Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:07, доклад
Первый научный подход к управлению возможностями человека в организации, основанный на том, что ручной труд может быть изменен, перепрофилирован и стать более эффективным, был сделан Ф.-У.Тейлором (1856-1915). Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что положило начало развитию школы научного управления. Тейлоровская рационалистическая концепция организации управления персоналом переросла в классическую школу менеджмента.
Основные теоретические источники управления персоналом.
Первый научный подход к управлению возможностями человека в организации, основанный на том, что ручной труд может быть изменен, перепрофилирован и стать более эффективным, был сделан Ф.-У.Тейлором (1856-1915). Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что положило начало развитию школы научного управления. Тейлоровская рационалистическая концепция организации управления персоналом переросла в классическую школу менеджмента.
Не менее известным
разработчиком менеджмента
Разновидность классической школы управления - административная школа. Создателем классического (административного) менеджмента является Анри Файоль (1841-1925), который в течение 30 лет руководил крупной французской горнодобывающей и металлургической компанией «Комамбо», которая была на грани банкротства, а стала процветающей. Он разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые до сих пор с успехом используются в управлении организацией, - это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль. Подчеркивая универсальный характер принципов, А. Файоль считал, что применять их надо с учетом специфики организации и конкретных условий, отмечая, что система принципов никогда не может быть завершена — напротив, она всегда остается открытой для дополнений, изменений, преобразований, основанных на новом опыте, его анализе, осмыслении, обобщении. Поэтому количество принципов не ограничено.
Вклад представителей классической школы, как научной, так и административной, следует подчеркнуть, что вклад ее представителей в теорию менеджмента состоит в том, что они рассматривали управление как универсальный процесс и изложили основные принципы управления. Они сформулировали систематизированную теорию управления всей организации, выделив управление как особый вид деятельности.
В 30-х
гг. прошлого столетия в теории административно-государственно
Родоначальником «школы человеческих отношений» принято считать американского ученого Элтона Мэйо (1880-1949). Но для восстановления исторической справедливости в науке следует сказать, что концепция «человеческих отношений» появилась в СССР в первой половине 20-х гг. XX в. и связана с именем НА. Витке — крупного ученого и организатора нотовского движения, а также его соратников.
Однако значительно раньше, еще на рубеже XIX-XX вв., получило развитие такое ведущее направление в менеджменте, как бихевиоризм. Этот термин буквально означает «наука о поведении». Родоначальниками бихевиоризма являются американские ученые Эдуард Торндайк (1874-1949) и Джон Уотсон (1878-1958). Именно они и их сторонники создали научно обоснованную «технологию поведения человека».
При этом по аналогии с животными понятие поведения сводилось к простейшей формуле: «стимул - реакция». Есть стимулы, т.е. те или иные побудительные воздействия на людей, и есть реакция — ответные действия на них. К примеру, начавшийся дождь (стимул) заставляет нас раскрыть зонт (реакция).
Широко известен в этом плане хоторнский эксперимент, проведенный на заводе «Вестерн электрик Хоторн» в Цицеро (штат Иллинойс). Исследования были начаты с целью изучения влияния изменений условий труда на производительность рабочих. Эксперимент проводился совместно с национальной академией наук. Группу ученых возглавлял Элтон Мэйо.
Результаты эксперимента показали, что рабочие трудятся высокопроизводительно, если они участвуют в процессе принятия решений и являются важной составной частью процесса производства. Этот феномен был назван эффектом Хоторна. Такого рода «специальное» обращение к испытуемым субъектам привело к возникновению управленческого понятия «человеческие отношения».
Разработка системного и ситуационного подходов обусловила возникновение принципиально новой концепции управления персоналом — теории человеческих ресурсов. Эта концепция инкорпорирована в систему стратегического менеджмента, предполагающего, что функция управления персоналом стала компетенцией высших должностных лиц организации. Изменился и характер кадровой политики: она стала более активной и целенаправленной. Специфика человеческих ресурсов в отличие от всех других видов ресурсов (материальных, финансовых, информационных и др.) состоит в следующем:
люди наделены интеллектом,
следовательно, их реакция на
внешнее воздействие (управление) эмоционально
осмысленная, а не механическая; процесс
взаимодействия субъектов и
объектов управления является двусторонним
Человеческие ресурсы являются конкурентным богатством любой организации.
Выводы: развитие общей теории управления послужило источником формирования относительно самостоятельных теоретических положений, которые явились основой для зарождения концептуальных подходов в управлении персоналом как виде профессиональной деятельности. В настоящее время как с практической, так и с научной точек зрения интерес представляют разработка структуры и описание содержания основных и относительно устоявшихся взглядов на управление персоналом как управленческую деятельность. Их с определённой долей условности можно назвать концепциями управления персоналом. Формирование концепций управления персоналом- процесс эволюционный!
Информация о работе Основные теоретические источники управления персоналом