Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 19:16, курс лекций
1.Сущность понятия «Стратегический менеджмент». Главная задача стратегического менеджмента. Основные признаки, характеризующие стратегические решения.
Стратегическое управление представляет процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Он включает постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют организации добиваться поставленных задач.
45. Взаимосвязь контура стратегического и оперативного планирования
Планирование относится к числу наиболее
интенсивно исследуемых проблемных областей
в теории экономики производства. Оно
занимает важнейшее место и в практической
деятельности предприятия. Вместе с тем
тщательный анализ внутрифирменного планирования свидетельствует
о наличии в этой области ряда недостатков,
наиболее важные из которых заключаются
в следующем.
Во-первых, в рамках стратегического планирования
постановка целей на многих предприятиях
излишне формализована. Процесс оказывается
недостаточно прозрачным в отношении
базовых идей и интуитивно выдвигаемых
целевых установок. Попытки разработок
оригинальной стратегии с помощью бюрократических
структур, как правило, не дают желаемого
результата.
Во-вторых, отсутствует необходимая связь
между стратегическим и оперативным планированием.
Одна из главных причин этого состоит
в недостаточной коммуникации стратегических
целей в направлении оперативной сферы
деятельности. В результате эти цели оказываются
не охваченными оперативным планированием,
что затрудняет их реализацию в дальнейшем.
В-третьих, в рамках оперативного планирования
постановка целей в собственном смысле
слова фактически не производится. Оперативные
цели базируются, как правило, на показателях
предшествующего периода. И, наоборот,
слишком много внимания уделяется бюджетным
вопросам, польза от решения которых весьма
сомнительна из-за отсутствия достаточно
четких целеустановок.
46. Виды стратегического управления
В современных условиях наибольшее распространение получили следующие стили и принципы управления.
• Управление на основе контроля используется, когда предполагается стабильное развитие на перспективу; применяется финансовый контроль.
• Управление на основе экстраполяции используется, когда предполагается на перспективу развитие таких же тенденций, как и в прошлом периоде;
в этих целях применяется составление текущих бюджетов, бюджетов капиталовложений, целевое управление, долгосрочное планирование.
• Управление на основе разработки принципиально новых стратегий используется, когда становятся очевидными новые тенденции развития, требующие принятия новых стилей и принципов управления, а также когда применяется выработка новых стратегических позиций, разработка стратегических планов по периодам.
• Управление на основе принятия оперативных решений используется при возникновении непредвиденных обстоятельств и тенденций развития; применяется на основе ранжирования стратегических задач
47. Формирование организационной структуры и системы управления
Процесс формирования организационной структуры включает
в себя формулировку целей и задач, определение
состава и место подразделений, их ресурсное
обеспечение (включая численность работающих),
разработку регламентирующих процедур,
документов, положений, закрепляющих и
регулирующих формы, методы, процессы,
которые осуществляются в организационной
системе управления.
Весь этот процесс можно организовать
по трем крупным стадиям:
* Формирование общей структурной схемы
во всех случаях имеет приципиальное значение,
поскольку при этом определяются главные
характеристики организации, а также направления,
по которым должно быть осуществлено более
углублённое проектирование как организационной
структуры, так и др. важнейших аспектов
системы (способность переработки информации).
* Разработка состава основных подразделений
и связей между ними - заключается в том,
что предусматривается реализация организационных
решений не только в целом по крупным линейно-функциональным
и программно - целевым блокам, но и вплоть
до самостоятельных (базовых) подразделений
аппарата управления, рвспределения конкретных
задач между ними и построения внутриорганизационных
связей. Под базовыми подразделениями
понимаются самостоятельные структурые
единицы (отделы,бюро, управления, сектора,
лаборатории), на которые организационно
разделяются линейно-функциональные и
программно- целевые подсистемы. Базовые
подразделения могут иметь свою внутреннюю
структуру.
* Регламентация организационной структуры
- предусматривает разработку количественных
характеристик аппарата управления и
процедур управленческой деятельности.Она
включает: определение состава внутренних
элементов базовых подразделений (бюро,
групп и должностей); определение проектной
численности подразделений; распределение
задач и работ между конкретными исполнителями;
установление ответственности за их выполнение;
разработку процедур выполнения управленческих
работ в подразделениях; расчёты затрат
на управление и показателей эффективности
аппарата управления в условиях проектированной
организационной структуры.
48. Основные типы организационных структур
В зависимости от характера связей выделяются
несколько основных типов организационных
структур управления:
1. Линейные;
2. Функциональные;
3. Линейно-штабные;
4. Линейно-функциональные
5. Управление через отделы;
6. Программно-целевое;
7. Матричное.
Линейная структура. В линейной структуре
управления каждый руководитель обеспечивает
руководство нижестоящими подразделениями
по всем видам деятельности. Функциональная
структура. Это система с процессом деления
организации на отдельные элементы, каждый
из кот имеет свою четкую определенную
конкретную задачу и обязанности. Появляются
специалисты по отдельным функциям. Линейно-функциональный
тип. При ней линейные руководители являются
единоначальниками, а им оказывают помощь
функциональные органы. Линейные руководители
низших ступеней административно не подчинены
функциональным руководителям высших
ступеней управления.
Программно-целевое управление применяется при переходе на новую программу (выпуск новой продукции или при организации производства). Матричная структура. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с членами проектной группы и с другими работниками функциональных подразделений, подчиняющимися ему временно и по ограниченному кругу вопросов.
49. Формирование организационной культуры и системы мотивации персонала
Культура организации базируется на
основных этических нормах и принципах
деятельности.
К этическим нормам относятся:
- честность и соблюдение закона,
- разрешение конфликтов интересов,
- благожелательность в торговле и рыночной
практике,
- использование внутренней информации
для обеспечения безопасности бизнеса,
- поддержка взаимоотношений и практики
прибыльности,
- оплата за выполненное дело,
- использование информации из других
источников,
- политическая активность,
- защита внутренней информации,
- использование активов, ресурсов и собственности
компании,
- оплата по контрактам и векселям.
Общими принципами деятельности компании
могут быть:
- первоочередная важность потребителей и их обслуживания;
- обязательства по качеству;
- обязательства по инновациям;
- уважение к индивидуальности служащих
и обязательства компании по отношению
к ним;
- важность соблюдения честности, прямоты
и этических норм;
- уважение к акционерам;
- уважение к фирмам-поставщикам;
- корпоративное товарищество;
- важность защиты окружающей среды.
Основные принципы деятельности организации нужны для разработки ее структуры, искусства организации, отличительных преимуществ, бюджета, обеспечивающих систем, мотиваций, политик и процедур, культуры. Чем глубже использование принципов в административной практике, тем более мощная стратегия может быть создана.
50. Организация контроля исполнения стратегии: анализ результатов и внесение корректировок.
Системы стратегического контроля являются
системами формального целеполагания
контроля, наблюдения, оценок и обратной
связи, которые обеспечивают менеджеров
информацией о деятельности организации
и необходимости корректирующих воздействий.
Следовательно, система контроля должна реализовать
четыре ступени действий:
- установление стандартов оценки функционирования,
которые должны разрабатываться одновременно
со стратегией;
- создание измерительной системы, которая
покажет степень достижения целей, что
является комплексной задачей, так как
многие действия трудно оценить;
- сравнение реального функционирования
с установленными целями;
- оценка результатов сравнения и выработка,
при необходимости, корректирующих действий.
Контрольные системы могут анализировать довольно широкий класс явлений: от измерения выходов организации до измерения организационного поведения, что, конечно, сложнее. Контроль должен осуществляться на всех уровнях управления: корпоративном, дивизиональном, функциональном и индивидуальном.
51. Организация процесса стратегического управления
Основными этапами стратегического управления
являются:
1. Определение сферы бизнеса и разработка
назначения фирмы.
2. Трансформация назначения фирмы в частные
долговременные и краткосрочные цели
деятельности.
3. Определение стратегии достижения целей
деятельности.
4. Разработка и реализация стратегии.
5. Оценка деятельности, слежение за ситуацией
и введение корректирующих воздействий.
Стратегия не может разрабатываться
только на верхнем уровне руководства. Практически целесообразно выделить
четыре уровня ее разработки:
- уровень корпорации,
- уровень СЗХ (отделений),
- функциональный уровень,
- менеджеры низшего уровня (полевые командиры).
Главные компоненты процесса стратегического менеджмента включают определение назначения, главных целей организации, анализ внешней и внутренней среды организации, выбор стратегии на уровне СЗХ и корпорации в соответствии с ее сильными и слабыми сторонами и внешними опасностями и благоприятными возможностями, приспособление организационных систем управления к
выбранной организацией стратегии.
52. Основные характеристики различных школ стратегий
1. Школа дизайна: формирование стратегии как процесс осмысления
2. Школа планирования: формирование
стратегии как формальный проце
3. Школа позиционирования: формирование стратегии как аналитический процесс
4. Школа предпринимательства: формирование
стратегии как процесс
5. Когнитивная школа: формирование
стратегии как ментальный
6. Школа обучения: формирование стратегии как развивающийся процесс
7. Школа власти: формирование стратегии
как процесс ведения
8. Школа культуры: формирование
стратегии как коллективный
9. Школа внешней среды: формирование
стратегии как реактивный
10. Школа конфигурации: формирование
стратегии как процесс
Четыре следующие школы в объяснении принципов
построения стратегии попытались приподняться
над индивидуальным уровнем, они обращаются
к другим силам и действующим лицам.
В последней группе всего одна школа, но
она фактически вбирает в себя все остальные
подходы. Эту школу мы называем школой
конфигурации. Ее представители стремятся
объединить разрозненные элементы нашего
"слона" - процесс построения стратегии,
содержание стратегии, организационную
структуру и ее окружение - в отдельные
последовательно составляющие жизненный
цикл организации стадии, например роста
или стабильной зрелости.
53. Использование принципов стратегического менеджмента в государственном управлении
Под стратегическим менеджментом в государственной службе понимается процесс управления в рамках учреждений государственной службы, и наука об этом управлении, и искусство управления и соответствующий набор навыков, и персонал государственного управления. Менеджмент в государственной службе реализуется через свои основные функции: планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль. Разделение управленческого труда нормативно закрепляется в организационной структуре, а повторяющиеся и стандартные действия – в управленческих процедурах.
Стратегический менеджмент в государственной службе имеет свои особенности, проявляющиеся в: целях, методах оценки результатов, отчетности, процедурах контроля, ответственности и системах стимулов.
Реализация каждой функции менеджмента в государственной службе обладает соответствующей спецификой:
¨ планирование и прогноз в государственных учреждениях обычно исходят из целей, устанавливаемых вышестоящими государственными органами, а в конечном счете – народом, гражданским обществом на основе демократического выбора руководства страны;
¨ организация государственной службы,
как правило, имеет более иерархическую
структуру и соответствующие этой иерархии
управленческие процедуры. В связи с этим
в рамках государственной службы складывается особый административно
¨ мотивация в государственной службе в меньшей мере основывается на денежном вознаграждении и в большей мере – на стимулах не денежного характера (престиж, выполнение важной работы, стабильность, возможность дальнейшей карьеры);
¨ контроль и оценка результатов в рамках государственной службы осуществляется вышестоящими структурными единицами и одновременно людьми как непосредственно, так и с помощью средств массовой информации и общественных организаций. Контроль в государственной службе носит более широкий и более объемлющий характер, чем в коммерческой организации
54. Конкурентное преимущество страны. Модель «национального ромба М.Портера.
Центральное место в концепции М. Портера занимает идея «национального ромба», раскрывающего четыре главных свойства («детерминанты») экономики, формирующих конкурентную макросферу, в которой действуют фирмы изучаемой страны
«Национальный ромб» выявляет систему детерминантов, которые, находясь во взаимодействии, создают благоприятную или неблагоприятную среду для реализации возможных конкурентных преимуществ страны.