Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 23:27, реферат
Провозглашение независимой Украины и рыночная трансформация национальной экономики. Социально-экономический кризис и поиск направлений ее преодоления. Финансово-кредитная и налоговая политика, денежная реформа в 1996 г. Внутренняя и внешняя торговля Украины
С распадом СССР и получением независимости на путь самостоятельного как политического, так и экономического, развития вышла одна из наибольших прежних советских республик — Украина. За производственным потенциалом и численностью населения Украина — вторая после России государство СНГ
Министерство образования, науки, молодежи и спорта Украины
Донецкий
Государственный
Университет Управления
Реферат
на тему: «Особенности
и причины экономического
кризиса в Украине
в 90-х годах»
Подготовил:
Студент 2 курса
Группы М-10-2
Макаренко Роман
Проверил:
Ткаченко
А. П.
Донецк 2011
Введение
Провозглашение
независимой Украины и рыночная
трансформация национальной экономики.
Социально-экономический кризис и
поиск направлений ее преодоления.
Финансово-кредитная и
С распадом СССР и получением независимости
на путь самостоятельного как политического,
так и экономического, развития вышла
одна из наибольших прежних советских
республик — Украина. За производственным
потенциалом и численностью населения
Украина — вторая после России государство
СНГ. В начале 90-х годов ее население составляли
52 млн лиц, что равнялось около 18% общей
численности населения прежнего СССР.
В 1989 г. в Украине было выработано свыше
16% общесоюзного национального дохода.
В результате господства командно административной
системы управления экономикой Украина,
как и другие прежние советские республики,
очутилась в состоянии глубокого экономического
кризиса. Катастрофическая ситуация в
народном хозяйстве была обусловлена
такими факторами:
общим огосударствлением, которое привело
к деградации отношений собственности
и ликвидации нормальных хозяйственных
стимулов;
деформированной структурой производства
со значительной мерой милитаризации;
искривлением мотивации труда, господством
социального иждивенчества;
погоней за высокими темпами роста советской
экономики.
Немощной и деформированной в хозяйственном
отношении оказалась Украина в преддверие
независимости.
Последнее десятилетие ХХ века для Украины
можно назвать годами экономической трансформации
— сложного социально-экономического
явления, в котором очень трудно обнаружить
четкие и недвусмысленные причинно-следственные
зв’язки между отдельными явлениями,
действиями отдельных экономических суб’єктів
но их последствиями. Суть социально-экономических
превращений в целом сводится к тому, чтобы
изменить существующую экономическую
систему и обеспечить экономический рост.
Как же происходили трансформационные
процессы в украинской экономике на рубеже
тысячелетий?
Первым шагом
на пути к независимой украинской
экономике было принятие «Декларації
о государственном суверенитете
Украини» 16 июля 1990 года. Еще находясь
в составе СССР, Украина таким
способом заявила о своем намерении
создание самостоятельного государства
с независимой и крепкой экономикой. Практическая
реализация этого намерения состоялась
с принятием «Акта провозглашение независимости
Украини» 24 августа 1991 года.
Одним из главных заданий переходного
периода есть разрабатывание научно обоснованной
социально-экономической политики, то
есть программы стратегических и тактических
действий государства. Без такой программы
успешное развитие экономики любой страны
невозможно.
Но в 1991 году преимущество было предоставлено
не научно обоснованным выводам отечественных
и зарубежных ученых, а нав’язаній Украине
извне (под видом «новітнього монетаризму»)
политике реформации типа так называемой
«шокової терапии», в основе которой лежали
рекомендации экспертов Международного
валютного фонда и Мирового банка.
В конце октября в 1991 г. Верховная Рада
Украины рассмотрела «Основні направления
экономической политики в условиях незалежности»,
в которых предусматривалась структурная
перестройка хозяйства Украины. Программа
большого значения предоставляла конверсии
оборонной промышленности, перераспределения
материальных и трудовых ресурсов, в интересах
производств, которые производили потребительские
товары для населения. Машиностроение
предусматривалось переориентировать
на удовлетворение потребностей агропромышленного
сектору, легкой и пищевой промышленности.
Особенное место в документе отводилось
региональной хозяйственной политике.
Впервые предусматривалось осуществление
правительством контроля за формированием
экономической структуры, принятием решений,
относительно размещения новых производственных
мощностей, реконструкции, и переоснастке
действующих предприятий всех отраслей
промышленности.
В первые месяцы после распада Советского
Союза (8 декабря в 1991 г.) в Украине осуществляются
шаги в направлении рыночных превращений,
которые подтолкнула либерализация цен,
которая началась в России. В Украине правительство
В. Фокина с начала 1992 г. ввело в обращение
купоно-карбованец и стал на путь «шокової
терапии», провозгласив либерализацию
рыночной торговли и полную свободу рыночных
цен, за исключением цен на некоторые товары.
Такая политика углубила кризис, способствовала
последующему падению производства и
при отсутствии конкуренции закономерно
повлекла могучий рост цен, что в свою
очередь привело к резкому снижению уровня
жизни большинства населения. Это и было
закономерным результатом экономической
политики, осуществляемой за рецептами
западных экспертов.
В республиках прежнего СССР «шокова терапия»
объявлялась единственно возможным путем
стабилизации экономики и становления
рыночных отношений. В обмен за обещанные
кредиты принимались рекомендации МВФ,
которые сводились к либерализации цен,
финансово-кредитной системы, внешнеэкономической
и других видов деятельности, использования
монетаристских методов регуляции экономики,
сокращения государственных расходов,
на социальные потребности.
В марте в 1992 г. Верховная Рада Украины
приняла «Основи национальной экономической
политики Украини», какие предусматривали
разгосударствление и приватизацию, структурную
перестройку и модернизацию промышленности.
Рядом с этим данная экономическая концепция
предусматривала отказ от ряда принципиальных
положений, принятых при образовании СНГ:
Украина остается в СНГ, но полностью выходит
из рублевого пространства; переход к
взаиморасчетам со странами Содружества
на основе мировых цен; переориентация
внешней торговли на западные рынки и
тому подобное. Эта программы стала пропуском
для Украины к МВФ, куда и была принята
в апреле в 1992 г. В полном соответствии
с требованиями этой организации был подписан
меморандум о политике экономических
реформ на 1992 год. Программа рыночных превращений
в Украине получила одобрение МВФ.
Документы, принятые Верховной Радой,
постановления и решения правительств
не принесли ожидаемые результаты. Однако
в 1992 г. в стране продолжалось формирование
рыночной инфраструктуры — действовали
44 товарных биржи, около 3 тыс. брокерских
контор, свыше 2 тыс. коммерчески посреднических
предприятий, 67 коммерческих банков, значительное
количество сервисных центров, торговых
домов, агентств, бюро, и тому подобное.
В некоторых отраслях легкой промышленности,
в частности в пищевой, осуществляются
попытки переориентации на рыночную экономику.
В Украине пищевая отрасль представлена
25 подотраслями, самыми главными из которых
есть м’ясна, молочная, маслосыродельная,
сахарная, масляная, консервная, хлибопекарна,
пивоваренная, спиртная и тому подобное.
По закону принятым «Про приватизацию
имущества государственных пидприемств»
но другими нормативными документами
в Украине создано 300 ассоциаций, 75 концернов,
корпораций и консорциумов, 18 акционерных
обществ, самыми известными из которых
является «Укрцукор», «Укрм’ясо», «Укрмолпром»,
«Укрпродспілка» и тому подобное. В Украине
зарегистрировано свыше 30 тыс. малых предприятий
и почти столько именно кооперативов с
общей численностью занятых у них лиц
— 670 тыс., а 114 предприятий передано в аренду
трудовым коллективам.
Все это привело к дезорганизации руководства
пищевой промышленностью, что рядом с
некомпетентностью управленческого аппарата
не способствовало повышению уровня жизни
населения. По данным Министерства статистики,
потребления основных продовольственных
товаров, жителями Украины на душу населения
из года в год непрестанно сокращается.
Да, потребление м’яса и м’ясопродуктів
за период из 1990 г. по 1992 г. сократилось
с 68 до 46 кг, а за период из 1990 г. по 1993 г.
потребления молока и молокопродуктов
— с 373 до 275 кг, яиц — с 272 до 193 шт., масла
— с 11,7 до 8 литров, сахара — с 49,7 до 30 кг.
Бездумно копируя русские реформы, Украина
пошла по пути формирования дикого капитализма
образца XVIII столетия — свободного рынка
— что отрицает регулирующую роль государства.
Реформы у нас начинались без обоснованных
стратегических целей, которые были бы
произведены именно для Украины с учетом
ее интересов и исторических особенностей.
Вместе с тем экономические превращения,
осуществляемые в Украине, имели определенные
отличия от русских реформ. Да, руководство
страны стало на путь постепенных экономических
изменений с сохранением значительных
регулирующих функций государства. Заявляя
о расположении к рыночным регуляторам,
правительство пыталось сохранить предыдущую
вертикальную систему управления народным
хозяйством, систему госзаказов, централизованное
распределение важнейших ресурсов.
Первый год самостоятельного существования
украинского государства не принес позитивных
сдвигов в экономике, начался процесс
ускоренного падения основных макроэкономических
показателей. В сравнении с предыдущим
годом национальный доход за 1992 г. составлял
85%, промышленная продукция — 91%, продукция
сельского хозяйства — 89%. Почти во всех
отраслях тяжелой промышленности господствует
кризис. Наибольшее падение состоялось
в транспортном и сельскохозяйственном
машиностроении, химической промышленности,
что предопределенно нехваткой материалов
и комплектующих, которые поступали из
прежних советских республик. Глубокий
кризис охватил также угольную промышленность
— 78% шахт загазованные, в 38% шахт добыча
кам’яного уголь происходит на глубине
1,3 км за температуры 40—50°С. Из 2000 г. горняки работают
уже на глубине 2000 м. Добыча угля, нефти
и газа, сокращается.
Осуществленная в 1992 г. либерализация
цен в условиях отсутствия конкуренции
уже в том же году привела к их взрывному
росту в 20 раз (уровень инфляции 2000%).
Неудача Украины на начальной стадии экономических
превращений в известной мере пов’язана
со стартовыми условиями реформ. Некоторые
из них имеют об’єктивний характер и присущие
многим прежним республикам СССР. Это
наследство командно административной
системы, изношенность производственных
фондов, иррациональная производственная
структура. Негативную роль сыграли разрыв
хозяйственных зв’язків с соседними странами
и прыжок цен на импортированные энергоносители.
Кроме этого нельзя не учитывать достаточно
высокую степень интегрированности Украины
к союзногосподарского комплексу. В экономической
структуре страны значительной оказалась
частица отраслей, которые нуждаются в
постоянной поддержке государства и слабо
поддаются реформированию: угольная, горнорудная,
космическая и другие.
Значительную роль в экономическом спаде
сыграли и суб’єктивні просчеты правительства
Украины в определении народнохозяйственных
приоритетов, отклонения, от выработанного
ранее курса.
После либерализации цен в январе в 1992
г. в Украине осуществляется откровенно
проинфляцийна политика, для которой характерные
огромный бюджетный дефицит, неограничена
денежно-кредитная эмиссия, рост цен, обвальное
падение реальных доходов значительного
большинства населения. Правительство
практически не пыталось прибегнуть к
жесткой денежно-кредитной политике. Пребывание
в рублевом пространстве, наличие единственной
валюты для прежних советских республик
к этому не поощряло.
В ноябре в 1992 г. новое правительство Л.
Кучмы, который пришел на смену кабинета
В. Фокина, который не получил поддержки
парламента, принимает ответственное
решение о выходе из рублевого пространства.
В стране был введен карбованец как переходная
валюта, которая должна была взять на себя
весь груз инфляции.
В 1992—1993 гг. все больше концернов, ассоциаций,
отдельных предприятий при условиях безудержного
роста цен на новые технологии становятся
неплатежеспособными. Таким образом, они
не могут осуществить технической переоснастки,
уделить надлежащее внимание техническому
развитию, внедрению, в производство новейших
достижений науки и техники в виду отсутствия
финансовых возможностей. Большинство
промышленных предприятий стали должниками,
а их долги составляли 247 трлн руб. Государство
же неспро-можна было оказать надлежащую
помощь развития тяжелой промышленности,
поскольку 2/3 бюджетных ассигнования она
платила России и другим странам за энергоносители.
Ситуация, что сложилась, была очень опасной,
ведь 68% общего объема товарного производства
приходилось именно на тяжелую промышленность.
В начале 1993 г. правительство подало в
Верховную Раду Украины «Основи национальной
политики на 1993 р.», в которых предусматривались
мероприятия, направленные на финансовую
стабилизацию путем ограничения кредитного
субсидирования отраслей экономики, учета
реальных возможностей бюджета, внедрения
штрафных санкций, к предприятиям, которые
выплачивают своим рабочим экономически
необоснованную высокую зарплату и тому
подобное.
Однако требование осуществления жесткой
денежно-кредитной политики не получило
надлежащей поддержки. С призывом «запобігти
распродаже национального надбання» промышленное
и сельскохозяйственное лобби в Верховной
Раде добивается щедрых кредитных ин’єкцій
для спасания государственных предприятий
от банкротства. При этом усиливается
налоговое давление на предпринимательский
сектор.
В первые месяцы в 1993 г. наметилось некоторое
замедление спада производства, которое
было достигнуто дорогой ценой — усилением
кредитной эмиссии, беспрестанной работой
печатного станка. Инфляция, которая составляла
в предыдущем году в среднем около 30% на
месяц, стремительно перерастает в гиперинфляцию,
достигнув до осени в среднем уровня 70%
на месяц, а в декабре в 1993 г. через новое
повышение цен уровень инфляции превысил
90%. Денежная эмиссия за год выросла в 25
раз, что привело фактически к разрушению
финансовой системы и приостановке инвестиционного
процесса в стране. Украина прошла через
наивысшую в мире гиперинфляцию —10155%
(10255% с учетом предыдущего года), то есть
цены выросли в 101,55 раза. Наивысший в мире
уровень инфляции имели также Бразилия
и Заир.
«Шокові реформи», по воле или поневоле,
осуществлялись не в интересах большинства
граждан страны. В результате реформ образовалась
незначительная прослойка богатых людей,
а большинство населения обнищало. в 1993
г. не принес для экономики Украину ожидаемого
подъема. Предположения о благоприятных
предпосылках для создания независимой
экономики не нашли материального подтверждения.
Уровень инфляции начал измеряться уже
п’ятизначними (!) цифрами.
Сознательно запущенный в Украине процесс
инфляции сначала розв’язав проблему
дефицита товаров и избытка денег: все
сбережения населения были просто обесценены,
а следовательно, ликвидированные. На
втором этапе процесс из «зайвими грошима»
довершили финансовые посредники, то есть
трастовые компании, которые окончательно
обворовали людей Украины, особенно пенсионеров
и ветеранов, в чьей психологии еще осталось
доверие к государству, которое, однако,
не взяло не себя регулирующих функций
в этой ситуации. Дальше инфляция остановила
кредитование производства и спровоцировала
его бурное падение. Ярким свидетельством
этого является динамика показателей
экономического развития Украины в 90-х
годах.
Национальный доход в 1993 г. в сравнении
с 1992 г. сократился на 15%, реальная зарплата
— почти на 52%. В наихудшем положении очутилась
легкая индустрия, где падение производства
состоялось почти на 1/3, и транспорт, где
товарооборот сократился на 29%. И только
в сельском хозяйстве при поддержке со
стороны правительства и благодаря высокому
урожаю состоялся незначительный рост
производства продукции.
Парадокс заключался в том, что денежно-финансовая
система Украины была сформирована с ориентацией
на рыночную систему производства, которой
в Украине еще не было. Следовательно,
денежно-финансовая система начала разрушать
неприемлемое для нее производство. По
классическим же понятиям экономики сначала
должна создаваться система производства,
а затем денежно-финансовая система, которая
его обслуживает.
На фоне борьбы с гиперинфляцией заметно
ослабилось реформирование отношений
собственности, хотя законы о приватизации
были приняты еще весной в 1992 г. Программа
приватизации на 1993 г. не была выполнена.
Поэтому государственному сектору не
противостояла никакая конкуренция. Приватизации
муниципальной собственности всячески
препятствовали местные органы власти.
Резко выросло административное вмешательство
в денежно-кредитную сферу. Парламент
по мере раскручивания инфляционной спирали,
в нарушение банковского законодательства
вмешивается в деятельность банков, директивно
регулируются процентные ставки и валютный
режим. В ноябре в 1993 г. была осуществлена
попытка прекращения валютных торгов
на межбанковской бирже.
Все это не способствовало экономическим
превращением в Украине, формированию
рыночной среды, хранило бюрократические
методы управления, свидетельствовало
об отсутствии последовательной программы
хозяйственной реформы.
Последующий ход реформ за рекомендациями
МВФ привел к глубокому кризису. в 1994 г.
принес экономике и народу Украины новые
трудности и испытания, а общая тенденция
спада производства во всех отраслях промышленности
еще хранилась. За 6 месяцев в топливной
отрасли в сравнении с 1993 г. сокращения
производства составляло 36%, в черной металлургии
— 34,8, химической — 37,7, машиностроительной
— 46,6, деревообрабатывающей — 42,3, строительных
материалов — 48,4, легкой — 50,7, пищевой
— 4,8%.
Кризис охватил и сельское хозяйство Украины.
За 1990—1993 гг. объем сельскохозяйственной
продукции сократился на 25%. Уменьшилось
поголив’я крупного рогатого скота (ВРХ),
свиней, овец и коз, уменьшилось количество
птицы. Сокращение поголив’я не прекратилось
и в 1994 г. В 1993 г. в колхозах реализация
ВРХ на забой сократилась против 1990 г.
на 43%, свиней и птицы — на 57%, овец и коз
— на 49%. В 1990—1993 гг. объем производства
многих сельскохозяйственных продуктов
отброшен на 15—20 лет назад. На 1 января
в 1994 г. поголив’я ВРХ в государственных
и коллективных сельскохозяйственных
предприятиях составляло 17717 тыс., и в сравнении
с 1991 г. оно сократилось на 3368,1 тыс. или
на 16%. В 1991—1993 гг. общая площадь посевов
сельскохозяйственных культур составляла
14203,7 тыс. гектара, что на 8,3% меньше, чем
за предыдущие п’ять лет. Сократились
на 7,6% посевы сахарной свеклы, на 23% — льну,
на 4,7% — овощей, на 33,3% — кукурузы.
В государственно колхозному секторе
сложилась парадоксальная ситуация. С
одной стороны, государственные хозяйства
тратили миллионы долларов лишь на закупке
эмбрионов и кормов, чтобы в перспективе
создать м’ясне стадо, а из другого —
украинские крестьяне не должны были возможности
продать тысячу голов откормленного крупного
рогатого скота, свиней, молока, масла,
сыра. Все это происходило и продолжает
происходить в то время, когда население
потребляет пищевых продуктов все меньше
и меньше. Действие некоторых экономических
факторов подталкивало сельское хозяйство
к катастрофическим последствиям. В 1994
г. площадь эрозийных пахотных земель
в Украине составляла 13,6 млн гектара (51,8%).
Ежегодно из полей смывается водой, сдувается
ветром 600 млн т почвы, в том числе 40 млн
т гумуса. Запущены в последние годы не
только животноводство, но и птицеводство,
садоводство, виноградарство.
В 1994 году воплощению в жизнь последовательного
экономического курса мешали как противоречие
между исполнительной и законодательной
ветвями власти, так и общеполитическая,
социальная ситуация, в стране. Верховная
Рада отказалась продолжить правительству
Л. Кучми чрезвычайные полномочия на осуществление
экономических изменений, и Л. Кучма пошел
в отставку.
Президентские выборы, которые состоялись
летом в 1994 г., принесли победу Л. Кучме,
который выступил с программой выведения
экономики из кризиса. Основой курса экономических
реформ президент объявил необходимость
ускорения формирования рыночных отношений.
Программа предусматривала:
развитие предпринимательства;
либерализацию торговли;
создание новой законодательной базы;
кардинальные изменения в денежно-кредитной
политике;
бескомпромиссную борьбу с преступностью
и коррупцией.
Из этого, в сущности, начинается второй
этап экономических превращений в Украине,
который можно рассматривать как попытку
изменений в экономике (ускорение приватизации,
финансовая стабилизация, создание рыночной
инфраструктуры, и тому подобное). Однако
решительных шагов из реализации провозглашенного
курса президент в начале правления (в
первые 100 дней) не осуществил. Ситуация
же в экономике страны продолжала ухудшаться.
Верховная Рада одобрила 144-триллионную
эмиссию, которая привела к взрыву вроде
бы усыпленной инфляции, вдвое увеличив
курс доллара и сверх в два раза цены. За
чертой бедности очутились еще миллионы
граждан. Усложняются взаимоотношения
с Россией и Туркменией по поводу расчетов
за энергоносители. Долг Украины этим
странам превысил 1 млрд дол. Потеряв близко
трети своего рынка в России, Украина не
смогла получить его на Западе.
В этой ситуации Л. Кучма отбрасывает тезис
об исключительной ориентации на запад,
заявляя о необходимости развития стратегического
партнерства с Россией и странами СНГ
при первоочередном укреплении двусторонних
зв’язків с государствами Содружества.
В октябре 1994 года президент страны начинает
осуществлять курс на радикальные экономические
превращения. С целью финансового оздоровления
народного хозяйства отменяются дотации
на производство убыточной продукции,
отпускаются цены, а также фиксированный
курс карбованца, к твердым валютам. Провозглашается
необходимость тотальной приватизации,
существенного сокращения бюджетного
дефицита, и тому подобное. В целом экономическая
политика этого этапа являет собой, в сущности,
комбинацию монетаристских и административных
мероприятий, и экономическая литература
называет ее «адміністративним монетаризмом»
или «монетаристським администруванням».
Это можно объяснить фактическим сохранением
структуры корпоративных интересов, а
следовательно, и системы корпоративных
зв’язків, присущих «бюрократичному ринку»,
а также динамическим обновлением геополитических
стратегий ведущих держав мира.
Вторая волна либерализации цен, которая
началась в жовтни—листопаді в 1994 г., вызывала
новый взрыв инфляции, которая достигла
в октябре 70% и сохранилась до февраля
в 1995 г. Хозяйственные итоги в 1994 г. принесли
новые разочарования; для экономики Украины
он оказался самым сложным. Невзирая на
определенное снижение инфляции, ее уровень
составлял свыше 400%. Самым сильным за все
годы независимости было падение производства.
В промышленности оно сократилось на 28,2%,
в сельском хозяйстве — на 16,5%. Реальная
зарплата снижается на 16,8% и составляет
1/3 от уровня в 1990 г. В конечном итоге ВВП
в сравнении с 1990 г. сократился на 44%.
в 1995 г. характеризуется определенной
стабилизацией денежно-кредитной сферы.
В первом полугодии зафиксировано падение
уровня инфляции, и в отдельные месяцы
он опускался к однозначной цифре: январь
— 21,2%, февраль — 18,1, март — 11,4, апрель
— 5,8, май — 4,5% (в ноябре в 1994 г. — 74%!). Уровень
инфляции в Украине стал почти вдвое ниже,
чем в России, и составлял 181,7% за год. Это
позволило укрепить денежную единицу
страны, поднять доверие к ней, и, таким
образом, создавались предпосылки для
последующего проведения денежной реформы.
Позитивные тенденции в ходе финансовой
стабилизации сопровождались существенно
зрисшими темпами приватизации. В 1995 г.
в Украине разгосударствляли 16265 об’єктів,
с каких 4051 составляли общегосударственную
собственность. Это вдвое больше, чем за
предыдущий год. В итоге за 3,5 годы частица
государственной собственности в Украине
сократилась с 96 до 62%. Уже в середине 1995
г. на негосударственных предприятиях
Украины производилось свыше 40% промышленной
продукции. Активно продолжалась приватизация
и в 1996 г., в конце которого организационно-правовую
форму изменили около 46 тыс. об’єктів
государственной собственности, а 18% из
них составляют об’єкти большой приватизации,
незавершенного строительства и частица
государственной собственности в совместных
предприятиях.
Но, как свидетельствует анализ, эффективность
работы приватизированных предприятий
остается низкой. Она существенно не отличается
(за некоторым исключением) от предприятий
государственного сектора экономики.
В процессе приватизации допущены немало
грубых нарушений действующего законодательства,
злоупотреблений, служебным положением.
Граждане Украины должны были возможность
реализовать свое право на приватизацию
частицы государственного имущества с
помощью имущественных приватизационных
сертификатов, подав заявки на приобретение
акций предприятий, которые приватизируются
через сертификатные аукционы, которые
были проведены около 50. Сертификатная
приватизация закончена в начале 1999 года.
Начался этап денежной приватизации, которая
все более и больше разворачивается. Но,
учитывая последующее кризисное состояние
украинской экономики и низкую платежеспособность
широких слоев населения, а также осуществление
приватизации в интересах определенных
кругов, а не всего народа Украины, отсутствие
любых результатов сертификатной приватизации
на конец 90-х годов, то в народе такую приватизацию
справедливо назвали «прихватизацією».
В 1995 г. остановить спад производства не
удалось, но состоялось резкое его замедление
(12,2% против 22,9% в 1994 г.). Рядом с тем промышленное
производство и финансово-кредитная сфера
еще далеки от реального возобновления
позиций начала 90-х гг. и нуждаются в более
эффективных рыночных методах управления.
Важное место в экономической структуре
Украины занимает агропромышленный комплекс.
В ходе экономических изменений в стране
создаются определены законодательные
принципы, хотя и не совсем совершенные,
для ликвидации государственной монополии
собственности на землю и становление
ее разнообразных форм, среди которых
предусматривалось распространение частной
собственности в разнообразных ее формах:
индивидуальной (семейной), групповой,
коллективно паевой. В марте в 1992 г. Верховная
Рада Украины приняла постановление «Про
ускорение земельной реформы и приватизацию
земли». В течение 1992 г. деления на части
или акционирования провели около 4 тыс.
колхозов. В начале 1995 г. изменился статус
8,8 тыс. колхозов (94% общего количества).
Из них деление на части имущества осуществили
8,3 тыс. хозяйств. В Украине практически
завершена приватизация имущества коллективных
хозяйств путем его разделения на пае,
с предоставлением их владельцам — членам
коллективных хозяйств — права на исключение
своих паев, а также на их передачу в наследство
и продажу. Однако право реализации паев
используется еще достаточно редко.
Реформирование государственных сельскохозяйственных
предприятий фактически находится на
начальной стадии. Медленно происходит
становление фермерских хозяйств. Сегодня
в Украине насчитывается свыше 36 тыс. фермерских
хозяйств, которым было выделено в среднем
по 20 гектаров. Причинами слабого развития
фермерства является в первую очередь
отсутствие материальных и финансовых
ресурсов, недостаточная поддержка со
стороны государства, а также психологическое
невосприятие большинством крестьян,
которые выросли при условиях колхозного
строя, индивидуальных хозяйств, неподготовленность,
а часто и неспособность многих из них
вести самостоятельное хозяйство. Кроме
того, при условиях жесткого экономического
кризиса, падения жизненного уровня, большинство
сельских жителей видят в коллективном
хозяйстве определена социальная защита.
Становлению новых форм ведения хозяйства
на селе препятствует и отсутствие необходимой
инфраструктуры для их обслуживания. Одним
из основных мероприятий аграрной реформы
есть изменение существующего механизма
закупок сельскохозяйственной продукции
с помощью государственно контрактной
и биржевой систем.
Как и все посткоммунистические страны
(Китай являет собой уникальный случай
в истории экономических реформ с его
квазисоциалистической моделью), Украина
начала процесс экономических превращений
при условиях системного кризиса. Но масштабы
этого кризиса (падение объемов производства,
темпы инфляции и тому подобное) оказались
наибольшими в сравнении с другими переходными
экономиками. За уровнем кризиса и состоянием
спада экономики Украина превысила уровень
большой депрессии в США 1929—1933 гг. В 1996
году ВВП составлял около 40% уровня в 1990
г., а объем промышленного производства
менее половины этого уровня. В то же время
в годы большой депрессии 1929—1933 гг. в США
производство сократилось на 46%, а в Советском
Союзе во время Великой Отечественной
войны наибольшее падение промышленного
производства составляло 30%.
За годы кризиса больше чем в дважды снизила
производительность труда, в два раза
выросла себестоимость промышленной продукции.
Осуществляется деиндустриализация страны,
физическое разрушение производительных
сил, разрушения интеллектуального потенциала
общества. В стране постоянно снижаются
спрос и предложение. При этом спрос снижается
быстрее в сравнении с предложением. А
это приводит к тому, что промышленные
предприятия не могут реализовать выработанную
продукцию. Почти половина ее остается
на составах.
Кроме того, низкая производительность
труда, несоответствие качества отдельных
видов продукции мировым стандартам, высокие
цены влияют на конкурентоспособность
наших предприятий. И как следствие, отечественного
производителя из рынка в собственной
стране вытесняют иностранные производители.
Все это при отсутствии государственной
поддержки производителя усиливает процесс
падения производства, а в ряде случаев
приводит к его физическому уничтожению.
Неминуемым следствием глубокого кризиса
в Украине, как и в ряде других прежних
советских республик, есть резкое послабление
социальной защищенности большинства
населения, резкое снижение жизненного
уровня. В 1994 г., в период наибольшего падения
макроэкономических показателей, реальные
доходы граждан упали до 19% в сравнении
с базовым уровнем в 1991 г. Покупательная
способность средней зарплаты за разнообразными
продуктами питания снизила за период
1990—1993 гг. в 3—9 раз, а минимальной зарплаты
— в 10—29 раз. В период гиперинфляции в
1992—1994 гг. особенно резким было падение
реальных размеров пенсий. За чертой бедности
очутилось свыше 80% населения. Сокращение
объемов производства привело к резкому
уменьшению занятости и росту безработицы.
Уровень фактической безработицы в стране
за разными оценками составляет от 1,4 млн
лиц до 3,5 млн, которые составляют 20—25%
работоспособного населения, а с учетом
скрытой безработицы, вынужденных отпусков
за свой счет, задержкой выплат и без того
низкой заработной платы уровень безработицы
составляет 40%.
Определенный перелом в сферу социальной
защиты внес в 1995 г., когда впервые преодолена
тенденция снижения жизненного уровня
населения, роста номинальной зарплаты,
начало опережать рост цен на потребительские
товары. Однако осенью в 1995 г., когда темп
инфляции ускорился, эта тенденция изменилась.
Позитивным в социальной сфере является
начало роста с октября в 1994 г. долларового
еквивалента средней зарплаты. В декабре
в 1995 г. он достиг 68,2 дол. в сравнении с
30,6 дол. в декабре в 1994 г. Падение курса
гривни к доллару США в 1998—1999 гг. и неоднократное
изменение валютного коридора при отсутствии
экономического роста привели к обратному
процессу, а следовательно к усилению
последующего процесса обнищания широких
слоев населения.
Нельзя согласиться с точкой зрения о
неизбежности падения производства и
ухудшения положения населения в период
осуществления экономических реформ.
Мировой опыт свидетельствует об обратном:
разумно осуществленные экономические
превращения сопровождаются хозяйственным
ростом и улучшением уровня жизни населения.
Настоящей причиной глубокого кризиса,
в которой оказалась Украина, является
не сама реформа, а ошибочный монетаристский
путь превращений, нав’язаний международными
финансовыми организациями. Настоящей
причиной ситуации, которая возникла,
является то, что Украина, копируя Россию,
пошла путем классического дикого капитализма,
который исчерпал себя еще в начале ХХ
века, а западные страны приняли концепцию
смешанной экономики, а за цель — построение
социального рыночного хозяйства. Осуществляемый
Украиной путь реформ повлек немало проблем,
решение которых является важным и безотлагательным
заданием настоящего.
Среди проблем переходного периода важнейшим
является выбор напрямую нашего движения.
Понятно, что идет речь об изменении экономической
системы. Общеизвестно, что Украина осуществляет
переход от командной экономики к рыночной.
Но проблема заключается в том, какую модель
рыночной экономики нам необходимо выбрать
— модель свободного или регулируемого
рынка. Понятно, что Украина не должна
копировать чужие модели, а избрать свою,
которая отвечала бы именно ей, модель
рыночной экономики.
Важной причиной кризиса в Украине является
попытка одномоментного решения всех
проблем. Исторический опыт показывает,
что все подобные попытки заканчивались
поражением. Попытка к быстрому и непосредственному
переходу через либерализацию цен («шокову
терапию») очень напоминает попытку Советского
государства перейти в годы военного коммунизма
до непосредственного производства и
распределения продуктов по-коммунистически.
Как известно, эта попытка не только закончилась
безуспешно, но и была признана ошибочной.
Переход к рыночной экономике предусматривает
не одномоментный прыжок, а постепенный,
эволюционный процесс глубоких превращений
существующей экономической системы при
регулирующей деятельности государства.
Превращение обов’язково должны осуществляться
поэтапно. Именно об этом свидетельствует
мировой опыт, и именно это не было учтено
во время осуществления реформ.
На встрече ученых-экономистов Украины
и России в Киеве в сентябре в 1993 г. ученые-экономисты
Украины подчеркивали, что катастрофическое
состояние украинской экономики обусловлено
теми же причинами, что и в России — просчетами
в выборе стратегии и тактики реформ, которые
оказались в неподготовленной либерализации
цен, отсутствия активной структурной
политики, расстройстве, финансово денежной
системы, отсутствия действенного управления
государственными предприятиями. Подчеркивалось,
что либерализация цен была фатальной
ошибкой, что реформы следует осуществлять
не революционным, а эволюционным, путем.
Следующие годы подтвердили ошибочность
стратегии экономических реформ. Они показали,
что использование монетаристских методов
не может обеспечить выход украинской
экономики из кризиса и обеспечить реальное
возрождение. Ежегодные обещания экономического
роста, начиная с 1997 г. на протяжении трех
лет, так и остались лишь обещаниями. Поспешный
демонтаж административно командной системы
управления и планирования не сопровождался
формированием рыночной экономической
системы, что естественно привело экономику
не к регулируемому рынку, а к стихии и
хаосу. В стране осуществляется ускоренная
криминализация экономики, переход колоссальных
денежных средств к теневому обороту,
которые прекратили работать на национальную
экономику, а обслуживают интересы узкого
круга мафиозно спекулятивных структур.
Как всегда, так и сегодня мы наблюдаем
переход от одной крайности к другой. Сегодня
от планового фетишизма мы перешли к рыночному,
а рынок, как известно, может далеко не
все. Успехи капитализма как после большой
депрессии, так и особенно после второй
мировой войны были порождены не непосредственно
рыночными отношениями, а их государственной
регуляцией.
В 1996 г. в Украине начинается новый, третий
этап реформ, который характеризуется
провозглашением коррекции курса реформ
на создание государственно регулируемой,
социально направленной рыночной экономики.
Или, другими словами, провозглашено курс
на построение социально рыночного хозяйства,
которое давно уже является реальностью
в промышленно развитых странах (Германия
но др.).
Имеется в виду, что государство с сильными
регулирующими функциями должно стать
одним из существенных признаков экономической
модели послекризисного развития Украины.
Но такой должна быть не только модель
создаваемой нами экономики, но и модель
перехода, к ней. Без сильной и целеустремленной
государственной политики преодолеть
экономический кризис невозможно. Государство
должно управлять процессом формирования
регулируемой, социально направленной
рыночной экономики. Процесс этот длителен
и он должен иметь ряд последовательных
этапов, которые бы приближали нас к желаемой
модели.
в 1996 г. принес для народа Украины новые
испытания. Валовой внутренний продукт
сократился на 10%, промышленное производство
— на 5%, на 20% — выпуск товаров народного
потребления. Спад состоялся и в аграрном
секторе. Как и раньше, огромной остается
задолженность из зарплаты, пенсий, стипендий,
которая растянулась на многие месяцы
и даже лет.
В 1997—1999 гг. в Украине продолжался трансформационный
спад. Рядом с тем, начиная с 1995 г. фиксируется
замедление темпов падания ВВП в свыше
двух раз. Замедлился спад производства
в сельском хозяйстве. Обозначился процесс
экономической стабилизации в експортноориентованих
и базовых отраслях.
Однако структура украинского производства,
в которой важное место занимают энерговместительные
експортноориентовани отрасли, усложняет
выход из кризиса. Зовнишне- и внутриполитические
факторы, проблемы экономической интеграции
приобретают огромное значение. В конце
1997 г. начала терять позиции украинская
валюта, что проявилось в снижении курса
гривни.
Важная роль в экономике каждой страны,
и особенно в период коренных экономических
изменений, принадлежат банковской системе.
Центральным банком Украины, ее эмиссионным
центром является Национальный банк Украины
(НБУ), который создан в сентябре в 1991 г.
Он проводит единую политику в сфере денежного
обращения, кредита, создания и укрепления
национальной денежной системы, организует
межбанковские расчеты, определяет курс
гривни относительно валюты других государств.
НБУ создает казначейство, хранит фонды
денежных знаков, золотовалютные резервы,
драгоценные металлы. Статус НБУ утвержден
Законом Украины «Про банки и банковскую
дияльнисть». Теперь разработка и принятие
закона о НБУ.
Принципиальное значение имеет тенденция
к росту физического объема розничного
товарооборота, которая впервые во время
кризиса проявилась в 1997 г. Товарооборот
официально зарегистрированных предприятий
всех форм собственности против предыдущего
года в сравнительных ценах увеличился
почти на 6%. Общий объем продажи потребительских
товаров населению за всеми каналами реализации
в 1997 г. также увеличился на 4,2%.
Болезненным местом в экономике современной
Украины является бюджетно-налоговая
система, которая пока еще продолжает
хранить репрессивную направленность,
не создавая нужной мотивации для суб’єктів
в повышении результатов их деятельности,
в первую очередь в производственной сфере,
а наоборот — побуждает к укрывательству
прибыли от налогообложения. Сегодня на
«тіньовий» сектор экономики Украины
приходится свыше 50% (!) всех экономических
операций (в США — 8%). Следовательно реальный
ВВП приблизительно вдвое больше от официального,
а экономика функционирует не столько
благодаря государству, а скорее вопреки
ней.
Характерной особенностью нынешнего экономического
положения Украины является относительная
финансовая стабилизация. Основой этого
стало поэтапное уменьшение бюджетного
дефицита. Если в середине 1994 г. он составлял
31,2% от ВВП, то на конец года — около 10%,
а в 1995 г. он не превышал 7,3%. В следующие
годы он был еще меньше.
Важным событием стала денежная реформа.
В течение 2—16 сентября в 1996 г. (для особенных
случаев срок был продлен) введена в строй
полноценная национальная денежная единица
Украины — гривню. Обмен происходил в
соотношении 1 гривня за 100000 купоно-карбованцев.
В такой пропорции были изменены и цены.
Реформа была неконфискационной, и, в сущности,
обмен осуществлялся без ограничений.
Хотя можно сказать, что это был больше
политический акт, поскольку на то время
лишь Украина из числа прежних республик
СССР еще не ввела свою национальную валюту.
Кроме того, о том, что это была реформа,
свидетельствовало разве что лишь замена
одной валюты — купоно-карбованца (валюты
эрзаца) — на другую — гривню. В конечном
итоге, это было не что другое, как деноминация,
то есть ликвидировали лишние п’ять нулей
на денежных знаках и ценах на товары.
Но денежная реформа имела и позитивные
стороны: выросло доверие к новой валюте;
на протяжении длительного времени валютный
курс гривни оставался практически неизменным
(особенно с сентября в 1996 г. до конца 1997
г., хотя за три года существования, то
есть до сентября в 1999 г. курс гривни к
доллару США упал сверх в 2,5 раза — из 1,76
грн. до 4,50 грн. за 1 доллар США). Это создало
условия для быстрого снижения учетной
ставки НБУ — от 300% в октябре в 1994 г. до
21% в 1997 г.
З’явилися позитивные тенденции во внешней
торговле. В 1997 г. ее объем составлял около
30,5 млрд дол., из которых около 14 млрд приходится
на экспорт. Негативное сальдо торгового
баланса в 1997 г. в сравнении с 1996 г. уменьшилось
из 3 млрд до 2,5 млрд дол.
Основным торговым партнером Украины
была и остается Россия, на которую приходится
свыше 25% украинского экспорта и почти
половина импорта. Важными торговыми партнерами
Украины является также Германия, Китай,
США, Туркмения, Польша, Турция и Италия.
Нынешняя экономическая политика Украины
нашла поддержку мирового содружества.
Страны «Великої симки», МВФ, Мировой банк,
Европейский банк реконструкции и развития
, постоянно оказывают Украине кредитную
поддержку. Однако это привело к возникновению
и росту внешнего государственного долга.
Если в до 1993 г. Украина не имела внешнего
долга, то на 1999 г. его величина превышает
10 млрд дол.
Таким образом, превращение в народном
хозяйстве Украины в 90-х годах имеют достаточно
сложный и противоречивый характер. В
силу целого ряда причин становления рынка
происходят непоследовательно, без необходимой
для этого прочности и решительности,
а сам процесс формирования новых экономических
отношений был подданный сильному политическому
противостоянию.
Информация о работе Особенности и причины экономического кризиса в Украине в 90-х годах