Возникновение международной стандартизации
Эволюция стандартов качества
Заключения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Перспективы развития стандартизации в строительстве.docx

— 23.48 Кб (Скачать)

 

Содержание:  

 

Введение

Эволюция  стандартизации

Возникновение международной стандартизации

Эволюция  стандартов качества

Заключения

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Деятельность  в области стандартизации в современном  мире направлена на выполнение трех социально-экономических  функций:

• упорядочение объектов (продукции, работ, услуг), создаваемых в процессе научно-технического творческого труда человека;

• установление в нормативных документах по стандартизации оптимальных организационно-технических, общетехнических, технических и  натуральных технико-экономических  норм и требований;

• правоприменение, т. е. использование и соблюдение оптимальных норм и требований, установленных в нормативных документах по стандартизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эволюция стандартизации

Краткая история развития стандартизации  

Ещё в древнем Египте при строительстве  пользовались кирпичами постоянного, "стандартного" размера; при этом специальные чиновники занимались контролем размеров кирпичей. Замечательные  памятники греческой архитектуры - знаменитые храмы, их колонны, портики  собраны из сравнительно небольшого числа "стандартных" деталей. Древние  римляне применяли принципы стандартизации при строительстве водопроводов - трубы этих водопроводов были постоянного  размера.

В средние века с развитием ремесел  методы стандартизации стали применяться  все чаще и чаще. Так, были установлены  единые размеры ширины тканей, единое количество нитей в ее основе, даже единые требования к сырью, используемому  в ткацком производстве.

В 1785 году французский инженер Леблан изготовил партию ружейных замков - 50 штук, каждый из которых обладал важным качеством - взаимозаменяемостью, и его можно было использовать в любом из ружей без предварительной подгонки. Во второй половине XIX века работы по стандартизации проводились почти на всех промышленных предприятиях. Благодаря внутризаводской стандартизации изготовляемых изделий стала возможной рационализация процессов производства; основная цель, которую при этом преследовали предприниматели, - получение более высоких прибылей[1]. Стандартизация развивалась, прежде всего, внутри отдельных фирм, отдельных предприятий. Однако в дальнейшем, по мере развития общественного разделения труда, все большее значение начинала приобретать стандартизация национальная и лаже международная.

В 1891 году в Англии, а затем и  в других странах была введена  стандартная резьба Витворта (с дюймовыми размерами), впоследствии замененная в большинстве стран резьбой метрической. В 1846 году в Германии были унифицированы ширина железнодорожной колеи и сцепные устройства для вагонов; в 1869 году там же был впервые издан справочник, содержащий размеры стандартных профилей катаного железа. В 1870 году в ряде стран Европы были установлены стандартные размеры кирпичей. Эти первые результаты национальной и международной стандартизации имели огромное практическое значение для развития производительных сил. Однако это были лишь первые шаги. В одной только Германии из-за наличия на её территории большого числа маленьких государств имелось, как отмечал Энгельс, столько типов мер и весов, сколько дней в году.

Единицы измерения устанавливались случайно: например, "локоть" соответствовал длине скипетра Генриха I; широко распространенная во многих странах единица длины "фут" соответствовала длине ступни Карла Великого. Поиски более обоснованных единиц измерения начались давно. Так, уже в 1790 году во Франции была создана единица длины "метр", равная десятимиллионной части четверти длины земного меридиана. Однако прошло 85 лет, прежде чем первые 17 государств, принявшие участие в Международной метрической конвенции в 1875 году в Париже, согласились принять в качестве единицы измерения длины метр. Метрическая конвенция и создание Международного бюро мер и весов явились важными вехами на пути научно-технического прогресса.

На  исходе XIX века и в начале XX века были достигнуты большие успехи в развитии техники, промышленности и концентрации производства. В связи с этим в  наиболее развитых странах появилось  стремление к организованной национальной стандартизации, в большинстве случаев  завершившееся созданием национальных организаций по стандартизации. Так, в 1901 году в Англии был создан Комитет  стандартов, главной задачей которого было содействие усилению экономического могущества Британской империи путем  разработки и внедрения стандартов на сырье, промышленные изделия, военную  технику.

Усиленная милитаризация многих стран в  начале XX столетия требовала производства большого количества вооружений при  обязательном соблюдении принципа взаимозаменяемости; эту задачу можно было решить только с помощью стандартизации. Поэтому  не удивительно, что во время первой мировой войны и сразу после  нее было основано несколько национальных организаций по стандартизации, например в Голландии (1916 г.), в Германии ( 1917 г.), во Франции, Швейцарии и США (1918 г.).

После первой мировой войны стандартизация стала все больше восприниматься как объективная экономическая  необходимость. В это время организации  по стандартизации были созданы в  Бельгии и Канаде (1919 г.), Австрии (1920 г.), Италии, Японии и Венгрии (1921 г.), Австралии, Швеции, Чехословакии (1922 г.), Норвегии (1923 г.), Финляндии и Польше (1924 г.), Дании (1926 г.) и в Румынии  ( 1928 г.).

С развитием монополистического капитализма  стандартизация начала развиваться  также и в международном масштабе. Постоянное расширение международного товарообмена и необходимость более  тесного сотрудничества в области  науки и техники привели к  основанию Международной ассоциации по стандартизации (ИСА). В 1939 году работа ИСА была прервана второй мировой  войной.

В 1943 году в рамках Организации Объединенных Наций был создан Координационный  комитет по вопросам стандартизации с бюро в Лондоне и Нью-Йорке.

В 1946 году в Лондоне была основана Международная организация по стандартизации (ИСО), в состав которой вошли 33 страны. В настоящее время ИСО является одной из самых крупных международных  технических организаций (её члены - 91 страна).

Помимо  ИСО работы по стандартизации широко ведутся и во многих других международных  и региональных организациях по стандартизации. Например, в рамках Европейского объединения угля и стали была создана в 1953 году Координационная комиссия по стали, которая уполномочена разрабатывать так называемые европейские стандарты для шести стран (ФРГ, Франции. Бельгии, Голландии, Италии, Люксембурга), являющихся членами этого объединения. На совещании в Париже в марте 1961 г. из представителей национальных организаций по стандартизации стран, принадлежащих к Европейскому экономическому сообществу, Европейскому обществу свободной торговли, а также к Комиссии по общему рынку, был создан Комитет европейской координации стандартов. В задачу Комитета входит разработка общих стандартов для стран, входящих в Европейское экономическое сообщество и в Европейское общество свободной торговли. В составе этого Комитета имеется много рабочих групп, главным образом по таким отраслям промышленности, как металлургия, строительство, текстильная промышленность, судостроение, нефтяная промышленность и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возникновение международной стандартизации  

Стандарты обеспечивают качество продукции и  услуг и в итоге - качество и  безопасность нашей жизни. С развитием  человеческого общества непрерывно совершенствовалась трудовая деятельность людей. Это проявлялось в создании различных предметов, орудий труда, новых трудовых приемов. При этом люди стремились отбирать и фиксировать  наиболее удачные результаты трудовой деятельности с целью их повторного использования. Применение в древнем  мире единой системы мер, строительных деталей стандартного размера, водопроводных  труб стандартного диаметра — это  примеры деятельности по стандартизации, которая на современном научном  языке именуется как «достижение  оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством  установления положений для всеобщего  и многократного использования...».

В эпоху Возрождения в связи  с развитием экономических связей между государствами начинают широко использоваться методы стандартизации. Так, в связи с необходимостью строительства большого количества судов в Венеции начала осуществляться сборка галер из заранее изготовленных  деталей и узлов (был использован  метод унификации).

В период перехода к машинному производству имели место такие впечатляющие достижения стандартизации, как, например, создание французом Лебланом в 1785 г. 50 оружейных замков, каждый из которых был пригоден для любого из одновременно изготовленных ружей без предварительной подгонки (пример достижения взаимозаменяемости и совместимости); с целью перехода к массовому производству в Германии на королевском оружейном заводе был установлен стандарт на ружья, по которому калибр последних был определен в 13,9 мм; в 1845 г. в Англии была введена система стандартизации крепежных резьб, и тогда же в Германии была стандартизирована ширина железнодорожной колеи.

Началом международной стандартизации можно  считать принятие в 1875 году представителями 19 государств Международной метрической  конвенции и учреждение Международного бюро мер и весо.

 

 

 

 

 

Эволюция стандартов качества

Начавшись тысячи лет назад с разработки «мер и весов» как основных характеристик  любого предмета, развитие стандартов продолжается и сейчас, и будет  продолжаться столько, сколько будет  существовать человечество.

Поначалу  стандартизация качества охватывала лишь территории отдельных государств, но с развитием международной торговли этот процесс распространялся по всем континентам. Прошедших тысяч  лет, тем не менее, оказалось недостаточно для того, чтобы человечество полностью  перешло на единообразную систему  мер и весов (футы, фунты, галлоны  и т. д.). По мере свершения новых  научных открытий стало резко  возрастать количество употребляемых  стандартов качества. Начавшаяся в  начале прошлого века экономическая  глобализация объективно потребовала  унификации всех стандартов качества.

Научное обоснование стандартизации форм организации  труда ввел менеджер Ф. Тейлор. Его  научная организация труда (НОТ) основывалась на систематическом изучении технических умений рабочих. Именно им была предложена концепция менеджмента, включающая системный подход, кадровый менеджмент, идею разделения ответственности  между исполнителями и управленцами в обеспечении эффективной и  качественной работы предприятия, научное  нормирование труда. Принципы НОТ Ф. Тейлора соответствовали системе  управления качеством каждого отдельно взятого изделия (услуги), поскольку  любое предприятие заинтересовано в максимальном снижении выпуска  бракованных изделий или низкокачественных  услуг, так как это наносит  как прямой экономический, так и  репутационный ущерб. На первом этапе теоретических разработок и практического внедрения контроля качества выпускаемой продукции усилия были сосредоточены преимущественно на конечном этапе производства – контроле качества готовой продукции. Однако вскоре стало ясно, что управлять надо качеством всех процессов.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Точкой  отсчета в фазе развития системы  менеджмента качества на основе процессного  подхода считаются работы, выполненные  в 1924 г. в отделе технического контроля фирмы «Вестерн Электрик» (США) доктором Шухартом, в которых он разработал метод построения диаграмм, известных сегодня всему миру как «контрольные карты Шухарта». Предложенные Шухартом статистические методы дали в руки управленцев инструмент, позволяющий сосредоточить усилия не на обнаружении негодных изделий до их отгрузки покупателю, а на увеличении выхода годных изделий в технологическом процессе.

Американские  ученые Эдвардс Деминг и Джозеф Джуран в 50-х годах прошлого века предложили рассматривать совершенствование качества как циклический процесс. В стандарте ISO 9001:2000 «Система менеджмента качества. Требования» он рассматривается как руководящий принцип построения системы менеджмента качества. В основе совершенствования любого процесса лежит цикл PDCA (plan – планирование, разработка процессов; do – осуществление, внедрение процессов; check – проверка, постоянное контролирование процессов и продукции и act – действие по постоянному улучшению показателей процессов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1) Варакута С.А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001.

2) Крылова Г.Д. Основы  стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2000.

3) Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учебник. - М.: Юрайт, 2000.

4) Чижикова Т.М. Стандартизация, сертификация, метрология: Учебное пособие. - М.: Колос, 2002.


Информация о работе Песпективы развития стандартизации в строительстве