Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:30, лекция
Делегирование, ответственность, полномочия.
Микро план:
1. Делегирование
2.Ответственность
3.Полномочия
3.1 Что такое полномочия
3.2 Противоположные концепции полномочий
3.3 Пределы полномочий
3.4 Полномочия и власть
ЛЕКЦИЯ №9
ТЕМА «ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ»
Микро план:
1. Делегирование
2.Ответственность
3.Полномочия
3.1 Что такое полномочия
3.2 Противоположные концепции полномочий
3.3 Пределы полномочий
3.4 Полномочия и власть
Предыдущие лекции были посвящены стратегическому планированию и её реализации. Но ни одно предприятие не сможет нормально функционировать без организационной структуры.
Однако, перед тем как перейти к построению структуры организации рассмотрим такие понятия как: 1. Делегирование; 2. Ответственность; 3. Полномочия
1.1. Делегирование - передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Или это средство, при помощи которого руководство распределяет среди сотрудников бесчисленные задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации.
1.2. Ответственность - обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное решение.
Под обязательством мы понимаем то, что от индивида ожидается выполнение конкретных рабочих требований, когда он занимает определенную должность в организации. Фактически это означает, что конкретный человек при приеме на работу заключает контракт с организацией на выполнение задач, присущих данной должности в обмен на определенное денежное вознаграждение.
Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи, перед тем, кто передает ему полномочия.
Если полномочия могут быть делегированы одному индивиду, то ответственность не может быть делегирована.
Пример с хирургом, который может делегировать часть полномочий медсестре, но ответственность (если пациент умрет) нет.
Объем ответственности – вот одна причина высоких окладов у менеджеров, особенно руководящих крупными предприятиями.
1.3. Полномочия - ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач.
Полномочия делегируются должностью, а не индивиду, который занимает ее в данный момент. С уходом с должности руководитель теряет свои полномочия.
Иногда, когда одного руководителя перевели на новую должность, а вместо него временно никого не взяли, то ему временно могут делегировать полномочия как индивиду.
1.3.1. Противоположные концепции полномочий.
Имеются две концепции процесса по средствам которого передаются полномочия:
Классическая (рис.1), согласно которой полномочия передаются от высшей к низшим уровням организации. (Например в коммерческой организации)
Концепция принятия полномочия.
Подчиненные имеют право отклонить требования начальника, а может их принять.
На основе указанной концепции полномочия определены как приказание, на основе которой работник организации направляет свои действия и определяет, что он обязан или не должен делать в рамках задач организации. Таким образом, если подчиненный не принимают полномочий от руководителя, то передача полномочий не происходит. Отсюда мы видим, что полномочия имеют ограничения.
1.3.2. Пределы полномочий.
Лица выходящие за пределы задач, функции, которые им предписаны контрактом или должностной инструкцией, превышают свои полномочия.
1.3.3. Полномочия и власть.
Полномочия и власть часто путают друг с другом.
Если полномочия это делегированное, ограниченное, присуще данной должности право использовать ресурсы организации, то власть представляет собой реальную опасность действовать или возможность влиять на ситуацию.
Например, руководитель имеет власть и полномочия, а рабочий может иметь только полномочия.
Например, управляющий финансами организации имеет право или полномочия подписывать чеки и обладает властью или способностью переводить деньги фирмы на свой банковский счет, хотя полномочия его крайне ограничены должностной инструкцией.
2. Линейные и аппаратные (штабные) полномочия.
2.1 Линейные полномочия – это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным (рис.2).
Приднепровская железная дорога
Рис.2. Цепь команд.
Руководитель, обладающий линейными полномочиями, имеет также право принимать определенные решения и действовать в определенных вопросах без согласования с другими руководителями в тех пределах, которые установлены организацией, законом или обычаем.
Пример, Днепрогипротранс – отдел, бригада, в рамках бригады бригадир имеет право выполнять ряд задач без согласования с начальником отдела).
Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации.
Процесс создания иерархии называется скалярным процессом или цепью команд.
Наиболее наглядным примером может служить железная дорога (рис.2).
2.2. Типы административного аппарата.
Пример с Александром Македонским (336-323) лет до н. э.
Оказалось трудно одновременно разрабатывать стратегические планы и командировать сражением. Впервые было принято решение разделить задачи по достижению победы между двумя видами военных специалистов строевых и штабных. В последние годы появилась необходимость применения в организациях штабных специалистов.
Концепция штаба была расширена и модифицирована, чтобы удовлетворить нужды организаций. В результате сегодня существует много типов административных аппаратов (штатов) и вариантов штатных полномочий.
Административный аппарат выполняет много функций, но можно выделить всего три типа аппаратов (рис.3):
- консультативный
- обслуживающий
- личный (который иногда относят к обслуживающему)
Рис.3. Личный и консультативный аппарат.
Консультативный аппарат. Когда линейное руководство сталкивается с проблемой, требующей специальной квалификации, оно может пригласить соответствующих специалистов и таким образом сформировать консультативный аппарат (юристы, новейшие технологии, повышение квалификации руководителя, консультации по кадрам).
Обслуживающий аппарат. Данный аппарат представляет руководству информацию для принятия эффективных решений, Сюда следует отнести: -отдел кадров; -отдел маркетинга; -отдел финансирования; -отдел планирования; -отдел МТО и др.
Личный аппарат. Это разновидность обслуживающего аппарата, формирующегося, когда руководитель нанимает секретаря или помощника.
В обязанности личного аппарата входит выполнение и того, что требует руководитель. В организациях член этого аппарата не имеет ни каких полномочий, когда он действует, то это делается по поручению руководителя.
2.3. Разновидность штатных полномочий.
В зависимости от разновидности штатных полномочий аппарат имеет разные функции, которые ему делегированы высшим руководителем (рис.4)
Рис.4 Разновидности полномочий.
Рекомендательные полномочия. Когда административному аппарату обращаются линейные руководители только для консультации или совета и могут их по своему усмотрению либо выполнять либо нет.
Обязательные согласования. В этом случае фирма расширила полномочия аппарата и потребовала согласования всеми линейными руководителя своих решений. Однако в этом случае линейные руководители могут отступить от согласований.
Параллельные полномочия. Высшие руководства дает право отклонять решение линейного руководства (пример, Верховная рада и КМ и президент)
Функциональные полномочия. Аппарат, обладающий функциональными, может как предложить, так и запретить какие-либо действия в области своей компетенции (пример для единообразия бухгалтерского учета на железной дороги)
Линейные полномочия внутри аппарата. Когда аппарат разрастается, то внутри него могут возникнуть подразделения более чем с одним уровнем управления. Таким образом, штатный аппарат имеет свою линейную организацию и обычную цепь команд внутри себя.
Конституция
и законы
Институт
частной
собственности
Акционеры Совет
директоров
Президент
Руководители