Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 18:34, реферат
Функции менеджмента - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работы и контроль деятельности.
Функции управления можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект. Принято считать, что в процессе управления выполняются следующие основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.
1. Определение менеджмента. Принципы, функции, методы менеджмента.
2. Школы менеджмента
3. Мотивация.
4. Управленческие решения.
Супруги Ф. Гилберг (1868–1924) и Л. Гилберг (1878–1972) анализировали в основном физическую работу в производственных процессах, т.е. изучали движения с использованием измерительных методов и приборов, таких, как шкалограммы, киносъемка, микро хронометр и др. Их изучение движений использовано для установления более точных рабочих норм и устранения излишних движений и усилий, для введения собственной системы вознаграждения и уважения к рабочим. Л. Гилберт положила начало области управления, которая в настоящее время называется «управление кадрами». Она исследовала такие вопросы, как подбор, расстановка и подготовка кадров.
Представители школы научного управления в основном посвящали свои работы управлению производством. Они занимались повышением эффективности труда на уровне ниже управленческого, так называемом внеменеджерском уровне. Идеи, заложенные школой научного управления, были развиты и применены к управлению организацией в целом, прежде всего, представителями административной школы управления.
Основываясь на полученной информации, они изменяли рабочие операции, чтобы устранить лишние, непродуктивные движения» используя стандартные процедуры и оборудование стремились повысить эффективность работы. Тейлор, например, обнаружил, что максимальное количество железной руды и угля может быть переброшено, если рабочие будут пользоваться лопатой-совком емкостью до 21 фунта около. 8,6 кг. По сравнению с более ранней системой это дало поистине феноменальный выигрыш.
Научное управление не пренебрегало человеческим фактором. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась также возможность небольшою отдыха и неизбежных перерывов в производстве, так что количество времени» выделяемое на выполнение определенных заданий, было реалистичным и справедливо установленным. Это давало руководству возможность установить нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Авторы работ по научному управлению также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе, они также подчеркивали большое значение обучения.
Научное управление также выступало в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактически выполнения работы. Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению – это определённая специальность, и что организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает лучше всего. Этот подход резко контрастировал со старой системой, при которой рабочие сами планировали свою работу.
Концепция
научного управления стала серьёзным
переломным этапом, благодаря которому,
управление стало широко признаваться
как самостоятельная область научных
исследований. Впервые руководители –
практики и учёные увидели, что методы
и подходы, используемые в науки и технике
могут эффективно быть использованы в
практике достижения целей организации.
Мотивация.
От того, сколь эффективным окажется труд сотрудников, зависит успех любой компании. Задача менеджеров состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать возможности персонала. Какими бы сильными не были решения руководителей, эффект от них может быть получен только тогда, когда они удачно воплощены в дела сотрудниками компании. А это может произойти только в случае, если работники заинтересованы в результатах своего труда. Для этого необходимо человека как-то мотивировать, побудить к действию. Понятно, что основным мотивирующим фактором является заработная плата, однако, существует множество и других факторов, заставляющих человека работать.
На сегодняшний день имеется колоссальное количество способов воздействия на мотивацию конкретного человека, причем диапазон их постоянно растет. Более того, тот фактор, который сегодня мотивирует конкретного человека к интенсивному труду, завтра может способствовать «отключению» того же самого человека. Никто точно не может сказать, как детально действует механизм мотивации, какой силы должен быть мотивирующей фактор и когда он сработает, не говоря уже о том, почему он срабатывает.
При всей широте методов, с помощью которых можно мотивировать работников, руководитель компании должен сам выбирать, каким образом стимулировать каждого работника для выполнения главной задачи — выживания фирмы в жесткой конкурентной борьбе.
В основе теорий мотивации лежат различные предположения о факторах, от которых зависят усилия людей и выполнение работ в организации.
Люди имеют различные потребности и цели, а значит и мотивацией к выполнению своей работы будут служить различные виды вознаграждения и поощрения. Таким образом, в центре внимания оказывается индивид и его потребности.
Маслоу, американский психолог, был одним из первых серьезных исследователей, занимавшийся теорией потребностей, и для разграничения потребностей начертил иерархию высших и низших потребностей. Теория мотивации (1954 г.) Маслоу содержит следующие 5 иерархических уровней потребностей индивидуума, указанных ниже в восходящем порядке:
физиологические потребности: пища, вода, кров.
потребность безопасности/надёжности: защита от опасностей, угроз и лишений, чувство самосохранения и стремление к психологической надежности и безопасности.
социальные потребности: чувства принадлежности к какой-либо группе, дружба, любовь.
потребности в уважении и признании: репутация, статус, уважение и признание со стороны окружающих, устремление к независимости. Эта потребность имеет два проявления: уважение себя и уважение других.
потребность в самоактуализации: потребность в реализации собственного потенциала для непрерывного самосовершенствования.
Например: голодный человек стремиться удовлетворить голод, и, если необходимо, пойдет на большой риск, даже если это угрожает его безопасности. Однако, когда чувство голода удовлетворено, потребность предохранять себя от опасности приобретает приоритет. Поэтому, физиологические потребности должны удовлетворяться до того, как индивидуум перейдет к потребностям более высокого уровня, надежности/безопасности, и так далее вверх по иерархии, пока не будет достигнута самоактуализация. Когда потребность удовлетворена, она больше не мотивирует поведение индивидуума, поведение направляется на удовлетворение потребности следующего уровня.
Вывод
очевиден – только
неудовлетворение потребности
действует как
мотиваторы.
Теория Альдерфера
Теория иерархии потребностей (Маслоу) | Теория ERG (Альдерфер) |
Самоактуализация | Рост |
Уважение, признание | |
Социальные потребности | Причастность, принадлежность |
Безопасность | Существование |
Физиологические потребности |
Но есть одно существенное различие в этих теориях. Согласно Альдерферу, потребности разных уровней могут влиять на поведение человека одновременно.
Применение теории потребностей сводится к тому, чтобы вознаграждение соответствовало насущным потребностям индивида.
Мотивировать человека - значит затронуть для него наиболее важные интересы и дать ему возможность, шанс реализовать их в процессе работы.
Проблема мотивации сотрудников, являясь одной из ключевых в работе фирмы, требует неустанного внимания сотрудников кадровой службы, руководителей подразделений, отделов, служб. Следует отслеживать эффективность действующих на фирме форм и методов мотивации, заниматься их коррекцией с учетом современных требований и подходов.
Кадровая служба обязана ориентироваться в современных методах и формах мотивации сотрудников, хорошо разбираться в теоретических проблемах этой деятельности. Разнообразие теории мотивации (иерархия потребностей по А. Маслоу, двухфакторная мотивация Герцберга, теория ожидания Врума и ряд других) позволяют во всем многообразии приемов работы с людьми выбрать тот, который наиболее всего подходит к данному типу личности, его ожиданиям, квалификационным возможностям, перспективам роста.
При организации
работы по мотивации сотрудников необходимо
иметь четкую позицию высшего руководства
фирмы - на какие ценности сотрудников
и возможности руководителей подразделений
они, т. е. высшие руководители хотят опираться
в этой работе, в чем видится конечный
результат у фирмы для поощрения людей.
Ключевым моментом является проблема
саморазвития личности работника, желание
его узнать побольше, быть сильным профессионалом
и свои знания вложить в процветание своей
фирмы.
Основным приемом качественной мотивации сотрудников является оценка труда сотрудников (ежемесячная, производственная, аттестации при передвижении в должности, по итогам испытательного срока). Оценка работы персонала имеет свою технологию, свою систему, свои принципы реализации.
Материальное поощрение в классическом стиле сочетает заработную плату сотрудника (или оклад) и систему премий (разовых, регулярных, квартальных, годовых бонусов); одновременно следует учитывать рост популярности «нетрадиционных» методов мотивации: систему переменной заработной платы, групповой зарплаты, платы за знания и компетенцию.
Важным моментом мотивации является моральное поощрение, от которого не следует отказываться, как в силу исторических российских предприятий, так и из-за высокой эффективности этого поощрения. К ним следует отнести фирменные значки отличия, Благодарственные письма руководителя и другие формы. Важно, что бы эти знаки внимания руководства фирмы выказывались умно, тактично, желательно в присутствии родных и близких лауреатов.
Все рассмотренные теории направляют действия менеджеров на построение эффективной системы мотивации в организации. Но не нужно забывать, что не одна из этих теорий не работает в голом виде, т.е. необходимо выбирать все лучшее из каждой отдельной теории и воплощать это в жизнь.
Управленческое решение.
Управленческое решение
– это результат конкретной управленческой
деятельности менеджера. Принятие решений
является основой управления. Выработка
и принятие решений - это творческий процесс
в деятельности руководителей любого
уровня, включающий:
- выработку и постановку
цели;
- изучение проблемы
на основе получаемой
информации;
- выбор и обоснование
критериев эффективности (результативности)
и возможных последствий
принимаемого решения;
- обсуждение со специалистами
различных вариантов
решения проблемы (задачи);
- выбор и формулирование
оптимального решения;
- принятие решения;
- конкретизацию решения
для его исполнителей.
Цели принятия управленческих
решений.
Внимательное рассмотрение
процесса принятия решений с целью
его лучшего уяснения приводит к
необходимости четкого определения целей
и задач. Нередко цели или, во всяком случае,
непосредственно связанные с ними факторы
являются как количественными (объективными),
так и качественными (субъективными). В
этих случаях для применения научных методов
принятия решений нужны зрелость суждений
и дальновидность, а также аналитическое
и математическое мастерство.
Следует помнить, что иногда
для достижения поставленной цели требуется
установить баланс между двумя или большим
числом рассматриваемых факторов, причем
в определенных ситуациях некоторые из
них будут входить в задачу как ограничения,
а не как компоненты поставленной цели.
Альтернативы в управленческих решениях.
Лица, принимающие решения, часто не осознают
важности составления списка альтернатив.
Совершенно очевидно, что в конечном счете
может быть выбрана не самая лучшая альтернатива
из числа рассматриваемых. В этом смысле
качество выбора ограничено качеством
альтернатив. Исчерпывающий список имеющихся
альтернатив оказывает большую помощь
при принятии решений. Принятие решений
есть выбор одной из альтернатив, и составление
их списка является неотъемлемой частью
это процесса. В некотором смысле составление
списка альтернатив совершенно аналогично
определению задачи при инженерном анализе.
Когда альтернативы неопределенны, список
их неполон или даже непродуман, принять
решение невозможно.
Однако когда альтернативы
четко перечислены, задача больше не является
неосязаемой.
Имеется одна альтернатива,
которая почти всегда, во всяком случае
в самом начале, присутствует в любом списке.
Это альтернатива - не принимать решения
вообще. Иногда (и только иногда) оптимальным
компромиссом будет отложить принятие
решения, чтобы иметь больше времени для
накопления новых фактов. Если же цель
должна быть достигнута немедленно, то,
разумеется, обычно нельзя откладывать
принятия решений на неопределенно долгий
срок.
Факторы, рассматриваемые при
принятии управленческих решений. Под
факторами, связанными с ресурсами понимают
время, денежные средства и производственные
возможности. Под производственными возможностями
здесь подразумеваются такие разнообразные
вещи, как наличие материалов, деталей,
техническое и научное мастерство, организационные
возможности и т. д. Для инженерных решений
характерно, что без специального изучения
или исследования информация о существенных
сторонах таких факторов может оказаться
недостаточно полной.
К техническим факторам
относятся факторы, которые непосредственно
связаны с инженерным анализом или выработкой
требований к конструкции. Обычно технические
факторы являются конкретными и выражаются
количественно.
Кроме ресурсов и технических факторов,
в ходе принятия решений важную роль играют
чисто человеческие факторы. Эти факторы
выражают не только требования политической
или социальной целесообразности осу-ществления
или достижения альтернативы, но и требования
человеческой этики и морали. Для принятия
правильного решения требуется не только
техническая компетентность в оценке
ресурсов и технических факторов, но и
учет чисто человеческих факторов.
Рациональный порядок
принятия управленческих решений. Прежде
чем задача принятия решений примет форму,
поддающуюся анализу одним из научных
методов, необходимо рассмотреть большое
число факторов и исключить многие альтернативы.
До этого решение можно принять лишь субъективно
либо путем угадывания. Важно как можно
полнее уяснить обстоятельства, в которых
происходит принятие решений.
Для этой цели здесь кратко
излагается методика преобразования ситуации
принятия решений к такому виду, когда
становится возможным применение одного
из разнообразных научных методов:
1. Формулируется цель.
2. Составляется возможно более полный
список альтернатив. (Здесь необходимы
творческий подход и изобретательность).
3. Составляется возможно более полный
перечень факторов.
4. Список рассматриваемых факторов используется
для уменьшения числа альтернатив, при
этом обращается внимание на причину исключения
каждой альтернативы. На, данном этапе
можно увидеть, что многие альтернативы
нереальны. Другие альтернативы могут
оказаться в высшей степени нецелесообразными.
Этот процесс может быть крайне субъективным,
и в некоторых случаях он строится на догадках.
Однако если нужно принять решение, то
другого выбора нет. В построении этих
субъективных догадок и вынесении суждений
о ценности как раз и проявляется искусство
лица, принимающего решение. Следует помнить,
что одной из альтернатив может быть альтернатива
вообще не принимать никакого решения
в данный момент, пока один, из факторов
(например, время) не исключит эту альтернативу
из списка.
5. Оставшиеся альтернативы используются
для сокращения списка факторов, часть
которых теперь уже можно не рассматривать.
Другие факторы могут в одинаковой степени
относиться ко всем оставшимся альтернативам,
и поэтому их тоже не нужно больше рассматривать.
Вопрос о том, сколько времени нужно отводить
на анализ альтернатив, в значительной
мере является искусством. Кроме того,
приходится решать вопрос о том, стоит
ли придерживаться однажды принятого
решения или необходим его пересмотр.
Ответы на эти вопросы в свою очередь связаны
с принятием определенных решений, однако
в настоящее время они в значительной
мере определяются вкусом, склонностями
и личными качествами.
Информация о работе Определение менеджмента. Принципы, функции, методы менеджмента