Основная цель контроллинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:03, реферат

Краткое описание

Практически все теоретики и практики контроллинга единодушны в принципиальном разграничении сфер ответственности руководителя и службы контроллинга: за результаты деятельности предприятия отвечает только руководитель. Последний может делегировать свои полномочия, в том числе и руководителю службы контроллинга, но он не может делегировать ответственность. Это один из основополагающих принципов научного управления.

Файлы: 1 файл

yanochka.doc

— 55.00 Кб (Скачать)

Кроме того, некоторые  авторы выделяют такие функции, как: сервисная, консультационная, комментирующая, которые, по своей сути, отражают функцию системной поддержки принятия решения.

Набор функций службы контроллинга зависит от принятой концепции  управления, а также выбранной модели контроллинга: американской, европейской или азиатской.

К основным функциям контроллинга следует отнести:

  • разработку регламентов, методик, процедур и информационную аналитическую поддержку процессов планирования и бюджетирования;
  • реализацию процедур разработки, координации, интеграции и проверки на правдоподобность планов и бюджетов;
  • разработку методик и алгоритмов контроля за реализацией планов и бюджетов с точки зрения достижения поставленных целей:
  • координацию и интеграцию процессов управления в сфере разработок, закупок, логистики, производства, продаж, финансирования;
  • построение системы управления затратами и ее информационно-методическую поддержку;
  • разработку принципов функционирования и совершенствования ра

боты корпоративной информационной системы;

  • разработку методик и реализацию процедур измерения, оценки и анализа отклонений;
  • формирование требований к системе информационного менеджмента и разработку «приборной панели» планово-отчетных показателей для руководителей всех уровней управления и собственников;
  • консультации высшего руководства и координацию работ по составлению стратегического плана предприятия;
  • разработку методик и инструментов стратегического планирования, контроля, учета и анализа;
  • представления текущей отчетности с комментариями для руководства;
  • информационную поддержку риск-менеджмента;
  • ведение самостоятельных баз данных с целью конструктивного оппонирования руководителям подразделений в ходе процессов планирования, бюджетирования и контроля;
  • проведение инвестиционных расчетов и информационно-аналитическую поддержку процессов управления проектами;
  • внешнюю и налоговую отчетность;
  • составление итоговых отчетов для руководства и собственников.

Практически все теоретики  и практики контроллинга единодушны

в принципиальном разграничении  сфер ответственности руководителя и службы контроллинга: за результаты деятельности предприятия отвечает только руководитель. Последний может делегировать свои полномочия, в том числе и руководителю службы контроллинга, но он не может делегировать ответственность. Это один из основополагающих принципов научного управления.

Контроллинг ответствен, прежде всего, за:

  • правильный выбор инструментов управления, прозрачность, понятность и объективную интерпретацию цифр и полученных результатов;
  • стабильную реализацию процедур планирования, контроля, учета и анализа по уровням иерархии управления;
  • систематическую инструментальную и методическую поддержку, а также координацию процессов принятия решений.

Результаты анализа  показывают, что на предприятиях Германии превалируют функции контроллинга, обслуживающие оперативное и стратегическое планирование, а также инвестиционные расчеты. Лидером по реализации функции бюджетирования является Франция. По функциям внешнего учета и отчетности, а также в сфере налогообложения, управления ликвидностью, дебиторскими задолженностями, страхования и информатизации лидирующие позиции занимают США. Можно отметить, что все анализируемые предприятия большое внимание уделяют внутреннему учету и отчетности.

Области, являющиеся ключевыми  факторами успеха компании в среднесрочной перспективе, на которые контроллеры тратят все больше времени:

  • внутренний консалтинг;
  • долгосрочное стратегическое планирование;
  • информационные системы и операции;
  • оптимизация бизнес-процессов;
  • финансовый и экономический анализ.

В настоящее время  к числу первоочередных функций  контроллинга относится информационное обслуживание задач стратегического  планирования, учета и анализа, построение сбалансированных систем показателей и структуры корпоративных интегрированных информационных систем и т. п.

В недавнем прошлом Япония выступала родоначальником многих новых идей в области экономики, организации и управления предприятием. Например, широко известны система непрерывного улучшения «кайзен», система гибкого процессного управления «канбан», в которой был реализован принцип «точно в срок», и др. Японцев считают учителями по многим направлениям: технологичности, стандартов качества, кружков качества, дружественности в отношении с клиентами и т. п. А как же обстоят дела с контроллингом?

Общие выводы о состоянии  контроллинга в Японии таковы:

1) значительная часть  функций контроллинга реализуется  в подразделениях, которые чаще всего называются «отдел планирования предприятия». Руководитель отдела принадлежит к топ-менеджерам компании. Обычно в отделе работают 5-10 человек;

        2) к важнейшим задачам контроллинга  на японских предприятиях относятся разработка стратегии, планирование и контроль за достижением стратегических целей;

        3) важнейшими  инструментами контроллинга в  оперативном плане являются бюджетирование  и контроль прибыльности;

        4) координация целей компании  и подразделений осуществляется  не через отдел контроллинга, как, например, это делается в  Германии, а путем прямых контактов руководителей структурных подразделений;

5) концепция системы  сбалансированных показателей большинству  японских предприятий неизвестна. Как правило, ключевой стратегией  является соотношение «цена/качество».

Необходимо отметить, что концепция контроллинга предполагает полномасштабный охват всех сфер управленческой деятельности предприятия. В связи с этим в последнее время обозначился переход от системообразующих взглядов на теорию контроллинга к конкретным областям его внедрения в практику управления предприятием. Такой подход видится достаточно позитивным, так как возрастает число ученых-специалистов в определенных областях управления организацией, рассматривающих контроллинг как дальнейшее совершенствование практических подходов к конкретным областям функционирования предприятия.

На стыке и во взаимосвязи  с другими дисциплинами получили развитие отдельные концепции контроллинга, позволяющие идентифицировать данные направления как самостоятельные. Такими направлениями на сегодняшний день являются:

        - финансовый контроллинг;

        - контроллинг персонала;

        - контроллинг  по логистике;

       - контроллинг  маркетинга;

  - экологический контроллинг;

  - риск-контроллинг (контроллинг рисков).

Практически все исследователи  различают два вида конроллинга: стратегический контроллинг и оперативный контроллинг.

Как указывают авторы, «делать правильное дело» - стратегический контроллинг; «делать дело правильно» - оперативный контроллинг.

•Таким образом, рассмотренное многообразие концепций и функций контроллинга говорит о неоднозначной позиции исследователей к пониманию его сущности и ведет к различному толкованию его места и роли в процессе управления предприятием.

Подводя общий итог, конкретизируем определение контроллинга, используемое нами в дальнейшем.

Контроллинг - это направление системной интеграции методов, технологий, инструментальных средств автоматизированного управления сложными организационными, экономическими и техническими объектами или процессами. В частном случае - инструмент автоматизации подготовки и контроля системных управленческих решений.

До настоящего времени  проблема эффективного управления сложными системами и проблема формирования адекватных систем автоматизации управления рассматривались как слабовзаимосвязанные. Связь прослеживается преимущественно на концептуальном уровне решения. Другие уровни (методологический, методический) исследованы в этом отношении недостаточно. Контроллинг - это направление системного решения указанных проблем. Место его в решении проблем управления и автоматизации представлено на рис. 72.

11.2. Предпосылки  разработки системы контроллинга  в таможенных органах

Деятельность таможенной службы России по реализации таможенной политики может рассматриваться как система принимаемых решений, эффективность которых, а следовательно, и таможенного дела в целом зависит от качества используемых инструментов и информационной среды управления.

Говорить о контроллинге как о совершенно новом явлении  в практике управления в таможенных органах было бы неверным. В настоящее время отдельные компоненты контроллинга в том или ином объеме уже реализуются в государственных службах. В частности, в процессе управления формулируются пели, составляются планы, закрепляются соответствующие процедуры контроля. Отметим, что именно поэтому распространенным является узкое понимание контроллинга. Иногда его неверно отождествляют с системой контроля, программно-целевым планированием, подсистемой бухгалтерского учета. Однако контроллинг предполагает использование различных технологий и методов эффективного управления, в том числе финансовых инструментов и инструментов автоматизации подготовки и контроля управленческих решений. В таможенной службе эти элементы эффективной системы управления пока не вписаны в еднную идеологию, часто носят фрагментарный характер и поэтому малоэффективны. Таким образом, можно утверждать, что в таможенных органах имеется значительный потенциал развития инструментов и методов контроллинга, а самое главное, возможностей их практического использования.

Положительной предпосылкой к разработке и освоению контроллинга в таможенных органах является также то, что в настоящее время существуют реальная возможность и необходимость объединения усилий руководителей таможенных органов и специалистов по информационно-техническому обеспечению для решения взаимосвязанных проблем управления. Современное решение задач системного управления обеспечивается в среде информационных технологий и систем. Поэтому для создания целостной и эффективно функционирующей системы контроллинга необходимо решение проблемы автоматизации обработки данных. Регулирование информационных потоков в системе контроллинга возможно только при создании единой управленческой информационной системы.

На сегодняшний день таможенная служба имеет в своей  структуре вычислительные центры и  специалистов по информационному обеспечению, занимающихся методическими и программно-техническими разработками. Это значительно облегчает интеграцию в систему учета затрат и результатов и контроллинга уже существующих систем отчетности и соответственно помогает минимизировать издержки, связанные с ее внедрением, упростить электронную обработку данных.

Отметим, что в таможенных органах уже имеются предпосылки  разработки, внедрения и освоения контроллинга, опирающегося на инструменты интеллектуального анализа данных.

Основные идеи контроллинга определим, раскрывая содержание его  концептуально-методологической процедуры, принципов построения и алгоритмов технологии контроллинга.

Наиболее известно понимание  контроллинга как целостной концепции управления процессами и результатами деятельности организации в условиях рынка. При этом можно отметить специфические особенности контроллинга:

  • новое содержание таких традиционных функций управления, как анализ, планирование, контроль, информатизация, составляющих ядро контроллинга как целостной концепции;
  • новое содержание роли информационно-аналитических и планово- экономических служб организации;
  • согласованное принятие стратегических и оперативных решений;
  • новую методологию анализа, планирования, принятия стратегических и оперативных решений и их контроля.

11.3. Концептуальные  основы контроллинга в таможенном  деле

Содержание любой системы  контроллинга заключается в его  ориентации на цель, дальнейшее развитие и выявление проблем и «узких мест».

Основная цель контроллинга в таможенных органах - информационно-аналитическая и методическая поддержка руководителей всех уровней управления при принятии управленческих решений в процессе реализации задач, возложенных на таможенные органы государством; ориентация процесса управления на обеспечение качественного и своевременного выполнения этих задач при эффективном использовании ресурсов, оптимальном построении организационных структур и технологий.

Как показывает практика многих организаций  в нашей стране и за рубежом, построение системы контроллинга целесообразно начинать, во- первых, с построения системы целей, во-вторых, с построения системы показателей. Следует отметить некоторые важные моменты, связанные с построением системы целей в контроллинге.

Информация о работе Основная цель контроллинга