Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 07:55, статья
В настоящее время общим курсом развития России является формирование демократических структур гражданского общества, это неотъемлемо требует отлаженной работы всех уровней власти. Данный курс, нормы задаются, как правило, «сверху», внедрение и осуществление заданного направления акцентируется на местном уровне, что подразумевает собственные специфические сложности в работе особой социально-профессиональной группы - муниципальных служащих.
Особенности профессиональной этики служебного поведения муниципальных служащих в Российской Федерации
Семенова А.С.
Ключевые слова:
В настоящее время общим курсом развития России является формирование демократических структур гражданского общества, это неотъемлемо требует отлаженной работы всех уровней власти. Данный курс, нормы задаются, как правило, «сверху», внедрение и осуществление заданного направления акцентируется на местном уровне, что подразумевает собственные специфические сложности в работе особой социально-профессиональной группы - муниципальных служащих.
Профессия муниципальных
служащих носит комплексный характер.
Она включает такие институционально
оформленные виды жизнедеятельности
людей, как консультативная, прогностическая,
административно-
В результате резкого
усиления роли муниципальных образований
в решении местных
Любое профессиональное
общение протекает в
Искусство общения
крайне необходимо многим специалистам
высокого профессионального уровня,
способным придать
Что касается населения, то в этом плане проблема этики на муниципальной службе весьма остра для российского общества. Существует острая потребность в функции, отслеживающей уровень этичности и фильтрующей все действия корпуса управленцев. В России муниципальную службу традиционно рассматривают, прежде всего, как «чиновничество». Зачастую ассоциации с этим термином не самые лучшие, в связи с наличием многих проблем:
Служебное поведение
является контролируемым поведением.
И в целом работа по повышению
рейтинга власти уже началась, акцент
сделан на общих принципах служебного
поведения государственных
Муниципальные служащие имеют особый правовой статус, хотя и схожий со статусом государственных служащих, связанный с организацией по сути «хозяйственной» деятельности на местах. Федеральный закон №25-ФЗ от 2.03.07г. «О муниципальной службе в Российской Федерации» по соответствующей теме характеризует лишь некоторые косвенно связанные аспекты, такие как приоритет прав и свобод человека и гражданина [1, ст.4], конфликт интересов [1, ст.14 п.1] и некоторые другие. Формирование этических норм и ценностей в органах местного самоуправления является составной частью кадровой политики. Как правило, нормы и ценности формируются в процессе практической деятельности. Но, тем не менее, для них требуется закрепление, например, в виде свода этических правил муниципального служащего – системы определенных нравственных стандартов поведения особой социально-профессиональной группы, обеспечивающей реализацию функций муниципального управления [10]. Одним из старейших в мире является Моральный кодекс ассоциации работников местных органов управления (Кодекс ICMA), принятый в США в 1924 г. и действующий до настоящего времени [7].
В России по примеру
федеральной власти субъекты федерации
также принимают
Еще одним примером может служить Указ Президента РФ от 1.07.2010г. №821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулировании конфликта интересов». Несмотря на то, что документ обращен непосредственно к государственным служащим, в нем содержится четкое указание возможного направления работы субъектам и муниципалитетам страны: «рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления: в 2-месячный срок разработать и утвердить положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (муниципальных служащих) и урегулированию конфликта интересов; руководствоваться настоящим Указом при разработке названных положений» [3, ст.8]. Рекомендации также последовали многие города страны: Москва, Смоленск, Киров, Сыктывкар, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Тюмень, Курган и др.
Параллельно с уже внедряемыми мерами в целях повышения этичности можно использовать целенаправленное обучение этическому поведению; «карты этики» - набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс для каждого сотрудника; проведение этической экспертизы - всестороннего анализа конкретного аспекта, который вызывает обеспокоенность, результатом чего становится система предложений, направленных на улучшение морального климата, а также внесение коррективов в практику деятельности организации; консультирование - когда проблемы организации не могут быть решены ее собственными силами (или в ней отсутствуют соответствующие структуры), для чего приглашаются компетентные независимые специалисты по этике со стороны и др.
Принципы профессиональной этики, дающие служащему этическую платформу для конкретных решений, поступков, действий, взаимодействий, должны служить основанием для выработки каждым сотрудником собственной личной этической системы, базирующейся на этических принципах, присущих данному уровню общественного развития. Среди наиболее необходимых принципов можно выделить: порядочность, толерантность, справедливость, тактичность, честность и др. [6].
Таким образом, очевидно, что авторитет местных органов власти в глазах населения зависит не только от профессиональности и компетентности управленцев, но во многом и от их нравственной составляющей в силу того, что муниципальный служащий, как звено крупной системы (муниципальной власти), посредством выполнения своих обязанностей, влияет на социальное самочувствие в обществе.
Литература