Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:41, контрольная работа
1. Понятие менеджмента. Наука и искусство управления как единый процесс.
2. Новые требования к управлению в современный период.
3. Сущность деятельности менеджера. Десять ролей руководителя (по Минцбергу).
4. Модель современного менеджера.
5. Уровни управления. Задачи руководителей разных уровней управления.
6. История развития менеджмента и его этапы.
7. Особенности японской, американской и российской моделей менеджмента.
8. Научные школы управления
1.Менеджмент – это система, обеспечивающая комплексный процесс функционирования целенаправленной хозяйственной деятельности организации, эффективного использования для этого факторов производства (труда, капитала и земли) и финансов, которая основывается, в свою очередь, на системе принципов, функций, методов и организационной структуры управления, адекватных соответствующим условиям ее внешней среды. Современный менеджмент соединяет науку и искусство управления в единый процесс, в основе которого — личностный талант профессиональных управляющих по использованию научных и практических знаний и постоянный механизм их пополнения и обновления. Другими словами, это развитие качеств и способностей менеджеров, направленных на достижение целей организации, применение ими профессиональных знаний в практической работе на основе постоянного взаимодействия с работниками и создание среды для наиболее полного раскрытия их потенциала (под средой понимается чаще всего организационная культура). Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, устанавливает связи между причиной и следствием, выявляет факторы и условия, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным.
2.
3. Менеджер - это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях. Менеджеры занимают различные позиции в организации (директор, руководитель группы, организатор определенного вида работ, начальник, заведующий и т.д.), решают далеко неодинаковые задачи, выполняют разные функции.
10 ролей руководителя по
1. Главный руководитель (Символический
глава, в его обязанности
2. Лидер (Ответственный за
3. Связующее звено (Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги) Переписка, участие в совещаниях. На стороне, другая работа с внешними организациями и лицами.
Информационные роли:
4. Приемник информации (Разыскивает
и получает разнообразную
5. Распространитель информации (Передает
информацию, полученную из внешних
6. Представитель (Передает
Роли, связанные с принятием решений:
7. Предприниматель (Изыскивает
возможности внутри самой
8. Устраняющий нарушения (Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных и неожиданных нарушений) - Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы.
9. Распределитель ресурсов (Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации) - Составление графиков, запросы полномочий, всякие действия, связанные с составлением и выполнением бюджетов, программирование работы подчиненных.
10. Ведущий переговоры (Ответственный
за представительство
4. требования к современному менеджеру растут. От него требуется способность эффективно управлять собой и своим временем, прояснять свои личные ценности и собственные цели, поддерживать собственный рост и развитие, быстро и эффективно решать проблемы, гибко реагировать на изменения ситуации, использовать современные управленческие приемы и подходы в отношении своих подчиненных, создавать и совершенствовать группы людей, способные быстро становиться изобретательными и результативными в работе. Для того чтобы успешно реализовывать свои профессиональные функции, менеджер должен:
• обладать определенными знаниями и умениями;
• иметь соответствующие личные качества;
• руководствоваться этическими нормами;
• иметь навыки и способности эффективно управлять;
• преодолевать ограничения саморазвития.
5. Уровни управления. Дать характеристику задач по уровням управления.
Выделяются три уровня управления в организации:
1. Руководители высшего уровня — это люди, занимающие ключевые посты в организации, одминистрация предприятия. На этом уровне занято в среднем всего 3-7% от общего числа управленческого персонала: менеджеры собственики; генеральный директор или президент; аппарат управления организацией в целом.
Руководители высшего уровнянаделены полномочиями решать главные проблемы функционирования и развития организаций: определение миссии и общей цели развития организации; разработка долгосрочных стратегий организаций развития; формирования организационной структуры управления; управление чел-ми рес-ми организации; распределение прибыли организации; маркетинговая политика, продажи, ценообразование; переговоры и разрешение конфликтов; установление отношений с др. участниками рынка.
2. Руководители среднего уровня — самый многочисленный слой, состоящий примерно 50-60% общей численности управленческого персонала. Он включает в себя менеджеров, возглавляющих структурные подразделения, отделения и отделы организации, а также занимающих должности заместителей руководителей, менеджеров отделов маркетинга, произ-ва и др. функциональных подразделений организации.
Наиболее важные фун-ии, выполняемые рук-ми среднего уровня: рук-во иконтроль за ходом работ; принятие оперативных решений; обеспечение коммуникаций (передача информации сверху вниз и снизу вверх); планирование работ; организация работ; мотивирование сотрудников; поддержание внутренних и внешних контактов; составление отчетов.
3. Руководители низшего уровня — рук-ли, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительного труда и несущие прямую ответственность за работу исполнителей, т.е. работников организации, непосредственно производящих продукцию или услуги. Они осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки.
6. История менеджмента начинается с «предыстории» (от древних цивилизаций до новой истории) зарождения менеджмента как особого научного знания и вида деятельности.
Этапы развития менеджмента подразумевает под собой единый сложных процесс формирование менеджмента, как составляющего экономических отношений, производства, торговли и жизни вообще.
Этапы менеджмента рождались под воздействиями:
- развитие реального
- появление новаторов и
- развитие внутренней (собственной)
логики менеджмента,
«История учит» - этот тезис здесь более чем уместен, так как позволяет изучающему понять циклы развития менеджмента, его движущие силы (они же - критерии этапов), предвосхитить будущие тенденции.
Основные этапы развития менеджмента
Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародилось искусство и наука управления. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:
1) политической - необходимость установления
и поддержания порядка в
2) экономической - необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;
3) оборонительной - защита от врагов и диких зверей.
Задача состоит в том, чтобы показать этапы развития менеджмента в двадцатом столетии в целом, как в мировом сообществе, так и в России. Мы выделим 8 этапов в развитии менеджмента.
Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф. Тейлора после публикации его книги «Принципы научного управления», в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему управления, разработанную Ф. Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. Однако системный анализ предложенной Ф. Тейлором модели управления показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями.
Второй этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф. Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая школа управления, родоначальниками которой стали А. Файоль, П. Урвик, Д. Муни, П. Слоун. В частности, А. Файоль впервые предложили новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.
Третий этап развития менеджмента - «неоклассический», нарождается и начинает развиваться школа «человеческих отношений», развитие которой связано с именами ученых А. Файоля, Д. Муни, Э. Мейо. На этом этапе апробируется социологическая концепция групповых решений.
Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940-1960 г. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.
Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так, Д. Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории «X» - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории «У» - принцип распределения объективности. (Годы развития этой концепции 1950-1960 г.).
Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970 -80 г. Учеными - управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация - это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла происходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: «стратегического менеджмента» И. Ансоффа, «теория властных структур между организациями» Г. Саланчика, «конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов» Портера и т. д.
Седьмой этап относится к 80_м г. ХХ века, которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлений, неожиданным для многих открытием «организационной структуры» как мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами.
Восьмой этап развития менеджмента относится к 90_м г. ХХ века. На этом этапе просматриваются три основные тенденции:
· возврат к прошлому - осознание значения материальной, технической базы современного производства;
· создание социальных поведенческих элементов - это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления;
· усиление международного характера управления. Переход многих стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности.