Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:34, реферат
Современный руководитель мыслит по-новому, его деятельность основывается на новых подходах. Ведь организации и их подразделения добиваются успеха не сами по себе, а под управлением менеджеров. Каждый менеджер должен сделать сегодня свой выбор: либо занять место в авангарде революции и сделать свою организацию отличной от других, либо отдать предпочтение "обозу".
Именно этим, на мой взгляд, определяется актуальность выбранной темы, так как роль руководителя на предприятиях в рыночных условиях несомненно велика.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...
3
1. Эффективность менеджмента и способы ее оценки…
4
2. Критерии и показатели эффективности управления...
7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….
Группа показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления, в т.ч. непосредственные результаты и затраты управленческого труда. В качестве затрат на управление учитываются текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управления, а также единовременные расходы на исследовательские и проектные работы в области создания и совершенствования систем управления, на приобретение вычислительной техники и других технических средств, используемых в управлении, затраты на строительство.
При оценке эффективности процесса управления используются показатели, которые могут оцениваться как количественно, так и качественно. Эти показатели приобретают нормативный характер и могут использоваться в качестве критерия эффективности и ограничений, когда организационная структура изменяется в направлении улучшения одного или группы показателей эффективности при неизменности остальных. К нормативным характеристикам аппарата управления могут быть отнесены следующие: производительность, экономичность, адаптивность, гибкость, оперативность, надежность.
Производительность аппарата управления может определяться, в частности, как количество произведенной организацией конечной продукции или объем выработанной в процессе управления информации, приходящийся на одного работника, занятого в аппарате управления.
Под экономичностью аппарата управления понимаются относительные затраты на его функционирование, соизмеренные с объемами или результатами производственной деятельности. Для оценки экономичности могут использоваться такие показатели, как удельный вес затрат на содержание аппарата управления в стоимости реализованной продукции, удельный вес управленческих работников в численности промышленно-производственного персонала, стоимость выполнения единицы объема отдельных видов работ[5].
Адаптивность системы управления определяется ее способностью эффективно выполнять заданные функции в определенном диапазоне изменяющихся условий. Чем относительно шире этот диапазон, тем более адаптивной считается система.
Гибкость характеризует свойство органов аппарата управления изменять в соответствии с возникающими задачами свою роль в процессе принятия решений и налаживать новые связи, не нарушая присущей данной структуре упорядоченности отношений. В принципе гибкость структуры управления может оцениваться по многообразию форм взаимодействия управленческих органов, номенклатуре решаемых подразделениями задач, уровню централизации ответственности и другим признакам.
Оперативность принятия управленческих решений характеризует своевременность выявления и решения управленческих проблем, которая обеспечивает максимальное достижение поставленных целей при сохранении устойчивости налаженных производственных и обеспечивающих процессов.
Надежность аппарата управления в целом характеризуется его безотказным (соответствующим поставленным целям) функционированием. Если считать качество определения целей и постановки проблем достаточным, то надежность аппарата управления может относительно полно характеризоваться его исполнительностью, т.е. способностью обеспечивать выполнение заданий в рамках установленных сроков и выделенных ресурсов.
Для оценки исполнительности аппарата управления и его подсистем могут применяться такие показатели, как уровень выполнения плановых заданий и соблюдение утвержденных нормативов, отсутствие отклонений при исполнении директивных указаний, нарушений административно-правового и технологического регламента и т.п.
Группа показателей, характеризующих рациональность организационной структуры и ее технико-организационный уровень, которые могут использоваться в качестве нормативных при анализе эффективности проектируемых вариантов организационных структур.
К ним относятся: звенность системы управления, уровень централизации функций управления, принятые нормы управляемости, сбалансированность распределения прав и ответственности, уровень специализации и функциональной замкнутости подсистем и т.п.
Для оценки эффективности управления важное значение имеет определение соответствия системы управления и ее организационной структуры объекту управления.
Это находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, содержательной полноте и целостности процессов управления, соответствии численности и состава работников объему и сложности работ, полноте обеспечения производственно-
Важными требованиями, которые должны быть реализованы при формировании системы показателей оценки эффективности организационной структуры, являются обеспечение структурно-иерархического соответствия показателей системе целей организации, способность адекватного отражения динамичности управляемых процессов, сбалансированность и непротиворечивость показателей. При оценке эффективности отдельных мероприятий по совершенствованию системы управления и ее организационной структуры допускается использование не связанных в единую систему частных показателей. Основное требование к их выбору — максимальное соответствие каждого показателя целевой ориентации проводимого мероприятия и полнота отражения достигаемого эффекта.
Эффективность управления - это[6]:
- характеристика степени управляемости организации, скорости и формы ее реагирования на принимаемые менеджером управленческие решения;
- степень достижения управляющим органом поставленных целей и запланированных результатов.
Эффективность управления обусловлена:
- управленческим потенциалом менеджмента (профессиональными и личными характеристиками менеджеров);
- организационной структурой управления;
- схемами функционирующих в организации коммуникативных процессов;
- стилем руководства организацией;
- технологией управления (совокупность функций, методов и форм управленческого воздействия);
- организационной культурой;
- социально-психологическими факторами.
Основные подходы к оценке эффективности менеджмента.
Экономические — предполагают соотношение результатов хозяйственной деятельности организации и затрат ресурсов на управление (например, полученной прибыли и затрат на управление).
Социальные — ориентируют на учет социальных результатов управленческой деятельности (например, морально-психологический климат, сплоченность трудового коллектива, ритмичность в работе, отсутствие деструктивных конфликтов и др.).
Критерии и показатели эффективности управления
Эффективность производства:
- объем производства;
- прибыль;
- рентабельность;
- производительность труда;
- фондоотдача.
- Эффективность собственного управления.
- Количественные критерии (характеризуют экономический эффект):
- трудовые показатели (экономия живого труда в сфере управления — численность аппарата управления, трудозатраты на управление и др.);
- финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и др.);
- показатели экономии времени путем внедрения прогрессивных управленческих технологий.
- Качественные критерии (характеризуют социальную эффективность):
- уровень квалификации менеджмента;
- обоснованность принимаемых решений;
- организационная культура;
- управляемость организации;
- удовлетворенность трудом;
- морально-психологический климат;
- сплоченность трудового коллектива;
- авторитет менеджмента организации;
- другие.
Факторы эффективности деятельности менеджера.
Необходимые личностные качества:
- способность управлять собой;
- четкие ценности;
- четкие личные цели;
- продолжающееся саморазвитие;
- хорошие навыки решения проблем;
- творческий подход;
- умение влиять на окружающих;
- понимание особенностей управленческого труда;
- способность руководить;
- умение обучать;
- умение налаживать групповую работу.
Ограничения:
- неумение управлять собой;
- размытость личных ценностей;
- смутные личные цели;
- остановленное саморазвитие;
- недостаточность навыков решения проблем;
- отсутствие (недостаток) творческого подхода;
- неумение влиять на людей;
- недостаточное понимание особенностей управленческого труда;
- недостаток способности руководить;
- неумение обучать;
- низкая способность формировать коллектив (команду).
Эффективность управления — это характеристика степени управляемости организации, скорости и формы ее реагирования на принимаемые менеджером управленческие решения; степень достижения управляющим органом поставленных целей и запланированных результатов.
Оценка эффективности является важным элементом разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов или плановых мероприятий, и проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа ее совершенствования.
Показатели, используемые при оценках эффективности аппарата управления и его организационной структуры, могут быть разбиты на следующие три взаимосвязанные группы:
- группа показателей, характеризующих эффективность системы управления;
- группа показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления;
- группа показателей, характеризующих рациональность организационной структуры и ее технико-организационный уровень.
Список использованной литературы:
1. Вершигора, Е.Е. Менеджмент: Учеб. Пособие / Е.Е. Вершигора. – М.: Инфра-М, 2008. – 256 с.
2. Драчева, Е.Л., Менеджмент: Учебное пособие для студентов учреждений сред. Проф. Образования / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – М.:Мастерство, 2006. – 288 с.
3. Кабушкин, Н.И. основы менеджмента: Учеб. для ст-тов ВУЗов / Н.И. Кабушкин. - Минск: Изд. центр «эконом-пресс», 2008 – 284 с.
4. Мескон, М.Х. и др. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури Пер. с анг. – М.: Дело, 2008. – 800 с.
5. Основы менеджмента в 2-х ч.: Учебник/ Под ред. А.И. Афоничкина, А.Ф. Полякова; СКИ МУПК. – Саранск: 2007.
6. Основы менеджмента: Учеб пос. для ВУЗов/ Научн. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 2007. – 432 с.
7. Основы менеджмента: Учеб. Для ВУЗов/ Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова и др. / Под ред. Д.Д. Вачугова. – М.: Высш. Шк., 2005. – 367с.
8. Основы менеджмента: Учеб. По. М.: Изд. Дом «Дашков и К», 2005. – 176 с.
9. Петров, Н.А. Основы менеджмента: Учеб. Пос. для ст-тов ВУЗов / Н.А. Петров. - М.: Изд-во ассоциации строительных вузов, 2007. – 132 с.
[1] Основы менеджмента: Учеб пос. для ВУЗов / Научн. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 2007. - С. 117.
[2] Основы менеджмента: Учеб пос. для ВУЗов / Научн. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 2007. - С. 121.
[3] Основы менеджмента в 2-х ч.: Учебник / Под ред. А.И. Афоничкина, А.Ф. Полякова; СКИ МУПК. – Саранск: 2007. - С. 93.
[4] Основы менеджмента в 2-х ч.: Учебник / Под ред. А.И. Афоничкина, А.Ф. Полякова; СКИ МУПК. – Саранск: 2007. - С. 98.
[5] Драчева, Е.Л. Менеджмент: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. Проф. Образования /Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – М.:Мастерство, 2006. - С. 172.
[6] Драчева, Е.Л. Менеджмент: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. Проф. Образования / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – М.:Мастерство, 2006. - С. 194.
Информация о работе Критерии и показатели эффективности управления