Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 10:37, реферат
Первым важным проявлением влияния физической теории поля в психологии явилось движение, известное как гештальтпсихология, у истоков которого стоят три немецких психолога - Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер и Курт Коффка.
Курт Левин (1890-1947) - представитель школы гештальтпсихологии. Теория "поля" К. Левина, так же как теории других гештальтпсихологов, сложилась под влиянием успехов точных наук - физики, математики.
Введение
1.Биография
2.Вклад в развитие теоретического и практического менеджмента
2.1 Теория конфликта
2.2 Теория личности
2.3 Стили руководства
Заключение
Список использованной литературы
Реферат
на тему:
«Научный вклад К.Левина в развитие теории и практики менеджмента»
2014г.
Содержание
Введение
1.Биография
2.Вклад в развитие теоретического и практического менеджмента
2.1 Теория конфликта
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Первым важным проявлением влияния физической теории поля в психологии явилось движение, известное как гештальтпсихология, у истоков которого стоят три немецких психолога - Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер и Курт Коффка.
Курт Левин (1890-1947) - представитель школы гештальтпсихологии. Теория "поля" К. Левина, так же как теории других гештальтпсихологов, сложилась под влиянием успехов точных наук - физики, математики. Заинтересовавшись в университете психологией, Левин пытался и в эту науку внести точность и строгость эксперимента, сделав ее объективной и экспериментальной. В отличие от других представителей гештальтпсихологии, разрабатывавших проблемы восприятия (Коффка, Рубин), мышления (Кёлер, Вертгеймер, Дункер), психического развития (Коффка), распространил принципы гештальтпсихологии на экспериментальное исследование личности - потребностей, аффектов, воли.
1. Биография
Курт Цадек Леви́н (9 сентября 1890 — 12 февраля 1947) — немецкий, а затем американский психолог.
Родился в Германии 9 сентября 1890 г. Его семья принадлежала к еврейской диаспоре, родители Курта исповедовали иудаизм. С 1926 г. и до прихода к власти нацистов он занимал должность профессора в Берлинском университете, в котором прежде проходил обучение и защитил докторскую диссертацию по психологии (1914). В 1933 г., когда партия Гитлера оказалась у власти и начались массовые репрессии евреев, Левин был вынужден покинуть родину и эмигрировать в Соединенные Штаты Америки, где он проработал два года в университете Стэнфорда. В последующие девять лет Левин преподает в университете Иова и занимается главным образом проблемами социальной психологии. С 1944 г. до своей смерти 12 февраля 1947 г. ученый руководил центром но изучению групповой динамики при Массачусетском технологическом университете.
2.Вклад в развитие теоретического и практического менеджмента
Важнейшим положением в организационном
развитии является понимание того, что
“группа является фокусом изменений”.
Курт Левин заложил основу того, что считается
базовым положением и разделяется большинством
специалистов.
Согласно Левину, поведение
человека определяется его личностными
характеристиками и характеристиками
ситуации или внешнего окружения (поля
сил, поля групповой динамики). Поле и человек
оказывают при этом воздействие друг на
друга. Определяющим является восприятие
среды, а не сама реальность. Примером
силы может выступить некоторое лицо или
группа, которая воспринимается как способная
влиять на человека, или обстоятельства,
не позволяющие воспроизводить нежелательное
поведение. При этом Левин различал силы,
действующие снаружи и собственные силы.
Он сделал важнейший вывод о том, что участие
человека в постановке цели скорее породит
собственные силы человека или группы,
чем в ситуации, когда определенные цели
навязываются другими.
Другое различение, проведенное
Левиным, это выделение движущих и сдерживающих
сил, которые стремятся к квази-стационарному
равновесию. Наилучшим решением, по Левину,
является уменьшение интенсивности сдерживающих
сил. При этом до тех пор, пока групповые
стандарты не будут изменены, индивид
тем сильнее будет сопротивляться изменению,
чем сильнее ему придется отклониться
от этих стандартов. Если групповой стандарт
(норма) сам будет изменен, изменение, основанное
на отношении индивида к групповому стандарту,
будет устранено. Теория К. Левина позволяет
рассматривать организацию как:
• Совпадение потребностей
людей с направлением норм, которым люди
подчиняются, и степени подчинения;
• Образ осуществления власти
/ подчинения;
• Процесс принятия решений
/ вовлеченности.
Следующим революционным вкладом
К. Левина является модель “исследования
действием”.
Традиционно считалось, что
сначала должны проводиться исследования,
а потом действия. Исследование же действием
является одновременно и концепцией и
технологией. Его суть сводится к тому,
что интервенции (вмешательство) в организации
возможны для квалифицированных агентов
изменения без предварительного изучения
организации в том случае, если в ходе
вмешательства тщательно анализируются
все реакции и разрабатываются методы
конкретно для данной организации по разрешению
проблем и одновременно оптимизации всех
процессов и отношений.
Вместе со своими студентами
К. Левин осуществил много проектов вмешательств
в организации.
Следующий важный вклад
К. Левина - это введение планируемости
изменений, так называемая “шаговая”
модель Левина (размораживание - изменение
(сдвиг) - замораживание). “Размораживание”
предполагает раскрытие социальной системы
и может состоять из ряда управленческих
тренингов, проводимых с целью мотивирования
сотрудников к организационным изменениям.
Второй шаг (действия, изменения, сдвиг,
интервенция) состоит из планомерных действий,
переводящих систему с первоначального
уровня поведения и деятельности на новый,
желаемый уровень. Шаг “замораживание”
- это установление такого процесса, который
сделает новый уровень поведения устойчивым
к изменениям.
Особенно важным в этой концепции
было введение и описание роли агента
изменений, профессионала, который является
внутренним или внешним по отношению к
организации.
2.1 Теория конфликта
2.2 Теория личности
Свою теорию личности Левин называл «теория психологического поля». Основные положения этой концепции изложены им в работах «Динамическая теория личности» (1935) и «Принципы топологической психологии» (1936).
Курт Левин исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Его эксперименты доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению собственной потребности.
Теория поля Левина станет понятнее из примера конкретной конфликтной ситуации. Трехлетний ребенок пытается достать из морских волн своего игрушечного лебедя. Его притягивает любимая игрушка, но, когда он подходит слишком близко к волнам, его тянет обратно. Вдоль берега как бы тянется пограничная линия, при переходе которой отталкивающая сила грозных волн начинает превышать притягательную силу игрушки. Основываясь на этом примере, Левин выдвинул интуитивное предположение, что в условиях конфликта «стремление—избегание» приближение к целевому объекту ведет к возрастанию отталкивающих сил по сравнению с притягивающими. На определенном расстоянии от целевого объекта должно существовать равновесие между стремлением и избеганием. В этой точке пересекаются градиенты валентностей притягивающих и отталкивающих сил. На большем расстоянии от объекта притягивающие силы заметно сильнее отталкивающих. Именно поэтому ребенок и тянется к лебедю. Но когда он переступает границу, образованную точкой пересечения обоих градиентов валентности, отталкивающие силы становятся сильнее и ребенка тянет назад.
2.3 Стили руководства
В своих работах К.Левин исследовал следующие стили руководства:
В экспериментах Левина самой производительной была работа при диктаторском руководстве, но при этом необходимо было присутствие руководителя, в противном случае работа прекращалась. Члены этой группы проявляли агрессивность по отношению друг к другу и увлекались поисками «козлов отпущения». Демократическое руководство было самым популярным и позволяло получать стабильные результаты, как по качеству, так и по производительности.
Попустительский стиль руководства оказался самым плохим во всех отношениях.
Главным критерием, которым пользовался Левин, была производительность. Но производительность может быть критерием только на короткий период времени, а в экспериментах Левина работа не регистрировалась, когда руководитель отсутствовал. В «долговременных» ситуациях производительность могла быть снижена из-за прогулов или большой текучести кадров. После второй мировой войны Левин по заказу и при финансировании сначала еврейской общины Нью - Йорка, а затем Военно-морского флота США организовал семинары для руководителей - так называемые Т - группы (тренировочные группы). Это были первые и неоднозначно оцениваемые попытки добиться повышения эффективности управления за счет изменения поведения лидеров.
Заключение
Курт Левин, несомненно, внес большой вклад в развитие теории и практики менеджмента . Он не только расширил суть эксперимента и включил в него области, ранее считавшиеся недоступными для эмпирического познания: эмоции, волю, намерения, лидерство, групповую атмосферу, - но разработал совершенно новый способ научного мышления, призванный детально и точно, не пропуская отклоняющихся от общей схемы явлений, описать суть происходящего. Ученый стремился сделать науку близкой к запросам практики.
Его теория "поля" является органическим продолжением разработанной им методологии. Она сочетает в себе детальность точных наук и широту охвата гуманитарных наук. Теорию "поля" нельзя назвать просто теорией, правильнее было бы назвать ее картиной мира, т.к ее сфера действия простирается от экономики, менеджмента и групповых процессов до отдельной личности каждого человека, его самореализации, мотивов и потребностей. Теория "поля" может эффективно использоваться в различных тренингах, а также в качестве самопомощи.
Список использованной литературы
Информация о работе Научный вклад К.Левина в развитие теории и практики менеджмента