Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 13:43, контрольная работа
Школа «человеческих отношений». Представители школы «человеческих отношений».
Основы менеджмента
Контрольная работа №1
Выриант №5
Кухарчука Олега Александровича
Группа 94412
Шифр
V-K-1175
Школа человеческих отношений появилась на рубеже 20-30-х гг. В ее основу были положены достижения психологии и социологии, именно поэтому проблема повышения производительности труда решалась посредством изучения поведения человека в трудовом процессе. Ученые понимали, что, сосредоточив свое внимание на человеке, они смогут предложить методы эффективного стимулирования труда.
Понимание
важности влияния социально-
На основе Хоторнских экспериментов Э.Мэйо и его сотрудниками была сформулирована доктрина, «человеческих отношений». Основой ее являются следующие принципы;
Эти выводы, касающиеся мотивации труда, были в норме отличными от основных положений классической школы (административный подход), и школы научного управления (экономический подход), так как основное внимание Мэйо переносил на систему взаимоотношений в коллективе.
Американский социолог Мери Паркер Фолетт также внесла значительный вклад в развитие школы человеческих отношений. Она опередила Мэйо и первой сформулировала идею о том, что решающее влияние на рост производительности труда рабочего оказывают не материальные, а главным образом социальные и психологические факторы. Одной из первых Фолетт выдвинула идею «участия рабочих в управлении». Примером участия рабочих в управлении является принятие или решения о способах выполнения того или иного приказа. По ее мнению на предприятии должна царить « подлинная общность интересов. Фолетт считала, что на смену концепции «экономического человека» пришла концепция «человека социального». Если «экономический человек», продавая свою рабочую силу, стремится получить максимальную материальную выгоду, то «социальный человек» стремится к признанию, самовыражению, получению духовного вознаграждения.
В более поздние годы концепция мотивации развивалась в традициях школы человеческих отношений профессором Мичиганского университета Дугласом Макгрегором. В работе «Человеческая сторона предприятия» (1960) он изложил свои взгляды на вопросы лидерства, стиля руководства, поведение людей в организациях. В основе созданной Макгрегором концепции лежит положение о необходимости использования на практике достижений «социальной науки», учитывающей природу и поведения человеческих ресурсов.
Он разрабатывает две модели поведения руководителей, обозначив их теорией Х и теорией Y. Теория Х основана на применении методов принуждения и поощрения (кнута и пряника), которыми пользуется автократичный руководитель, чтобы навязать свою волю подчиненным (административный подход к мотивации). Теория Y уделяет основное внимание созданию условий благоприятствующих стимулированию работников, предоставлению им возможностей для максимального проявления инициативы, изобретательности и самостоятельности при достижении целей организации. Основными положениями теории Y руководствуются лидеры демократического стиля.
В 1981 году американский профессор Уильям Оучи выдвинул теорию Z, как бы дополняя тем самым идеи Макгрегора. Оучи, изучив японский опыт управления, попытался сформулировать лучший путь управления, в том числе мотивации, любой организации. Исходным пунктом концепции Оучи является положение о том, что человек – это основа любой организации и от него в первую очередь зависит успех ее функционирования. Такие идеи как, долгосрочный наем кадров, групповое принятие решений, индивидуальная ответственность, всесторонняя забота о работниках являются основой концепции Оучи.
Заслуги
сторонников школы человеческих
отношений очень велики. До них
психология практически не располагала
данными о том, как психика
человека связана с его трудовой
деятельностью. Именно в рамках данной
школы были проведены исследования,
которые существенно обогатили
наши представления о психической
деятельности.
Традиции
школы человеческих отношений были
продолжены в рамках школы поведенческих
наук (Р. Лай-керт, Д. Макгрегор, К. Арджирис,
Ф. Герцберг), идеи которой впоследствии
легли в основу такого раздела менеджмента,
как управление персоналом.
В основе этой концепции лежали представления бихевиоризма — психологического направления, рассматривавшего поведение человека как реакцию на стимулы внешнего мира. Сторонники этого подхода полагали, что эффективности производства можно достигнуть, только воздействуя на каждого конкретного человека при помощи различных стимулов.
В основе взглядов представителей этой
школы лежало суждение о том, что
обязательным условием эффективности
труда отдельного работника является
осознание им своих собственных
возможностей. Был разработан ряд
методов, помогающих достичь этой цели.
Например, для того чтобы повысить
эффективность работы, предлагалось
изменять ее содержание или привлекать
работника к управлению предприятием.
Ученые полагали, что при помощи
таких методов можно достичь
раскрытия возможностей работника.
Впрочем, идеи школы поведенческих наук
оказались ограниченными. Это не означает,
что разработанные методы совершенно
непригодны. Дело в том, что они действуют
лишь в некоторых случаях: так, привлечение
работника к управлению предприятием
влияет на качество его работы далеко
не всегда, поскольку все зависит в первую
очередь от психологических особенностей
человека.
2.
Факторы внутренней
среды организации.
Организация представляет собой открытую систему, целостность, состоящую из многочисленных взаимозависимых частей, тесно переплетающихся с внешним миром. В данной главе мы кратко опишем наиболее существенные внутренние переменные организации, части системы внутри организации, отличные от внешнего окружения. Мы также рассмотрим концепцию взаимозависимости переменных. Ваша цель при изучении данной главы заключается в том, чтобы понять основные характеристики этих ключевых переменных как частей целого, их роль в обеспечении эффективного функционирования организации.
После изучения этой главы вы должны усвоить термины и понятия, перечисленные на этой странице.
Внутренние переменные
ВНУТРЕННИЕ
ПЕРЕМЕННЫЕ - это ситуационные факторы
внутри организации. Поскольку организации
представляют собой созданные людьми
системы, то внутренние переменные, в
основном, являются результатом управленческих
решений. Это, однако, вовсе не означает,
что все внутренние переменные полностью
контролируются руководством. Часто
внутренний фактор есть нечто еданное»,
что руководство должно преодолеть в своей
работе. Так, монотонность и усталость,
связанные с работой на конвейере, например
«Дженерал Моторс» не может преодолеть,
отказавшись от сборочных конвейерных
линий, потому что, поступив так, компания
поставит под угрозу свое существование.
Вместо отказа от конвейера руководство
признает его неблагоприятное воздействие
на работников и производительность и
принимает меры, снижающие это отрицательное
влияние.
Основные переменные в самой организации,
которые требуют внимания руководства,
это цели, структура, задачи, технология
и люди. В этой главе мы рассмотрим их основные
характеристики, а позднее обсудим их
взаимосвязь.
Цели
Организация,
по определению, это - группа людей с
осознанными общими целями. Организацию
можно рассматривать как
Рис. 1. Цели - конечные состояния организации.
РАЗНООБРАЗИЕ
ЦЕЛЕЙ. У организации могут быть
разнообразные цели, особенно это
касается организаций различных
типов. Организации, которые занимаются
бизнесом, сосредоточены, главным образом,
на создании определенных товаров или
услуг в рамках специфических
ограничений - по затратам и получаемой
прибыли. Эта их задача отражена в
таких целях, как рентабельность
(прибыльность) и производительность.
Государственные органы, учебные
институты и некоммерческие больницы
не стремятся получать прибыль. Но их волнуют
затраты. И это находит отражение в наборе
целей, сформулированных как предоставление
конкретных услуг в рамках определенных
бюджетных ограничений. Однако лежащие
в их основе этические понятия в сочетании
с острым чувством социальной ответственности
зачастую являются скорее философией
конкретных организаций, чем следствием
их природы как коммерческих или некоммерческих
организаций.
Это разнообразие направленности деятельности
простирается дальше, поскольку крупные
организации имеют много целей. Для того
чтобы получить, например, прибыль, бизнес
должен сформулировать цели в таких областях,
как доля рынка, разработка новой продукции,
качество услуг, подготовка и отбор руководителей
и даже социальная ответственность. Некоммерческие
организации также имеют разнообразные
цели, но, вероятно, будут больше уделять
внимания социальной ответственности.
Ориентация, определяемая целями, пронизывает
все последующие решения руководства.
ЦЕЛИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ. В подразделениях,
так же как и во всей организации, необходима
выработка целей. Например, целью финансового
подразделения может быть уменьшение
кредитных потерь до 1% от суммы продаж.
Подразделение маркетинга в той же организации
может иметь целью сокращение количества
жалоб потребителей на 20% в следующем году.
Цели подразделений в различных организациях,
которые имеют сходную деятельность, будут
ближе между собой, чем цели подразделений
в одной организации, занимающихся различными
видами деятельности. Цели отдела маркетинга
в корпорации «Сони» будут ближе к целям
такого же отдела компании «Проктер энд
Гэмбл», чем к целям производственного
отдела самой «Сони». Из-за этих различий
в целях подразделений руководство должно
предпринимать усилия по их координации.
Основным направляющим моментом при этом
следует считать общие цели организации.
Цели подразделений должны составить
конкретный вклад в цели организации как
целого, а не вступать в противоречие сцелями
других подразделений.
Информация о работе Контрольная работа по "Основы менеджмента"