Контрольная работа по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:41, контрольная работа

Краткое описание

1. Понятие менеджмента. Наука и искусство управления как единый процесс.
2. Новые требования к управлению в современный период.
3. Сущность деятельности менеджера. Десять ролей руководителя (по Минцбергу).
4. Модель современного менеджера.
5. Уровни управления. Задачи руководителей разных уровней управления.
6. История развития менеджмента и его этапы.
7. Особенности японской, американской и российской моделей менеджмента.
8. Научные школы управления

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 22.21 Кб (Скачать)

1.Менеджмент – это система, обеспечивающая комплексный процесс функционирования целенаправленной хозяйственной деятельности организации, эффективного использования для этого факторов производства (труда, капитала и земли) и финансов, которая основывается, в свою очередь, на системе принципов, функций, методов и организационной структуры управления, адекватных соответствующим условиям ее внешней среды. Современный менеджмент соединяет науку и искусство управления в единый процесс, в основе которого — личностный талант профессиональных управляющих по использованию научных и практических знаний и постоянный механизм их пополнения и обновления. Другими словами, это развитие качеств и способностей менеджеров, направленных на достижение целей организации, применение ими профессиональных знаний в практической работе на основе постоянного взаимодействия с работниками и создание среды для наиболее полного раскрытия их потенциала (под средой понимается чаще всего организационная культура). Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, устанавливает связи между причиной и следствием, выявляет факторы и условия, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным.

2.

3. Менеджер - это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях. Менеджеры занимают различные позиции в организации (директор, руководитель группы, организатор определенного вида работ, начальник, заведующий и т.д.), решают далеко неодинаковые задачи, выполняют разные функции.   

10 ролей руководителя по Минцбергу: Межличностные роли:

1. Главный руководитель (Символический  глава, в его обязанности входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера) – Церемониалы, действия, обязываемые положением, ходатайства.

2. Лидер (Ответственный за мотивацию  и активизацию подчиненных, ответственный  за набор, подготовку) - Фактически все управленческие действия с участием подчиненных.

3. Связующее звено (Обеспечивает  работу саморазвивающейся сети  внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги) Переписка, участие в совещаниях. На стороне, другая работа с внешними  организациями и лицами.

 Информационные роли:

4. Приемник информации (Разыскивает  и получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера, которую, понимая организацию и внешние условия, успешно использует в интересах дела; выступает как нервный центр внешней и внутренней информации, поступающей в организацию) - Обработка всей почты, осуществление контактов, связанных преимущественно с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки).

5. Распространитель информации (Передает  информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; часть этой информации носит чисто фактический характер, другая) - Рассылка почты по организациям с целью получения информации, вербальные контакты для передачи информации подчиненным (обзоры, беседы).

6. Представитель (Передает информацию  для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли) - Участие в заседаниях, обращение через почту, устные выступления, включая передачу информации во внешние организации и другим лицам.

Роли, связанные с принятием  решений:

7. Предприниматель (Изыскивает  возможности внутри самой организации  и за ее пределами, разрабатывает и запускает "проекты по совершенствованию", приносящие изменения, контролирует разработку определенных проектов) - Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуации, включающие инициирование или разработку проектов усовершенствования деятельности.

8. Устраняющий нарушения (Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных и неожиданных нарушений) - Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы.

9. Распределитель ресурсов (Ответственный  за распределение всевозможных  ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации) - Составление графиков, запросы полномочий, всякие действия, связанные с составлением и выполнением бюджетов, программирование работы подчиненных.

10. Ведущий переговоры (Ответственный  за представительство организации  на всех значительных и важных переговорах) - Ведение переговоров.

 

4. требования к современному менеджеру растут. От него требуется способность эффективно управлять собой и своим временем, прояснять свои личные ценности и собственные цели, поддерживать собственный рост и развитие, быстро и эффективно решать проблемы, гибко реагировать на изменения ситуации, использовать современные управленческие приемы и подходы в отношении своих подчиненных, создавать и совершенствовать группы людей, способные быстро становиться изобретательными и результативными в работе. Для того чтобы успешно реализовывать свои профессиональные функции, менеджер должен:

• обладать определенными  знаниями и умениями;

•  иметь соответствующие личные качества;

•  руководствоваться этическими нормами;

•  иметь навыки и способности эффективно управлять;

•  преодолевать ограничения саморазвития.

5. Уровни управления. Дать характеристику задач по уровням управления.

Выделяются три уровня управления в организации:

1.      Руководители высшего уровня — это люди, занимающие ключевые посты в организации, одминистрация предприятия. На этом уровне занято в среднем всего 3-7% от общего числа управленческого персонала: менеджеры собственики; генеральный директор или президент; аппарат управления организацией в целом.

Руководители высшего  уровнянаделены полномочиями решать главные проблемы функционирования и развития организаций: определение миссии и общей цели развития организации; разработка долгосрочных стратегий организаций развития; формирования организационной структуры управления; управление чел-ми рес-ми организации; распределение прибыли организации; маркетинговая политика, продажи, ценообразование; переговоры и разрешение конфликтов; установление отношений с др. участниками рынка.

2.      Руководители среднего уровня — самый многочисленный слой, состоящий примерно 50-60% общей численности управленческого персонала. Он включает в себя менеджеров, возглавляющих структурные подразделения, отделения и отделы организации, а также занимающих должности заместителей руководителей, менеджеров отделов маркетинга, произ-ва и др. функциональных подразделений организации.

Наиболее важные фун-ии, выполняемые рук-ми среднего уровня: рук-во иконтроль за ходом работ; принятие оперативных решений; обеспечение коммуникаций (передача информации сверху вниз и снизу вверх); планирование работ; организация работ; мотивирование сотрудников; поддержание внутренних и внешних контактов; составление отчетов.

3.      Руководители низшего уровня — рук-ли, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительного труда и несущие прямую ответственность за работу исполнителей, т.е. работников организации, непосредственно производящих продукцию или услуги. Они осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки.

6. История менеджмента начинается с «предыстории» (от древних цивилизаций до новой истории) зарождения менеджмента как особого научного знания и вида деятельности.

Этапы развития менеджмента подразумевает  под собой единый сложных процесс  формирование менеджмента, как составляющего  экономических отношений, производства, торговли и жизни вообще.

Этапы менеджмента рождались под  воздействиями:

- развитие реального общественного  и затем промышленного производства;

- появление новаторов и теоретиков-идеологов,  обобщавших опыт и прокладывавших  новые пути;

- развитие внутренней (собственной)  логики менеджмента, приводящее  вкупе с двумя вышеуказанными  причинами, к смене парадигмы  (системы принципов и подходов  в менеджменте как науке).

«История учит» - этот тезис здесь  более чем уместен, так как  позволяет изучающему понять циклы развития менеджмента, его движущие силы (они же - критерии этапов), предвосхитить будущие тенденции.

Основные этапы развития менеджмента

Сегодня вряд ли кто скажет, как  и когда зародилось искусство  и наука управления. Менеджмент в  той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:

1) политической - необходимость установления  и поддержания порядка в группах;

2) экономической - необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;

3) оборонительной - защита от врагов и диких зверей.

Задача состоит в том, чтобы  показать этапы развития менеджмента  в двадцатом столетии в целом, как в мировом сообществе, так  и в России. Мы выделим 8 этапов в  развитии менеджмента.

Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф. Тейлора после публикации его книги «Принципы научного управления», в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему управления, разработанную Ф. Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. Однако системный анализ предложенной Ф. Тейлором модели управления показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями.

Второй этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф. Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая школа управления, родоначальниками которой стали А. Файоль, П. Урвик, Д. Муни, П. Слоун. В частности, А. Файоль впервые предложили новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.

Третий этап развития менеджмента - «неоклассический», нарождается и начинает развиваться школа «человеческих отношений», развитие которой связано с именами ученых А. Файоля, Д. Муни, Э. Мейо. На этом этапе апробируется социологическая концепция групповых решений.

Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940-1960 г. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.

Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так, Д. Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории «X» - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории «У» - принцип распределения объективности. (Годы развития этой концепции 1950-1960 г.).

Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970 -80 г. Учеными - управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация - это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла происходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: «стратегического менеджмента» И. Ансоффа, «теория властных структур между организациями» Г. Саланчика, «конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов» Портера и т. д.

Седьмой этап относится к 80_м г. ХХ века, которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлений, неожиданным для многих открытием «организационной структуры» как мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами.

Восьмой этап развития менеджмента относится к 90_м г. ХХ века. На этом этапе просматриваются три основные тенденции:

· возврат к прошлому - осознание  значения материальной, технической  базы современного производства;

· создание социальных поведенческих  элементов - это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления;

· усиление международного характера  управления. Переход многих стран  к открытой экономике, участие в  конкурентной борьбе, организации современной  деятельности.


Информация о работе Контрольная работа по "Менеджменту"