Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 21:20, реферат
Как уже говорилось, менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний — науку, имеющую свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению, в XX в.[1]
Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, устанавливает связи между причиной и следствием, выявляет факторы и условия, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным.
Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.
принципиальные коррективы (в этом случае второй раунд с производственной
точки зрения особо сложен, но убедить двух-трех человек всегда проще, чем
весь коллектив). И, наконец, третий раунд: проводится совещание, на котором
возглавляющий группу специалист докладывает о разработанных мероприятиях и
после обсуждения и критики (в адрес, естественно, докладчика!) руководитель
соглашается с его мнением.
Попытки добиться желаемого без достаточной аргументации вашей позиции и
разумности предлагаемого варианта, без предварительной настройки оппонента на
благожелательный тон беседы редко дают положительный результат. Сфера
диалогического общения чрезвычайно обширна, от обычной беседы двух людей,
отца и сына, руководителя и подчиненного до научной дискуссии и
дипломатической полемики. Часто диалог государственных лидеров "один на один"
может разрешить сложнейшие проблемы более успешно, чем долгие дипломатические
переговоры.
Метод Штирлица
Одним из самых сложных и противоречивых инструментов управления является
управленческое решение. В его основе лежит обоснованная разработка
директивного документа, организующего и стимулирующего совместную
деятельность членов коллектива.
Чаще всего разрабатываются
решения, обеспечивающие тактические, частные управленческие задачи: сроки
выполнения, изменения в технологии кадровые вопросы и т. п. Более глубоких
творческих проработок требуют стратегические решения, которые зачастую
касаются структурных изменений, вопросов перестройки привычного хода
производства и постоянно сопровождаются негативными реакциями сторонников
сложившихся, апробированных форм и методов работы. Сопротивления
управленческим нововведениям можно ожидать не только со стороны рядовых
сотрудников, но иногда и от высоких руководителей, ревниво относящихся к
творческим идеям, им не принадлежащим. Отстоять свою идею, убедить оппонентов
в своей правоте не всегда удается даже опытным, владеющим методами искусства
управления и деловой полемики специалистам, и иногда приходится искать
нестандартные, обходные пути.
Непрост в реализации прием, позволяющий навязать, "протолкнуть" свою идею,
свой план вышестоящему руководителю или коллективу, условно называемый
"методом Штирлица" (по фамилии героя популярного кинофильма, где этот метод
наглядно демонстрируется в разговоре "нашего" интеллектуального супермена
Штирлица с "очень плохим", но умным - редкий случай в нашем кино! -
оппонентом, его начальником Шелленбергом). Суть этого метода: во время
приватного разговора или на совещании нужно ненавязчиво, как бы вскользь,
среди других вариантов решения упомянуть о своей идее и немедленно "забыть"
ее. Если ваш начальник умен, то сразу же оценит разумность вашей мысли и
потом, продумав ее, предложит эту идею как свою, значительно расширив ее,
уточнив и конкретизировав. Человеку свойственно доверять больше идеям,
родившимся в собственной голове, чем чужим. Ведь чаще всего вам важно
добиться своей цели, а не тешить авторское самолюбие. Этот метод интуитивно
хорошо знают и блестяще применяют многие умные жены: после неоднократных и
деликатных намеков, вздохов и якобы сомнений произносится желанная итоговая
фраза: "Что ж, пусть так и будет, как ты, мой умненький, сказал..."
Другой вариант этого метода хорошо знают опытные чиновники: час-то разумное,
на ваш взгляд, или выгодное для вас управленческое решение лучше не
предлагать напрямую руководству, а подготовить его среди других пунктов плана
работ. В результате такой нехитрой бюрократический игры вы вскоре получите
утвержденный план работ,
в котором будет строгое
такой-то срок нужное вам решение.
Метод " лягушка в сметане"
Жизнь не стоит на месте, окружающий мир находится в непрерывном
диалектическом развитии. Общественный прогресс не имеет линейного характера,
восходящая линия развития общества есть результат взаимодействия
многообразных процессов, и среди них решающая роль целенаправленной
деятельности людей. Все стороны жизни общества - от социально-
производственной деятельности до семейных отношений - являются ареной
непрекращающихся настойчивых поисков, импровизаций, случайностей, ошибок и
находок, ведь человек обязан
искать способы адаптации к
Иногда в ход жизни врывается непредвиденное и ломает привычные стереотипы:
осложнения на работе, серьезная болезнь, трения в семье. Человек начинает
искать выход из экстремальной ситуации, в тревоге мечется, старается вновь и
вновь безуспешно следовать привычным методам, совершает новые ошибки или
замирает в безысходной апатии. В сложной, неординарной ситуации редко удается
решить проблемы традиционными способами, нужно искать новые, нетривиальные
методы, хотя и метод хаотичных проб и ошибок не всегда приводит к желанной
целиИногда у человека прочно вырабатывается известный "эффект буриданова
осла", когда бесконечные сомнения, нерешительность, неспособность сделать
выбор приводят к самым тяжелым психическим травмам. В этом случае крах
неминуем. Здесь уместно вспомнить притчу о двух лягушках, попавших в кувшин
со сметаной. Одна из них, считая положение безнадежным, прекратила борьбу и
погибла. Другая продолжала бороться до конца, она пыталась выпрыгнуть из
кувшина, отчаянно работала лапками, сбила из сметаны масло и в итоге смогла
выбраться на волю.