Метод мозговой атаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:55, реферат

Краткое описание

Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства BBD&O.
Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике

Файлы: 1 файл

метод мозговой атаки.docx

— 21.24 Кб (Скачать)

Введение

       Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства BBD&O.

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике

Метод появился в индустриальную эпоху  и в самой индустриально развитой стране мира. Применялся на крупных  предприятиях. Потребность в этом методе как раз и была вызвана  необходимостью повысить "производительность" творческого труда, первоначально  труда конструкторов и технологов крупных индустриальных предприятий. Логика метода сопоставима с историческим местом и временем его появления: во-первых, метод командный, во-вторых, "конвейерный".

       В его основе лежит "логический перенос" представлений, свойственных людям, по роду своих занятий связанных с промышленно-индустриальными технологиями в "смежную" сферу. Этот перенос можно выразить примерно так: "мы можем повышать эффективность материального производственного процесса, производительность станочников, следовательно мы можем также повысить и производительность интеллектуального труда", либо - "материальное производство определяется совершенством технологии, но техническое творчество - это тоже процесс, "технология", следовательно этот процесс нужно совершенствовать". Такая философия породила широко известные метафоры-понятия "машина изобретений" и "генератор идей", как своего рода гибриды психологического и технологического мышления. 
 
 
 
 
 

  1. Сущность  метода мозговой атаки

     Сущность  метода заключается в том, что  процесс выдвижения, предложения  идей отделен от процесса их критической  оценки и отбора. Кроме того, используются разнообразные приемы "включения" фантазии, для лучшего использования "чисто человеческого" потенциала в поиске решений. Например, иногда используется привлечение неспециалистов, которые могут благодаря неосведомленности  сделать "безумные" предложения, которые в свою очередь стимулируют  воображение "специалистов".

     Благодаря этому появляется возможность найти  что-то действительно необычное, новое, креативное, что могло бы "пройти мимо" из-за своей непривычности. Такой способ поиска новых креативных решений может быть применен и "лично для себя", в виде некоторого мысленного эксперимента, но эффективность реального группового действия несравненно выше.

     Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения: 
1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.  
2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

     - главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.  
         - полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

      
- Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

- Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

 
3. Группировка, отбор и оценка  идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить  наиболее ценные идеи и дать  окончательный результат мозгового  штурма. На этом этапе, в отличие  от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы  анализа и оценки идей могут  быть очень разными. Успешность  этого этапа напрямую зависит  от того, насколько "одинаково"  участники понимают критерии  отбора и оценки идей.

      Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

  • участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
  • члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

    Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.

     В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».

    В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

    Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.

    Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Модификации процедуры проведения мозгового штурма

 
 
1.Метод индивидуального мозгового  штурма.

Все роли (фасилитатора, фиксатора, генератора и оценщика идей) выполняет один человек. Длительность сеанса - 3-10 минут. Фиксация с помощью ручки, ПК или (самое эффективное) - диктофон. Оценка идей должна быть отложена. Помогает проведение разминки. Недостаток - отсутствие синергического эффекта. Преимущество - оперативность и экономия на людях.  
 
    2.Письменный мозговой штурм.

Используется, прежде всего, при географической разобщенности  участников, следовательно, возможность  набрать специалистов экстра-класса. Недостатки - отсутствие синергического эффекта, продолжительность процесса.  
 
   3.Метод прямого мозгового штурма.

В отличие  от классического метода мозгового  штурма процесс формулировки проблемы (целей, ограничений и т.д.) проходит также с помощью метода мозгового  штурма, причем с тем же самым  составом участников.  
 
   4.Метод массового мозгового штурма.

Используется  для решения глобальных проблем. Создается компетентная группа, которая  разбивает исходную задачу на части. Затем отдельно по каждому блоку  проводится метод мозгового штурма. Следующий этап - сбор руководителей  групп и обсуждение всех идей.  
 
   5.Метод двойного (парного) мозгового штурма.

Введение  критики идей. Этапы: прямой мозговой штурм, обсуждение, продолжение выдвижения идей.

 
   6.Метод мозгового штурма с оценкой идей.

Это объединение  двойного, индивидуального и обратного  метода. Используется для решения  сверхсрочных проблем. Высокие требования к участникам: квалификация, собранность, умение участвовать в методе мозгового  штурма. Этапы: генерация идей, ознакомление всех участников с вариантами идей и комментариями и самостоятельная  оценка вариантов, выбор нескольких (3-5) лучших вариантов с указанием  их достоинств и недостатков, обсуждение с мини-штурмами, сужение списка лучших вариантов с уточнением достоинств и недостатков, индивидуальные презентации  лучших вариантов и их коллективное ранжирование. Недостатки: нагрузочность, конфликтность. Достоинства: снятие эффекта «единого мозга», возможность организовать конструктивную критику.  
 
    7.Обратный мозговой штурм.

 Используется при реализации проектов, состоящих из многих этапов (элементов). В случае неудачи одного этапа - срыв всего процесса. Следовательно, самое важное - убедиться в верности каждого элемента. Цель мозгового штурма - максимальное выявление всех недостатков. Этапы: составление списка существующих, потенциальных и возможных в будущем недостатков с помощью мозгового штурма; их ранжирование.  
 
   8.Метод корабельного совета.

 Высказывания проводятся в соответствии с иерархией. Недостатки: при возникновении идеи после своей очереди ее нельзя высказать.  
 
   9.Метод конференции идей.

 Это метод мозгового штурма, но более непринужденная обстановка, например, круглый стол.

Информация о работе Метод мозговой атаки