Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 13:16, доклад
Под муниципальным маркетингом (англ. Marketing) понимается система управления, направленная на изучение и учет спроса, предложений и требований рынка для более обоснованной ориентации органов власти системы муниципального управления на удовлетворение потребностей жителей муниципального образования в товарах и услугах промышленной и не промышленной сферы.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Сущность, содержание и цели муниципального маркетинга………………4
2.Виды муниципального маркетинга……………………………………………9
3.Организация управления муниципальным маркетингом…………………..15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………19
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Р.Е. АЛЕКСЕЕВА
Реферат на ему
«Муниципальный Маркетинг»
Выполнил студент группы 09- менк – 1
Куренков Вадим Олегович
Н.Новгород 2012г.
Содержание.
Введение…………………………………………
1.Сущность, содержание и цели муниципального маркетинга………………4
2.Виды муниципального маркетинга……………………………………………9
3.Организация управления муниципальным
маркетингом…………………..15
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Для начала необходимо определиться с
понятием муниципальное управление.
Муниципальное управление — это составная
часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим
воздействием органовмуниципального управлен
Или муниципальное управление – «это самостоятельный вид профессиональной
деятельности, основанный на принципе
самоуправления и направленный на удовлетворение
общественных интересов и потребностей
в рамках, определенных законом» (Зотов
В.Б.).
Чтобы создать условия для эффективного
функционирования народног
Особо важным является принятие качественного
и эффективного управленческого решения.
Здесь большую роль играет муниципальный маркетинг.
1.Сущность, содержание и цели муниципального маркетинга.
Под муниципальным маркетингом (англ. Marketing) понимается
система управления, направленная на изучение
и учет спроса, предложений и требований
рынка для более обоснованной ориентации
органов власти системы муниципального
управления на удовлетворение потребностей
жителей муниципального образования в
товарах и услугах промышленной и непромышленной
сферы.
Суть и содержание маркетинговой деятельности
отражают объективные условия развития
рынка, который в известной мере утрачивает
хаотичность и попадает под регулирующее воздействие
заранее установленных связей муниципальных
образований, где особая роль отводится
потребителю (населению). Потребитель
выдвигает свои требования к товарам и
услугам, муниципальным предприятиям,
организациям по технико-экономическим характеристикам,
количеству, срокам осуществления услуг
и тем самым создает предпосылки для распределения
рынка между производителями. Возрастает
значение конкуренции в борьбе за потребителя.
Это заставляет производителей тщательно
и глубоко изучать конкретных потенциальных
потребителей и запросы рынка.
Требования потребителей обуславливают
необходимость использования наиболее
оптимальных структур управления, сочетания
принципов управления, централизации
и децентрализации, более полного учета
требований потребителей. Основная задача
муниципального маркетинга – обеспечение эффективного взаимодействия
на разных уровнях муниципального управления
таких функций, как маркетинг, планирование,
контроль, организация и координация.
Маркетинговая деятельность муниципальных
предприятий и организаций – это объективная
необходимость ориентировать научно-техническую,
производственную и сбытовую деятельность
на учет спроса, предложений и требований
потребителей.
Маркетинговая деятельность направлена на то, чтобы достаточно
обоснованно, опираясь на законы рынка,
устанавливать конкретные текущие, долгосрочные
и стратегические цели, а также пути и
средства их достижения.
Опыт развитых стран доказывает, что определение,
прогнозирование и удовлетворение постоянно
развивающихся потребностей общества
и человека – основная тенденция развития. Основными
рычагами управления являются экономические
методы, реализуемые через углубление экономических
реформ и проведение соответствующих
программ на государственном и муниципальном
уровнях. На первое место среди них выдвигается
создание благоприятных условий для жизни
и социального благополучия населения
муниципального образования.
Для муниципального образования основным фактором является
прогнозирование процессов формирования
муниципальных рынков труда, жилья, услуг
образования и здравоохранения, политического
товара, что требует учета разнообразных
местных условий и интересов населения,
в связи с чем повышаются требования к достоверности
информации.
Зарубежный и отечественный опыт показывает,
что без систематического получения всесторонней
информации о рынке, невозможно управлять
муниципальным образованием. Анализ этой
информации позволяет находить наиболее
перспективные рынки, оптимизировать
ассортимент изделий и вовремя приспосабливать
их к требованиям «нормального» внешнего
рынка, повышать эффективность производственно-сбытовой
деятельности, совершенствовать формы
и методы сбыта.
Знание рынка – это не только уяснение
конъюнктуры, то есть текущей ситуации,
его тенденций и проблем, но главным образом
правильное прогнозирование развитие
рынка в перспективе. Комплексный подход
к изучению рынка предполагает необходимость
исследование всех составных его частей
(элементов) в их взаимосвязи, воздействий
на рынок внешних факторов, перспектив
развития рынка.
Цель любого рыночного исследования –
оценка существующей ситуации (конъюнктуры),
тенденции, разработка прогноза рынка
и рыночной проблемы, основных составляющих
рынка. Во-первых, организация работы по
изучению внешних рынков – достаточно
сложный и трудоемкий процесс, но вместе
с тем трудность его не следует преувеличивать,
а во-вторых, ведение систематической,
целенаправленной работы по изучению
рынка органам власти абсолютно необходимо.
Комплексное исследование рынка – ответственная
работа, которая требует значительных
временных, финансовых и информационных
ресурсов, а также высокого уровня специалистов
по маркетингу. Эти исследования охватывают
следующие важнейшие направления:
Ø изучение
маркетинговой среды;
Ø анализ
совокупных характеристик рынка, конъюнктуры
исследования и прогнозы;
Ø анализ
потребительских свойств конкретного
товара и его поведения на рынке, а также
представлений потребителей о надлежащих
характеристиках товара;
Ø анализ
фирменной структуры рынка: фирм-покупателей,
фирм-конкурентов, фирм-нейтралов;
Ø анализ
форм и методов сбыта;
Ø выявление
и изучение рыночных сегментов;
Ø изучение
потребителей (индивидуальных и коллективных).{1}
Содержание и направленность комплексно
исследования рынка состоит из определенных
этапов:
1. На первом этапе осуществляется изучение
требований рынка к продукции, то есть
требований покупателей (конечных потребителей)
к потребительским свойствам продукта
и набору сопутствующих продаже и потреблению
товара услуг. При этом для продавца и
производителя данные запросы со стороны
покупателей и потребителей товара предстают
в качестве составляющих его конкурентоспособности.
Поэтому в данной части исследований особое
внимание должно быть уделено определению
уровня конкурентоспособности выпускаемой
продукции и ее соответствия характеру
запросов конкретного рынка и его сегментов.
2. Определение состава потребителей и
выделение профилей полученных сегментов
осуществляется в отношении: ассортимента,
качества, внешнего вида, способа упаковки,
использования товарного знака или товарной
марки. Комплексное исследование рынка
предполагает тщательное изучение экономической
конъюнктуры.
3. Конъюнктурные исследования, связанные
с изучением спроса и предложения на рынке
и в отдельных его сегментах, емкости и
характера рынка, уровня цен и ценовой
эластичности спроса и предложения, степени
и условия рыночной конкуренции, необходимы
для принятия соответствующих решений
на всех уровнях маркетинговой деятельности:
стратегическом, тактическом и оперативном.
Наблюдения за текущей конъюнктурой и
ее анализ позволяют решать оперативные
задачи маркетинга, а изучение длительных
тенденций и прогноз конъюнктуры – тактические
и оперативные задачи для достижения поставленных
среднесрочных и долгосрочных целей.
4. На четвертом этапе проводят анализ
рыночной сегментации. Исследуются отдельные
рыночные сегменты с целью последующего
выявления наиболее соответствующих запросам
потребителей и возможностям муниципального
образования. Исследуются формы и методы,
принятые в торговой практике по данному
товару на данном рынке и его сегментах.
Изучается коммерческая практика, транспортные
условия, правовые и торгово-политические
условия, состав и размещение розничной
торговой сети, определение уровня ее
специализации, методы продажи, способы
рекламирования товаров и средств стимулирования
сбыта.
5. Анализируются социально-психологические
особенности покупателей и потребителей
конкретных рынков, их мотивация при принятии
решений о покупки. Типы покупателей в зависимости от отношения
к покупке и роли их в ее подготовке и осуществлении,
социально-психологические типы покупателей
и учет их влияния при выборе рекламных
и маркетинговых средств, распределение
ролей различных групп потребителей и
покупателей и других, учет и знание товаров
на рынках.{2}
Маркетинговая деятельность эффективна
в том случае, если она пронизывает всю
организационную структуру системы муниципального
управления сверху донизу.
2.
Виды муниципального маркетинга.
Маркетинг в сфере муниципального управления
объединяет и интегрирует все виды управленческой
деятельности, которые основываются на
выявлении и учете потребностей и интересов
всего общества и отдельных социальных
слоев, групп населения, на стимулировании
полезных обществу новых потребностей
и интересов. Отдельные социальные группы
и слои населения должны видеть, что действия
органов системы муниципального управления
приводит к комплексному эффекту удовлетворения
их нужд, запросов и потребностей.
Следовательно, система маркетинговой
деятельности состоит из следующих компонентов:
кадровый и политический маркетинг, маркетинг
жилищной сферы, маркетинг услуг образования
и здравоохранения и т.д.
Кадровый маркетинг – это систематизированный
процесс, направленный на определение
прогнозирование и удовлетворение потребностей
муниципального образования в квалифицированных
менеджментах и специалистах.
Этот процессов состоит из следующих типов:
1. Информационный
этап. Сбор статических данных и другой
необходимой информации, ее обработка
и анализ кадровой ситуации в регионе,
а также наиболее вероятных вариантов
ее развития в перспективе.
2. Этап
разработки проектов кадрового плана.
Анализ кадровых ситуаций и перспектив
их развития создает основу для разработки
альтернативных вариантов. Проводятся
исследования альтернативных проектов
кадрового плана и их влияние на достижение
цели организаций в муниципальном образовании.
Результаты анализа человеческих ресурсов
должны указывать на то, что нужно уточнить
или изменить в кадровой политике организации
в муниципальном образовании в условия
рыночных отношениях. Роль кадрового маркетинга
состоит в том, чтобы добиться такого состояния
развития организации, что в них будет
нужное количество персонала нужного
профиля в нужное время и приемлемой для организации стоимости.
3. Этап
принятия решения. На этом этапе утверждается
один из наиболее обоснованных вариантов
плана в качестве обязательного ориентира
для организации. В деятельности современной
кадровой службы основная проблема заключается
в том, что пока службы по работе с персоналом не будут
заниматься развитием организации в целом,
им уготована роль агентства-ректера при
заказчике, плохо представляющим положение
дел. По итогам анализа раскрывается практическое
значение такого основополагающего элемента
маркетинга, как сегментация рынка труда
– источника кадров для организаций в
муниципальном образовании. Система целевого
подбора кадров требует значительных
исследований в области целевого маркетинга,
чтобы провести четкие разграничения
между сегментами кадрового рынка, выделить
признаки сегментирования, главным из
которых является степень квалификации.
В условиях формирования новых государственных
и муниципальных структур власти, создания
инфраструктуры рынка ощущается острая
необходимость в специалистах нового
типа, способных компетентно выполнять
задачи, связанные с обеспечением функционирования
государственных институтов, осуществлением контрольно-регулирующих
функций государства.
Специалисты, выполняющие функции муниципального
управления, должны решать следующие задачи:
1) Разрабатывать
муниципальную стратегию и тактику применения
политических, экономических и социально-психологических
методов в управлении макро- и микроэкономикой;
2) Осуществлять
финансово-экономический анализ функционирования
муниципального образования;
3) Прогнозировать
финансово-экономическое и социально-политическое
развитие муниципального образования;
4) Разрабатывать
программы эффективной налоговой политики,
методов формирования и исполнения бюджетов;
5) Разрабатывать
программы муниципального управления;
6) Организовывать
и проводить социологические исследования
в муниципальном образовании, выявлять
условия психологической адаптации населения
к конкретным результатам проведенных
в муниципальном образовании политических
и экономических реформ;
7) Осуществлять
диагностику экономической сферы;
8) Изучать
влияние элементов инфраструктуры рынка
на развитие муниципального образования,
его систему управления;
9) Анализировать
и совершенствовать информационное обеспечение
системы управления муниципальным образованием;
10)Регулировать социально-экономические
пропорции в развитии различных отраслей
промышленности в муниципальном образовании;
11)Изучать и оценивать социально-демографическую
ситуацию в муниципальном образовании;
12)Проводить контент-анализ средств массовой
информации;
13)Исследовать проблемы социальной напряженности;
14)Анализировать соответствие структур управления объектам
управления в муниципальном образовании
15) И другое.
Одним из видов муниципального маркетинга
является маркетинг
рынка образовательных услуг.
Привлекательность сегментов рынка моделируется
и рассчитывается по формуле (Зотов В.Б.):
П = A + B+ C + D, где
А – общее количество образовательных
услуг по профилю, оказанных в данном географическом
сегменте в учебном году;
В – доля рынка соответствующих образовательных
услуг и продуктов образовательного учреждения
по длительности их оказания, цене или
другому фактору, по которому у данного
учебного заведения могут наблюдаться
значительные преимущества перед конкурентами;
С – доля образовательных услуг и продуктов,
реализованных по наиболее предпочтительным
для данного учреждения каналам их продвижения;
D – доля,
которую учреждение будет стремиться
получить, завоевать в этом сегменте рынка.
Другим видом муниципального маркетинга
является маркетинг
жилищного рынка. Для изучения рынка жилья необходимо
осуществлять оценку потребностей в жилище.
Для этого используется следующая формула:
Е = К (Е1 + Е2 + Е3 + Е4 + Е5 + Е6(t) + Е7(t)), где
Е(t) – общая потребность в количестве
новых жилищ, требующихся на период t;
К – коэффициент наличия незаселенных
жилищ;
Е – количество благоустроенных жилищ,
требующихся для:
Е1 – бездомных;
Е2 – лиц, проживающих
в непригодных условиях;
Е3 – лиц, совместно
проживающих с другими семьями в непригодных
условиях;
Е4 – ликвидация перенаселенных жилищ;
Е5 – замена малопригодных жилищ, которые
невозможно отремонтировать;
Е6(t) – обеспечение возможного прироста домохозяйств
за период t;
Е7(t) – замена выбывающих из фонда
отслуживших жилищ за период t.
В муниципальном образовании общее руководство
рынком жилья осуществляет администрация,
которая организует процесс изучения
состояния жилого фонда, а также спрос
и предложение независимо от ведомственной
принадлежности.
3.
Организация
управления муниципальным маркетингом.
Муниципальный маркетинг – вид деятельности,
направленный на удовлетворение нужд
и потребностей населения в тех или иных
видах продукции (товаров или услуг) через
изучение структуры спроса рынка, формирование
ассортимента, политики цен, формирование
спроса и стимулирование сбыта продукции
муниципального образования.
Маркетинговая деятельность является
многоаспектной и состоит из следующих
элементов:
· исследование потенциала рынка;
· определение характеристик рынка;
· анализ рыночной доли;
· анализ продаж;
· конкурентное исследование;
· краткосрочное, долгосрочное прогнозирование
маркетинга;
· исследование продукции конкурентов;
· оценка потенциала рынка для новой продукции;
· исследование цикла деловой активности;
· ценовые исследования;
· тест новой продукции;
· формирование плана продаж по территориям
и районам;
· совершенствование информационного
обеспечения (системы);
· исследование зарубежного рынка;
· исследование каналов реализации;
· изучение эффективности рекламы;
· изучение регламентных носителей;
· изучение предпочтения по упаковке;
· анализ с использованием исследований
операций.
Вышеперечисленные элементы маркетинговой
деятельности имеют также свои составляющие,
которые необходимо изучать и анализировать. {1}
Таблица 1. Профильный
анализ «товар-рынок»
|
| |||
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Такая многоапектность требует постоянного
анализа маркетинговой деятельности и
ее составляющих на основе профильного
анализа «товар-рынок» (таблица 1) по всем
составляющим.
Немалую роль в маркетинговой деятельности
играет реклама. Рекламная деятельность
– распространение сведений о продукции
через объявления, плакаты, извещения
по радио и телевидению и т.п. с целью создания
популярности предлагаемому товару.
Рекламная деятельность состоит из нескольких
составляющих, которые должны исследоваться
и анализироваться постоянно (рис. 1).
Рис. 1. Процесс исследования
рекламной деятельности.
Муниципальная маркетинговая деятельность
имеет свою организацию, состоящую из
нескольких технологических этапов, как-то:
· сбор информации;
· анализ;
· интерпретация анализируемой информации;
· постановка целей (разработка краткосрочных
и долгосрочных целей), т.е. планирование;
· выбор оптимальных альтернативных вариантов;
· разработка методов организации маркетинговой
деятельности;
· контроль. {2}
Заключение.
Цель маркетинга муниципального
образования – обеспечить рентабельность
производственной и непроизводственной
сферы, их филиалов в заданных границах
времени. Отсюда ориентация на краткосрочное
и долгосрочное прогнозирование всей
маркетинговой ситуации, начиная от платежеспособных
потребностей и заканчивая собственными
возможностями муниципального образования
в этой области.
При этом необходимо помнить, что только
комплексный программно-целевой подход
позволяет разрабатывать действенные
стратегии прорыва на рынок, обоснованно
намечать направления своей деятельности,
разумно концентрировать усилия на определенных
выбранных участках.
Список
литературы.
1. Панкрухин А.П. Муниципальное управление:
маркетинг территорий. - М.: Логос, 2004. -
64 с. - (Выпуск 2).
2. Основы маркетинга / Филип Котлер, Гари
Армстронг, Джон Сондерс, Вероника Вонг;
[Общ. ред. Н. В. Шульпиной]. - 2. европ. изд.
- М. и др. : Вильямс, 2000. - 943 с.
3. Муниципальный менеджмент./ Под ред. Морозовой
Т.Г. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003.- 263с.