Методы упрасления рисками в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:19, реферат

Краткое описание

Прежде, чем я начну рассматривать методы управления риском, необходимо дать определение, что такое управление риском.
Управление риском - это процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект для решения стоящих задач. Все эти действия требуют выявления инструментария воздействия субъекта на объект.

Файлы: 1 файл

Эссе по менеджменту.doc

— 58.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  Российской Федерации

Российский Государственный  Университет нефти и газа

им. И.М. Губкина

Факультет экономики и  управления 

Кафедра управления трудом и персоналом

 

 

 

 

 

Эссе на тему

«Методы управления рисками в менеджменте»

 

 

Выполнила: студентка 2 курса 

Группа ЭМ-11-05

Бурых Алина

Проверила: Зубарева А.А

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2013

Прежде, чем я начну  рассматривать методы управления риском, необходимо дать определение, что такое управление риском.

Управление  риском - это процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект для решения стоящих задач. Все эти действия требуют выявления инструментария воздействия субъекта на объект.  
Этот инструментарий может включать побудительные мотивы, стимулы, организационные меры, а также методы управления рисками.

Методы, которые я буду рассматривать в данном эссе, целесообразно разделить на две большие группы.

1.Методы минимизации потерь:

  • упреждения;
  • уклонения;
  • локализации;
  • диссипации риска.

2. Методы возмещения  потерь.

Далее я буду описывать  более подробно представленные методы.

Методы минимизации  потерь позволяют уменьшить величину ущерба, когда риска избежать невозможно или он возникает внезапно.  
Методы упреждения риска позволяют уберечься от случайностей при помощи превентивных воздействий.

Эти методы более трудоемкие, требуют обширной, аналитической работы, от полноты и тщательности которой зависит эффективность их применения.

К наиболее эффективным  методам этого типа относится  используемый в деятельности предприятия метод стратегического планирования.

Стратегическое  планирование как средство компенсации риска дает эффект, если оно пронизывает все сферы деятельности предприятия. Оно может снять большую часть неопределенности, предугадать появление узких мест в производственном цикле, упредить ослабление позиций предприятия в своем секторе рынка, заранее идентифицировать профиль факторов риска и разработать комплекс компенсирующих мероприятий, план использования и подключения резервов.

Разновидностью этого  метода может считаться прогнозирование внешней экономической обстановки.  
Суть этого метода заключается в следующем:

  • в периодической разработке сценариев развития и оценке будущего состояния среды хозяйствования предприятия;
  • в прогнозировании поведения возможных партнеров или действиях конкурентов;
  • в прогнозировании изменений в секторах и сегментах рынка, на которых предприятие выступает продавцом или покупателем; в региональном или общеэкономическом прогнозировании. 

Главной задачей метода мониторинга социально-экономической и нормативно-правовой среды является информатизация предприятия. Он подразумевает:

  • приобретение компьютерных систем правовой и нормативно-справочной информации;
  • подключение к сетям коммерческой информации;
  • проведение собственных прогнозно-аналитических исследований;
  • заказ соответствующих услуг консультационным фирмам и отдельным консультантам и т.д. 

Полученные в ходе мониторинга результаты позволяют

    • уловить, новые тенденции во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов;
    • заблаговременно подготовиться к нормативным новшествам;
    • предусмотреть необходимые меры для компенсации потерь от изменения правил ведения хозяйственной деятельности на ходу, скорректировать стратегию, тактические планы.

Методы предотвращения убытков позволяют уменьшить ущербы предупредительными мерами и действиями (например, установкой пожарной или охранной сигнализации и средств пожаротушения).

Методы минимизации потерь способствуют соблюдению законодательства, условий договоров, соблюдению трудовой и производственной дисциплины и т.д.

Упреждению риска способствует и сбор, обработка, классификация, анализ финансовой информации.

Метод активного целенаправленного  маркетинга должен агрессивно формировать спрос на продукцию. Для этого используются маркетинговые методы:

  • сегментация рынка, оценка его емкости;
  • организация рекламной кампании, включая информирование потенциальных потребителей и инвесторов о благоприятных свойствах продукции предприятия;
  • анализ поведения конкурентов, выработка стратегии конкурентной борьбы и др.

Методы уклонения  от риска наиболее распространены в хозяйственной практике. Ими пользуются те, кто хочет действовать наверняка, не рискуя. Следует рассмотреть краткую характеристику этих методов.

Отказ от нежелательных  партнеров. Руководители предприятий, идущих по такому пути, отказываются от услуг ненадежных партнеров, стремятся не расширять круг партнеров, не вступать в отношения с сомнительными партнерами. Естественно, что такая политика сказывается на поставках предприятия (их объемах, качестве и т.д.).

Отказ от рискованных  проектов, т.е. неучастие в договорах и проектах сомнительного содержания.

Методы локализации риска используются, когда удается четко и конкретно вычленить и идентифицировать источники риска. Вычислив экономически наиболее опасный этап или участок, необходимо сделать его контролируемым и тем самым снизить уровень риска.

Для реализации таких проектов обычно используются дочерние, так называемые рискованные предприятия. Риск, таким образом, локализуется. В дальнейшем его результаты могут использоваться материнской компанией, а для реализации этих проектов используется ее потенциал.

Эти методы используются в основном крупными компаниями при внедрении  инновационных проектов; освоении новых видов продукции, коммерческий успех которых вызывает сомнение. Они, как правило, используются впервые, на них требуются дорогостоящие НИОКР. 

Методы распределения (диссипации) риска представляют собой более гибкие инструменты управления риском.

Один из основных методов  диссипации заключается в распределении  общего риска путем объединения  с другими участниками, заинтересованными  в успехе общих дел.

Для этого подключаются другие предприятия и даже физические лица. С этой целью могут создаваться акционерные общества, финансово-промышленные группы, предприятия могут приобретать акции друг друга или обмениваться ими, вступать в консорциумы, ассоциации, концерны.

Интеграция может быть:

1) либо вертикальной (диагональной), т.е. несколько предприятий одного подчинения или одной отрасли объединяются для:

  • проведения согласования ценовой политики;
  • разделения зон хозяйствования;
  • совместных действий против "пиратства"; 

2) либо горизонтальной по последовательности технологических циклов, операции снабжения и сбыта. Дополнительный эффект состоит в том, что на "входах" и "выходах" предприятия создаются островки:

  • предсказуемого товарного рынка;
  • надежного долговременного спроса;
  • надежных поставок изделий, необходимых для производства продукции.  
     
    В некоторых случаях возможно распределение общего риска по времени и по этапам реализации некоторого долгосрочного проекта или стратегического решения.

К этой же группе методов  относятся различные варианты диверсификации:

  • диверсификация рынка сбыта, т.е. работа одновременно на нескольких товарных рынках и распределение поставок между многими потребителями;
  • диверсификация закупок сырья и материалов, т.е. взаимодействие с многими поставщиками. Это позволяет ослабить зависимость предприятия от окружения, от надежности отдельных поставщиков. При нарушении графика поставок даже по объективным обстоятельствам (аварии, банкротство) предприятие сможет переключиться на работу с другими поставщиками. Конечно, это усложняет работу отделов материально технического снабжения и сбыта и вызывает их сопротивление. Поэтому руководство предприятия должно контролировать число своих поставщиков и потребителей;
  • диверсификация инвестиций. При формировании инвестиционного портфеля рекомендуется отдавать предпочтение реализации нескольких проектов относительно небольшой капиталоемкости перед программами, состоящими из единственного инвестиционного проекта. Если все же приходится работать с одним-двумя партнерами, то желательно распределить или рассредоточить риск. В этом случае в договоре должно быть четко предусмотрено разграничение сфер деятельности и ответственности. Непременным условием должно быть отсутствие этапов, операций или работ с размытой или неоднозначной ответственностью;
  • диверсификация деятельности. Под ней понимается увеличение числа используемых или готовых к использованию технологий, расширение ассортимента выпускаемой продукции или спектра предоставляемых услуг, ориентация на различные социальные группы потребителей, предприятия разных регионов и т.д. Все это способствует снижению риска, обретению экономической устойчивости и самостоятельности.  
     
    Риск должен быть фиксирован и по времени, это улучшает наблюдаемость и контролируемость процесса реализации стратегии или проекта и позволяет корректировать свои воздействия, управляя финальным уровнем риска.

Вторая группа - методы возмещения потерь.

Они направлены на то, чтобы  в случае возникновения потерь иметь  возможность их возмещения и недопущения  скатывания за критический предел.

Метод создания системы резервов близок к страхованию, но сосредоточен в пределах самого предприятия. На предприятии создаются страховые запасы сырья, материала, комплектующих изделий, резервные фонды денежных средств, формируются планы их развертывания и использования в кризисных ситуациях, устанавливаются впрок новые контакты и связи.

В настоящее время  явное предпочтение отдается финансовым резервам, которые могут быть в  форме:

  • накопления собственных денежных страховых фондов;
  • подготовки "горячих" кредитных линий;
  • использования залогов и т.п.  
     
    Естественно, что для предприятия актуальными становятся задачи
  • выработки финансовой стратегии, политики;
  • управления своими активами и пассивами, организации их оптимальной структуры;
  • обеспечения достаточной ликвидности вложенных средств.

В планах развертывания  резервов должно быть задействовано  и использование резерва внутренней среды, возможность его самосовершенствования - от обучения и тренинга персонала  до выработки специфической корпоративной  культуры.

Страхование хозяйственных рисков. Страхование повышает ответственность менеджеров, принуждая их ответственнее относиться к принятию решения, регулярно проводить превентивные, защитные меры в соответствии со страховым контрактом.

Предприятие может также выступать  с инициативой создания региональной системы страхования финансово-хозяйственной деятельности, а также использовать системы перестрахования и т.п.

Однако при освоении новых видов  продукции или новых технологий использование страхования несколько  проблематично, так как страховые компании не располагают статистикой и опасаются страховать неизвестные для них технологии.

Таким образом, в каждом конкретном случае важно знать, является ли данный фактор объектом страхования.

Страхование риска имеет свои особенности. Страхуется не риск, а имущественный интерес страховщика, возможность погашения случайных убытков. При данном виде страхования риск должен быть возможен и должен носить случайный характер.

Возмещение части потерь может происходить и из внешних источников(гаранты, партнеры, фонды поддержки предпринимательства и др.).  
Метод поиска гаранта заключается в обращении малых предприятий к крупным коммерческим банкам, страховым обществам, ассоциациям, фондам, а крупных, соответственно, к органам государственного управления за поддержкой и патронажем. В качестве платы гаранту выступают услуги политической поддержки, безотказная благотворительность и др. 

 

 


Информация о работе Методы упрасления рисками в менеджменте