Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 23:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение системы мотивации и стимулирования управленческого персонала организации, и ее совершенствование.
Введение 3
1. Теоретические основы мотивации управленческого труда в современных условиях 5
1.1 Понятие мотивации управленческого труда в современном кадровом менеджменте 5
2. Мотивация управленческого труда 9
2.1 Способы и приемы мотивации труда руководства 9
2.2 Создание системы мотивации труда 13
2.3 Методы мотивации и стимулирования управленческого труда 15
3. Зарубежный опыт мотивирования руководителей на предприятии 23
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Постановка целей или целевое управление предполагает, что верно поставленная цель путем формирования ориентации на ее достижение служит мотивирующим средством для работника. Основная идея целевого управления заключается в том, что руководитель ставит своему сотруднику задачу, которую они совместно обсуждают. Такой процесс стимулирует рост сотрудника, поскольку он понимает, чего ждет от него руководство.
Улучшение условий труда – острейшая проблема сегодняшнего дня. Условия труда, выступая не только потребностью, но и мотивом, побуждающим трудиться с определенной отдачей, могут быть одновременно фактором и следствием определенной производительности труда и его эффективности.
На производстве эргономика увязывается не только с комфортом, но и с безопасностью. Это одновременно показывает заботу руководства о здоровье и безопасности людей, что тоже является важным моральным стимулом.
Создание благоприятных санитарно-гигиенических условий труда напрямую влияет на трудовую культуру работающих. Соблюдение пяти принципов работы является одним из элементов трудовой морали: ликвидировать ненужные предметы на рабочих местах; правильно располагать и хранить нужные предметы; постоянно поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте; постоянная готовность рабочего места к проведению работы; усвоить дисциплину и соблюдать перечисленные принципы.
Одна их самых популярных на сегодняшний день стратегий мотивации - создание команды. Повышение – хорошее вознаграждение за успешную работу с учетом сопутствующих изменений в зарплате, звании, полномочиях, но повышения в качестве сильного стимула должны быть хорошо обдуманными.
Рассмотрим предположение о воздействии таких проверенных на Западе универсальных методов управления персоналом, как высокие зарплаты, переменные выплаты, наделение сотрудников правами собственности, карьерное продвижение сотрудников, обучение персонала, оценка деятельности и других на мотивацию персонала. При проведении исследования рассматривалась практика использования каждого из перечисленных методов на примере сотни компаний, анализировалась их эффективность7. Инструментом исследования выступила анкета, на вопросы которой предлагалось ответить руководителям и ряду сотрудников компаний.
Важно было собрать максимальное количество комплексной информации об управлении в каждой конкретной компании, вывести тенденции, характерные для российского рынка, одним словом, провести бенчмаркинг с тем, чтобы иметь возможность предоставить эту информацию службам персонала компаний.
Исследование показало, что для воздействия на способности сотрудников, их мотивации и улучшения результатов работы в России наиболее действенны такие методы, как обучение и развитие навыков, а также оценка результатов деятельности и способностей. Для мотивации сотрудников применяются: карьерное продвижение персонала внутри фирмы, вознаграждение, коммуникации.
Практическое значение исследования для российских компаний заключается в возможности использовать его результаты в двух направлениях: при обосновании практических рекомендаций службам персонала исследуемых компаний, а также при проведении консультационных проектов в сфере управления человеческими ресурсами в дальнейшем.
Теория и практика управления человеческими ресурсами успешных зарубежных и российских компаний позволяет говорить о наиболее важных методах управления из их арсенала. Рассмотрим эти методы подробно.
Обычно высокие зарплаты привлекают большее количество соискателей, что позволяет организации быть более избирательной, отдавая предпочтение тем кандидатам, которые в большей степени склонны к обучению. Кроме того, если зарплаты выше тех, что диктует рынок, то сотрудники могут воспринимать дополнительный доход как подарок от фирмы, что обычно мотивирует их на достижение самых высоких результатов работы.
Существует мнение, что непременным условием достижения конкурентного успеха являются низкие издержки на рабочую силу. Однако на практике это вовсе не так, поскольку для большинства компаний затраты на рабочую силу составляют лишь небольшую долю общих издержек. К тому же даже если они высоки, то часто компенсируются повышением уровня общей производительности.
В большинстве случаев менеджеры склонны переоценивать мотивирующее значение денег, пытаясь с их помощью решить большинство организационных проблем. Наделение сотрудников правами собственности имеет два главных преимущества. Во-первых, сотрудники, которые становятся совладельцами компании, нейтрализуют классический конфликт между трудом и капиталом в той степени, в которой они сами представляют интересы и капитала, и труда. Во-вторых, процедура наделения сотрудников правами собственности передает акции компании в руки сотрудников компании, которые искренне склонны тревожиться о долгосрочных планах компании, о ее стратегии, инвестиционной политике и в меньшей степени расположены поддерживать различные финансовые маневры. Если руководители способствовали достижению повышенных результатов деятельности фирмы, то они вправе желать разделить материальные выгоды от этих результатов. Общественное признание заслуг, гарантии долгосрочной занятости и справедливое разрешение конфликтов способны мотивировать сотрудников не меньше, чем деньги.
Обычно руководство компании очень осторожно делится информацией с основной массой сотрудников, объясняя это тем, что информация может просочиться к конкурентам. Но если признать, что люди должны стать источником конкурентного преимущества, то они просто обязаны получать информацию, необходимую для выполнения того, что от них требуется. Таким образом, разделение информации также может быть эффективным инструментом управления персоналом.
Метод карьерного продвижения сотрудников внутри фирмы является ценным дополнением ко многим другим методам управления. Наличие возможностей карьерного роста крепко связывает работника и работодателя. Способствует децентрализации управления и делегированию полномочий, поскольку развивает атмосферу доверия между иерархическими уровнями организации. Кроме того, сотрудники, занявшие управленческие позиции, очень хорошо знают бизнес изнутри: технологию и процессы, которыми они управляют.
Возможность карьерного роста внутри организации является важным стимулом для хорошего исполнения работы. И хотя такое карьерное продвижение связано с монетарными стимулами (обычно влечет за собой увеличение размера зарплаты), оно также имеет и немонетарный компонент – рост должностного статуса, уверенность в собственной востребованности на рынке труда и чувство самореализованности. Самым важным преимуществом продвижения является то, что оно формирует у сотрудников организации ощущение справедливости и объективности.
Неотъемлемой частью любой современной системы управления является обучение сотрудников и развитие их навыков. Неудивительно, что в таких условиях эффект обучения не так очевиден, хотя после его прохождения сотрудники возвращаются на рабочие места не только с новыми навыками, но и настроенные на достижение прекрасных трудовых результатов. Любое обучение дает положительные результаты только тогда, когда у сотрудника появится возможность применить полученные знания в работе. Распространенная ошибка большинства организаций заключается в том, что они постоянно способствуют развитию навыков и менеджеров, и их подчиненных, но не изменяют структуру работы, таким образом не позволяют людям делать что-то новое.
Оценка результатов деятельности и способностей позволяет судить о том, насколько успешно организация достигает намеченных целей. Во-вторых, большинство сотрудников при аттестации их работы будет стараться продемонстрировать свои наилучшие качества, даже если это не повлечет за собой конкретных результатов немедленно. Они заинтересованы в развитии своих навыков в интересах организации, когда знают, что организацию это действительно интересует.
Перечисленные практики управления интернациональны. Они успешно используются компаниями во всем мире в отличие от методов, которые могут быть применены лишь в отдельных географических условиях, т.е. методов, относящихся, например, к американской или японской моделям управления.
Однако этот перечень не исчерпывающий. Управление человеческими ресурсами является сложным социальным процессом, и рассмотрение его в свете отдельных компонентов – перечисленных выше практик – лишь способ в первом приближении получить некоторую характеристику процесса управления персоналом. Тем не менее, можно предположить, что названные основные методы присутствуют и в эффективных системах управления человеческими ресурсами в России.
В заключение, в соответствии с целью исследования, которой являлось изучение мотивации управленческого персонала на предприятии, следует сделать следующие выводы.
Успех любого предприятия во многом зависит от того, насколько полно и точно было проанализировано реальное состояние дел в области управления. Экономические реформы предполагают утверждение таких условий хозяйствования, при которых работники получают реальную возможность проявить свою инициативу и чтобы эти условия пробудили у них интерес к трудовой деятельности.
Использование различных форм стимулирования позволит сформировать руководству предприятия действенную мотивацию кадров к эффективной деятельности, что, в свою очередь, будет способствовать не только функционированию, но и развитию предприятия. Поэтому хозяйственная деятельность предприятия во многом зависит от правильной организации финансовой и управленческой работы на предприятии.
Сегодня обостряется необходимость решения проблем заинтересованности каждого человека в качественной и творческой работе во благо предприятия и общества.
1. Адамчук В.В., Романов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2006
2. Александрёнок М.С. Мотивация труда в системе управления предприятием и организационно-экономический механизм её развития. Мн.: ИООО «Право и экономика», 2005
3. Базылева М.Н. Мотивация труда и трудовые отношения: системный анализ. Мн., 2001
4. Боумен А. Основы стратегического менеджмента / А. Боумен М.: Банки и биржи, 2003
5. Виханский О.С. Стратегическое управление / О. С. Виханский М.: МГУ, 2003
6. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов. – 3-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М: НОРМА, 2007
7. Зайцев Г.Г. Управление персоналом / Г. Г. Зайцев. – СПб.: Северо-Запад, 2004
8. Ириков В.А. Распределение системы принятия решений / В.А. Ириков, В.Н. Тренёв. – М.: Физмалит, 2005
9. Кардашов В. Мотивация руководителей: теория и практика // Человек и труд. – 2007. – №10. – С. 80–83
10. Козычева Н.Б. Проблемы и задачи мотивации руководителей // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. – №2. – С. 60–66
11. Кокорев В.П. Мотивация в управлении: Курс лекций – М., 2010
12. Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса / Ю.А.Львов СПб.: Формика, 2003
13. Новиков Д.А. Стимулирование в организационных системах. М. Синтег, 2003
14. Розанова В.А. Мотивация к труду // Упр. персоналом. – 2006. – №5. – С. 88–99
15. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент руководителей – Ростов н/Д.: Феникс, М.: Зевс, 2003
16. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом / В.А.Спивак. – СПб.: Питер, 2002
17. Травин В.В. Мотивационный менеджмент. М.: Дело, 2004
18. Управление организацией: Учебник/ Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – 2-еизд., перераб. и доп. – М.:ИНФРА-М, 2008
19. Уткин Э.А. Основы мотивационного менеджмента. – М.: ЭКМОС, 2008
1 Зайцев Г.Г. Управление персоналом / Г. Г. Зайцев. – СПб.: Северо-Запад, 2004
2 Ириков В.А. Распределение системы принятия решений / В.А. Ириков, В.Н. Тренёв. – М.: Физмалит, 2005
3 Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса / Ю.А.Львов СПб.: Формика, 2003
4 Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом / В.А.Спивак. – СПб.: Питер, 2002
5 Боумен А. Основы стратегического менеджмента / А. Боумен М.: Банки и биржи, 2003
6 Виханский О.С. Стратегическое управление / О. С. Виханский М.: МГУ, 2003
7 Моргулис-Якушев С.В. Шесть эффективных методов управления персоналом: что работает в России// Справочник по управлению персоналом. – 2004. - №4. – С.86.