Менеджмент в ХХ веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:52, реферат

Краткое описание

Понятие организации всегда находилось в центре внимания мыслящих людей – начиная с великих полководцев древности и теоретиков военного искусства и кончая современными исследователями человеческого поведения. Главной причиной такого пристального интереса была удивительная способность организации нелинейно увеличивать силы и возможности вовлеченных в неё лиц. Во многих языках есть пословица, согласно которой порядок бьёт силу. Но порядок сам оказывается возможным исключительно благодаря единству и взаимодействию людей, входящих в состав организованных единиц, постоянным каналам общения, обеспечивающим их сплочение и совместную деятельность – одним словом управлению.

Файлы: 1 файл

менеджмент 20века.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

Ситуационный  подход, первое упоминание о котором  было сделано еще в 20-е годы Фоллетт, открывшей закон ситуаций, непосредственно  связан с системными и процессными  подходами и расширяет их применение на практике. Его часто называют ситуационным мышлением об организационных проблемах и их решениях. Сущность ситуационного подхода заключается в определении понятия ситуация, под которым подразумевается конкретный набор обстоятельств, оказывающих влияние на организацию в определенное время. Рассмотрение конкретной ситуации позволяет руководителю выбрать наилучший способ и метод достижения организацией максимальных результатов в данной ситуации. Ситуационный подход расширил взгляд на организацию как систему управления, подвергающуюся воздействию внешних и внутренних факторов. Количественная школа управления установила, что все факторы среды, влияющие на организацию, взаимозависимы и взаимосвязаны.

Ситуационные  теории управления дают рекомендации относительного того, как следует  управлять в конкретной ситуации. При этом выделяется четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, что добиться эффективного управления в конкретной ситуации. Во-первых, управление должно уметь осуществлять анализ ситуации с точки зрения того, какие требования предъявляет к организации конкретная ситуация. Во-вторых, необходимо выбрать такой подход к управлению, который наилучшим образом соответствует требованиям, выдвигаемым организации со стороны ситуации. В-третьих, управление должно создавать в организации потенциал и необходимую гибкость для перехода на новый уровень управления. В-четвертых, управлению необходимо провести изменения, позволяющие подстроиться к ситуации.

Ситуационные  теории, давая описание того, как  подстраивать организацию к конкретным требованиям, как производить изменения и перестановки наиболее рационально и безболезненно для организации, отрицают наличие универсальных подходов к управлению, наличие единых принципов построения и осуществления любого управления. С точки зрения этих теорий, управление – это искусство менеджеров понять ситуацию, исследовать её характеристики и выбрать соответствующее управление, и только потом следовать научным рекомендациям в области управления.

Таким образом, появление и развитие количественной школы управления характеризует новый этап в развитии управленческой мысли, так как на основе синтеза идей, выдвинутых предшествующими школами управления, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению, и была сформулирована идея о том, что управление – это не только наука, но и искусство.

 

Заключение

Несмотря  на всё историческое и содержательное многообразие подходов, концепций и  школ менеджмента, все они представляют собой вариации сочетаний из трех основных способов управления людьми: создание отношений собственности и связанного с ними обмена товарами и услугами; построение организации; выработка системы ценностей.

Развитие  теории управления в ХХ веке шло  по пути накопления и развития знаний. И этот процесс носил эволюционный характер. Каждая последующая школа не отрицала учений предыдущих школ, но брала к себе в «копилку» лучшие знания, прошедшие через призму производственных и общественных отношений.

Если общественные отношения носили примитивный характер, то и управление выражалось в зачаточном или упрощенном виде. По мере того, как развивались и усложнялись общественные отношения, по мере становления и развития хозяйственной, производственной деятельности, усложнялось, структурировалось и содержательно обогащалось само управление.

Зарождение крупного промышленного производства, технологий, методов и процессов привело  к возникновению научной школы  управления. Дальнейшее усложнение технологических  процессов и необходимость увеличения производительности труда привели  к развитию административный, человеческой, количественной школ управления. Развитие теоретических знаний позволило повысить производительность труда и привело к резкому ускорению эволюционного развития всего человечества.

Таким образом, можно  прямо говорить о том, во много благодаря эволюции теорий управления в ХХ веке человечество за сто последних лет сделало невиданный рывок в промышленном производстве. И этот процесс не останавливается ни на секунду, и все мы являемся свидетелями работы тех знаний, которые были заложены школами управлений в ХХ веке.

 

Библиографический список

1. ГОСТ 7.1 - 84 «Библиографическое  описание документа. Общие требования  и правила составления».

2. ГОСТ 7.82 - 2001 «Библиографическая  запись. Библиографическое описание  электронных изданий. Общие требования и правила составления».

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник.- 4-е изд., перераб. и доп. –  М.: «Экономистъ», 2008. - 670 с.

4. Ермаков В.В.  Менеджмент организации: Учебное  пособие. – М.: Издательство Московского  психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 208 с.

5. Абчук В.А. Менеджмент: Учебник. – СПб.: Издательство  «Союз», 2002. – 463 с.

6. Кнорринг В.И.  Теория, практика и искусство  управления: Учебник для вузов  по специальности «Менеджмент». – 2е изд., изм. и доп. – М.: Издательство «Норма», 2001. – 528 с.

7. Кравченко А.И.  История менеджмента: Учебное  пособия для вузов.-5-е изд.-М.: Академический  Проект: Трикста, 2005. - 560 с.

8. Орлов А.И. Менеджмент: Учебник. - М.: Издательство «Изумруд», 2003.-298 с.

9. Учебное пособие  для подготовки к государственному  итоговому междисциплинарному экзамену  профессиональной подготовки по  специальности 080507 «Менеджмент организации»/ Т.В. Алесинская, Л.Н. Дейнека, А.Н.  Проклин, Л.В. Фоменко, А.В. Татарова  и др.: Под общей редакцией В.Е. Ланкина.- Таганрог.: Изд-во ТРТУ, 2006.-304 с.

10. Семенов А.К., Набоков  В.И. Основы менеджмента: Учебник.-5-е  изд., перераб. и доп.-М.: Издательско-торговая  корпорация «Дашкин и К», 2008.-556 с.

11. Корицкий Э.Б.  Развитие науки о менеджменте в России в 1900 – 1950-е гг.// Российский журнал менеджмента. 2005. Т.3. №1 с. 127-144.

12. Уваров А.А.  Руководство подготовкой дипломных  и курсовых работ по экономическим  специальностям. - М.: Издательство "Дело  и Сервис", 2001. - 96 с.

13. Методические указания к выполнению, оформлению и защите курсовых работ для студентов дневного и заочного отделений экономического факультета ОмГУ/ Сост. Сост. Горловская И.Г., Иванова Л.Н. - Омск.: ОмГУ, 1998. - 24 с.

14. Виханский О.С.  «Другой» менеджмент: время перемен/ О.С. Виханский, А.И. Наумов// Российский журнал менеджмента. 2004.Т.2. №3 с. 105-126.

15. Полукаров В.А.  Основы менеджмента: Учебное пособие.- М.: Издательство «КноРус», 2009.-240 с.

16. Статья - Процессный  подход - Революция в управлении? – режим доступа http://www.finexcons.ru/articles/f-c-article1-1.htm

17. Барышников Ю.Н.  – Эволюция управленческой мысли  – режим доступа http://www.koism.rags.ru/publ/articles/11.php

18. Статья – Эволюция  менеджмента – режим доступа  http://www.crimealawyers.com/evolyutsiya-menedzhmenta

19. Статья - История  и эволюция менеджмента – режим  доступа http://ecouniver.com/economik-rasdel/men/289

20. Петросян А.Э.  Эволюция моделей менеджмента  (итоги ХХ века и прогноз  на ХХI веке)// Credo new, 2007. №4. С.191-121 –  режим доступа http://www.ins-car.ru/Articles/Evolution.p


Информация о работе Менеджмент в ХХ веке