Немецкая модель менеджмента
используется в немецких и австрийских
корпорациях. Некоторые элементы этой
модели присутствуют также в Нидерландах
и Скандинавии. Кроме этого, недавно
некоторые корпорации Франции и
Бельгии также начали применять
элементы немецкой модели. Немецкая модель управления
акционерными обществами существенно
отличается от англо-американской и японской
моделей. Хотя некоторое сходство с японской
моделью все-таки существует. Банки являются
долгосрочными акционерами немецких корпораций
и, подобно японской модели, представители
банков выбираются в Советы директоров.
Однако, в отличие от японской модели,
где представители банков привлекаются
в совет только в кризисных ситуациях,
в немецких корпорациях представительство
банков в совете постоянно. Три крупнейших
универсальных немецких банка (т. е. банки,
предоставляющие широкий диапазон услуг)
играют основную роль; в некоторых областях
страны государственные банки являются
ключевыми акционерами.
Существуют три основных
особенности немецкой модели, отличающие
ее от других моделей. Две из них – это
состав совет директоров и права акционеров.
Во-первых, немецкая модель предусматривает
двухпалатный Совет, состоящий из Правления
(исполнительного совета) (чиновники корпорации,
т. е. внутренние члены) и наблюдательного
совета (представители рабочих, служащих
корпорации и акционеров). Эти две палаты
абсолютно раздельны: никто не может одновременно
членом Правления и наблюдательного совета.
Во-вторых, численность наблюдательного
совета устанавливается законом и не может
быть изменена акционерами. В-третьих,
в Германии и других странах, использующих
немецкую модель, узаконены ограничения
прав акционеров в части голосования,
т. е. ограничивается число голосов, которое
акционер имеет на собрании и которое
может не совпадать с числом акций, которыми
этот акционер владеет.
Большинство немецких корпораций
предпочитает банковское финансирование
акционерному, поэтому капитализация
фондового рынка невелика по
сравнению с мощью немецкой
экономики. Процент индивидуальных
акционеров в Германии низок, что отражает
общий консерватизм инвестиционной политики
страны. Поэтому неудивительно, что структура
управления акционерным обществом сдвинута
в сторону контактов между ключевыми участниками,
а именно, банками и корпорациями. Система
в какой-то степени является противоречивой
в отношении к мелким акционерам: с одной
стороны, она позволяет им вносить предложения,
с другой, позволяет корпорациям налагать
ограничения на права голоса.
Ключевые участники немецкой
модели. Немецкие банки и в меньшей степени
немецкие корпорации являются ключевыми
участниками в немецкой модели управления.
Как и в японской модели, описанной ранее,
банк играет несколько ролей: он выступает
акционером и кредитором, эмитентом ценных
бумаг и долговых обязательств, депозитарием
и голосующим агентом на ежегодных общих
собраниях акционеров. В 1990 г. три крупнейших
немецких банка ("Deutsche Bank", "Dresdener
Bank" и "Commerzbank") входили в наблюдательные
советы 85 из 100 крупнейших немецких корпораций.
В Германии корпорации также являются
акционерами и могут иметь долгосрочные
вложения в других неаффилированных корпорациях,
т. е. корпорациях, не принадлежащих к определенной
группе связанных (коммерчески или промышленно)
между собой корпораций. Подобный тип
похож на японскую модель, но в корне отличается
от англо-американской, где ни банки, ни
корпорации не могут быть ключевыми институциональными
инвесторами. Включение представителей
рабочих (служащих) в состав наблюдательного
совета является дополнительным отличием
немецкой модели от японской и англо-американской.
Структура владения акциями
в немецкой модели. Основными
акционерами в Германии являются
банки и корпорации. В 1990 г.
корпорации владели 41% немецкого
фондового рынка, и институциональные
инвесторы (в основном, банки) – 27%. Институциональные
агенты, такие как, например, пенсионные
фонды (3%) или индивидуальные акционеры
(4%) не играют важной роли в Германии. Иностранные
инвесторы владели 19% рынка в 1990 г.; в настоящее
время их влияние на немецкую систему
управления акционерными обществами возрастает.
Состав Правления ("Vorstand") и наблюдательного
совета ("Aufsichtsrat") в немецкой модели.
Двухпалатное правление – уникальная
черта немецкой модели. Немецкие корпорации
управляются наблюдательным советом и
Правлением. Наблюдательный совет назначает
и распускает Правление, утверждает решения
руководства и дает рекомендации Правлению.
Наблюдательный совет обычно проводит
совещания раз в месяц. В Уставе корпорации
оговариваются документы, требующие утверждения
на наблюдательном совете. Правление несет
ответственность за ежедневное руководство
корпорацией. Правление состоит исключительно
из сотрудников корпорации. В наблюдательный
совет входят только представители рабочих
(служащих) и представители акционеров.
Состав и численность наблюдательного
совета определяются Законами
о промышленной демократии и
о равноправии служащих; эти законы
определяют также количество
представителей, выбранных рабочими
(служащими) и количество представителей,
выбранных акционерами. Численность
наблюдательного совета устанавливается
законом. В небольших корпорациях (численностью
менее 500) акционеры избирают весь Наблюдательный
совет. В средних корпорациях (размер корпорации
зависит от размера фондов и средств и
количества сотрудников) сотрудники избирают
одну треть наблюдательного совета, состоящего
из 9 чел. В больших корпорациях сотрудники
избирают половину наблюдательного совета,
состоящего из 20 чел. Следует обратить
внимание на то, что существуют два основных
отличия немецкой модели от японской и
англо-американской:
1. Численность наблюдательного
совета устанавливается законом
и не подлежит изменению.
2. В наблюдательный совет входят
представители рабочих (служащих)
корпорации.
Тот факт, что в наблюдательный
совет не входят "инсайдеры" совсем
не означает, что в него входят только
"аутсайдеры". Членами наблюдательного
совета, избираемого акционерами, обычно
являются представители банков и корпораций,
т. е. крупных акционеров. Было бы правильнее
назвать их "аффилированными аутсайдерами".
Законодательная база немецкой
модели. В Германии существуют
сильные федеральные традиции. Федеральные
и местные (земельные) законы
оказывают влияние на структуру
управления акционерными обществами.
Федеральные законы включают
в себя законы об акционерных обществах,
законы о фондовых биржах, коммерческие
законы, а также перечисленные выше законы
о составе наблюдательных советов. Однако,
регулирование деятельности бирж является
прерогативой местной власти. Федеральное
агентство по ценным бумагам было создано
в 1995 г. Оно и дополнило недостающий элемент
немецкого законодательства.
Требования к раскрытию информации
в немецкой модели. В Германии
разработаны достаточно строгие
правила раскрытия информации, но
менее жесткие, чем в США.
Корпорации должны предоставлять в годовом
отчете или на общих собраниях разнообразную
информацию, включая финансовую (каждое
полугодие), данные о структуре капитала,
ограниченную информацию о каждом кандидате
в наблюдательный совет (с указанием имени
и фамилии, адреса, места работы и занимаемой
должности), совокупную информацию о вознаграждениях,
выплачиваемых членам Правления и наблюдательного
совета, данные об акционерах, владеющих
более 5% акций корпорации; информацию
о возможном слиянии или реорганизации;
предлагаемые поправки к Уставу; а также
имена лиц или название корпораций, приглашаемых
для аудиторской проверки.
Правила раскрытия
информации в Германии отличаются
от принятых в США. Например,
финансовая информация сообщается раз в полгода,
а не ежеквартально, как в США, предоставляются
совокупные данные о вознаграждении директорам
и менеджерам, в отличии от индивидуальных
сведений в США, не сообщаются сведения
о членах наблюдательного совета и их
владении акциями корпорации. Кроме того,
существуют заметные различия между немецкими
и американскими стандартами бухгалтерской
отчетности. Основное отличие немецкой
системы финансовой отчетности состоит
в том, что немецким корпорациям разрешается
иметь значительную нераспределенную
прибыль, что позволяет корпорациям занижать
свою стоимость. До 1995 г. немецкие корпорации
должны были оглашать имена лиц, владеющих
более 25% акций корпорации. В 1995 г. этот
предел был снижен до 5%, что совпадает
с американскими стандартами.
Действия корпорации,
требующие одобрения акционеров,
в немецкой модели. Это - распределение
чистого дохода (выплата дивидендов,
использование средств), ратификация
решений Правления и наблюдательного
совета за прошедший финансовый
год, выборы наблюдательного совета, назначение аудиторов.
Утверждение решений исполнительного
совета (Правления) и Наблюдательного
совета по существу означает "печать
одобрения" или "вотум доверия".
Если акционеры хотят предпринять какие-либо
юридические акции против отдельных членов
или против Совета в целом, они откажутся
от ратификации решений совета за прошедший
год. В отличие от англо-американской и
японской моделей акционеры не имеют права
изменять численность или состав Наблюдательного
совета. Размер и состав совета устанавливаются
законом. Другими действиями, также требующими
одобрения акционеров, являются: решение
об осуществлении затрат (что автоматически
признает преимущественные права, если
только не отклоняется акционерами), сотрудничество
с филиалами, поправки и изменения к Уставу
(например, изменение утвержденного вида
деятельности), повышение верхнего предела
вознаграждения членам Наблюдательного
совета. Внеочередные действия, требующие
одобрения акционеров – это слияние, покупка
контрольного пакета акций и реорганизация.
В Германии предложения
акционеров – это обычное дело.
После оглашения повестки дня
ежегодного общего собрания акционеры
могут подать в письменной
форме предложения двух типов:
контрпредложение, т. е. противоречащее
предложению Правления и / или Наблюдательного совета, включенному
в повестку дня. Оно может касаться увеличения
или уменьшения размера дивидендов или
например, представлять альтернативную
кандидатуру в Наблюдательный совет. Предложение
акционеров может содержать дополнение
к повестке дня. Примеры предложений акционеров:
альтернативные кандидатуры в Наблюдательный
совет, проведение специального расследования
или проверки, требование отменить ограничения
на право голосования, рекомендации по
изменению структуры капитала. Если эти
предложения удовлетворяют всем установленным
требованиям, корпорация должна объявить
о них и известить акционеров до начала
собрания.
Взаимодействие между
участниками в немецкой модели.
Существующая в Германии законодательная
база учитывает интересы служащих, корпораций, банков и акционеров.
О многогранной роли банков уже говорилось
ранее. В целом система ориентирована
на ключевых участников. Но, несмотря на
это, немало внимания уделяется и мелким
акционерам, например, допускаются вышеупомянутые
предложения акционеров. Однако, существуют
определенные препятствия на пути участия
акционеров в управлении, а именно в части
полномочий банков как депозитариев и
голосующих членов. Большинство немецких
акций – это акции на предъявителя (они
не регистрируются). Корпорации, выпускающие
такие акции, должны объявлять о ежегодных
общих собраниях в государственных изданиях
и направлять свои годовые отчеты и повестку
дня в банк-депозитарий, который в свою
очередь направляет эти материалы тем
акционерам, которые в них заинтересованы.
Такая процедура часто осложняет получение
материалов иностранными акционерами.
В Германии большинство
акционеров покупают акции через
банк, и банки, будучи депозитариями,
имеют право голосовать на
собраниях. Процесс состоит в
следующем: акционер дает банку доверенность, по которой
банк имеет право голосовать в течение
установленного срока – до 15 месяцев.
Корпорация высылает повестку дня и годовой
отчет в банк-депозитарий. Банк передает
акционеру эти материалы, а также свои
рекомендации по голосованию. В случае,
если акционер не дает банку специальных
инструкций по голосованию, банк вправе
голосовать по своему усмотрению. Это
ведет к потенциальному конфликту интересов
между банком и акционером. Это также приводит
к усилению банковского влияния при голосовании,
поскольку не все акционеры дают банкам
инструкции по голосованию, и банки голосуют
по своему усмотрению. Но, поскольку число
индивидуальных акционеров в Германии
невелико, это не представляет особой
проблемы, хотя, с другой стороны, это отражает
"пробанковсвкую" и "антиакционерную"
сторону системы. Кроме того, узаконенные
ограничения права голоса и невозможность
голосования по почте также препятствуют
участию акционеров в делах корпорации.
Как уже упоминалось, акционеру нужно
либо присутствовать на собрании лично,
либо быть представленным своим банком-депозитарием.
Несмотря на эти препятствия, мелкие акционеры
не исключаются из процесса и на собраниях
часто вносят свои предложения против
управляющих каждый год. В Австрии мелкие
акционеры не столь активны. Может быть,
потому, что австрийское правительство
прямо или косвенно является крупным акционером
в большинстве корпораций.
Немецкая (рейнская) модель
корпоративного управления сформировалась
в контексте следующих экономических
особенностей:
Высокая концентрация акционерного капитала
в руках средних и крупных
акционеров и широкая практика перекрестного
владения акциями. Институциональные
и мелкие частные инвесторы, до последнего
времени, владели незначительным объемом
акций и пассивно участвовали в процессе
принятия решений в компаниях.
Большим весом в структуре собственности
компаний обладают банки, а также
другие промышленные компании, связанные
с компаниями, акциями которых
они владеют, не только отношениями
собственности, но и деловыми интересами.
Как крупные, так и мелкие акционеры являются
«терпеливыми акционерами», ориентированными
на долгосрочные цели. Преобладающей формой
получения доходов от владения акциями
до самого недавнего времени были дивиденды.
Фондовый рынок до последнего времени
обладал меньшей ликвидностью по сравнению
с фондовыми рынками США и Великобритании.
Для привлечения финансирования компании
более активно используют банковские
инструменты.
Структура акционерного капитала и
невысокая ликвидность обусловливают
незначительное влияние враждебных поглощений
на систему корпоративного управления.
Основными преимуществами немецкой модели
считаются:
Более низкая по сравнению с США
и Великобританией стоимость
привлечения капитала.
Ориентация инвесторов на долгосрочное
развитие.
Высокий уровень устойчивости компаний.
Более высокая степень корреляции
между фундаментальной стоимостью
компании и стоимостью ее акций.
Среди недостатков немецкой модели
выделяют следующие:
Более сложный, по сравнению с США
и Великобританией, «вход» и «выход»
вложений инвесторов в компании.
Невысокая степень информационной
прозрачности компаний.
Недостаточное внимание к правам миноритарных
акционеров.
Отличительным признаком немецкой
модели корпоративного управления стал
«двухуровневый» совет директоров
– жесткое разделение на наблюдательный
совет, состоящий из внешних директоров,
не являющихся работниками компании, и
правление. В состав наблюдательного совета
обязательно входят представители банков
и работников компании.