Методы подготовки и принятия управленческого решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение методов разработки и принятия управленческих решений.
Определяя задачи данной работы, можно выделить следующие:
1. Определить понятие процесса принятия решения.
2. Рассмотреть понятие проблемы
3 Проанализировать методы разработки и принятия управленческих решений

Оглавление

Введение2
Глава 1. Сущность управленческих решений 5
Понятие, функции и виды управленческих решений 5
Классификация управленческих решений 6
Теория принятия управленческих решений 9
Глава 2. Методы разработки управленческих решений 15
2.1 Понятие процесса принятия решения15
2.2 Понятие проблемы 16
2.3 Методы разработки управленческих решений 24
Заключение 40
Список литературы 42

Файлы: 1 файл

Методы подготовки и принятия решения - готовая.docx

— 72.93 Кб (Скачать)

По организационному оформлению управленческие решения делятся  на:

  1. жёсткие, однозначно задающие дальнейший путь их воплощения;
  2. ориентирующие, определяющие направление развития системы;
  3. гибкие, изменяющиеся в соответствии с условиями функционирования и развития системы;
  4. нормативные, задающие параметры протекания процессов в системе.

Перечисленные виды решений  принимаются, в основном, в процессе оперативного управления персоналом. Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы  менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.

Указанная классификация  помогает выявить типовые решения, характеризующиеся определённым набором  признаков, и разрабатывать для  них типовые процессы обоснования, принятия и организации выполнения. Такая типизация процессов позволяет  определить круг решений, разрабатываемых  в определённых подразделениях аппарата управления и принимаемых на различных  иерархических уровнях, состав используемой с этой целью информации, типичные методы обработки информации, систему  оформления принятых решений, процессов  их контроля и стимулирования выполнения.

 

    1. Теория принятия управленческих решений

Под сущностью принятия решений как процесса понимают внутреннюю относительно устойчивую основу управленческого решения, определяющую его смысл, роль и место в функционировании и развитии организации. Сущность принятия решений обычно проявляется через многообразные внешние связи и действия, характеризующие одну из сторон управленческого решения. Исходя из этого можно определить предмет исследования теории принятия решений.

Суть разработки принятия решений заключается в деятельности лица, принимающего решение, по выполнению основополагающей функции руководителя в процессе управления. Основная цель управленческого решения — обеспечить координирующее (регулирующее) воздействие на систему управления, реализующую решение управленческих задач персоналом по достижению целей организации.

Достижение этих целей  предусматривает решение проблем  и задач, составляющих содержание и  последовательность действий лиц, принимающих  решения, при выполнении непосредственных обязанностей. Основными задачами являются: создание информационной базы для принятия своевременных решений; определение  ограничений и критериев принятия решения; организация деятельности персонала управления. Принятие решений  — творческая, ответственная задача управления. Она заключается в  том, чтобы в соответствии со складывающейся обстановкой определить замысел  последующих действий подчиненных  в конкретной сфере управления (производства товара или оказания услуг), задачи структурных подразделений в  системе деятельности, порядок их взаимодействия, обеспечения и управления. Решения принимает руководитель (линейный менеджер) и несет за них  личную ответственность. В подготовке данных для принятия решения участвует  персонал управления конкретной организации. Ответственность за групповое решение  несут те, кто его принял, в  соответствии с их положением.

Для своевременного принятия решения необходимо иметь систему  управления, обеспечивающую реализацию сложной системной деятельности лиц, принимающих решения, на научной  основе организовать работу персонала  управления, использующую эффективные  методы и автоматизированные системы  управления. От персонала управления, привлекаемого к принятию решений, требуются как профессиональные качества, так и личные. При этом качество принятых решений во многом зависит от слаженности коллектива, присущей ему организационной культуры, отношений между руководителями и исполнителями, использования  систем поддержки принятых решений.

По этим вопросам теория принятия решений должна выработать научно обоснованные практические рекомендации, базируясь на объективных законах  и достижениях смежных наук и  теорий, прежде всего социальных, психологических  и правовых. При этом главное — не просто знать законы, а разумно использовать механизм их проявления.

Следовательно, предмет исследования теории принятия решений — законы (закономерности) деятельности лиц, принимающих решения, ее организационные формы, технологии и методы, принципы управления и организации труда, сущность и содержание решений.

Объектом теории принятия решений является системная деятельность руководителей и персонала управления в процессе выработки, принятия и реализации решений.

В настоящее время на развитие теории принятия решений существенно  влияют методология, в частности  методология мышления, теория управления, кибернетика, психология, социология и  политология. Для дальнейшего развития этой теории существенное значение имеют  естественные науки — биология, психофизиология. Важнейшая роль принадлежит  математике и ее методам количественных оценок вариантов при принятии решения, прогнозировании развития ситуаций для выработки наиболее рационального  решения.

Предмет теории принятия решений  исследуется с различных сторон, составляющих отдельные, но взаимосвязанные  аспекты. К основным из них относятся методологические, организационные, экономические, технологические, социально-психологические и правовые.

Методологические  аспекты принятия решения отражают единство и целостность научных знаний для теории принятия решений.

Организационные аспекты отражают состояние и перспективы развития организационной и функциональной структуры органов управления, расположение и порядок функционирования лиц, принимающих решения (как органов управления), в системе управления на различных иерархических уровнях. Они включают в себя также определение путей совершенствования организации принятия решений и методов исследования возникающих при этом проблем.

Экономические аспекты показывают действие экономических факторов на эффективность существующих и разрабатываемых систем принятия решений, влияние их экономической эффективности на экономическую подготовку персонала управления, совершенствование организационных форм и методов принятия решений на новой технической базе.

Технологические аспекты определяют уровень используемых и разрабатываемых технологий принятия решения в управлении, перспективы развития автоматизированных и человеко-машинных систем их принятия.

Социально-психологические  аспекты иллюстрируют различные стороны деятельности людей в процессе принятия решения. К ним относятся совершенствование структуры внутриколлективных связей, изучение поведения личности в коллективе и взаимоотношений его членов в процессе принятия решения.

Правовые аспекты отражают отношения между различными иерархическими уровнями системы управления и отдельными должностными лицами в подготовке принятия решения. Правовые нормы должны быть заложены в основу организации управленческой деятельности.

Теория принятия решения, как и любая научная теория, выполняет познавательную и прогнозирующую функции.

Познавательная  функция проявляется в раскрытии сущности процессов принятия решений, закономерностей и принципов, которым она подчиняется, возникновении и развитии теории принятия решений на различных исторических этапах, в объяснении основных свойств и взаимосвязей предмета исследования, обосновании технологии и системы принятия решения.

Прогнозирующая  функция состоит в определении тенденций дальнейшего развития процессов и системы принятия решений, организационных форм и методов деятельности персонала управления в процессе их принятия.

Основные задачи теории принятия решений:

• изучение и обобщение  опыта принятия решений в определенных условиях, а также в условиях неопределенности и риска;

• выявление и исследование объективных закономерностей процессов  принятия решений; формирование на их основе принципов организации деятельности лиц, принимающих решения, организационных  форм и методов, технологий разработки, принятия и реализации решений;

• выработка практических рекомендаций по работе линейных менеджеров и их аппарата управления при принятии решений в реальной обстановке, а  также использовании технических  средств и автоматизированных систем управления;

• разработка методов исследования проблем развития системы принятия решений, принципов и методов оценки их эффективности, а также мероприятий по совершенствованию деятельности лиц, принимающих решения.

 

Вывод по главе: Таким образом, теория принятия решений — это сумма знаний о разработке, принятии и реализации управленческого решения, закономерностях и принципах, организационных формах, методах и технологиях функционирования системы принятия решения в организации.

Проблемы теории принятия решений принципиально можно  решить лишь при условии выработки  методологических основ новой концепции  управления жизнедеятельностью общества.

 

 

2. Методы разработки управленческих решений

2.1 Понятие процесса принятия решения

Принятие решения —  это процесс анализа, прогнозирования  и оценки ситуации, выбора и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели.

Следовательно, процесс принятия решения — это процесс выбора лицом, принимающим решение, наиболее эффективного варианта из множества альтернатив.

Данный процесс — это  деятельность, осуществляемая по определенной технологии с использованием различных  методов и технических средств, направленная на разрешение определенной управленческой ситуации путем формирования, а затем реализации воздействия  на объект управления. В организационном  аспекте данный процесс представляет собой совокупность закономерно следующих друг за другом в определенной временной и логической последовательности этапов, между которыми существуют сложные прямые и обратные связи. Каждому этапу соответствуют конкретные трудовые действия, направленные на выработку и реализацию решения. Эту повторяющуюся систему действий принято называть технологией процесса выработки и реализации решений.

На любом уровне менеджер должен справляться с целым потоком  решений. Некоторые решения похожи на те, которые были приняты ранее, другие — совершенно новые, при этом столь важны, что требуют тщательного  обдумывания. Решения иногда следует  принимать самостоятельно, иногда —  взаимодействуя с другими людьми.

Рассмотрим стадии процесса принятия решений. Типовые процессы принятия решений, реализуемые в  самых различных областях деятельности, имеют много общего, поэтому необходима некоторая универсальная «типовая»  схема процесса принятия решения, устанавливающая  наиболее целесообразный набор и последовательность действий. Данную схему следует рассматривать не как жесткий алгоритм выработки и принятия управленческого решения, а как логическую и наиболее приемлемую схему действий менеджера в проблемных ситуациях.

Типовой процесс принятия решений включает:

-  предварительное формулирование  проблемы;

-  определение целей  решения и выбор соответствующих  критериев оптимальности; 

-  выявление и установление  ограничений; 

- составление списка альтернатив  и их предварительный анализ  с целью исключения явно неэффективных; 

- сбор управленческой  информации и прогнозирование  изменений параметров решения  в будущем; 

-  точное формулирование  поставленной задачи;

-  анализ и выбор  метода решения задачи и разработку  алгоритма решения; 

-  разработку модели  решения, позволяющую оценивать  эффективность каждой альтернативы;

-  оценку альтернатив  и выбор наиболее эффективных; 

-  принятие решения; 

-  доведение решения  до исполнителей;

-  выполнение решения  и оценку результата.

 

2.2 Понятие проблемы

Необходимость в разработке управленческого решения возникает  при осознании проблемы. Поэтому  уделим некоторое внимание проблемам.

Наличие проблемы можно представить  как критическое рассогласование  между желаемым положением и реальным.

Существуют два подхода  к определению проблемы.

Согласно первому проблемой  считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты.

Во втором случае в качестве проблемы рассматривают существующую потенциальную возможность. Осознание  проблемы возникает при определенном критическом значении рассогласования  между существующим и желаемым значениями эффекта. Это критическое значение определяют для каждой конкретной ситуации, используя типовые представления.

Индикатор проблемы — достижение одним или несколькими параметрами  эффекта критического значения. При  этом выделяют:

-  осознание проблемы  — установление факта ее существования  в результате контроля деятельности  или исследования рыночных возможностей. Проблема, достигшая определенной  остроты, трансформируется в мотив  для деятельности организации и ее менеджеров;

-  определение проблемы  — ответ на вопросы: что  действительно происходит в организации,  каковы причины происходящего  и что за всем этим стоит.  Определение и последующее формулирование  проблемы позволяет менеджеру  ранжировать ее в ряду других  проблем. Кроме того, весьма важно,  чтобы все лица, связанные с  разработкой управленческого решения,  одинаково (однозначно) понимали  суть проблемы.

Информация о работе Методы подготовки и принятия управленческого решения