Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 16:12, доклад
Саморегулирующаяся система - система с обратной связью, способная реагировать на внешние и внутренние изменения так, чтобы сохранялось состояние динамического равновесия. Термин «организация» можно рассматривать в трех различных смыслах: как объект (явление), как процесс управления, как воздействие или действие (накапливание чего-либо).Организация как объект – это искусственное объединение людей, являющееся элементом или ча стью общественной структуры и выполняющее определенные функции. В таком понимании термин «организация» относится к таким сложным формациям, как предприятие, фирмы, банки, органы власти, учреждения, добровольные союзы.
Основные понятия
Взаимодействие организации с внешней средой.
Взаимодействие организации с внутренней средой
Влияние факторов на саморегулировние организации
Мероприятия по обеспечению равновесия организации
Организация – как саморегулирующаяся система.
Содержание:
Деловая организация представляет собой некоторую самостоятельно существующую систему, подобно живому организму, который появляется на свет, растет, развивается, совершенствуется, болеет, стареет, умирает. Организации присуще стремление к самосохранению. Самосохранение позволяет организации продолжить свое существование даже после достижения поставленной цели.
Саморегулирующаяся
система - система с обратной связью,
способная реагировать на внешние
и внутренние изменения так, чтобы
сохранялось состояние
Термин «организация» можно рассматривать в трех различных смыслах: как объект (явление), как процесс управления, как воздействие или действие (накапливание чего-либо).
Организация как объект – это искусственное объединение людей, являющееся элементом или ча стью общественной структуры и выполняющее определенные функции. В таком понимании термин «организация» относится к таким сложным формациям, как предприятие, фирмы, банки, органы власти, учреждения, добровольные союзы.
Организация как процесс – это совокупность мероприятий, обеспечивающих взаимосвязь между элементами системы в процессе ее существования. Это вид деятельности, включающий в себя распределение функций между членами коллектива, обеспечение взаимодействия между людьми, контроль за исполнением приказов и распоряжений вышестоящих должностных лиц, распределение материальных и денежных фондов. В этом смысле организация представляет собой не что иное, как процесс управления деятельностью людей, т. е. «организовывание».
Организация как воздействие – это упорядочение или налаживание действия какого-либо объекта. Применительно к материальному объекту это может быть организация водоснабжения, газоснабжения, тепловой системы и т. д.
Сегодняшние изменения во внешнем мире заставили обратить на внешнюю среду еще большее внимание. Организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей. Поскольку от руководства зависит выживание организации, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию. Он должен также предложить подходящие способы реагирования на внешние воздействия.
Рис.1 факторы внешней среды
Одним из способов определения
окружения и облегчения учета
его влияния на организацию состоит
в разделении внешних факторов на
две основные группы - силы прямого
и косвенного воздействия.
Среда прямого воздействия, согласно Элбингу,
включает факторы, которые непосредственно
влияют на операции организации и испытывают
на себе также прямое влияние операций
организации. К этим факторам следует
отнести поставщиков, трудовые ресурсы,
законы и учреждения государственного
регулирования, потребителей и конкурентов.
Под средой косвенного воздействия понимаются
факторы, которые могут не оказывать прямого
немедленного воздействия на операции,
но тем не менее сказываются на них. Речь
идет о таких факторах, как состояние экономики,
научно-технический прогресс, социокультурные
и политические изменения, влияние групповых
интересов и существенные для организации
события в других странах.
Внутренние факторы, влияющие на жизнедеятельность организации, делятся на факторы материального характера (наличие денежных средств, состояние материально-технической базы, технологии работы и т. п.); социально-психологические факторы (профессиональная и психологическая пригодность персонала к выполнению возложенных на них обязанностей, показатели общей психологической атмосферы в коллективе: отношение к руководству, конфликтность, способность работать в часто меняющихся или экстремальных условиях и т. д.); личность менеджера, его инициативность, профессионализм, общая культура, коммуникабельность, организаторские способности, стремление к использованию новаций в управленческой деятельности и т. д.
На обеспечение существования организации и дальнейшего ее развития оказывают факторы внутренней и внешней среды, представляющие угрозу ее жизнедеятельности. Эти факторы разбиты на две группы: позитивные и негативные.
Позитивные факторы – ресурсы, повышающие возможности организации в борьбе за выживание. Организация способна к выживанию и устойчивому развитию только в том случае, если энергетический потенциал позитивных факторов превышает соответствующий показатель негативных факторов.
Основой борьбы за самосохранение организаций является способность приспосабливаться к внешней среде, уметь использовать происходящие в ней изменения в своих интересах. Для оценки «запаса прочности» деловой организации необходимо пользоваться понятием устойчивого и неустойчивого равновесия баланса позитивных и негативных факторов. Состояние устойчивого равновесия отличается тем, что если отрицательные возмущающие воздействия на организацию не превосходят некоторого порогового значения, то организация быстро приспособится к новым условиям окружающей среды и вновь вернется в устойчивое состояние. Организация, находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия, даже при незначительных возмущающих воздействиях теряет свою устойчивость.
Неустойчивость
Для обеспечения устойчивости функционирования организации необходимо осуществлять мероприятия:
1. Организационно-экономического характера:
– создание резервного денежного фонда;
– увеличение доли высоколиквидных материальных фондов;
– использование диверсификации деятельности;
– установление постоянных партнерских отношений;
– использование контрактов форвардного типа;
– совершенствование структуры управления;
– автоматизация производства;
– использование ноу-хау и освоение новых технологий работы;
– активизация маркетинговых исследований с целью выявления новых возможностей организации.
2. Мероприятия социально-
– разработка системы повышения профессиональной пригодности персонала;
– регулярная оценка уровня профессиональной и психологической пригодности персонала;
– улучшение социально-бытовых условий;
– разработка системы мотиваций экономического и социального характера;
– создание кадрового резерва из людей, входящих в состав организации и из внешней среды;
– проведение мероприятий по борьбе с конфликтными ситуациями;
– разъяснение сотрудникам
значимости их труда в обеспечении
устойчивого существования
При разработке мероприятий в первую очередь должно быть выполнено диагностическое обследование, при котором составляется перечень проблемных ситуаций, которые могут привести к краху в случае изменений условий существования.
Составление списка потенциальных
угроз существованию
Информация о работе Организация – как саморегулирующаяся система