Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 22:57, контрольная работа
Сравнительный анализ подходов к менеджменту
Заполните таблицу 1, перечисляя положения различных подходов к менеджменту, к реализации различных функций управления.
Напишите пояснительную записку по результатам сравнительного анализа походов с учетом сделанных критических замечаний.
Контрольная работа по дисциплине: "Менеджмент"
Выполнила: ст. группы Эб(до)зс-12-1
Назаренко С.А.
Задание 1
Сравнительный анализ подходов к менеджменту
Заполните таблицу 1, перечисляя положения различных подходов к менеджменту, к реализации различных функций управления.
Напишите пояснительную записку по результатам сравнительного анализа походов с учетом сделанных критических замечаний.
Сравнительный анализ подходов к менеджменту
Подходы к менеджменту
|
Функции управления |
Связующие процессы |
Критика
| |||||||||||||||||||
Планирование |
Организация |
Мотивация |
Контроль |
Принятие решений |
Коммуникации | |||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |||||||||||||||
1.1.Школа научного менеджмента |
Создатели школы научного управления основывались в своих подходах на двух важных принципах. Первый из них - принцип вертикального разделения труда - гласит о том, что за менеджером должна быть закреплена функция планирования, а за работником - функция исполнения поставленной задачи. Второй принцип - принцип измерения труда, суть которого заключается в том, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, администрация может усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. В соответствии с этим принципом труд каждого рабочего должен быть полностью спланирован и расписан заводским бюро, по крайней мере, на день вперед, а рабочий должен получить от него письменные инструкции (карточки). |
Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что модели и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно реализованы на практике для достижения целей организации. | ||||||||||||||||||||
1.2. Административная школа |
А. Файоль разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управлении организацией: это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль. Планирование — функция управления, определяющая цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатывающая методы, наиболее эффективные в конкретных условиях. Планирование включает в себя и составление прогнозов возможного направления будущего развития объекта в тесном взаимодействии с окружающей его средой. |
Организация — формирование структуры объекта и обеспечение всем необходимым для его нормальной работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др. Любой план предусматривает стадию организации, т.е. создания реальных условий для достижения запланированных целей. |
Мотивация — активизация работающих и побуждение их эффективно трудиться для выполнения целей, сформулированных в планах, с помощью экономического и морального стимулирования, и создания условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. |
Контроль — количественная и качественная оценка и учет результатов работы. Контроль является элементом обратной связи, так как на основании его данных производится корректировка ранее принятых решений, планов, норм и нормативов. |
Координация — достижение согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. |
1. Развитие принципов управления. 2. Описание функций управления. 3.Систематизированный подход к управлению всей организации. Основной вклад представителей административной школы в теорию менеджмента состоит в том, что они рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления. Они сформулировали систематизированную теорию управления всей организации, выделив управление как особый вид деятельности. | ||||||||||||||||
1.3. Школа человеческих отношений |
Предпосылки возникновения: упрощение представлений о мотивах человеческого поведения, недооценка человеческого фактора, свойственные «классической» школе, явились предпосылкой возникновения на рубеже 30-х гг. XX века «школы человеческих отношений». Она основывается на достижениях психологии и социологии. |
В целом, представители школы человеческих отношений считали, что групповые ценности являются наиболее важным условием научной организации управления. Они подвергали критике тейлоризм, ограничивающий задачи управления стимулированием индивидуальных усилий рабочих. |
В целом "эмпирическая" школа способствовала постановке и решению ряда актуальных проблем управления, обусловленных объективными потребностями современного крупного промышленного производства, в том числе классификации и анализу функций управления, организации труда руководителя, подбору и оценке кадров, определению структур управления и др. | |||||||||||||||||||
1.4. Школа науки о поведении |
Теория человеческих отношений получила
свое естественное развитие и продолжение
в становлении поведенческого ( Сущность поведенческого подхода состоит в выявление характера поведения работника на своем рабочем месте и его продуктивности в зависимости от изменяющихся условий труда и взаимоотношений между работниками и менеджерами. |
Определяющие факторы повышения эффективности деятельности организации, в которой управление базируется на поведенческом подходе: 1) осознание работником своих возможностей; 2) удовлетворение, получаемое от выполняемой работы; 3) социальное взаимодействие и наличие общих целей и интересов трудового коллектива. |
Управление, ориентированное на поведенческий подход, состоит из следующих аспектов: 1) учет психологии поведения работника в трудовом процессе в зависимости от мотивации его действий; 2) коммуникации с другими работниками; 3) авторитет руководителя; 4) лидерство в коллективе. |
Школа поведенческих наук способствовала росту эффективности организаций за счет увеличения эффективности использования человеческих ресурсов. | ||||||||||||||||||
1.5. Школа количественных методов |
Тезис «наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой» является основанием для присвоения названия «школа науки управления» одной из самых новых, последних по времени возникновения управленческих школ.Эта школа применила точные науки (экономико-математические методы (ЭММ), теорию исследования операций, статистику, кибернетику и др.) для решения задач управления, чем внесла существенный вклад в развитие науки управления.Влияние количественной школы на управление велико, и оно будет увеличиваться в будущем. |
Представители этой школы способствовали более глубокому пониманию сложных управленческих проблем, применяли точные методы для принятия решений в сложных ситуациях. Поводом к применению ЭММ и точных методов в управлении послужило внедрение и развитие компьютерной техники. | ||||||||||||||||||||
2. Процессный подход |
В основе процессного подхода к управлению организацией лежит выделение в организации системы бизнес-процессов и управление этими процессами.Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления.Процесс менеджмента отражает рекомендованную последовательность выполнения основных функций управления, точнее, последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций. |
Преимуществом процессного подхода является возможность осуществления текущего (оперативного) управления посредством связи между отдельными процессами внутри системы процессов, их объединения и взаимодействия. |
Связующими процессами являются процесс коммуникаций и процесс принятия решений.В организации протекает множество процессов. М. Портер предлагает классификацию процессов, которая базируется на их роли в создании дополнительных ценностей (каждый процесс должен вносить дополнительный вклад по отношению к предыдущему процессу в ценность конечного продукта). |
В соответствии с этим критерием все процессы подразделяют на три группы:1. основные, которые связаны непосредственно с производством продукции;2. обеспечивающие процессы осуществляют поддержку основных процессов (снабжение, управление персоналом и ДР.);3. управленческие процессы включают процессы по установлению целей и формированию условий для их достижения.Все перечисленные процессы взаимосвязаны между собой и образуют единую систему. | ||||||||||||||||||
3. Системный подход |
Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Применение системного подхода тесно связано с использованием общей теории систем для принятия управленческих решений. Огромный вклад в это научное направление сделали такие ученые, как Дж. Лорш, П. Лоу-ренс, Э. Г. Юдин и др. |
Предприятие в рамках данного подхода рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (подразделений, функций, процессов, методов).Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. |
Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой.По мере усложнения связей организации с внешней средой акцент переносится на выявление и описание ее неразрывной связи с внешним миром. |
В результате в 70-х гг. XX в. сформировались черты модели организации как открытой системы. Была дана характеристика внешней среды как совокупности факторов, воздействующих па функционирование организации и находящихся за ее границами. | ||||||||||||||||||
4.Ситуационный подход |
Системный под ход к управлению не дает ответа на вопрос о том, почему предприятия со сходным строением и в одной и той же внешней среде (например, работающие в одной отрасли и реализующие свою продукцию на одних и тех же рынках), значительно отличаются в отношении результата функционирования. |
Эту проблему пытается решить ситуационный подход посредством увязывания различных приемов и концепций с конкретными ситуациями функционирования предприятия для достижения своих целей. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между предприятиями и внутри самих предприятий, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности предприятия. Были сформулированы следующие внутренние переменные: цели, структура, ресурсы культура организации. Именно вариативность внутренних переменных предопределяет возможность решения проблемы гибкости и адаптивности к внешней среде. |
Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации по применению научных концепций, принципов, методов в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней среды. |
Пояснительная записка
Характеристика |
Школы | ||||
Научного менеджмента |
Административная |
Человеческих отношений |
Поведенческих наук |
Науки управления | |
Исходные Посылки |
Рациональная организация труда, разработка формальной структуры организации и определение мер по сотрудничеству между управляющим и рабочими |
Цель – создание универсальных принципов управления, следование которым должно привести организацию к успеху; выявление общих характеристик и закономерностей организаций |
Социальные и психологические факторы оказывают на рост производительности значительно большее влияние чем физические (при условии, что сама организация уже в достаточной мере рациональна и эффективна). |
Необходимо изучать не сознание человека, а его поведение, которое представляет собой реакцию на стимулы. |
Использование методов научного исследования для решения проблем управления, в основу которых были положены модели ситуаций. |
В первой половине двадцатого века получили развитие пять четко различимые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления (или количественная школа). Самые убежденные приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические открытия школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях. И тем не менее, каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках данных школ.
Задание 11
Предприятие, ранее выпускавшее продукцию оборонного назначения, в результате конверсии перешло к выпуску продукции бытового характера, пользующейся определенным спросом на рынках сбыта. Если раньше вся деятельность предприятия осуществлялась в соответствии с достаточно жестким планом, то теперь от разработки планов на предприятии отказались, плановый отдел был расформирован.
На предприятие поступил крупный заказ, требующий подключения практически всех цехов и служб предприятия.
Контроль за выполнением заказа взял на себя непосредственно директор предприятия.
Постановка задачи.
Определите свое отношение к планированию в условиях рыночной экономики. Как вы относитесь к сложившейся на рассматриваемом нами конверсионном предприятии практике контроля за выполнением заказов?
ОТВЕТ
Любое предприятие в условиях рыночной экономики постоянно должно осуществлять планирование своей деятельности. Применение планирования на предприятиях создает следующие важные преимущества: увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией; способствует более рациональному распределению ресурсов; проясняет возникающие проблемы и риски; улучшает координацию действий и контроль в организации.
На предприятиях возрастает роль внутрипроизводственного планирования, которая представляет собой «метод хозяйственного предвидения и программирования, основанного на детальных расчетах, имеющий узкую направленность, высокую степень детализации и характеризующийся большим разнообразием используемых приемов и методов».
С помощью внутрипроизводственного планирования связываются выпуск продукции на предприятии с потребностями рынка, распределяются имеющиеся ресурсы — материальные, трудовые, финансовые и природные.
Я считаю, что контроля за выполнением заказов только директора предприятия будет недостаточно. Так как это конверсионное предприятие и плановый отдел был расформирован, директору необходима будет помощь, для эффективного управления производством. Думаю, что восстановление планового отдела было бы актуальным в данных условиях, да и вообще в условиях рынка.