Менеджмент как наука и искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 21:20, реферат

Краткое описание

Как уже говорилось, менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний — науку, имеющую свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению, в XX в.[1]
Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, устанавливает связи между причиной и следствием, выявляет факторы и условия, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным.
Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.

Файлы: 1 файл

Менеджмент как наука и искусство.docx

— 35.10 Кб (Скачать)

принципиальные коррективы (в этом случае второй раунд с  производственной

точки зрения особо сложен, но убедить двух-трех человек всегда проще, чем

весь коллектив). И, наконец, третий раунд: проводится совещание, на котором

возглавляющий группу специалист докладывает о разработанных  мероприятиях и

после обсуждения и критики (в адрес, естественно, докладчика!) руководитель

соглашается с его мнением.

Попытки добиться желаемого  без достаточной аргументации вашей  позиции и

разумности предлагаемого  варианта, без предварительной настройки  оппонента на

благожелательный тон  беседы редко дают положительный  результат. Сфера

диалогического общения  чрезвычайно обширна, от обычной  беседы двух людей,

отца и сына, руководителя и подчиненного до научной дискуссии  и

дипломатической полемики. Часто диалог государственных лидеров "один на один"

может разрешить сложнейшие проблемы более успешно, чем долгие дипломатические

переговоры.

    

Метод Штирлица

 

Одним из самых сложных  и противоречивых инструментов управления является

управленческое решение. В его основе лежит обоснованная разработка

директивного документа, организующего и стимулирующего совместную

деятельность членов коллектива. Чаще всего разрабатываются оперативные

решения, обеспечивающие тактические, частные управленческие задачи: сроки

выполнения, изменения в  технологии кадровые вопросы и т. п. Более глубоких

творческих проработок требуют  стратегические решения, которые зачастую

касаются структурных  изменений, вопросов перестройки привычного хода

производства и постоянно  сопровождаются негативными реакциями  сторонников

сложившихся, апробированных форм и методов работы. Сопротивления

управленческим нововведениям  можно ожидать не только со стороны  рядовых

сотрудников, но иногда и  от высоких руководителей, ревниво  относящихся к

творческим идеям, им не принадлежащим. Отстоять свою идею, убедить оппонентов

в своей правоте не всегда удается даже опытным, владеющим  методами искусства

управления и деловой  полемики специалистам, и иногда приходится искать

нестандартные, обходные пути.

Непрост в реализации прием, позволяющий навязать, "протолкнуть" свою идею,

свой план вышестоящему руководителю или коллективу, условно называемый

"методом Штирлица" (по фамилии героя популярного  кинофильма, где этот метод

наглядно демонстрируется  в разговоре "нашего" интеллектуального  супермена

Штирлица с "очень плохим", но умным - редкий случай в нашем  кино! -

оппонентом, его начальником  Шелленбергом). Суть этого метода: во время

приватного разговора  или на совещании нужно ненавязчиво, как бы вскользь,

среди других вариантов решения  упомянуть о своей идее и немедленно "забыть"

ее. Если ваш начальник  умен, то сразу же оценит разумность вашей мысли и

потом, продумав ее, предложит  эту идею как свою, значительно  расширив ее,

уточнив и конкретизировав. Человеку свойственно доверять больше идеям,

родившимся в собственной  голове, чем чужим. Ведь чаще всего  вам важно

добиться своей цели, а  не тешить авторское самолюбие. Этот метод интуитивно

хорошо знают и блестяще применяют многие умные жены: после  неоднократных и

деликатных намеков, вздохов  и якобы сомнений произносится желанная итоговая

фраза: "Что ж, пусть  так и будет, как ты, мой умненький, сказал..."

Другой вариант этого  метода хорошо знают опытные чиновники: час-то разумное,

на ваш взгляд, или выгодное для вас управленческое решение  лучше не

предлагать напрямую руководству, а подготовить его среди других пунктов плана

работ. В результате такой  нехитрой бюрократический игры вы вскоре получите

утвержденный план работ, в котором будет строгое предписание  подготовить в

такой-то срок нужное вам  решение.

    

Метод " лягушка  в сметане"

 

Жизнь не стоит на месте, окружающий мир находится в непрерывном

диалектическом развитии. Общественный прогресс не имеет линейного  характера,

восходящая линия развития общества есть результат взаимодействия

многообразных процессов, и  среди них решающая роль целенаправленной

деятельности людей. Все  стороны жизни общества - от социально-

производственной деятельности до семейных отношений - являются ареной

непрекращающихся настойчивых  поисков, импровизаций, случайностей, ошибок и

находок, ведь человек обязан искать способы адаптации к изменяющейся среде.

Иногда в ход жизни  врывается непредвиденное и ломает привычные стереотипы:

осложнения на работе, серьезная  болезнь, трения в семье. Человек  начинает

искать выход из экстремальной  ситуации, в тревоге мечется, старается  вновь и

вновь безуспешно следовать  привычным методам, совершает новые  ошибки или

замирает в безысходной  апатии. В сложной, неординарной ситуации редко удается

решить проблемы традиционными  способами, нужно искать новые, нетривиальные

методы, хотя и метод хаотичных  проб и ошибок не всегда приводит к  желанной

целиИногда у человека прочно вырабатывается известный "эффект буриданова

осла", когда бесконечные  сомнения, нерешительность, неспособность  сделать

выбор приводят к самым  тяжелым психическим травмам. В  этом случае крах

неминуем. Здесь уместно  вспомнить притчу о двух лягушках, попавших в кувшин

со сметаной. Одна из них, считая положение безнадежным, прекратила борьбу и

погибла. Другая продолжала бороться до конца, она пыталась выпрыгнуть из

кувшина, отчаянно работала лапками, сбила из сметаны масло  и в итоге смогла

выбраться на волю.

    

 


Информация о работе Менеджмент как наука и искусство