Организация – как саморегулирующаяся система

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 16:12, доклад

Краткое описание

Саморегулирующаяся система - система с обратной связью, способная реагировать на внешние и внутренние изменения так, чтобы сохранялось состояние динамического равновесия. Термин «организация» можно рассматривать в трех различных смыслах: как объект (явление), как процесс управления, как воздействие или действие (накапливание чего-либо).Организация как объект – это искусственное объединение людей, являющееся элементом или ча стью общественной структуры и выполняющее определенные функции. В таком понимании термин «организация» относится к таким сложным формациям, как предприятие, фирмы, банки, органы власти, учреждения, добровольные союзы.

Оглавление

Основные понятия
Взаимодействие организации с внешней средой.
Взаимодействие организации с внутренней средой
Влияние факторов на саморегулировние организации
Мероприятия по обеспечению равновесия организации

Файлы: 1 файл

организация как система.docx

— 51.85 Кб (Скачать)

Организация – как саморегулирующаяся система.

Содержание:

  1. Основные понятия
  2. Взаимодействие организации с внешней средой.
  3. Взаимодействие организации с внутренней средой
  4. Влияние факторов на саморегулировние организации
  5. Мероприятия по обеспечению равновесия организации

 

    1. Основные  понятия

Деловая организация представляет собой некоторую самостоятельно существующую систему, подобно живому организму, который появляется на свет, растет, развивается, совершенствуется, болеет, стареет, умирает. Организации  присуще стремление к самосохранению. Самосохранение позволяет организации  продолжить свое существование даже после достижения поставленной цели.

 

Саморегулирующаяся  система - система с обратной связью, способная реагировать на внешние  и внутренние изменения так, чтобы  сохранялось состояние динамического  равновесия.

Термин «организация»  можно рассматривать в трех различных  смыслах: как объект (явление), как  процесс управления, как воздействие  или действие (накапливание чего-либо).

Организация как  объект – это искусственное объединение людей, являющееся элементом или ча стью общественной структуры и выполняющее определенные функции. В таком понимании термин «организация» относится к таким сложным формациям, как предприятие, фирмы, банки, органы власти, учреждения, добровольные союзы.

Организация как  процесс – это совокупность мероприятий, обеспечивающих взаимосвязь между элементами системы в процессе ее существования. Это вид деятельности, включающий в себя распределение функций между членами коллектива, обеспечение взаимодействия между людьми, контроль за исполнением приказов и распоряжений вышестоящих должностных лиц, распределение материальных и денежных фондов. В этом смысле организация представляет собой не что иное, как процесс управления деятельностью людей, т. е. «организовывание».

Организация как  воздействие – это упорядочение или налаживание действия какого-либо объекта. Применительно к материальному объекту это может быть организация водоснабжения, газоснабжения, тепловой системы и т. д.

 

    1. Взаимодействие  организации с внешней средой

Сегодняшние изменения во внешнем мире заставили обратить на внешнюю среду еще большее  внимание. Организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей. Поскольку  от руководства зависит выживание  организации, менеджер обязан уметь  выявлять существенные факторы в  окружении, которые повлияют на его  организацию. Он должен также предложить подходящие способы реагирования на внешние воздействия.

Рис.1 факторы внешней среды

Одним из способов определения  окружения и облегчения учета  его влияния на организацию состоит  в разделении внешних факторов на две основные группы - силы прямого  и косвенного воздействия.  
Среда прямого воздействия, согласно Элбингу, включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе также прямое влияние операций организации. К этим факторам следует отнести поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов. Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но тем не менее сказываются на них. Речь идет о таких факторах, как состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах. 

 

    1. Влияние на организацию внутренних факторов

Внутренние факторы, влияющие на жизнедеятельность организации, делятся на факторы материального характера (наличие денежных средств, состояние материально-технической базы, технологии работы и т. п.); социально-психологические факторы (профессиональная и психологическая пригодность персонала к выполнению возложенных на них обязанностей, показатели общей психологической атмосферы в коллективе: отношение к руководству, конфликтность, способность работать в часто меняющихся или экстремальных условиях и т. д.); личность менеджера, его инициативность, профессионализм, общая культура, коммуникабельность, организаторские способности, стремление к использованию новаций в управленческой деятельности и т. д.

 

    1. Влияние факторов на саморегулирование системы

На обеспечение существования  организации и дальнейшего ее развития оказывают факторы внутренней и внешней среды, представляющие угрозу ее жизнедеятельности. Эти факторы разбиты на две группы: позитивные и негативные.

Позитивные факторы – ресурсы, повышающие возможности организации в борьбе за выживание. Организация способна к выживанию и устойчивому развитию только в том случае, если энергетический потенциал позитивных факторов превышает соответствующий показатель негативных факторов.

Основой борьбы за самосохранение организаций является способность  приспосабливаться к внешней  среде, уметь использовать происходящие в ней изменения в своих  интересах. Для оценки «запаса прочности» деловой организации необходимо пользоваться понятием устойчивого и неустойчивого равновесия баланса позитивных и негативных факторов. Состояние устойчивого равновесия отличается тем, что если отрицательные возмущающие воздействия на организацию не превосходят некоторого порогового значения, то организация быстро приспособится к новым условиям окружающей среды и вновь вернется в устойчивое состояние. Организация, находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия, даже при незначительных возмущающих воздействиях теряет свою устойчивость.

Неустойчивость функционирования организации может быть обусловлена  не только материальными, но и психологическими факторами, такими как высокий уровень  конфликтности коллектива, безынициативность  менеджера и т. п

 

    1. Мероприятия по обеспечению устойчивости:

Для обеспечения устойчивости функционирования организации необходимо осуществлять мероприятия:

1. Организационно-экономического  характера:

– создание резервного денежного  фонда;

– увеличение доли высоколиквидных  материальных фондов;

– использование диверсификации деятельности;

– установление постоянных партнерских отношений;

– использование контрактов форвардного типа;

– совершенствование структуры  управления;

– автоматизация производства;

– использование ноу-хау  и освоение новых технологий работы;

– активизация маркетинговых  исследований с целью выявления  новых возможностей организации.

2. Мероприятия социально-психологического  характера:

– разработка системы повышения  профессиональной пригодности персонала;

– регулярная оценка уровня профессиональной и психологической  пригодности персонала;

– улучшение социально-бытовых  условий;

– разработка системы мотиваций  экономического и социального характера;

– создание кадрового резерва  из людей, входящих в состав организации  и из внешней среды;

– проведение мероприятий  по борьбе с конфликтными ситуациями;

– разъяснение сотрудникам  значимости их труда в обеспечении  устойчивого существования организации.

При разработке мероприятий  в первую очередь должно быть выполнено  диагностическое обследование, при  котором составляется перечень проблемных ситуаций, которые могут привести к краху в случае изменений  условий существования.

Составление списка потенциальных  угроз существованию организации, анализ этих угроз и предварительная  разработка сценариев поведения  в экстремальных ситуациях значительно  повышают шансы выживания деловой  организации.

 

 

 


Информация о работе Организация – как саморегулирующаяся система