Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:49, курсовая работа
Цели и средства. Такое понимание природы стратегического менеджмента представлено, например, в определении У. Глука и Л. Джауха, согласно которому стратегический менеджмент — это «направление в теории принятия решений, которое нацелено на развитие эффективной стратегии (или стратегий) для оказания содействия в достижении корпоративных целей».
Глава 1 Теоретические основы стратегического менеджмента
1.1 Определения понятия «стратегический менеджмент»
1.2 История возникновения стратегического менеджмента
Глава 2 Особенности стратегического менеджмента в туризме России
2.1. Особенности стратегического менеджмента в России
2.2. Тенденции развития туризма в России
2.3 Проблемы стратегического менеджмента в туризме России
5. Интерактивный стратегический менеджмент — современное достижение, авторство которого числится за Р. Л. Акоффом, основная идея которого состоит в умении разрабатывать стратегии с опорой на творческий потенциал всего коллектива, втянутого в формирование желательного будущего и изыскание путей его построения. Планируя, люди готовят свое будущее и желают его больше, чем в случае, когда планирование им навязывается директивно. Важно, чтобы планы не мешали их творчеству. По образному выражению Р. Л. Акоффа: «Если победа важнее игры, то игра превращается в работу. Если же работа интереснее победы, она становится игрой...» творческих сил человека.
Интерактивный подход лучше других
позволяет справиться с ускоряющимися
изменениями, возрастающей организационной
сложностью и непредсказуемой
2.2. Тенденции развития туризма в России
Туризм в России — развивающаяся отрасль. Россия занимает одно из ведущих мест в мире в сфере международного туризма. За 2011 год Россия приняла около 20 млн международных визитёров. Доходы России от международного туризма в 2011 году составили $11,4 млрд.
Массовое развитие туризма — одна из примет современности. Туризм играет важную роль в развитии взаимопонимания между народами и вносит свой вклад в процветание многих стран и регионов. Развитие туризма является крупнейшим генератором валового мирового продукта, способствует занятости населения. На туризм приходится почти десятая часть этих мировых показателей, причем объемы инвестиций в туризм, как и раньше, остаются весьма значительными.
Туристические поездки в Россию в целом носят познавательный характер. Социологические опросы иностранных туристов, посещающих нашу страну, подтверждают этот вывод. Потенциальных туристов сегодня интересуют как исторические памятники России так и ее культурное наследие, так и общественно-политические процессы. Среди них можно увидеть политологов, социологов, общественных деятелей, преподавателей высших и специальных учебных заведений, юристов, врачей, студентов, инженерно-технических работников, религиозных деятелей, бизнесменов, представителей культуры и театра. Для этих туристов знакомство с Россией имеет особое значение, поскольку участие в экскурсионных программах дает возможность через личные контакты и оценки получить объективное представление о жизни страны, ее людей.
Программы поездок заключаются с учетом аудитории, социально-демографических особенностей туристской аудитории и страны постоянного места проживания туристов, их интересов и предпочтений. Для туристов, прибывающих группами, программы готовят заранее, как по заявкам иностранных фирм, так и самостоятельно турфирмы с учетом цели поездки конкретной группы (познавательные поездки, отдых и лечение, спорт, охота, деловые поездки, встречи с родственниками, участие в международных выставках , конференциях, фестивалях, обучение и паломничество, инсентив-туры), ее состав и маршрут.
В настоящее время в России сфера
услуг и туристическая
С 1995 года по 2011 год иностранный туризм в Россию вырос на 27 %: число иностранных туристов увеличилось с 1,8 до 2,3 млн человек в год . В 2011 году лидером по количеству туристов, приезжающих в Россию, является Германия, второе место занимает Китай, а третье — США. Данные Росстата говорят о том, что въездной поток в Россию в последнее время увеличивается, прежде всего, за счет Китая, показавшего в 2011 году самый большой рост — 48 % . При этом общее число иностранцев, посетивших страну с разными целями, в 2011 году составило 24,9 миллиона, что на 11 % больше, чем годом ранее . Внутренний туризм в России во много раз превышает въездной : так, в 2010 году количество внутренних туристов равнялось 32 миллионам человек, однако его рост в последнее время замедлился.
По данным министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ доля туристической отрасли в общем объеме ВВП России по итогам 2010 года составила 3 %, с учетом смежных отраслей — 6,5 %
Согласно Федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011-2018 годы" в течение 8 лет на развитие туризма в России будет выделено около 100 млрд рублей. Деньги будут потрачены на самые привлекательные инвестиционные проекты, которые будут реализовываться на территориях с наибольшим туристически-рекреационным потенциалом. Средства будут направляться, в том числе, и на развитие инфраструктуры: строительство дорог, аэропортов, отелей и кемпингов.
Количество иностранных
Развитие туризма в России несколько отстает от развития в экономически развитых странах, хотя по своему туристско-рекреационным потенциалу Россия имеет все возможности стать туристической державой мирового уровня. Расширение международных связей открывает большие возможности для продвижения национального туристического продукта на мировой рынок, привлечения к мировому информационному пространству, передового опыта организации туристической деятельности.
2.3 Проблемы стратегического менеджмента в туризме России
В современной России существуют две наиболее важные проблемы менеджмента и первая из них заключается в том, что реалии российской экономики сильно отличаются от тех условий, в которых зарождались принципы менеджмента в западных странах, но на который ориентируется отечественная экономика.
Суть данной проблемы менеджмента в том, что данный инструмент предусмотрен для решений проблем, которые перед нашими производителями еще не стоят. Грубо говоря, используя опыт западно-европейских стран в российской экономической системе, достигаемый результат сильно отличается от ожидаемого.
Проблемы менеджмента на туристских
предприятиях в России пока еще довольно
глубоки, и еще одной серьезной
проблемой на пути развития современного
менеджмента является то, что редко,
когда компетентность нынешних руководителей
предприятий соответствует
До недавнего времени пласт руководителей формировался из специалистов, показывающих наиболее высокий профессиональный результат, которые в последующем начинали движение по административной лестнице, в дальнейшем возглавляя наивысшие управленческие должности. Но дело в том, что, к примеру, назначение рядового менеджера на должность руководителя фирмой и приобретение им новых функций в новом статусе, чаще всего приводит к тому, что он не справляется со своими управленческими обязанностями, т.к. для их исполнения его прошлый опыт работы менеджером совершенно бесполезен.
И проблемы менеджмента данного характера в том, что управленец, заняв менеджерскую позицию в туризме , по сути своей так и остается отраслевым специалистом, не владеющим даже минимальными навыками управления предприятием и персоналом. Следовательно, необходимо получить как минимум базовый набор знаний, основанный на мировой практике, но в то же время ориентированный на специфику российской экономики.
Типичные ошибки, которые совершают руководители предприятий (в том числе и малый бизнес) – это, во-первых, то, что они полностью исключают себя из деятельности, направленную на создание и поддержание системы менеджмента. Как правило, руководители считают свою задачу выполненной после того, как введена должность менеджера, и нанят человек на эту должность. Но чаще всего это приводит к тому, что построение качественного менеджмента на предприятии становится заботой одного человека, в чьи обязанности это входит непосредственно, при полном равнодушии всего остального персонала. А при таком раскладе добиться успеха практически невозможно.
Ситуация на сегодняшний день такова, что редко, когда генеральный директор того или иного предприятия четко представляет и понимает всю важность своей роли в системе менеджмента качества.
Ко всему вышеперечисленному, можно добавить следующие наиболее актуальные проблемы: проблема управления конверсионными процессами, управления занятостью, антикризисное управление, информационные технологии управления, банковский менеджмент. И это лишь малый список тех проблем, которые характерны российскому менеджменту. И главное здесь – это правильно ранжировать приоритеты в решении указанных проблем, т.к. именно в этом наиболее ярко проявляются наибольшие трудности в построении современного менеджмента в России.
Информация о работе Особенности стратегического менеджмента в туризме России