Международный рынок технологий

Автор: Vladimir Pankoff, 02 Октября 2010 в 10:23, реферат

Краткое описание

Научно-техническая революция и развитие производительных сил ведут к углублению международного разделения труда. В этих условиях торгово-экономические отношения между странами характеризуются быстрым расширением научно-технического и производственного сотрудничества.
Если выделить из области торгово-экономических отношений обмен сырьевыми и продовольственными товарами, которые так или иначе связаны с географическими, климатическими условиями и наличием полезных ископаемых, то оставшаяся часть внешнеэкономических связей в сегодняшнем мире явится следствием международного разделения труда, базирующегося на неравномерном развитии различных видов технологии, уровень которой определяет конкурентоспособность товаров на рынке, их качество и себестоимость, а, следовательно, и получение прибыли при реализации.
Если же исключить товары широкого потребления, то оставшаяся часть международного экономического обмена будет представлять собой обмен технологией либо в «чистом виде» - в виде знаний, опыта и научно-технической информации, либо «овеществленной» в материалах, машинах и оборудовании. Эта часть внешнеэкономических связей представляет собой обширную сферу обмена, конечная цель которого, с одной стороны, повышение технического и технологического уровня производства, с другой - получение прибылей.

Оглавление

Введение 3
1. Международный обмен технологиями 5
2. Мировой рынок с технологиями: структура и особенности 6
2.1. Экономический обзор мирового рынка информационных технологий (ИТ) 7
2.2. Некоторые особенности международного технологического рынка 11
3. Современные формы международного производственно-технического сотрудничества 14
3.1. Россия и международный рынок технологий 20
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

международный рынок технологий.rtf

— 370.99 Кб (Скачать)

     Рынок рабочих станций и персональных компьютеров

Таблица 2.3 Динамика роста мирового рынка персональных компьютеров и рабочих станций в период 1999-2003 год.8

Сегмент  рынка 1999 год,

млрд. долл. США

2003 год,

млрд. долл. США

Персональные компьютеры 160 201
Рабочие станции 7,8 6
Вспомогательное оборудование 7,8 9,8
 

     В 2000 году рынок рабочих станций составил около 7 млрд. долл., а рынок ПК -- около 170 млрд. долл. И этот разрыв увеличивается, поскольку рост рынка ПК составляет приблизительно 6% в год, а доля рынка рабочих станций падает примерно с такой же скоростью -- около 5% в год.

     Рассмотрим, как произведенные компьютеры распределяются по миру.

     Согласно данным Gartner Dataquest, опубликованными в ноябре 2000 года, на европейском рынке, количество отгруженных ПК в 2000 году достигло 35,4 млн., что на 10% больше, чем 1999 году. 

Таблица 2.4. Рост поставок ПК в Европе

  Рост, %
1999 2000 2001 2002 2003 2004
Профессиональные компьютеры 13,1 6,1 13,7 11,4 11,2 9,7
Частные компьютеры 32,7 20,3 16,5 7,5 7 6,7
Настольные системы 15,8 5,9 11,5 7,8 8,2 7,1
Мобильные ПК 32,4 34,5 28,9 20,1 16,4 14,5
В целом по рынку 18 10,1 14,6 10,2 10 8,8
 

     Как следует из таблицы 2.4, общая тенденция состоит в том, что темпы роста всех составляющих рынка ПК после 2000 года снижаются. Причем в период 1999-2000 год рост наблюдается только в поставках мобильных компьютеров. Особо следует отметить рост поставок мобильных ПК в 2000 году. Общая закономерность свидетельствует о том, что сверхвысокие темпы роста (более 20%) наблюдаются только на стадии насыщения рынка, когда рост поставок идет за счет появления новых потребителей, впервые покупающих технику  данного класса. Замещение техники идет более скромными темпами, не превышающими 15% в год.

     2.2. Некоторые особенности международного технологического рынка

 

     Рынок высокотехнологичной продукции прочно удерживают три страны, являющиеся ведущими агентами мировой технологической торговли. Это США, Германия и Япония. Ежегодный объем экспорта данной продукции приходящейся на эти страны составляет 700, 530 и 400 млрд. долл. соответственно9.

     К концу века наука окончательно стала рассматриваться в качестве фактора производства. В США ежегодные расходы на НИОКР к 1998 г. достигли 150 млрд. долларов. Из них половина - частные инвестиции в рамках ТНК. К примеру, у "General Motors" вложено 7 млрд. долл., у "Ford Motors" - 5,2, у "IBM" - 3,4 млрд. долл. Если учесть, что расходы на НИОКР в высокотехнологичных компаниях составляют до 4%, а в фармакологии до 7% от ежегодного оборота, то появляются колоссальные показатели по деятельности ТНК. Так ежегодный оборот "IBM" доходит до 90 млрд. долларов. Такие средства совместно с перспективной государственной инновационной политикой позволяют подавать в год до 3000 заявок от корпорации. Отдача от одной только лицензионной торговли в 2000 году для "IBM" составила 1,5 млрд. долларов.10

     В СССР также существовала система сбора и обработки научно-технической информации. Государственный комитет по науке и технике ежегодно приобретал полтора миллиона иностранных научно-технических журналов. Ежегодно около трех с половиной тысяч специалистов отправлялось за рубеж для изучения научных достижений.11

     В 80-е годы Советский Союз получил на Западе более 30 тысяч видов новейшего оборудования и около 400 тысяч единиц технологической документации. По оценке французских служб, благодаря полученным материалам советский оборонно-промышленный комплекс сэкономил 6,5 млрд. франков, что эквивалентно годовой отдаче от работы 100 тысяч научных сотрудников.12

     В 90-х годах в России наблюдалась уже противоположная тенденция: "…Приватизация предприятий военно-промышленного комплекса привела к массовой утечке новейших технологий, уникальных научно-технических достижений практически даром на Запад. В целом Запад приобрел в России столь большой объем новых технологий, что НАТО учредила для их обработки специальную программу…" Таково совместное заявление российских спецслужб сделанное в августе 1994 года.2

     В отношении инновационного цикла, в мире существует требование по его минимизации. В России он продолжает удлиняться. Вследствие одного этого страна утрачивает позиции на рынке высоких технологий. Сейчас, как указывалось ранее, около 30% этого рынка принадлежит США, 20% - странам ЕС и Японии и лишь 0,3% - России. Более того, в России наблюдается спад НТР: 60 из 264 технологий, признанных у нас современными, признанны современными и в ПРС. Только 17 российских технологий находятся на уровне передовых коммерциализированных технологий мирового рынка.13

     В докладе Мирового экономического форума утверждается, что среди 49 стран, производящих 94% валового продукта мировой экономики, Россия по "индексу технологий" - показателю доли конкурентоспособной продукции на мировом рынке - занимает сейчас последнее место. Одной из главных причин такого положения международные эксперты считают сокращение интеллектуального потенциала общества.14

     Хотя экономический рост в настоящее время в большой степени зависит от совершенствования информационных технологий (оценочно - на 70-80%), в России объем направляемых на их развитие инвестиций крайне мал: всего около 50 долл. на душу населения (в США свыше 800 долл., в Швейцарии - более 1000). В целом, за последние 10 лет российский уровень изобретательной активности снизился на 90%.2

 

     3. Современные формы международного производственно-технического сотрудничества 

     Анализ современного состояния и результативности действующих международных связей РФ показывает, что они не всегда достаточно эффективны. Повышение эффективности МНТС достаточно сложная и многоплановая задача. С одной стороны, это поддержка проводимых в стране исследований и разработок, сохранение и обновление отечественного научно-технического потенциала, обеспечение интересов страны, прежде всего ее технологической безопасности. С другой стороны, это создание условий для повышения роли российской науки в рамках международного разделения труда, охраны интеллектуальной собственности, защиты прав и интересов российских ученых за рубежом, пресечение какой-либо дискриминации со стороны иностранных партнеров. Необходимо более эффективно противостоять стремлению зарубежных партнеров, особенно из развитых стран, использовать наши экономические трудности и бреши в российском законодательстве для своего доступа к новейшим достижениям российских ученых и специалистов на неадекватных их ценности условиях.

     В этой связи предстоит устранить или уменьшить воздействие ряда факторов, отрицательно влияющих на повышение эффективности МНТС. К ним относятся: отсутствие должной координации мероприятий по международному научно-техническому сотрудничеству применительно к странам и международным организациям между российскими министерствами и ведомствами, соответствующими научно-исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями; недостаточная увязка тематики двустороннего и многостороннего научно-технического сотрудничества с задачами государственных научно-технических программ и основных направлений работ государственных научных центров; медленные темпы развития совместной с иностранными партнерами инновационной деятельности и перевода определенной части международных научно-технических отношений на коммерческую основу; несовершенство нормативной базы осуществления сотрудничества с зарубежными странами, ограниченность налоговых и таможенных льгот, а также размеров государственной финансовой поддержки, предоставляемой российским соисполнителям международных программ и проектов. Последнее возможно, видимо, только по мере улучшения экономического положения в стране.

     Сохраняется определенная инерция в подходах российских научных организаций, ученых и специалистов к решению проблем, связанных с осуществлением международных связей. В этом деле преобладает стремление получать необходимые средства из государственного бюджета, не ведется поиск внебюджетных источников финансирования и потенциальных заказчиков научно-исследовательских работ, а также возможности более широкого применения результатов исследований в стране и за рубежом.

     Перспективы МНТС России зависят от внутренней социально-экономической ситуации и позиций страны в мире в экономической и политической сферах. Прогнозирование развития МНТС должно основываться на возможных вариантах развития страны. Из множества возможных путей развития нашей страны следует остановиться на двух15.

     1. Окончательное превращение России в сырьевую и энергетическую базу развитых стран в результате длительной ориентации на приоритетное развитие добывающе-сырьевого и топливно-энергетического комплексов, быстро нарастающего в последние годы технологического отставания от развитых стран и в ситуации постоянной утечки капиталов за рубеж, сокращения и фактического уничтожения собственных наукоемких производств, свертывания НТП, утраты финансовой и научно-технологической, а, следовательно, военной и политической независимости страны.

     На этом пути Россия, даже в случае достижения относительно высокого уровня потребления (при первоначальном сокращении населения в несколько раз и благоприятных внешних условиях), может рассчитывать в XXI в. только на воспроизводство социально-экономического развития Запада второй половины

     XX в. При этом, опираясь на идеологию и теорию догоняющей Запад модернизации, Россия в итоге утратит свой прежний статус в мире и превратится в страну второго порядка значимости по влиянию на мировые процессы.

     2. Устойчивое развитие на основе собственного научно-технического и экономического потенциалов при участии в решении глобальных проблем и поиске наиболее эффективного самостоятельного пути к постиндустриальной цивилизации. Для этого необходимо разработать и принять новую стратегию развития, опирающуюся на традиционные особенности российского общества и его образа мышления и жизни и предполагающую первоочередное развитие наукоемких, информационных, энерго- и ресурсосберегающих технологий.

     В январе 2000 г. Правительство РФ утвердило Концепцию государственной политики в области международного научно-технического сотрудничества, реализация которой позволит в большей мере подчинить международное научно-техническое сотрудничество задачам развития отечественной науки в полном соответствии с государственными интересами России и реальной геополитической ситуацией в мире.

     Преодоление имеющихся негативных явлений, превращение МНТС в реальный инструмент не только вывода из кризиса, но и наращивания НТП России невозможны без целенаправленного и действенного государственного регулирования в этой сфере отношений с другими странами. Это подтверждается и оправдавшей себя практикой развитых и новых индустриальных государств. При этом государственное регулирование международного научно-технического сотрудничества предполагает также учет интересов научной общественности, обеспечение свободы выбора направлений, партнеров и форм взаимодействия в рамках международных научных обменов.

     Для улучшения координации МНТС необходимо создать единую государственную систему управления этой сферой, так как в настоящее время, по различным оценкам, только 20-30% НТС России с зарубежными странами поддается хоть какому-то учету, а регулируется на государственном уровне еще меньший объем НТС.

     Неизменным приоритетом должно остаться сотрудничество со странами-членами СНГ. С этой целью подготовлен пакет базовых договорно-правовых документов по обеспечению создания общего научно-технологического пространства Содружества, вступление в силу которых откроет качественно новый этап в отношениях с традиционными партнерами российских научных организаций, характеризующийся переходом к формированию и реализации представляющих взаимный интерес межгосударственных научно-технических программ, созданию конкретных международных научно-исследовательских центров и научных организаций, развитию обменов, способствующих выполнению задач национальных научно-технических программ стран Содружества. Дальнейшее развитие получат процессы создания единого научно-технологического пространства в рамках Союза Беларуси и России, расширятся масштабы научно-технологической кооперации обеих стран.

Информация о работе Международный рынок технологий