Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 22:28, реферат
Анализируя всю деятельность предприятия с точки зрения потребностей Клиента, и одновременно решая задачу устранения потерь, можно добиться исключительных результатов. Самое важное, что использование принципов Бережливого производства позволяет увязывать все управленческие проекты и согласованно направлять их для решения задач, стоящих перед предприятием.
Lean Manufacturing
Если бы
«Дженерал моторз» смогла управлять
своими запасами также эффективно,
как «Тойота», то она смогла бы высвободить
несколько миллиардов долларов, которые
у нее заморожены на складах и
в цехах в форме незавершенного
производства, сырья и комплектующих.
Перед владельцами и руководством любого рыночного предприятия стоит задача повышения эффективности бизнеса и его развития. В классической теории данная задача сводится к решению уравнения из четырех переменных:
Большинство из существующих теорий и инструментов позволяют управлять одной или несколькими из этих составляющих, но редко предлагается комплексное решение. Например, система бюджетирования не ориентирована на потребности Клиентов, система управления качеством дает возможность совершенствовать потребительские свойства продукта, упуская финансовую составляющую, система сбалансированных показателей, как правило, не может быть доведена до каждого сотрудника.
Непрекращающийся поиск решения этой задачи привел на Восток, а именно в Японию, где уже много лет происходит оттачивание концепции, элементы которой традиционны, но их сочетание ново и актуально. Американские и европейские компании с середины 80-х активно перенимают опыт «страны восходящего солнца». Особенно после того, как Джеймс Вумек (James P. Womack) попытался систематизировать увиденное в японских компаниях в теории, названной Lean Manufacturing (Бережливое/Рациональное производство).
В основе Бережливого производства лежит идея, в соответствии с которой любые действия на предприятии необходимо рассматривать с точки зрения Клиента: создает это действие ценность для Клиента или нет. Например, обработка заявки Клиента или шлифовка детали на станке создают ценность, а когда заявка Клиента лежит в лотке у клерка или деталь находится в кладовой цеха в ожидании следующей стадии обработки, то ценность не создается. Таким образом, всю деятельность предприятия можно классифицировать на:
Если проанализировать работу типичного предприятия с этой точки зрения, то получается, что действия, добавляющие ценность продукту на всех стадиях, составляют всего лишь 5-10%, а 90-95% - не добавляют ценности, т.е. являются потерями.
Анализируя всю деятельность предприятия с точки зрения потребностей Клиента, и одновременно решая задачу устранения потерь, можно добиться исключительных результатов. Самое важное, что использование принципов Бережливого производства позволяет увязывать все управленческие проекты и согласованно направлять их для решения задач, стоящих перед предприятием.
В результате перехода на Бережливые принципы, и производственные, и сервисные предприятия даже за счет только собственных инвестиционных ресурсов способны значительно увеличить оборотные средства, высвободить часть персонала для решения новых задач, сократить цикл производства или предоставления услуг, снизить издержки производства, повысить качество продукции.
Бережливое производство - это сочетание философии, управленческих и производственных технологий, к которым относятся:
Не все элементы теории сегодня применимы в России на 100%, но основные идеи уже опробованы нами в проектах и показали свою актуальность как фундамента реальных долговременных конкурентных преимуществ в бизнесе.
Основные понятия
Lean
Ценность и потери
Ценность изделия – мера удовлетворения потребности Клиента, соответствующей назначению товара или услуги. Это ощущение Клиента, что нужная ему вещь доставлена в нужное место, в нужное время и по приемлемой цене.
Потери
– любая деятельность,
потребляющая ресурсы,
но не добавляющая
ценности изделию.
Типы действий на предприятии
Виды потерь
Принципы Таичи Оно
Кайдзен
Термин «кайдзен»
Кайдзен
– японское слово
– производное
от двух иероглифов
– «изменения»
и «хорошо», что
можно перевести
как «изменения к
лучшему», «совершенствование».
В
широком понимании
слова, Кайдзен –
принцип постоянных,
непрерывных улучшений.
Кайдзен и управление предприятием
В традиционном подходе к управлению задачи развития предприятия (технологического, управленческого и т.д.) делятся на два уровня:
При этом инновации являют собой одномоментный акт, эффект от которого сразу после внедрения начинается снижаться. Это связано с тем, что новая технология сразу начинает устаревать, управленческий механизм постепенно возвращается «на круги своя» и поглощается существующей корпоративной культурой.
Японский подход к управлению предлагает присутствие на предприятии еще одного механизма совершенствования – Кайдзен – подхода, при котором и руководство предприятия, и сотрудники занимаются постоянными непрерывными улучшениями.
Кайдзен
– это корпоративная
культура и управленческие
механизмы, стимулирующие
сотрудников предлагать
улучшения и реализовывать
их в оперативном режиме.
Корпоративная культура
Внедрение
и реализация принципа
постоянных улучшений
требует создания
на предприятии особой
корпоративной культуры,
при которой сотрудники
понимают важность и
поддерживают процесс
совершенствования.
Для этого руководство
должно осуществлять
поддержку принципов
Кайдзен, помогать сотрудникам
их освоить, а также
оценить и помочь реализовать
выдвинутые предложения.
Распределение
функций при внедрении и
Высшее руководство
Руководители среднего уровня
Сотрудники
Процесс улучшений
Основной механизм реализации Кайдзен – рабочая группа, которая создается для достижения конкретных целей по совершенствованию, либо для постоянного (непрерывного) поиска путей совершенствования определенного процесса на предприятии.
Небольшие предложения, выработанные группой, могут быть реализованы на уровне подразделения. Если для реализации предложения требуются инвестиции, то утверждается соответствующий проект.
Одно из направлений действий кадзен-групп – улучшение межфункциональных связей на предприятии. Решение задач в области затрат, качества, движения материалов или документооборота требуют тесного взаимодействия представителей разных подразделений, которые должны воспринимать друг друга не как конкурентов за внутренние ресурсы, а как коллектив, стремящийся достичь поставленных целей.
5 Принципов Организации
Рабочего Места (5С)
Задача
Пяти Принципов заключаются
в оптимизации рабочего
места с целью повышения
производительности
труда. Включает в себя
пять принципов, каждый
из которых по-японски
начинается с буквы
«С».
Потери, связанные с наличием лишних предметов на участке