Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:24, курсовая работа
Менеджеру необходимо иметь соответствующие занимаемой должности знания в области техники, экономики, организации производства и управления.
Чем крупнее подразделение, которым управляет менеджер, тем большим общим комплексом знаний он должен обладать. Объем необходимых менеджеру знаний в различных областях науки зависит от того, каким участком работы он управляет. Так, для руководителей технических служб наиболее важным является наличие у них глубоких технических знаний, для начальников цехов - знаний организации производства и управления. Однако и тем и другим руководителям необходимо иметь достаточные экономические знания.
Введение
Личные качества руководителя и его деятельность
Личность эффективного руководителя
Подходы к изучению деятельности руководителя
1.3 Ключевые компетентности современного руководителя
2. Анализ личных качеств руководителя и их влияние на эффективность управления на примере ООО «Босфор»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
Результат |
Сильные стороны |
Ранг |
Обратный ранг |
Ограничения |
5 |
Способность управлять собой |
4 |
3 |
Неумение управлять собой |
7 |
Четкие ценности |
2 |
5 |
Размытость личностных ценностей |
6 |
Четкие личные цели |
3 |
4 |
Смутные личные цели |
6 |
Продолжающееся саморазвитие |
3 |
4 |
Остановленное саморазвитие |
7 |
Хорошие навыки решения проблем |
2 |
5 |
Недостаточность навыка решать проблемы |
8 |
Творческий подход |
1 |
6 |
Недостаток творческого подхода |
7 |
Умение влиять на окружающих |
2 |
5 |
Неумение влиять на людей |
6 |
Понимание особенностей управленческого труда |
3 |
4 |
Недостаточное понимание особенностей управленческого труда |
3 |
Способность руководить |
6 |
1 |
Слабые навыки руководства |
4 |
Умение обучать |
5 |
2 |
Неумение обучать |
4 |
Умение наладить групповую работу |
5 |
2 |
Низкая способность формировать коллектив |
Проведенный анализ позволяет выделить следующие проблемные для предприятия ООО «Босфор» вопросы управления, по которым наблюдается наибольшая степень рассогласования представлений руководителя о самом себе и его коллектива. Руководитель рассматривает свою способность формировать коллектив как «низкую», сам же коллектив оценивает ее как «высокую», отмечая способность содействовать развитию и повышению эффективности рабочих групп. Наиболее, как кажется, конфликтная область между руководителем и подчиненными складывается на основе их противоречивых представлений о понимании особенностей мотивации труда работников, несовпадающие представления о роли руководителя. Возможно, это расхождение в представлениях вызвано и неудовлетворенностью работников по поводу неопределенности в понимании целей личной и деловой жизни руководителя, а также его, по мнению сотрудников, неспособностью помогать другим людям развивать свои возможности.
Полученные на основе опросника «Работа» первоочередные требования, предъявляемые к руководителю данной фирмы: способность формировать коллектив, умение обучать, обладание сильными навыками руководства, понимание особенностей управленческого труда, умение влиять на людей и сопоставление с данными опросника «Анализ своих ограничений» позволяет сделать вывод о том, что выделяемые личные качества руководителя фирмы, нуждающиеся в специальном доразвитии, совершенствовании и выстраиваются в следующую иерархию:
1) умение управлять собой;
2) ясные и четкие личные цели;
3) сформированные навыки руководства;
4)творческий подход к работе.
Наибольшее расхождение наблюдается по вопросу рационального использования своего времени, энергии, умений; способности противостоять стрессам (таблицы 5, 6).
Таблица 5. Сводные результаты опросника «Работа»
Ограничения |
Результаты опросника "Работа" |
Результа-ты/2 |
Ранг |
Неумение управлять собой |
8 |
4 |
8 |
Размытые личные ценности |
12 |
6 |
4 |
Смутные личные цели |
10 |
5 |
6 |
Остановленное саморазвитие |
12 |
6 |
4 |
Недостаточность навыка решать проблемы |
11 |
5,5 |
5 |
Недостаток творческого подхода |
9 |
4,5 |
7 |
Неумение влиять на людей |
13 |
6,5 |
3 |
Недостаточное понимание особенностей управленческого труда |
15 |
7,5 |
2 |
Слабые навыки руководства |
15 |
7,5 |
2 |
Неумение обучать |
15 |
7,5 |
2 |
Данные, полученные в ходе экспериментального исследования, позволяют выделить некоторые направления для руководителя фирмы, нуждающиеся в развитии и совершенствовании: более эффективное использование времени и энергоресурсов, поддержание работоспособности руководителя; недостаточно ясное понимание своих личных целей и ценностей, а также особенностей управленческого труда; недостаточно развитые навыки руководства, умение обучать.
Таблица 6. Расхождения результатов опросников «Работа» и «Анализ личных ограничений»
Ограничения |
Результаты опросника "Работа" |
Результаты опросника "Анализ личных ограниче-ний" |
Расхожде-ние |
Неумение управлять собой |
8 |
3 |
5 |
Размытые личные ценности |
4 |
5 |
|
Смутные личные цели |
6 |
4 |
2 |
Остановленное саморазвитие |
4 |
4 |
|
Недостаточность навыка решать проблемы |
5 |
5 |
|
Недостаток творческого подхода |
7 |
6 |
1 |
Неумение влиять на людей |
3 |
5 |
|
Недостаточное понимание особенностей управленческого труда |
2 |
4 |
|
Слабые навыки руководства |
2 |
1 |
1 |
Неумение обучать |
2 |
2 |
|
Программа с целью коррекции личностных особенностей и поведения, предложенная М. Вудкок и Д. Фрэнсис, так характеризует позиции руководителя, способного управлять собой: поддержание своего здоровья, ограничение рабочего времени, поддержание равновесия между личной и деловой жизнью, планирование и организация перерывов для отдыха, эффективное использование времени, разумное отношение к своим поездкам, освоение навыков эффективного общения, свободное выражение эмоций, самопознание, обладание чувством собственного достоинства, принятие на себя только тех нагрузок, с которыми возможно справиться. Обладание четкими личными ценностями: сомнение по поводу своих ценностей, последовательность, поведение в соответствии с декларированными ценностями, стремление понять чужие взгляды, жизненная активность, стремление к установлению обратной связи. Четкие личные цели: уточнение предстоящих задач, регулярная оценка своего продвижения, планирование развития своей карьеры, эффективное использование времени и распределения сил, умелое делегирование полномочий, объективность в оценке подчиненных. Понимание особенностей управленческого труда: обсуждение принципов управления, умение анализировать собственные слабости, создание позитивной рабочей атмосферы, осознание собственного стиля руководства, изменение стиля руководства по потребности, способность добиться от подчиненной качественной работы. Высокие навыки руководства: в случае необходимости умеет навести дисциплину, приспособление стиля руководства к переменам в обществе, развитие добрых отношений с окружающими, поощрение лучших примеров, избегание слишком частого применения негативного подкрепления, умение защитить свою группу в случае возникновения угрозы, установление критериев успеха, поиск способов максимализации вклада в работу сотрудников. Умение обучать: умение создать в коллективе среду, способствующую обучению, осведомленность о потребности сотрудников в обучении, систематическая, умелая оценка и консультирование сотрудников, знание сильных и слабых сторон подчиненных, умение ставить цели, требующие усилий, помощь сотрудникам при планировании развития собственной карьеры.
Для качественной реализации проведенного анализа и развития собственной личности руководитель ООО «Босфор» прошел в 2000 г. обучение на семинаре-тренинге «Управление персоналом коммерческих предприятий», проводимом Институтом практической психологии. В программе данного семинара-тренинга поднимались вопросы эффективного управления организацией, влияния руководителя на подчиненных, постановки задач перед сотрудниками, привлечения специалистов в компанию, мотивации персонала, работы в конфликтных ситуациях. Два сотрудника из отдела продаж также приняли участие в работе «Тренинга продаж», повышая уровень своей профессиональной компетентности, приобретая практические навыки обучения торгового персонала.
Чтобы быть руководителем необходимо обладать определенными знаниями, умениями, навыками. Руководитель должен сочетать в себе качества квалифицированного специалиста, который обладает экономическими и техническими знаниями, и организатора производства, выполняющего административные функции. Из личных качеств важными являются предприимчивость, самостоятельность, инициативность, творческое мышление и готовность к риску.
Проблема личной эффективности руководителя стоит достаточно остро для многих организаций, предприятий, фирм. Важность и острота данной проблемы, как показало проведенное нами исследование, обусловлены тем, что качество работы руководителя неизбежно проецируется на качество и результаты работы всей организации, а личная эффективность руководителя, таким образом, влияет на эффективность организации.
Повышение личной эффективности необходимо проводить системно, последовательно, как налаживание регулярного менеджмента фирмы.15 Для руководителя очень важно усвоить последовательный и систематизированный подход к своему развитию. По мере того как совершенствуются профессиональные навыки и умения руководителя, формируется более твердая основа для компетентной работы.
Поскольку в жизни современных организаций все больше требовательности, им необходимы в качестве руководителей более способные в том числе и в плане самоорганизации кадры. Люди, занятые на руководящей работе в силу самой профессии участвуют в процессе перемен - качество их деятельности зависит от способности управлять окружающей действительностью, выбирать лучшие решения, концентрировать усилия и умело приспосабливаться. Поэтому от менеджера во все большей степени требуется способность опираться на самого себя, учиться с большей ответственностью относиться к самому себе и своему времени, карьере и потенциалу.
Список использованной литературы
Архангельский Г. Персональный управленческий учет. // Бизнес журнал. 2002. №8.
Базаров Т.Ю. Управление персоналом. М.: Мастерство, 2002. - 224с.
Блоштейн Е.А. Как активизировать интерес персонала к своей работе. //Журнал прикладной психологии. 1999. №5.
Брасс А.А. Основы менеджмента. Минск: Экоперспектива, 1999. - 239с.
Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. Пособие, - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ИНФРА-М, 2003. - 283 с. (Серия «Высшее образование»)
Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. - М.: Юрист, 1998. - 496 с.
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Гардарики, 2002. - 527с.
Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 1991. - 320с.
Дараховский И.С., Черноиванов И.П., Прехул Т.В. Бизнес и менеджер. М.: Азимут-центр, 1992. - 448.
Дынин А., Кацман Ю. Первоочередные задачи топ-менеджеров. // Секрет фирмы. 2002. № 10.
Мескон М., Альберт М., Хедроу Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1998. - 544с.
Олдкорн Р. Основы менеджмента. М.: Финпресс, 1999. - 320с.
Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учебно-практическое пособие, издание 3-е. - М.: Дело, 2000. - 272 с.
Хэлфриз Д. Как управлять людьми на работе. Челябинск: Урал LTD, 1999. - 209с.
Интернет-ресурсы:
http://vasilievaa.narod.ru/
Размещено на Allbest
1 Хэлфриз Д. Как управлять людьми на работе. Челябинск: Урал LTD, 1999. - 209с.
2 Вудкок М., Фрэнсис Д.Раскрепощенный менеджер.М.:Дело,1991.- 320с.
3 Дынин А., Кацман Ю. Первоочередные задачи топ-менеджеров. // Секрет фирмы. 2002. № 10. - С. 14-17.
4 Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. Пособие, - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ИНФРА-М, 2003. - 118 с. (Серия «Высшее образование»)
5 Брасс А.А. Основы менеджмента. Минск: Экоперспектива, 1999. - 239с.
6 Базаров Т.Ю. Управление персоналом. М.: Мастерство, 2002. - 219с.
7 Мескон М., Альберт М., Хедроу Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1998. - 544с.
8 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Гардарики, 2002. - 527с.
9 Дараховский И.С., Черноиванов И.П., Прехул Т.В. Бизнес и менеджер. М.: Азимут-центр, 1992. - 448.
10 Олдкорн Р. Основы менеджмента. М.: Финпресс, 1999. - 320с.
11 Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учебно-практическое пособие, издание 3-е. - М.: Дело, 2000. - 158 с.
12 Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. - М.: Юрист, 1998. - 261 с.
13 Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 1991. - 320с.
Информация о работе Личностные качества эффективного менеджера