Контрольная работа по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:12, контрольная работа

Краткое описание

Понятие бизнеса зародилось вместе с понятием товарно-денежных отношений, т.е. на общинном этапе развития человечества. Когда основной формой "торговли" между общинами являлся натуральный обмен, появились менялы-кочевники, кочевавшие из одной общины в другую и выменивавшие различные товары с выгодой для себя. Это и можно считать одним из первых проявлений духа предпринимательства.

Оглавление

Введение 3
1. Истоки возникновения 5
2. Основные положения 5
3. Ситуационные модели 10
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Приложения 20

Файлы: 1 файл

Контрольная работа. Менеджмент. Ситуационный подход в управлении.doc

— 111.50 Кб (Скачать)
    1. Ситуационные  модели.
 

      Ситуационный  подход предполагает, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчинённых, характер задания, требования и воздействия среды. Главной идеей ситуационного подхода было предположение, что поведение руководителя должно быть разным в различных ситуациях.

      Разработаны четыре ситуационных модели, которые  помогли разобраться в сложностях процесса руководства. Ситуационная модель руководства Фидлера явилась важным вкладом в дальнейшее развитие теории, так как она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя. Этими факторами являются:

      Отношение между руководителями и членами  коллектива. Подразумевает лояльность, проявляемую подчинёнными, их доверие  своему руководителю и привлекательность  личности руководителя для исполнителей.

     Структура задачи. Подразумевает привычность  задачи, чёткость и формулировки и  структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность.

      Должностные полномочия. Это – объём законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а так же уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация.

      Фидлер  считал, что хотя каждой ситуации соответствует  свой стиль руководства, стиль того или иного руководителя остаётся, в целом, постоянным.

     В приложении 1 показаны отношения между руководителем и членами коллектива, которые могут быть хорошими и плохими, задача может быть структурирована, а должностные полномочия руководителя могут быть большими или малыми.

      Различные сочетания этих трёх размерностей могут дать восемь потенциальных стилей руководства. Руководитель, ориентированный на задачу, наиболее эффективен в ситуациях 1, 2, 3 и 8, в то время, как руководитель, ориентированный на человеческие отношения лучше всего работает в ситуациях 4, 5 и 6. В ситуации 7 хорошо работать могут как тот, так и другой.

      Из 8ми ситуаций первая является наиболее благоприятной для руководителя. В ней задача хорошо структурирована, должностные полномочия больше, а отношения между руководителем и подчинёнными хорошие, что создаёт максимальную возможность для оказания внимания. В противоположность этому, ситуация 8 наименьше благоприятная, потому что должностные полномочия невелики, отношения с подчинёнными плохие и задача не структурирована. Самым эффективным стилем руководства в обоих этих случаях будет ориентация на задачу.

      Стили руководства, ориентированные на человеческие отношения наиболее эффективны в  умеренно благоприятных для руководителя ситуациях. Преимущества стиля, ориентированного на человеческие отношения – это  увеличение возможности руководителя влиять на подчинённых, забота о подчинённых улучшает отношения между руководителем и подчинёнными, стимулируется личная заинтересованность исполнителей, уменьшается необходимость в строгом надзоре, минимизирован риск потери контроля.

      На  ЗАО «АСПЭК-ИНВЕСТ» используется ситуация 1, поскольку для предприятия очень важно добиться поставленных целей, но при этом уделяется большое внимание подчиненным со стороны руководства.

      Подход  «путь-цель» Митчела и Хауса   - согласно этой модели, руководитель, организуя подчинённых на осуществление поставленных целей, воздействует на пути достижения этих целей. Он изыскивает возможности к тому, чтобы сделать пути достижения своих целей лёгкими, выгодными, стремится показать личную выгоду подчинённых от достигнутого результата. Способы влияния руководителя на подчинённых для достижения цели - это

разъяснение того, что ожидается от подчинённого:

  1. Оказание поддержки, наставничество и устранение сковывающих помех.
  2. Направление усилий подчинённых на достижение цели.
  3. Формирование у подчинённых таких потребностей, которые могут быть удовлетворены.
  4. Удовлетворение потребностей подчинённых, когда цель достигнута.

   В модели «путь-цель» рассматриваются  ряд стилей руководства:

   Стиль поддержки – аналогичен стилю, ориентированному на человека и человеческие отношения. Руководитель заботится о статусе, благополучии и потребностях подчинённых. Общение руководителя с подчинёнными «на равных» просто и дружелюбно.

   Инструментальный  стиль – аналогичен стилю, ориентированному на работу и на задачу. Подчинённые получают конкретные указания. Руководитель составляет графики, поддерживает стандарты, правила и процедуры, требуя их чёткого исполнения.

   Стиль, поощряющий участие – руководитель делится информацией с подчинёнными и использует их идеи и предложения для принятия решений группой. Акцентирует внимание на консультации. 

   Стиль, ориентированный на достижения –  характеризуется поставкой перед  подчинёнными напряженной цели и  ожиданием того, что они будут  работать в меру всех своих возможностей. Руководитель требует от подчинённых работать в полную меру их возможностей и одновременно убеждает их, что это им по силам.

   Стиль руководства, способы и методы управления, наиболее соответствующие ситуации, предпочитаемой подчинёнными, зависят от их личных качеств и от условий среды. Если у подчинённых имеется большая потребность в самоуважении и высоко чувство принадлежности к фирме – предпочтительнее поддержка. Однако если у сотрудников существует сильная потребность  в самовыражении и автономии, то предпочтительнее инструментальный способ управления.

   На  ОАО «ИжАвто» используется инструментальный стиль, так как на предприятии все усилия направлены на работу и задачу. Руководство требует четкого исполнения правил и процедур, придерживаться составленных графиков, придерживаться стандартам.

   Теория  жизненного цикла  (модель ситуационного  лидерства) Поля Херси и Кена Бланшара – согласно ей, наиболее эффективные  стили лидерства зависят от зрелости исполнителей, их способности нести  ответственность за свое поведение, желания осуществить поставленную цель, а так же от образования и опыта в решении конкретных задач. Причем зрелость исполнителей зависит от конкретной задачи и определяется руководителем.

   В приложении №2 показаны четыре стиля  руководителя. Для подчинённых с низким уровнем зрелости применим такой вид, как «давать указания», поскольку руководитель исходит из того, что подчинённые либо не хотят, либо не способны отвечать за конкретную задачу и им нужны инструкции, руководство и строгий контроль. От руководителей требуется большая ориентированность на задачу и мало ориентированный на человеческие отношения стиль S1.

   Для сотрудников, обладающих средним уровнем  зрелости (М2), когда они уже хотят  брать на себя ответственность, но ещё  не могут этого сделать, применяется вид лидерства, который может быть охарактеризован термином «продавать».

   Руководитель  в равной степени ориентирован и  на задачу, и на человеческие отношения. Он дает подчинённым конкретные указания и в тоже время поддерживает их желание и энтузиазм самостоятельно выполнять работу – стильS2.

   Третий  вид лидерства - стиль S3 - используется тогда, когда сотрудники могут, но не хотят отвечать за выполнение задания, хотя и обладают достаточной для этого зрелостью (М3). Здесь самый подходящий вид лидерства, основанный на участии подчинённых в принятии решений, потому, что они знают, что и как надо делать, и им не требуется особых указаний. Руководитель должен разбудить у подчинённых чувства причастности к выполнению данной задачи, для чего необходимо повысить мотивацию поставленной задачи, предоставляя им возможность участвовать в принятии решений, оказывая им помощь и не навязывая указаний.

   Четвёртый вид лидерства (S4) применяется при высоком уровне зрелости подчинённых (М4), когда они могут и хотят нести ответственность. Здесь руководитель разделяет полномочия. Подчинённые сами узнают, что и как делать, и осознают свою ответственность за решение задач. Ни поддержка, ни указания здесь не нужны.

   Как и другие ситуационные модели, модель жизненного цикла рекомендует гибкий, адаптивный стиль руководства.

   На  ОАО «ИжАвто» многие сотрудники обладают достаточной зрелостью для выполнения задач, но из-за низкого уровня заработной платы плохо мотивированы. Руководству  следует направить усилия на повышение мотивации для успешного развития организации. Модель S3.

   Модель  принятия решений руководителем, разработанная  В.Вурмом и Ф.Йеттоном. По их мнению, имеется пять стилей или методов  руководства, которые может использовать лидер в зависимости от того, какова степень участия подчинённых в принятии решения.

  1. Руководитель сам принимает решения, используя имеющуюся информацию.
  2. Руководитель принимает решение на основе информации, предоставленной подчинёнными, сообщая им или нет о сути проблемы.
  3. Руководитель излагает проблему подчинённым, выслушивает все их мнения, а потом сам принимает решение.
  4. Руководитель представляет проблему группе подчинённых, которая и обсуждает, а затем сам принимает решение.
  5. Руководитель излагает проблему группе подчинённых, ищет совместно с ней решение и принимает наиболее приемлемое из всех.

   При этом для оценки ситуации используется ряд критериев, на основе которых  составляется древо целей. В числе  критериев такие, как:

  1. Значения качества решения.
  2. Наличие достаточной информации и опыта у руководителей для принятия качественного решения.
  3. Степень структурированности проблемы.
  4. Согласие подчинённых с целями фирмы и их желанием участвовать в выполнении решения.
  5. Уверенность, что автократическое решение лидера получит поддержку у подчинённых.
  6. Заинтересованность сотрудников в достижении цели.

   Степень вероятности конфликта между  подчинёнными при выборе альтернативы.

   На  ЗАО «АСПЭК-ИНВЕСТ» руководитель сам принимает решения, исходя из имеющейся информации, следовательно  на предприятии используется первый стиль.

   Хотя  ни одна из ситуационных теорий не получила полного подтверждения в исследованиях, убеждение, что руководители должны выбирать стиль руководства сообразно  ситуации, не вызывает сомнений. Все  вышеописанные модели ситуационного  стиля руководства, обращая главное внимание на воздействие внешних факторов, дополняют друг друга в понимании феномена лидерства.

 

Заключение
 

      С точки зрения экономики организации  наиболее существенны в научно –  методическом плане результаты были получены в рамках ситуационного подхода. Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научного положения к практике управления  в зависимости от сложности ситуации и условий внешней и внутренней среды организации. Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

      Однако, применяя ситуационный подход в управлении, ЗАО «АСПЭК-ИНВЕСТ» и ОАО «ИжАвто» обеспечивают соответствие между внутренней и внешней средой организации только на короткий период времени. Установить же такое соответствие на длительный период можно с помощью стратегического планирования. Использование этих двух методов является современным направлением в развитии менеджмента. 

 

       Список использованной литературы 

      
  1. Веснин, В.Р. Менеджмент: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008. – 512с.
  2. Мишин, В.М. Исследование систем управления: учебник для вузов. – 2-е изд. стереотип. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005 – 527 с.
  3. Виханский О.С., Наумов А.И. « Основы менеджмента»: Учебник, 3-е изд. – М.: Гардарика, 1998г.
  4. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учебник – Мн. БГЭУ, 1996. – 284с.
  5. Дятлов, А. Н. Общий менеджмент: концепции и комментарии : учеб. для студ. вузов, обуч. по напр. подгот. "Менеджмент" (080500) / А. Н. Дятлов, М. В. Плотников, И. А. Мутовин. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
  6. Захаров, Н.Л. Управление социальным развитием организации: учебник / Н.Л. Захаров и др. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 263 с.
  7. Егоршин, А.П. Управление персоналом: учебник для вузов. - 5-е изд. - Н.Новгород: НИМБ, 2005.
  8. 15. Огарков, А.А.Управление организацией: учебник. – М.: Эксмо, 2006. – 512с.
  9. http://ru.wikipedia.org

Информация о работе Контрольная работа по "Менеджменту"