Особенности стратегического менеджмента в туризме России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:49, курсовая работа

Краткое описание

Цели и средства. Такое понимание природы стратегического менеджмента представлено, например, в определении У. Глука и Л. Джауха, согласно которому стратегический менеджмент — это «направление в теории принятия решений, которое нацелено на развитие эффективной стратегии (или стратегий) для оказания содействия в достижении корпоративных целей».

Оглавление

Глава 1 Теоретические основы стратегического менеджмента
1.1 Определения понятия «стратегический менеджмент»
1.2 История возникновения стратегического менеджмента
Глава 2 Особенности стратегического менеджмента в туризме России
2.1. Особенности стратегического менеджмента в России
2.2. Тенденции развития туризма в России
2.3 Проблемы стратегического менеджмента в туризме России

Файлы: 1 файл

курсовая Стратегический м.docx

— 53.88 Кб (Скачать)

5. Интерактивный стратегический менеджмент — современное достижение, авторство которого числится за Р. Л. Акоффом, основная идея которого состоит в умении разрабатывать стратегии с опорой на творческий потенциал всего коллектива, втянутого в формирование желательного будущего и изыскание путей его построения. Планируя, люди готовят свое будущее и желают его больше, чем в случае, когда планирование им навязывается директивно. Важно, чтобы планы не мешали их творчеству. По образному выражению Р. Л. Акоффа: «Если победа важнее игры, то игра превращается в работу. Если же работа интереснее победы, она становится игрой...» творческих сил человека.

Интерактивный подход лучше других позволяет справиться с ускоряющимися  изменениями, возрастающей организационной  сложностью и непредсказуемой изменяемостью  окружения. Такая ориентация повышает индивидуальный, организационный и  общественный уровни развития и качество жизни.

2.2. Тенденции развития  туризма в России

Туризм в России — развивающаяся отрасль. Россия занимает одно из ведущих мест в мире в сфере международного туризма. За 2011 год Россия приняла около 20 млн международных визитёров. Доходы России от международного туризма в 2011 году составили $11,4 млрд.

Массовое развитие туризма —  одна из примет современности. Туризм играет важную роль в развитии взаимопонимания  между народами и вносит свой вклад  в процветание многих стран и  регионов. Развитие туризма является крупнейшим генератором валового мирового продукта, способствует занятости населения. На туризм приходится почти десятая  часть этих мировых показателей, причем объемы инвестиций в туризм, как и раньше, остаются весьма значительными.

Туристические поездки в Россию в целом носят познавательный характер. Социологические опросы иностранных туристов, посещающих нашу страну, подтверждают этот вывод. Потенциальных туристов сегодня интересуют как исторические памятники России так и ее культурное наследие, так и общественно-политические процессы. Среди них можно увидеть политологов, социологов, общественных деятелей, преподавателей высших и специальных учебных заведений, юристов, врачей, студентов, инженерно-технических работников, религиозных деятелей, бизнесменов, представителей культуры и театра. Для этих туристов знакомство с Россией имеет особое значение, поскольку участие в экскурсионных программах дает возможность через личные контакты и оценки получить объективное представление о жизни страны, ее людей.

Программы поездок заключаются  с учетом аудитории, социально-демографических  особенностей туристской аудитории  и страны постоянного места проживания туристов, их интересов и предпочтений. Для туристов, прибывающих группами, программы готовят заранее, как  по заявкам иностранных фирм, так  и самостоятельно турфирмы с учетом цели поездки конкретной группы (познавательные поездки, отдых и лечение, спорт, охота, деловые поездки, встречи  с родственниками, участие в международных  выставках , конференциях, фестивалях, обучение и паломничество, инсентив-туры), ее состав и маршрут.

В настоящее время в России сфера  услуг и туристическая инфраструктура проходят период обновления, согласно утвержденной правительством федеральной  целевой программе «Развитие  внутреннего и въездного туризма  в Российской Федерации (2011—2018 годы)». В самых живописных и востребованных туристами регионах России были созданы туристические особые экономические зоны, которые предполагают благоприятные условия для организации туристического бизнеса.

С 1995 года по 2011 год иностранный  туризм в Россию вырос на 27 %: число иностранных туристов увеличилось с 1,8 до 2,3 млн человек в год . В 2011 году лидером по количеству туристов, приезжающих в Россию, является Германия, второе место занимает Китай, а третье — США. Данные Росстата говорят о том, что въездной поток в Россию в последнее время увеличивается, прежде всего, за счет Китая, показавшего в 2011 году самый большой рост — 48 % . При этом общее число иностранцев, посетивших страну с разными целями, в 2011 году составило 24,9 миллиона, что на 11 % больше, чем годом ранее . Внутренний туризм в России во много раз превышает въездной : так, в 2010 году количество внутренних туристов равнялось 32 миллионам человек, однако его рост в последнее время замедлился.

По данным министерства спорта, туризма  и молодежной политики РФ доля туристической  отрасли в общем объеме ВВП  России по итогам 2010 года составила 3 %, с учетом смежных отраслей — 6,5 %

Согласно Федеральной целевой  программе "Развитие внутреннего  и въездного туризма в РФ на 2011-2018 годы" в течение 8 лет на развитие туризма в России будет выделено около 100 млрд рублей. Деньги будут потрачены на самые привлекательные инвестиционные проекты, которые будут реализовываться на территориях с наибольшим туристически-рекреационным потенциалом. Средства будут направляться, в том числе, и на развитие инфраструктуры: строительство дорог, аэропортов, отелей и кемпингов.

Количество иностранных туристов, приезжающих в Россию, к 2018 году должно вырасти более чем в шесть  раз - до 23 миллионов человек, а отпуск в России будут проводить 45 миллионов  человек. Соответственно, вырастет и  объем рынка туристических услуг - в 4,7 раза, до 417 млрд рублей.

Развитие туризма в России несколько  отстает от развития в экономически развитых странах, хотя по своему туристско-рекреационным  потенциалу Россия имеет все возможности  стать туристической державой мирового уровня. Расширение международных связей открывает большие возможности  для продвижения национального  туристического продукта на мировой рынок, привлечения к мировому информационному пространству, передового опыта организации туристической деятельности.

 

2.3 Проблемы стратегического менеджмента в туризме России

 

В современной России существуют две наиболее важные проблемы менеджмента и первая из них заключается в том, что реалии российской экономики сильно отличаются от тех условий, в которых зарождались принципы менеджмента в западных странах, но на который ориентируется отечественная экономика.

Суть данной проблемы менеджмента  в том, что данный инструмент предусмотрен для решений проблем, которые  перед нашими производителями еще  не стоят. Грубо говоря, используя  опыт западно-европейских стран в российской экономической системе, достигаемый результат сильно отличается от ожидаемого.

Проблемы менеджмента на туристских предприятиях в России пока еще довольно глубоки, и еще одной серьезной  проблемой на пути развития современного менеджмента является то, что редко, когда компетентность нынешних руководителей  предприятий соответствует должному уровню, что приводит к неправильным решениям в вопросах управления.

До недавнего времени пласт  руководителей формировался из специалистов, показывающих наиболее высокий профессиональный результат, которые в последующем  начинали движение по административной лестнице, в дальнейшем возглавляя наивысшие управленческие должности. Но дело в том, что, к примеру, назначение рядового менеджера на должность руководителя фирмой и приобретение им новых функций в новом статусе, чаще всего приводит к тому, что он не справляется со своими управленческими обязанностями, т.к. для их исполнения его прошлый опыт работы менеджером совершенно бесполезен.

И проблемы менеджмента данного  характера в том, что управленец, заняв менеджерскую позицию в туризме , по сути своей так и остается отраслевым специалистом, не владеющим даже минимальными навыками управления предприятием и персоналом. Следовательно, необходимо получить как минимум базовый набор знаний, основанный на мировой практике, но в то же время ориентированный на специфику российской экономики.

Типичные ошибки, которые совершают  руководители предприятий (в том  числе и малый бизнес) – это, во-первых, то, что они полностью  исключают себя из деятельности, направленную на создание и поддержание системы  менеджмента. Как правило, руководители считают свою задачу выполненной  после того, как введена должность  менеджера, и нанят человек на эту должность. Но чаще всего это  приводит к тому, что построение качественного менеджмента на предприятии  становится заботой одного человека, в чьи обязанности это входит непосредственно, при полном равнодушии всего остального персонала. А при  таком раскладе добиться успеха практически  невозможно.

Ситуация на сегодняшний день такова, что редко, когда генеральный директор того или иного предприятия четко представляет и понимает всю важность своей роли в системе менеджмента качества.

Ко всему вышеперечисленному, можно  добавить следующие наиболее актуальные проблемы: проблема управления конверсионными процессами, управления занятостью, антикризисное  управление, информационные технологии управления, банковский менеджмент. И  это лишь малый список тех проблем, которые характерны российскому  менеджменту. И главное здесь  – это правильно ранжировать  приоритеты в решении указанных  проблем, т.к. именно в этом наиболее ярко проявляются наибольшие трудности  в построении современного менеджмента  в России.

 


Информация о работе Особенности стратегического менеджмента в туризме России