Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:30, курсовая работа
Целью данной работы является анализ роли, состояния мотивации в системе управления.
В связи с поставленной в работе целью необходимо решить ряд следующих задач:
- Рассмотреть мотивации, как функцию менеджмента, ее значение на современном этапе развития рыночных отношений;
- Проанализировать содержательные теории мотивации;
- Провести сравнительный анализ теорий мотивации;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Мотивация как функция менеджмента, ее значение на современном этапе развития рыночных отношений 5
2. Содержательные теории мотивации 10
3. Сравнительный анализ теорий мотивации 15
4. Процессуальные теории мотивации 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Из процессуальных теорий наиболее известны: теория ожидания, теория подкрепления, теория справедливости и комплексная модель Портера—Лоулера. Согласно теории мотивации уравнение действенности имеет вид [16, стр. 29]:
Таблица 2.
Основные процессуальные теории мотивации, описывающие звено «стимул — цель» в социально-психологической цепочке событий «побуждение — мотив — стимул — цель — действие»
Теория ожидания Врума | Теория справедливости Адамса | Комплексная теория Портера—Лоулера | Теория постановки целей Локка | Теория партисипативного управления |
Мотивация деятельности человека М складывается из трех сомножителей: МОРЮВЦ, где ОР - оценка работником собственных возможностей выполнить требуемую работу в установленные сроки, т.е. ожидаемый результат работы; ОВ - оценка степени доверия к обещанию получить вознаграждение; Ц - ценность для человека обещанного вознаграждения | Человек не может объективно оценить справедливость полученного вознаграждения. Он соотносит свое вознаграждение с вознаграждениями других людей за аналогичную деятельность. Поэтому ценность одного и того же вознаграждения относительна и определяется чувством справедливости. Справедливое вознаграждение увеличивает интенсивность деятельности, а любые формы дискриминации существенно ее снижают | Затраченные усилия (через способности, характер и осознание своей роли) увязываются с результатами деятельности путем внутреннего и внешнего вознаграждения. Вознаграждение изучается с двух позиций: его ценности для данного человека и вероятности его прямой связи с усилиями. Ощущение справедливости вознаграждения сказывается на степени удовлетворенности от него и оценке его ценности | Мотивация человека определяется и теми целями, которые он (ставит перед собой, и удовлетворенностью результатами деятельности. При этом постановка целей рассматривается как осознанный процесс, определяющий намерения человека. Результаты деятельности зависят от сложности цели, ее специфичности, выгодности (приемлемости для человека), готовности затрачивать усилия для ее достижения, которая возрастает по мере приближения к цели | Разработка системы мотивации деятельности людей на основе знания их отношения к ценностям организации и с принятым в ней нормам поведения: преданный» —разделяет денности организации и примет нормы поведения в ктл; «оригинал»—разделяет ценной организации, но не приемлет норм поведения в ней; «приспособление» — не разделяет ценностей организации, но выполняет нормы поведения, установленные в ней; «бунтарь» — не разделяет ценностей организации и не приемлет норм поведения в ней |
Действенность = f (Способность * Мотивация).
Теория ожидания акцентирует внимание на том, почему люди выбирают определенную линию поведения, и на объяснении такого выбора. Эта теория представлена работами американского философа и социолога В. Врума. Она исходит из предположения, что во многих ситуациях люди сознательно оценивают альтернативные линии поведения и выбирают ту, которая приводит, по их мнению, к нужным результатам. При этом мотивация складывается из трех сомножителей:
Прогнозируемый стимул к работе = Ожидания * Валентность * Инструментальность.
Ожидание (соотношение «затраты труда» — «результат») — это предполагаемая взаимосвязь между действиями (под которыми понимается сознательное поведение, контролируемое человеком) и результатами (под которыми понимаются будущие события, которые могут и не находиться под контролем человека, т.е. их появление носит вероятностный характер). Ожидание, как и вероятность варьируется от 0 до 1.
Валентность («результат»-»вознаграждение») — это сила предпочтения человека в отношении данного результата. То есть вероятностный уровень желанности результата с точки зрения вознаграждения.
Инструментальность («исполнение»-»результат») — предполагаемая взаимосвязь между двумя следствиями (между получением положительного результата работы и получением обещанного вознаграждения).
Теория ожидания имеет большое значение для научных работников, поскольку этот вид деятельности носит ярко выраженный поисковый характер.
Теория подкрепления базируется на принципе — можно изменить поведение путем подкрепления его желательных проявлений и игнорирования нежелательных [16, стр. 30].
Теория справедливости предполагает, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждение к затраченным усилиям и затем сравнивают его с вознаграждением других лиц, выполняющих аналогичную работу. Поэтому ценность одного и того же вознаграждения относительна. Она определяется чувством справедливости. Справедливое вознаграждение увеличивает интенсивность труда, а любые формы дискриминации существенно снижают ее.
Одна из лучших процессуальных моделей — комплексная модель Портера—Лоулера, включающая элементы теории ожидания и теории справедливости. Модель Портера—Лоулера увязывает затраченные усилия (через способности, характер и осознание своей роли) с результатами работы путем внутреннего и внешнего вознаграждения. Вознаграждение при этом изучается с двух позиций: его ценности для данного работника и вероятности его прямой связи с усилиями. Успешная мотивация, следовательно, включает: прямую зависимость достигнутых результатов и эффективности работы от затраченных усилий, способностей и характерных особенностей работника, а также от сознания им своей роли в процессе труда; прямую зависимость затраченных усилий от ценности и справедливости вознаграждения; необходимость сочетания внутреннего и внешнего вознаграждений для наиболее полного удовлетворения потребностей работника.
Таким образом, рассмотрение теорий мотивации (изучающих структуру и содержание потребностей, мотивы и стимулы, причин действия на достижение поставленной цели) выявило достаточно широкий спектр стимулов преимущественно нематериального характера.
В частности, важная роль в результативности деятельности организации принадлежит искусству управления.
Среди вполне доступных направлений социальной мотивации персонала, являющихся существенным резервом повышения эффективности деятельности организации, необходимо выделить [16, стр. 44]:
создание климата взаимного доверия, уважения и поддержки;
повышение демократичности руководства;
участие в управлении, принятии решений;
предоставление работы в соответствии с интересами,
склонностями и профессиональной подготовкой;
своевременный должностной и квалификационный рост;
участие в успехе, в прибылях;
предоставление возможности для обучения;
создание творческой атмосферы, дающей возможность самовыражения в труде и др.
Поэтому влиять на этот персонал лучше косвенно, реализуя стили руководства, предполагающие соучастие (т.е. сознание руководством факта выполнения вместе с коллективом и в составе коллектива общей работы для достижения единой цели), гласность результатов деятельности, признание личных заслуг конкретных специалистов, предоставление информации для самооценки. Авторитарность руководства, кулуарность решений, отсутствие гласности напротив не способствует ни научно-обоснованному решению проблем и задач организации, ни осознанию микроколлективами факта выполнения общего дела вместе с руководством.
1. Веснин В.Р. Менеджмент: Учеб. – 3-е изд., перер. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. –
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарики, 2003.
3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2002.
4. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н.Новг.: Дело, 2003.
5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002.
6. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. – М.: Инфра-М, 2009.
7. Кузнецова М.И. Мотивация деятельности. –Спб.: Фирма, 2005.
8. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. – М.: Инфра-М, 2005.
9. Менеджмент. Практические ситуации. Деловые игры. Упражнения учебное пособие для вузов, под ред. д.э.н., проф. Страховой О.А., СПб.: Питер, 2009.
10. Моргунов Е. В. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. – М.: Юнити, 2005.
11. Смирнова Е.Ю. Менеджмент персонала. – М.: Элит, 2004.
12. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. – М.: Дело, 2002.
13. Трофимов Н.С. Современное управление персоналом организации. – СПб.: Канди, 2005.
14. Борисова Е. Индивидуальный подход к мотивации сотрудников (По материалам конференции «Управление предприятием: система мотивации персонала») // Персонал-МИКС.- 2002.-№ 2.
15. Дедиков С. Альтернативный и традиционный менеджмент: сравнительный анализ // Проблемы теории и практики управления. – 2006. - № 5.
16. Комаров Е. Малоначальственное управление персоналом//Управление персоналом. – 2007. - № 20.
17. Кравченко К.А. Эволюция системы управления крупной промышленной компании // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. - № 1.
18. Разаренова Е. Особенности повышения эффективности управления на основе активизации института самоактуализании // Проблемы теории и практики управления. – 2007. – № 9.