Организация общества с эквивалентным обменом хозяйствующих субъектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 10:32, лекция

Краткое описание

Организация1 представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под словами «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» - то, что организация состоит из отдельных людей или их групп, взаимодействующих между собой.

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 1.doc

— 57.50 Кб (Скачать)

  ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ  ОРГАНИЗАЦИИ. 

 Общество  состоит из множества организаций,  с которыми связаны все аспекты  и проявления человеческой жизни, - экономика, наука, культура, образование,  оборона, даже личная жизнь. 

 

1.1 Черты  и свойства организаций

Организация1 представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под словами «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» - то, что организация состоит из отдельных людей или их групп, взаимодействующих между собой. Модели взаимодействия, которым следуют индивидуумы, являются преднамеренными. Организационные процессы содержат в себе социальную сущность, а взаимодействие членов групп должно быть сбалансировано и предполагает необходимость в координации. Организация имеет относительно определенные границы, которые могут меняться со временем. Члены организации, на которых возлагаются определенные обязанности, вносят свой вклад в достижение установленных целей. Преимущество организованных групп заключается в том, что человек, входя в состав коллектива, может более успешно достичь своих целей, чем индивидуально. Поэтому он и создает интегрированные, кооперативные системы поведения.

     Определение организации  предусматривает необходимость  формального координирования взаимодействия  работников. Структура организации  определяет, каким образом должны  быть распределены задачи, какой  должна быть субординация, каковы формальные координирующие механизмы и модели взаимодействия. Для организации характерны комплексность, формализация и определенное соотношение централизации и децентрализации. Комплексность рассматривает степень дифференциации в рамках организации. Она включает уровень специализации или разделения труда, количество уровней в иерархии организации и степень территориального распределения подразделений организации. Под формализацией понимаются заранее разработанные и установленные правила и процедуры, определяющие поведение работников. Некоторые организации минимально оперируют с такими стандартными директивами. Другие имеют все типы правил, инструктирующих работников по поводу того, что они могут и чего не могут делать. Соотношение централизации и децентрализации определяется уровнями, на которых вырабатываются и принимаются управленческие решения в организации. В некоторых организациях процесс принятия решений очень централизован, разрешением проблем занимаются высшие руководители. В других случаях принятие решений децентрализовано, ответственность делегируется вниз по иерархии управления. Принятое соотношение централизации и децентрализации определяет характер и тип устанавливаемой организационной структуры управления.

     Отметим, что организации заранее проектируются, моделируются с тем, чтобы сформировать структуру, подчиненную интересам достижения установленных целей. При проектировании организации используется представление о ней как об организме, который действует рационально и целенаправленно, имеет априори установленную цель и совершенствует методы достижения цели. Проектирование в современных условиях вызвано к жизни увеличивающейся сложностью управления организациями, необходимостью применения научно обоснованных методов для выполнения функций управления и специализацией управленческого труда. Этот подход качественно отличается от широко распространенных методов повышения эффективности организаций, таких, как традиционное расчленение и объединение на опытной основе подразделений или сфер ответственности руководителей, замена руководителей, улучшение тех или иных организационных процедур.

     Следует различать теорию организации  и организационное поведение.  Макроуровень (организация в целом  и ее основные части) является  объектом анализа в теории организации, которая изучает условия и предпосылки поведения организации, ее общую эффективность, возможности для адаптации и достижения целей. Эта дисциплина имеет как описательный, так и нормативный аспекты. Она описывает фактическую структуру организации и предлагает варианты ее оптимальной структуры, обеспечивающей эффективное функционирование. Организационное поведение как научная дисциплина имеет объектом анализа микроуровень - поведение индивидуумов и групп. Поведение индивидуумов обычно изучается с позиций восприятия ценностей, профессионального образования, мотивации и личных особенностей. При рассмотрении поведения групп внимание уделяется ролям, статусу, руководству, общению и конфликтам. В круг изучения входит производительность труда работников, текучесть кадров, удовлетворенность работой.

     Необходимо подчеркнуть, что теория  организации и организационное  поведение – смежные дисциплины, имеют много точек соприкосновения,  дополняют друг друга при изучении  проблем поведения организаций. Исследуя конфликты, организационное поведение сосредоточивается на межличностных и внутригрупповых столкновениях, которые происходят из-за разнообразия личностных особенностей и недостаточной коммуникации. Конфликт же, когда он изучается теорией организации, связан преимущественно с проблемами внутренней координации. В одном случае конфликт рассматривается как проблема, возникающая между людьми. В другом - как столкновение в результате имеющихся недостатков в построении организации. Теория организации и организационное поведение охватывают различные уровни и аспекты анализа организационного процесса.

     Каждая организация  имеет свое предназначение –  миссию, во имя которой люди объединяются и осуществляют свою деятельность. Миссия – понятие неоднозначное. Значение определения миссии организации состоит в том, что она:

1) представляет собой базис,  точку опоры для всех плановых  решений организации, для определения ее целей и задач;

2) создает уверенность, что организация  преследует непротиворечивые, ясные,  сравнимые цели;

3) помогает сосредоточить усилия  работников на выбранном направлении,  объединяет их действия;

4) вызывает понимание и поддержку  внешних участников организации (акционеров, финансовых фирм и т. д.).

Примерная характеристика предназначения организации в обобщенном виде включает:

• предлагаемые продукты или услуги;

• место и роль в системе рыночных отношений;

• цели организации (выживание, рост, доходность);

• технологию (процессы, инновации);

• философию (базовые взгляды, ценности, мотивации);

• внутреннюю концепцию (сильные стороны, степень конкурентоспособности, факторы  выживания);

• внешний образ, имидж (ответственность  перед партнерами, потребителями, обществом в целом).

Осуществляя свою миссию (предназначение), организация добивается достижения определенных целей - выживания, роста, доходности. Она выпускает определенную продукцию и оказывает услуги, использует различные технологии и т. д.

Классификация целей организации

Критерии  классификации

Группы целей

Период установления

Стратегически

Оперативный

Тактический

Содержание 

Экономический

Социальный

Организационный

Технический

Научные

Политические

Структурные

Маркетинговые

Производственные

Инновационные

Финансовые

Кадровые

Административные

Среда

Внутренние

Внешние

Приоритетность 

Особо приоритетные

Приоритетные

Прочие 

Измеримость

Количественные

Качественные 

Повторяемость

Постоянные

Разовые

Иерархия 

Цели организации

Цели подразделений

Стадии жизненного цикла

Проектирование  и создание объекта

Рост объекта

Зрелость объекта

Завершение жизненного цикла объекта




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные функции предприятия.2

  1. Производственная – производство товаров, услуг, работ для удовлетворения потребностей экономики.
  2. Реализациоонно-маркетинговая – маркетинг и реализация производственной продукции.
  3. Ресурсно-спросовая – спрос на трудовые, материальные, финансовые, информационные и интелектуальные услуги.
  4. Финансово-инвистиционная – генерация финансовых потоков.
  5. Бюджетная – наполнение местного, регионального и федерального бюджета.
  6. Градообразующая – участие в формировании и развитии городской экономики.
  7. Социальная – обеспечение граждан работой в соответствие с образованием и склонностями.
  8. Познавательная – изучение в процессе деятельности особенностей рынков товаров и ресурсов.
  9. Образовательная – получение отдельными работниками и коллективами производственных знаний, навыков, опыта работы.
  10. Воспитательная – создание, развитие и закрепление корпоративной культуры.
  11. Институциональная  - генерация, фильтрация, инкубация и распространение инноваций среди предприятий.

 

Открытые и закрытые системы

 Всесторонний анализ внутреннего  строения организации обеспечивается  с помощью системного подхода. Система – это набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое. Уникальной характеристикой при рассмотрении систем являются внутренние отношения частей. Каждая-система характеризуется как дифференциацией, так и интеграцией. В системе используются разнообразные специализированные функции. Каждая часть организации выполняет свои определенные функции. Для того чтобы поддерживать отдельные части в одном организме и формировать завершенное целое, в каждой системе осуществляется интеграция. Для этого используются такие средства, как координация уровней иерархии управления, прямое наблюдение, правила, процедуры, курс действий.

     Различают  системы открытые и закрытые. Понятие закрытой системы возникло в физике. Это система, являющаяся самосдерживаемой. Ее главная характеристика заключается в том, что она существенно игнорирует эффект внешнего воздействия. Совершенной системой закрытого типа была бы та, которая не принимает энергии от внешних источников и не дает энергию внешней среде. Закрытая организационная система имеет малую применяемость.

     Открытая система предполагает динамическое взаимодействие с окружающим миром. Организации получают сырье и людские ресурсы из внешней среды. Они зависят от внешних клиентов и заказчиков, потребляющих их продукцию. Банки, активно взаимодействующие с внешней средой, открывают депозиты, обращают их в кредиты и инвестиции, используют полученную прибыль для поддержание развития, выплаты дивиденд и уплаты налогов.

 Разграничение систем на открытые или закрытые не является жестким, раз навсегда установленным. Открытая система может стать закрытой, если контакты с окружением сокращаются со временем. В принципе возможна и обратная ситуация. Открытые системы тяготеют к усложнению структуры и дифференциации. Иными словами рост открытой системы сопровождается повышением уровня специализации ее элементов и усложнением структуры, нередким расширением границ системы или созданием новой сверхсистемы. Если деловое предприятие растет, то наблюдается значительная его дифференциация и усложнение его структуры. Создаются новые специализированные отделы, приобретаются новые виды сырья и материалов, расширяется ассортимент выпускаемой продукции, организуются новые сбытовые конторы.                           

     

1 Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник.-7-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М,2009.-864 с.

2  Клейнер Г. Предприятие-упущенное звено в цепи институциональных преобразований в России// Проблемы теории и практики управления, 2001. №2


Информация о работе Организация общества с эквивалентным обменом хозяйствующих субъектов