Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:45, контрольная работа
В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п. Для уточнения понятия "инновации" познакомим читателей с различными взглядами на ее сущность.
В общем виде ИП можно представить в развернутом виде так:
ФИ - ПИ - Р - Пр - С - ОС - ПП - М - Сб,
где
ФИ – фундаментальное (теоретическое) исследование;
ПИ – прикладные исследования;
Р – разработка;
Пр – проектирование;
С – строительство;
ОС – освоение;
ПП – промышленное производство;
М – маркетинг;
Сб – сбыт.
Схема 1. Модель инновационного процесса
Анализ этой формулы требует абстрагирования от факторов обратной связи между различными ее элементами, учета длительности цикла ФИ - ОС, который может продолжаться свыше 10 лет; относительно самостоятельна и каждая из фаз (ФИ - ПИ; Пр - С) и т. д.
Начальной стадией инновационного процесса является ФИ (теоретическое исследование), что связано с понятием научная деятельность. Разумеется, каждый отдельный элемент цикла (ФИ, ПИ, Р, Пр, С, ОС и П) насыщен научной деятельностью, связанной с ФИ.
Что же представляет собой
научная работа, от развития которой
зависит появление новшеств?
Характерно, что количество новых сведений и информации убывает от ФИ к ПП. Исследовательская деятельность все больше заменяется навыками, опытом и стандартными приемами.
Рассматривая ФИ с точки
зрения конечного результата, необходимо
выделить исследовательскую
Теоретическое (ФИ) исследование не связано непосредственно с решением конкретных прикладных задач. Однако именно оно является фундаментом инновационного процесса. Вместе с тем, необходимость теоретических исследований может быть обусловлена потребностями практики и синтезом предыдущих знаний о предмете.
Фундаментальные исследования, как правило, воплощаются в прикладных исследованиях, но происходит это не сразу. Развитие может осуществляться по схеме 2:
Только некоторые
Иную целенаправленность имеют прикладные исследования (ПИ). Это – "овеществление знаний", их преломление в процессе производства, передача нового продукта, технологической схемы и т. д.
В результате разработок создаются
конструкции новых машин и
оборудования, что плавно переходит
в фазы. Проектирование (Пр), строительство
(С), освоение (ОС) и промышленное производство
(ПП). Фазы (М - Сб) связаны с коммерческой
реализацией результатов
Таким образом, инновационный менеджер имеет дело с различными стадиями инновационного процесса и с учетом этого строит свою управленческую деятельность.
Инновационный менеджмент – совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.
Для него, как и для любой другой области менеджмента, характерны:
постановка цели и выбор стратегии
четыре цикла.
Сказанное наглядно представлено на схеме 3.
Постановка цели и выбор стратегии
1 Планирование
2 Определение условий и организации
3 Исполнение
4 Руководство
1. Планирование: составление плана реализации стратегии.
2. Определение условий и организация: определение потребности в
ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла,
постановка задач перед сотрудниками, организация работы.
3. Исполнение: осуществление исследований и разработок,
реализация плана.
4. Руководство: контроль и анализ, корректировка действий,
накопление опыта. Оценка эффективности инновационных
проектов; инновационных управленческих решений; применения новшеств.
2. Оформление инновационных проектов
Любой проект должен иметь
четкое наименование, сопровождаться
краткой аннотацией. В проекте
указывается количество исполнителей;
сроки исполнения (г. начала и г. конца);
объем финансирования в расчете
на г.. Существенное значение придается
информации о руководителе и главных
исполнителях проекта, организации, ч/з
которую производится финансирование;
организации, в которой выполняется
работа.
В проекте должно быть указано сокращенное
и полное имя организации, ч/з которую
производится финансирование, и организации,
в которой выполняется работа (за исключением
адресных данных, бюджетный счет, название
банка, БИК, телефон руководителя, телефон
бухгалтерии и др.).
Дальше нужно содержание проекта.
Обязана быть обоснована смета расходов
на исполнение проекта.
Общий объем финансирования в расчете
на г., в частности:
зарплата (не более 50 процентов общего
объема);
начисления на зарплату;
приобретение оснащения и материалов;
услуги сторонних организаций (в частности
на издание трудов по данному проекту);
командировочные расходы;
экспедиционные расходы;
накладные расходы (не более 20 процентов
общего объема).
Проведение работ производится согласно
с договором с финансирующей организацией
и техническим заданием.
В техническом задании указываются
тема работы (имя проекта),
г.,
организация, в которой выполняется работа,
исполнители,
руководитель тематики,
сроки исполнения,
стоимость работ,
цель работы,
имеющийся научный задел,
ожидаемые результаты, их научно-техническая
и практическая ценность,
содержание работы (этапы, их название
и сроки исполнения, стоимость, результат
и вид отчетности),
список представляемой научной, другой
и технической документации по окончании
работ,
рекомендации по применению результатов.
Особое внимание требуется обратить на
характеристику ожидаемых результатов
и оценку имеющегося у разработчиков задела.
Форма их изложения обязана обеспечивать
экспертизу результатов.
Завершение работ по проекту оформляется
актом закрытия (промежуточного, годового
этапа и т.п.).
Проекты, представленные на конкурс, проходят
многоэтапную независимую экспертизу,
по результатам которой выносится солюшен
по объему финансирования проекта.
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое.
Высшая форма регулятивной
деятельности - это выработка и
проведение инновационной политики,
управление инновационной деятельностью.
Такая политика разрабатывается
на основе утверждения приоритетного
значения инновационной деятельности
для современного общественного
развития. Государство создает
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций:
развитие рыночных отношений,
проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций,
создание выгодных налоговых
условий для ведения
обеспечение эффективной
занятости в инновационной
расширение спроса на инновации,
предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации,
содействие модернизации техники,
развитие лизинга наукоемкой продукции,
активизация предпринимательства,
пресечение недобросовестной конкуренции,
поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке,
развитие экспортного потенциала страны,
развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере,
внешнеэкономическая поддержка,
включая предоставление таможенных
льгот для инновационных
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности:
государственная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы;
содействие развитию инновационной инфраструктуры,
кадровая поддержка
содействие подготовке, переподготовке
и повышению квалификации кадров,
осуществяющих инновационную
моральное стимулирование инновационной деятельности (например, присвоение звания Заслуженный новатор РФ указом президента РФ);
информационная поддержка
инновационной деятельности (обеспечение
свободы доступа к информации
о приоритетах государственной
политики в инновационной сфере,
к сведениям о завершенных
научно-технических
содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области;
защита интересов российских
субъектов инновационной
ФИНАНСОВЫЕ ФАКТОРЫ
проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности,
направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования,
выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов,
создание благоприятного
инвестиционного климата в
предоставление дотаций,
льготных кредитов, гарантий российским
и иностранным инвесторам, принимающим
участие в инновационной
снижение отчислений субъектам
РФ налогов в федеральный бюджет
в случае использования ими своих
бюджетных средств для
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности:
установление правовых основ
взаимоотношений субъектов
гарантирование охраны прав
и интересов субъектов
Нормативно-правовое регулирование
инновационной деятельности осущестляется
на базе Конституции РФ, Гражданского
кодекса РФ, принимаемых в соответствии
с ними законов и иных нормативных
правовых актов РФ и субъектов
РФ, а также международных
Нормативно-правовое регулирование
взаимоотношений между
договоров на выполнение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и
договоров на выполнение проектных и изыскательских работ,
договоров строительного подряда,
договоров по оказанию услуг
для осуществления
договоров страхования инновационных рисков,
договоров (контрактов) с инвесторами,
и иных договоров, предусмотренных законодательством РФ.
Регулирование инновационной деятельности происходит на базе:
инновационных прогнозов
инновационных стратегий
инновационных программ
инновационных проектов.
программ и проектов поддержки
инновационной деятельности.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОГНОЗ - это
предвидение основных параметров инновационной
деятельности (ее направлений, видов, объектов,
последствий и т.п.)
Инновационные прогнозы являются составной
частью прогноза социально-экономического
развития РФ, разрабатываемого в соответствии
с законодательством РФ.
В инновационных прогнозах строятся сценарии
освоения и распространения базисных
инноваций, социально-экономических последствий
практического использования новых наукоемких
продуктов и технологий.
ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ - это
определение приоритетных направлений
инновационной деятельности.
Стратегические приоритеты государственной
инновационной политики отражаются в
концепции социально-экономического развития
РФ на долгосрочную перспективу, в программе
социально-экономического развития РФ
на среднесрочную перспективу, докладываются
Федеральному собранию РФ.
Субъекты РФ разрабатывают инновационные
прогнозы и стратегии региональной инновационной
политики.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ - это комплекс взаимосвязанных документов, которые предусматривают осуществление конкретной инновационной деятельности в определенный период времени.
ПРОЕКТ (ПРОГРАММА) ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - это проект (программа) развития инновационной инфраструктуры.
ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА - это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности.
На основании инновационной
стратегии Правительство РФ разрабатывает
государственную инновационную
программу, которая является составной
частью программы социально-
ГОСУДАРСТВЕННАЯ (ФЕДЕРАЛЬНАЯ)
ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА
федеральные целевые инновационные программы по важнейшим базисным инновациям,
крупные инновационные проекты,
федеральные программы поддержки
инновационной деятельности, развития
инновационной инфраструктуры.
Информация о работе Контрольная работа по "Инновационный менеджмент"