Критерии и показатели эффективности управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:34, реферат

Краткое описание

Современный руководитель мыслит по-новому, его деятельность основывается на новых подходах. Ведь организации и их подразделения добиваются успеха не сами по себе, а под управлением менеджеров. Каждый менеджер должен сделать сегодня свой выбор: либо занять место в авангарде революции и сделать свою организацию отличной от других, либо отдать предпочтение "обозу".
Именно этим, на мой взгляд, определяется актуальность выбранной темы, так как роль руководителя на предприятиях в рыночных условиях несомненно велика.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...
3
1. Эффективность менеджмента и способы ее оценки…
4
2. Критерии и показатели эффективности управления...
7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….

Файлы: 1 файл

введ.в спец..doc

— 106.50 Кб (Скачать)

Группа показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления, в т.ч. непосредственные результаты и затраты управленческого труда. В качестве затрат на управление учитываются текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управления, а также единовременные расходы на исследовательские и проектные работы в области создания и совершенствования систем управления, на приобретение вычислительной техники и других технических средств, используемых в управлении, затраты на строительство.

При оценке эффективности процесса управления используются показатели, которые могут оцениваться как количественно, так и качественно. Эти показатели приобретают нормативный характер и могут использоваться в качестве критерия эффективности и ограничений, когда организационная структура изменяется в направлении улучшения одного или группы показателей эффективности при неизменности остальных. К нормативным характеристикам аппарата управления могут быть отнесены следующие: производительность, экономичность, адаптивность, гибкость, оперативность, надежность.

Производительность аппарата управления может определяться, в частности, как количество произведенной организацией конечной продукции или объем выработанной в процессе управления информации, приходящийся на одного работника, занятого в аппарате управления.

Под экономичностью аппарата управления понимаются относительные затраты на его функционирование, соизмеренные с объемами или результатами производственной деятельности. Для оценки экономичности могут использоваться такие показатели, как удельный вес затрат на содержание аппарата управления в стоимости реализованной продукции, удельный вес управленческих работников в численности промышленно-производственного персонала, стоимость выполнения единицы объема отдельных видов работ[5].

Адаптивность системы управления определяется ее способностью эффективно выполнять заданные функции в определенном диапазоне изменяющихся условий. Чем относительно шире этот диапазон, тем более адаптивной считается система.

Гибкость характеризует свойство органов аппарата управления изменять в соответствии с возникающими задачами свою роль в процессе принятия решений и налаживать новые связи, не нарушая присущей данной структуре упорядоченности отношений. В принципе гибкость структуры управления может оцениваться по многообразию форм взаимодействия управленческих органов, номенклатуре решаемых подразделениями задач, уровню централизации ответственности и другим признакам.

Оперативность принятия управленческих решений характеризует своевременность выявления и решения управленческих проблем, которая обеспечивает максимальное достижение поставленных целей при сохранении устойчивости налаженных производственных и обеспечивающих процессов.

Надежность аппарата управления в целом характеризуется его безотказным (соответствующим поставленным целям) функционированием. Если считать качество определения целей и постановки проблем достаточным, то надежность аппарата управления может относительно полно характеризоваться его исполнительностью, т.е. способностью обеспечивать выполнение заданий в рамках установленных сроков и выделенных ресурсов.

Для оценки исполнительности аппарата управления и его подсистем могут применяться такие показатели, как уровень выполнения плановых заданий и соблюдение утвержденных нормативов, отсутствие отклонений при исполнении директивных указаний, нарушений административно-правового и технологического регламента и т.п.

Группа показателей, характеризующих рациональность организационной структуры и ее технико-организационный уровень, которые могут использоваться в качестве нормативных при анализе эффективности проектируемых вариантов организационных структур.

К ним относятся: звенность системы управления, уровень централизации функций управления, принятые нормы управляемости, сбалансированность распределения прав и ответственности, уровень специализации и функциональной замкнутости подсистем и т.п.

Для оценки эффективности управления важное значение имеет определение соответствия системы управления и ее организационной структуры объекту управления.

Это находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, содержательной полноте и целостности процессов управления, соответствии численности и состава работников объему и сложности работ, полноте обеспечения производственно-технологических процессов требуемой информацией, обеспеченности процессов управления технологическими средствами с учетом их номенклатуры, мощности и быстродействия.

Важными требованиями, которые должны быть реализованы при формировании системы показателей оценки эффективности организационной структуры, являются обеспечение структурно-иерархического соответствия показателей системе целей организации, способность адекватного отражения динамичности управляемых процессов, сбалансированность и непротиворечивость показателей. При оценке эффективности отдельных мероприятий по совершенствованию системы управления и ее организационной структуры допускается использование не связанных в единую систему частных показателей. Основное требование к их выбору — максимальное соответствие каждого показателя целевой ориентации проводимого мероприятия и полнота отражения достигаемого эффекта.

Эффективность управления - это[6]:

-         характеристика степени управляемости организации, скорости и формы ее реагирования на принимаемые менеджером управленческие решения;

-         степень достижения управляющим органом поставленных целей и запланированных результатов.

Эффективность управления обусловлена:

-         управленческим потенциалом менеджмента (профессиональными и личными характеристиками менеджеров);

-         организационной структурой управления;

-         схемами функционирующих в организации коммуникативных процессов;

-         стилем руководства организацией;

-         технологией управления (совокупность функций, методов и форм управленческого воздействия);

-         организационной культурой;

-         социально-психологическими факторами.

Основные подходы к оценке эффективности менеджмента.

Экономические — предполагают соотношение результатов хозяйственной деятельности организации и затрат ресурсов на управление (например, полученной прибыли и затрат на управление).

Социальные — ориентируют на учет социальных результатов управленческой деятельности (например, морально-психологический климат, сплоченность трудового коллектива, ритмичность в работе, отсутствие деструктивных конфликтов и др.).

Критерии и показатели эффективности управления

Эффективность производства:

-         объем производства;

-         прибыль;

-         рентабельность;

-         производительность труда;

-         фондоотдача.

-         Эффективность собственного управления.

-         Количественные критерии (характеризуют экономический эффект):

-         трудовые показатели (экономия живого труда в сфере управления — численность аппарата управления, трудозатраты на управление и др.);

-         финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и др.);

-         показатели экономии времени путем внедрения прогрессивных управленческих технологий.

-         Качественные критерии (характеризуют социальную эффективность):

-         уровень квалификации менеджмента;

-         обоснованность принимаемых решений;

-         организационная культура;

-         управляемость организации;

-         удовлетворенность трудом;

-         морально-психологический климат;

-         сплоченность трудового коллектива;

-         авторитет менеджмента организации;

-         другие.

Факторы эффективности деятельности менеджера.

Необходимые личностные качества:

-         способность управлять собой;

-         четкие ценности;

-         четкие личные цели;

-         продолжающееся саморазвитие;

-         хорошие навыки решения проблем;

-         творческий подход;

-         умение влиять на окружающих;

-         понимание особенностей управленческого труда;

-         способность руководить;

-         умение обучать;

-         умение налаживать групповую работу.

Ограничения:

-         неумение управлять собой;

-         размытость личных ценностей;

-         смутные личные цели;

-         остановленное саморазвитие;

-         недостаточность навыков решения проблем;

-         отсутствие (недостаток) творческого подхода;

-         неумение влиять на людей;

-         недостаточное понимание особенностей управленческого труда;

-         недостаток способности руководить;

-         неумение обучать;

-         низкая способность формировать коллектив (команду).

 

                                                        Заключение

 

Эффективность управления — это характеристика степени управляемости организации, скорости и формы ее реагирования на принимаемые менеджером управленческие решения; степень достижения управляющим органом поставленных целей и запланированных результатов.

Оценка эффективности является важным элементом разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов или плановых мероприятий, и проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа ее совершенствования.

Показатели, используемые при оценках эффективности аппарата управления и его организационной структуры, могут быть разбиты на следующие три взаимосвязанные группы:

-         группа показателей, характеризующих эффективность системы управления;

-         группа показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления;

-         группа показателей, характеризующих рациональность организационной структуры и ее технико-организационный уровень.


Список использованной литературы:

1.      Вершигора, Е.Е. Менеджмент: Учеб. Пособие / Е.Е. Вершигора. – М.: Инфра-М, 2008. – 256 с.

2.      Драчева, Е.Л., Менеджмент: Учебное пособие для студентов учреждений сред. Проф. Образования / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – М.:Мастерство, 2006. – 288 с.

3.      Кабушкин, Н.И. основы менеджмента: Учеб. для ст-тов ВУЗов / Н.И. Кабушкин. - Минск: Изд. центр «эконом-пресс», 2008 – 284 с.

4.      Мескон, М.Х. и др. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури Пер. с анг. – М.: Дело, 2008. – 800 с.

5.      Основы менеджмента в 2-х ч.: Учебник/ Под ред. А.И. Афоничкина, А.Ф. Полякова; СКИ МУПК. – Саранск: 2007.

6.      Основы менеджмента: Учеб пос. для ВУЗов/ Научн. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 2007. – 432 с.

7.      Основы менеджмента: Учеб. Для ВУЗов/ Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова и др. / Под ред. Д.Д. Вачугова. – М.: Высш. Шк., 2005. – 367с.

8.      Основы менеджмента: Учеб. По. М.: Изд. Дом «Дашков и К», 2005. – 176 с.

9.      Петров, Н.А. Основы менеджмента: Учеб. Пос. для ст-тов ВУЗов / Н.А. Петров. - М.: Изд-во ассоциации строительных вузов, 2007. – 132 с.

 



[1] Основы менеджмента: Учеб пос. для ВУЗов / Научн. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 2007. - С. 117.

[2] Основы менеджмента: Учеб пос. для ВУЗов / Научн. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 2007. -  С. 121.

[3] Основы менеджмента в 2-х ч.: Учебник / Под ред. А.И. Афоничкина, А.Ф. Полякова; СКИ МУПК. – Саранск: 2007. - С.  93.

[4] Основы менеджмента в 2-х ч.: Учебник / Под ред. А.И. Афоничкина, А.Ф. Полякова; СКИ МУПК. – Саранск: 2007. -  С. 98.

[5] Драчева, Е.Л. Менеджмент: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. Проф. Образования /Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – М.:Мастерство, 2006. - С. 172.

[6] Драчева, Е.Л. Менеджмент: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. Проф. Образования / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов.  – М.:Мастерство, 2006. -  С. 194.


Информация о работе Критерии и показатели эффективности управления