Модель «Z»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:40, реферат

Краткое описание

В последнее время активно развивается модель управления Z , которая является синтезом американской и японской моделей управления. Она разработана американцем японского происхождения Уильямом Оучи [Ouchi, 1981] в конце 1970-х годов и предполагает сочетание индивидуалистических социальных ценностей, свойственных американской модели менеджмента (чувство собственности, престиж, самоуверенность) с групповыми формами воздействия, характерными для японской культуры. Она также отвечает глубоко укоренившейся потребности человека в независимости и современному тяготению к объединению.

Файлы: 1 файл

Конькова Кристина.docx

— 19.00 Кб (Скачать)

Конькова Кристина

Менеджмент 344

СРСП «Модель  «Z»»

В последнее время активно  развивается модель управления Z , которая является синтезом американской и японской моделей управления. Она разработана американцем японского происхождения Уильямом Оучи [Ouchi, 1981] в конце 1970-х годов и предполагает сочетание индивидуалистических социальных ценностей, свойственных американской модели менеджмента (чувство собственности, престиж, самоуверенность) с групповыми формами воздействия, характерными для японской культуры. Она также отвечает глубоко укоренившейся потребности человека в независимости и современному тяготению к объединению. Наем работников по данной модели, как и в модели японской, пожизненный, текучесть кадров низкая, принятие решений на основе консенсуса, но при этом ответственность должна быть индивидуальной.

У. Оучи попытался создать идеальную модель менеджмента, основываясь на семи факторах: 1) время занятости на фирме; 2) методы принятия решений; 3) характер ответственности; 4) должностное продвижение; 5) формы контроля; 6) повышение квалификации; 7) степень внимания к работнику. Свои выводы он сделал на основе целенаправленных бесед с менеджерами разных стран

У.Оучи утверждает, что “рабочие в большинстве своем трудолюбивы, ответственны, их нужно лишь поддерживать и поощрять”. Он установил, что есть определенная связь между качеством продукции, производительностью труда и качеством трудовой жизни, поэтому для хорошей постановки дела управления в любой компании необходима “абсолютно ясная ориентация на людей”. Именно такие процветающие американские компании, как IBM, “Eastman Kodak”, “Procter and Gamble”, “Hewlett Packard” в основу своего подхода к вопросам управления положили теорию Z, включающую следующие положения:

1. Отказ от политики  увольнений.

2. Участие и руководства,  и работников в принятии решений,  касающихся работы.

3. Программы служебной  карьеры6, предусматривающие ротацию7 кадров по различным функциональным областям компании, а не продвижение только в одной, специализированной функциональной области.

4. Явная озабоченность  и нацеленность на обеспечение  благосостояния всех работников.

Так Уильям Оучи предложил свое понимание этого вопроса, получившее название “Теория Z” и “Теория A”, чему в большой степени способствовали отличия в управлении, соответственно, в японской и американской экономиках. 
          Оучи отмечает непропорциональное внимание к технике и технологии в ущерб человеческому фактору. Поэтому “Теория Z” базировалась на принципах доверия, пожизненного найма(как внимание к человеку) и групповом методе принятия решений, что дает еще и прочную связь между людьми, более устойчивое их положение. 
          В целом японский и американский подходы разнонаправлены: 

 

 

 
США

 
Япония

 
“Человеческий капитал”

 
Малые вложения в обучение 
 
Обучение конкретным навыкам 
 
Формализованная оценка

 
Крупные вложения в обучение 
 
Общее обучение 
 
 
Неформализованная оценка

 
“Трудовой рынок”

 
На первом месте - внешние факторы 
 
Краткосрочный наем 
 
Специализированная лестница продвижения

 
На первом месте – внутренние факторы 
 
Долгосрочный наем 
 
Неспециализир. лестница продвижения

 
“Преданность организации”

 
Прямые контракты по найму 
 
Внешние стимулы 
 
Индивидуальные задания

 
Подразумеваемые контракты по найму 
 
Внутренние стимулы 
 
Групповая ориентация


 
Однако можно видеть, что управление развивалось большей частью в  сторону идей, заложенных в “Теории Y”, демократического стиля управления. Таким образом, с определенными допущениями “Теорию Z” можно назвать развитой и усовершенствованной “Теорией Y”, адаптированной прежде всего под Японию. ”Теория A” в большей степени характерна для США. Однако некоторые компании западных стран успешно применяют у себя принципы “Теории Z”.

Теория «Z».

Американский профессор  У. Оучи выдвинул в 1981 г. теорию «Z», как бы дополняя тем самым идеи Макгрегора, высказанные им в виде теории «X» и теории «Y». Оучи, изучив японский опыт управления, пришел к выводу о том, что может быть предложен эффективный тип японского подхода к управлению. При этом, хотя теорию «Z» нельзя отнести к разряду общих теорий управления, так как она скорее дает набор характеристик управления, данная теория знаменовала попытку отказа от ситуационного подхода в пользу создания обобщенного описания управления. Предложив теорию «Z» управления организацией, Оучи попытался сформулировать лучший путь управления любой организацией.

Исходным пунктом концепции  Оучи является положение о том, что человек – основа любой организации и от него, в первую очередь, зависит успех функционирования организации. Оучи сформулировал основные положения и правила управления людьми, опираясь на которые можно добиться эффективного управления. Идеи теории «Z» в сжатом виде сводятся к следующему:

• долгосрочный наем кадров;

• групповое принятие решения;

• индивидуальная ответственность;

• медленная оценка кадров и их умеренное продвижение;

• неопределенный, неформальный контроль с помощью четких и формализованных  методов;

• неспециализированная карьера;

• всесторонняя забота о  работниках.

Краткий обзор учений XX в. об управлении показывает, что управленческая мысль постоянно развивалась, выдвигая все новые и новые идеи о  том, как должно вестись эффективное  управление. В то же время знакомство с учениями показывает, что практика бизнеса и управления им всегда оказывались сложнее, глубже и разнообразнее, чем соответствующая теоретическая мысль, открывая время от времени перед исследователями управления все новые, ранее неведомые стороны и качества и ниспровергая с пьедестала незыблемых истин положения и теории, которые претендовали на окончательные истины об управлении.


Информация о работе Модель «Z»