Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 11:59, контрольная работа
Подразделения выполняют различные функции, их совокупность составляет службу управления персоналом (кадровую службу). Роль и место службы управления персоналом в структуре всей организации определяется ролью и местом каждого специализированного подразделения данной службы, а также организационным статусом ее непосредственного руководителя.
Наиболее распространенными содержательными теориями мотивации являются теории Маслоу, МакКлелланда и Герцберга. Теория Маслоу выделять пять основных типов потребностей, составляющих иерархическую структуру.
1.Функции системы управления персоналом организации.
2. Основные теории мотивации трудовой деятельности.
Содержание
1. Функции системы управления персоналом организации.
2. Основные теории
мотивации трудовой деятельности.
1. Функции системы управления персоналом организации.
Персонал является одним из наиболее сложных объектов управления в организации, поскольку в отличие от материальных факторов производства персонал обладает возможностью принимать решения и критически оценивать предъявляемые к ним требования. Персонал также имеет субъективные интересы и чрезвычайно чувствителен к управленческим воздействиям, реакция на которые не определена.
Система управления персоналом — это совокупность приемов, методов, технологий организации работы с персоналом.
Существуют различные модели построения системы управления персоналом в организации. Применение той или иной модели для конкретной организации зависит от ее организационной структуры. Организационная структура определяет взаимоотношение (взаимоподчинение) между функциями, выполняемыми сотрудниками организации, а также проявляется в таких формах, как разделение труда, создание специализированных подразделений, иерархия должностей и т.д.
Организационная структура системы управления персоналом — это совокупность взаимосвязанных подразделений этой системы и должностных лиц.
Подразделения
выполняют различные функции, их
совокупность составляет службу управления
персоналом (кадровую службу). Роль и
место службы управления персоналом
в структуре всей организации
определяется ролью и местом каждого
специализированного
Объекты и субъекты системы управления персоналом
Особенности развития системы управления персоналом, ее роль в организационной системе определяют характеристики ее основных факторов: объекта и субъекта, целей системы, ее функций и структуры.
Объекты системы управления персоналом:
работники;
рабочие группы;
трудовой коллектив.
Субъекты системы управления персоналом:
функциональный управленческий персонал;
линейный управленческий
Существует несколько подходов к формулированию системы управления персоналом, все зависит от того, какой аспект данного явления рассматривать.
Как правило, организации, нацеленные на реализацию функций управления персоналом, включают в себя подсистему линейного руководства организации, а также ряд функциональных подсистем управления персоналом (например, подсистема найма, подсистема обучения и развития и т.д.).
В рамках такой системы происходит учет взаимосвязей между отдельными аспектами управления персоналом, который выражается в разработке конечных целей управления персоналом организации, в определении путей их достижения, а также в создании соответствующего механизма управления, обеспечивающего комплексное планирование и организацию управления персоналом организации.
Организационные цели
Первоначальным
этапом проектирования и формирования
системы управления персоналом организации
является формулировка целей данной
системы. Для различных организаций
цели системы управления персоналом
варьируются в зависимости от
характера деятельности организации,
объемов производства, стратегических
задач и т.д. Обобщение опыта
зарубежных и отечественных организаций
позволяет сформулировать главную
цель системы управления персоналом
организации как обеспечение
организации персоналом, их эффективное
использование, профессиональное и
социальное развитие. На рисунке 9 показана
структура целей системы
Рассматривая
совокупность организационных целей,
выделим также следующие
Экономические цели направлены
на достижение расчетной
Научно-технические цели
Производственно-коммерческая
Социальные цели — организации заключаются в достижении заданного уровня удовлетворенности работников.
Рис. 9. Цели системы управления персоналом организации
Социальные
цели организации можно
С точки
зрения персонала социальные цели организации
обусловлены тем, в какой степени
выполнение трудовых функций способствует
удовлетворению потребностей человека.
Структура таких целей
Рис. 10. Цели системы управления персоналом организации с точки зрения персонала
С точки
зрения администрации социальные цели
организации связаны с
Структура социальных целей с точки зрения администрации представлена на рисунке 11.
Рис. 11. Цели системы управления персоналом организации с точки зрения администрации
Обе ветви
социальных целей (персонала и администрации)
не противоречат друг другу, что создает
эффективную основу для взаимодействия
этих двух субъектов для достижения
общих целей. Наличие противоречивых
целей системы управления персоналом
приводит к конфликту интересов
персонала и администрации, что
негативным образом сказывается
на функционировании организации в
целом. Следует также подчеркнуть,
что, несмотря на то, что с точки
зрения администрации, главной целью
является получение прибыли, отправным
моментом в современной теории и
практике управления персоналом является
осознание необходимости
Функции системы управления персоналом организации:
Функция планирования персонала заключается в разработке кадровой политики и стратегии управления персоналом; анализе кадрового потенциала организации и рынка труда; организации кадрового планирования и прогнозирования потребности в персонале; поддержании взаимосвязей с внешними источниками, обеспечивающими организацию кадрами.
Функция управления наймом и учетом персонала заключается в организации набора кандидатов на вакантную должность; организацию отбора (собеседования и оценки) и приема персонала; учете приема, перемещений, увольнений персонала; управлении занятостью, документационном обеспечении системы управления персоналом.
Функция оценки, обучения и развития персонала заключается в осуществлении обучения, переподготовки и в повышении квалификации персонала; введении в должность и адаптации новых работников; организации и проведении мероприятий по оценке персонала; управлении развитием карьеры.
Функция управления мотивацией персонала заключается в нормировании трудового процесса и тарификации оплаты труды; разработке систем материального и нематериального стимулирования, а также в применении методов морального поощрения персонала.
Функция управления социальным развитием заключается в организации питания в течение рабочего дня; обеспечении охраны здоровья и отдыха для сотрудников и их семей; организации развития физической культуры; организации социального страхования.
Функция правового обеспечения управления персоналом связана с решением правовых аспектов трудовых отношений, а также с согласованием распорядительных и иных документов по управлению персоналом.
Функция информационного обеспечения управления персоналом заключается в ведении учета и статистики персонала; информационном и техническом обеспечении системы управления персоналом; обеспечении персонала необходимой для работы научно-технической информацией.
Функция обеспечения нормальных условий труда включает в себя обеспечение и контроль соблюдения требований психофизиологии и эргономики труда, охраны труда и окружающей среды и т.д.
Функция
линейного руководства заключается
в том, что управление персоналом организации
осуществляется в том числе и на уровне
управления организации в целом. Данную
функцию осуществляет не только служба
УП, но и руководители всех уровней.
2. Основные теории мотивации трудовой деятельности.
В
современном обществе мотивация
основывается на знаниях и механизмах
психологии. Первыми ориентироваться
на психологические характеристики
деятельности человека начали содержательные
теории мотивации, возникшие вскоре
после теорий "кнута и пряника"
и ей подобных. С того времени
теории мотивации стремятся к
как можно большей степени
учета различных потребностей и
мотивов деятельности людей, постоянно
пытаясь выявить новые и
Современные содержательные теории мотивации основное внимание уделяют определению перечню и структуре потребностей людей.
Процессуальные теории мотивации считаются наиболее современными теориями мотивации, они так же признают мотивирующую роль потребностей, однако, сама мотивация рассматривается в них с точки зрения того, что заставляет человека направлять усилия на достижение различных целей.
Наиболее
распространенными
Выражение
Уважение
социальные
безопасности и
защищённости
физиологические
Рисунок 1. Иерархия потребностей Маслоу
Создавая свою теорию мотивации в 40-е годы, Маслоу опирался на идею наличия у людей множества различных потребностей. Маслоу разделил эти потребности на пять основных категорий.
1. Физиологические потребности: являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, жилище, одежде, отдыхе, сексуальные потребности и другое
2. Потребности в безопасности: включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребности в безопасности является, например, покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию.