Контрольная работа по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 14:20, контрольная работа

Краткое описание

Обоснование необходимости инновационного подхода к развитию организации в России. Направления инновационной деятельности организации. Экономическое обоснование инновационных решений.

Файлы: 1 файл

Обоснование необходимости инновационного подхода к развитию организации в России.doc

— 54.50 Кб (Скачать)
  1. Обоснование необходимости инновационного подхода к развитию организации в  России.

   В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как  превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся  в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП

   Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как  самостоятельно, так и для обозначения  ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п.

   Мы  живем среди изменений и вынуждены  меняться сами. Чтобы выжить, люди вынуждены меняться ради приспособления к обстоятельствам и событиям вокруг них и в них самих. Организации также постоянно приспосабливаются и совершенствуются. Чтобы не просто выжить, а расти и развиваться, они вынуждены очень серьезно изменять себя с целью достижения поставленных целей.  

   Причины изменений могут быть разнообразны. Например, снижение спроса на какие-то конкретные виды продукции или услуг, скажем, на черно-белые телевизоры. Слияние компаний, занимающихся розничной торговлей (что может привести к монополизации и повышению цен). Общий спад активности в компаниях, занимающихся розничной продажей, что в свою очередь может быть связано с изменением курсов валют. Изменение предпочтений потребителей, например, общественно значимое увеличение заботы о здоровье; появление новых технологий, новых видов товаров и услуг (например, домашних персональных компьютеров и аксессуаров к ним). Смена местного или общенационального руководства. Стихийные бедствия как естественного (землетрясения, пожары, наводнения, ураганы и др.), так и техногенного (аварии на производстве или в жилищно-коммунальной сфере) происхождения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Направления инновационной деятельности организации.

     Инновационный менеджмент - процесс управления инновациями для удовлетворения перспективных потребностей рынка, охватывающий проектную, технологическую, материальную, организационную и кадровую подготовку производства, внедрение нововведений, анализ полученных результатов и внесение корректив в эти виды деятельности.

     Сущность инновационного менеджмента заключается: в составлении инновационных программ и проведении единой инновационной политики; контроле за разработкой и внедрением новой продукции; финансовом, материальном и интеллектуальном обеспечении инновационных программ; создании специальных подразделений, занимающихся инновационной деятельностью.

     Главная цель инновационного менеджмента - разработка и производство новых видов продукции, что требует решения целого ряда задач, связанных с организацией взаимодействия различных служб предприятия для сбалансирования всех сторон обновляемого производства, поиск нетрадиционных решений в области технологии, организации, управления и подготовка соответствующих специалистов.

Менеджерам, ответственным за инновационную  деятельность, необходимо четко представлять систему взаимосвязи между отдельными структурами предприятия и факторами внешней среды

     Как видно из схемы, сфера сбыта также  является элементом инновационной  деятельности и принимает непосредственное участие в определении направлений  инновационной политики и требований к качеству новой продукции. Если инновация ориентирована лишь на сферу производства, а не на сбыт, то такая инновация крайне рискованна для предприятия. Поэтому инновационный менеджмент можно рассматривать как часть маркетинговой деятельности. Научно-технические подразделения предприятия взаимодействуют со службами маркетинга по преобразованию импульсов, исходящих от потребителей, в конкретную новую продукцию.

     Определяя пути развития предприятия, следует  выяснить необходимость проведения НИОКР собственными силами, либо привлечь сторонние организации или приобрести лицензию. Хотя инновационная деятельность не дает отдачу в ближайшей перспективе, необходимо иметь в виду и предполагаемую чистую прибыль в более отдаленной перспективе. Наличие альтернативных вариантов в инновационной деятельности предопределяет неопределенность результата. При этом, чем радикальнее нововведение, тем больше степень неопределенности, а внедряемая на предприятии новая технология оказывает большее влияние на его деятельность, чем новый продукт.

     Инновации можно классифицировать следующим  образом:

  • технологические инновации, направленные на создание и освоение в производстве новой продукции, технологии, модернизацию оборудования, реконструкцию зданий, реализацию мероприятий по охране окружающей среды;
  • производственные инновации, ориентированные на расширение производственных мощностей, диверсификацию производственной деятельности;
  • экономические инновации, связанные с изменением методов планирования производственной деятельности;
  • торговые инновации, направленные на целевые изменения сбытовой деятельности;
  • социальные инновации, связанные с улучшением условий труда, социального обеспечения коллектива;
  • инновации в области управления, направленные на улучшение организационной структуры, методов принятия решений.

     Для успешного осуществления инноваций  необходимы адаптация к требованиям  рынка, технологическое превосходство  товара, стремление к выпуску новых  товаров, использование оценочных  процедур, благоприятная конкурентная среда, соответствующие организационные структуры. Негативное воздействие на инновации оказывают поверхностный анализ рынка, нехватка финансовых и материальных ресурсов, производственные и коммерческие проблемы.

     Инновационную деятельность характеризуют принципы, которые отличают её от традиционной производственной деятельности:

  • малый процент успешных инноваций, при этом удачные инновации компенсируют затраты как на себя, так и на неудачные идеи;
  • необходимость отдельного бюджета для избежания ухудшения финансовых показателей подразделений, занимающихся традиционной производственной деятельностью;
  • использование критериев оценки инновационной деятельности, отличных от традиционных. Например, критерий “годовой прирост прибыли“ неприемлем, поскольку инновационная продукция в ближайшей перспективе (3-4 года) может не давать никакой прибыли, после чего прибыль резко возрастает;
  • систематическая и плановая ликвидация всего устаревшего, что позволяет высвободить ресурсы для работы над новым;
  • отсутствие обратной связи от результатов к затратам ресурсов и инвестициям в течение продолжительного времени;
  • правильный выбор момента прекращения работы, чтобы избежать затрат средств на инновацию, не дающую конкретных промежуточных результатов.
 

    3. Экономическое обоснование  инновационных решений.

Так как  принятие любого управленческого решения  опирается на тот или иной информационный базис, то значение информационного  обеспечения НИОКР трудно переоценить. По существу, любые решения по НИОКР  направлены в будущее (и часто  достаточно далекое), проверка правильности решений осуществляется через значительный промежуток времени, степень неопределенности имеющейся информации очень велика. Таким образом, можно утверждать, что управление в НИОКР - это управление по слабым сигналам, управление по прогнозной информации.

Стратегия управления фирмой должна постоянно  впитывать в себя новые данные по экономической системе, переменам  в обществе и политике не только в собственной стране, но и на мировом уровне.

Современный менеджмент должен учитывать тенденции: 
- ускорения глобализации бизнеса, приобретения всемирных масштабов рынками товаров, услуг и технологий; 
- ускорения процессов технологического обновления, что ведет к интенсивному взаимодействию  науки и сферы НИОКР; 
- роста риска конфликтов в мире из-за автономизации народов и наций.

Подлинная информация для предпринимателя  существует лишь в том случае, если предварительно имеется намерение (замысел), цель, проект. Намерение предопределяет отношение к анализу окружающей действительности, что в свою очередь выражается в пробуждении внимания, которое и позволяет выделять нужную информацию из общего шумового информационного фона. Иначе говоря, истинная информация является результатом взаимодействия двух сущностей "намерение - внимание". Только в этом случае  становится возможным создание эффективного метода сбора и обработки информации без ненужных потерь времени, путаницы и риска утонуть в безбрежном море информации.

В НИОКР, прежде всего, принимается стратегическое решение - определение направления работ. Принятие этого решения (намерения) определяет потребность в конкретной информационной базе. Далее принимаются тактические решения по выбору наилучшего пути достижения цели (и этим определяется потребность в соответствующей информационной базе) и, наконец, ежедневно принимаются оперативные решения конкретных вопросов НИОКР (что требует своей информационной базы).

     Основным  экономическим обоснование инновационного решения является расчет интегрального  экономического показателя изделия  и его эффективности.

     В качестве интегрального экономического показателя нового изделия при его  сравнении с аналогом служит цена потребления  , где К – единовременные капитальные затраты (на приобретение, транспортировку, монтаж, а также сопутствующие затраты); Зэ – затраты на эксплуатацию за все время работы изделия; – полная сумма ущерба от отказов; Рс– сопутствующие положительные результаты применения нового изделия.

     При длительном сроке эксплуатации должны быть сделаны динамические оценки с  применением дисконтирования.

     Интегральный  стоимостный показатель вряд ли может  быть более или менее точно  рассчитан на ранних этапах ОКР. Это  связано с неполнотой конструкторской  документации и отсутствием технологической  документации. Единственный выход состоит  в сравнении  данного показателя с ценой, аналогичной по элементной базе, технологии и конструкции продукции. Целесообразно при этом вычленить большие и сложные составные части изделия и оценить их отдельно.

     Роль  надежности нового изделия

     Показатели  надежности отражают важные качественные особенности изделий. К основным свойствам, характеризующим надежность изделия, относятся: 1) безотказность (свойство изделия сохранять работоспособность в течение некоторого времени наработки без вынужденных перерывов); 2) долговечность (свойство изделия сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания); 3) сохраняемость (свойство изделия сохранять обусловленные эксплуатационные показатели в течение и после срока хранения и транспортировки).

     Показатели  надежности, по существу, дополняют  характеристику технического эффекта, так как предопределяют длительность и вероятность или полноту  появления этого эффекта при  эксплуатации изделия. Надежность изделия  – свойство, безусловно, одно из важнейших для изделия на всех этапах его жизненного цикла (кроме утилизации). С другой стороны, оно имеет четкую технико-экономическую природу. Необходимая надежность конкретного изделия определяется его назначением, и мера надежности - одна из тех характеристик, за которую платит потребитель. В то же время обеспечение необходимого уровня надежности может быть решено многими техническими приемами, реализация каждого из которых требует определенных затрат. В такой постановке возникает задача технико-экономической оптимизации надежности изделия и затрат на ее обеспечение.

     Критерием выбора оптимального решения при  определении уровня надежности изделия  служит минимум суммы приведенных  затрат в комплексе "изделие-потребители-смежные  звенья"

где Ен – внутренний темп окупаемости инвестиций;  

j –  число объектов комплекса, по  которым инвестиции К или (и)  текущие затраты (С) различны  в зависимости от вариантов  выполнения изделия; в состав  С входят: текущие затраты на  повышение надежности; годовой ущерб  от отказов изделия у потребителя (ремонт, обслуживание); годовой ущерб в основной деятельности потребителя и в смежных звеньях от отказов изделия.

     Технически  возможны различные методы повышения  надежности изделия:

     – применение более прочных материалов с более высокими нагрузочными характеристиками, изменение конструктивных решений;

     – поэлементное или поканальное резервирование;

Информация о работе Контрольная работа по "Менеджменту"