Контрольная работа по "Инновационный менеджмент"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:45, контрольная работа

Краткое описание

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п. Для уточнения понятия "инновации" познакомим читателей с различными взглядами на ее сущность.

Файлы: 1 файл

Конральная инновационный менеджмент.docx

— 38.44 Кб (Скачать)

В общем виде ИП можно  представить в развернутом виде так:

ФИ - ПИ - Р - Пр - С - ОС - ПП - М - Сб,

где

ФИ – фундаментальное (теоретическое) исследование;

ПИ – прикладные исследования;

Р – разработка;

Пр – проектирование;

С – строительство;

ОС – освоение;

ПП – промышленное производство;

М – маркетинг;

Сб – сбыт.

Схема 1. Модель инновационного процесса

Анализ этой формулы требует  абстрагирования от факторов обратной связи между различными ее элементами, учета длительности цикла ФИ - ОС, который может продолжаться свыше 10 лет; относительно самостоятельна и  каждая из фаз (ФИ - ПИ; Пр - С) и т. д.

Начальной стадией инновационного процесса является ФИ (теоретическое  исследование), что связано с понятием научная деятельность. Разумеется, каждый отдельный элемент цикла (ФИ, ПИ, Р, Пр, С, ОС и П) насыщен научной  деятельностью, связанной с ФИ.

Что же представляет собой  научная работа, от развития которой  зависит появление новшеств?Научная  работа – исследовательская деятельность, направленная на получение и переработку  новых, оригинальных, доказательных  сведений и информации. Любая научная  работа должна обладать новизной, оригинальностью, доказательностью.

Характерно, что количество новых сведений и информации убывает  от ФИ к ПП. Исследовательская деятельность все больше заменяется навыками, опытом и стандартными приемами.

Рассматривая ФИ с точки  зрения конечного результата, необходимо выделить исследовательскую деятельность, направленную на получение и переработку  новых, оригинальных, доказательных  сведений и информации только в области  теории вопроса.

Теоретическое (ФИ) исследование не связано непосредственно с  решением конкретных прикладных задач. Однако именно оно является фундаментом  инновационного процесса. Вместе с  тем, необходимость теоретических  исследований может быть обусловлена  потребностями практики и синтезом предыдущих знаний о предмете.

Фундаментальные исследования, как правило, воплощаются в прикладных исследованиях, но происходит это не сразу. Развитие может осуществляться по схеме 2:

 

 

Только некоторые фундаментальные  исследования воплощаются в ПИ - Р - ПР и т. д. Примерно 90% тем фундаментальных исследований могут иметь отрицательный результат. И из оставшихся 10 % с положительным результатом не все применяются на практике. Цель ФИ - познание и развитие процесса(теории вопроса).

Иную целенаправленность имеют прикладные исследования (ПИ). Это – "овеществление знаний", их преломление в процессе производства, передача нового продукта, технологической схемы и т. д.

В результате разработок создаются  конструкции новых машин и  оборудования, что плавно переходит  в фазы. Проектирование (Пр), строительство (С), освоение (ОС) и промышленное производство (ПП). Фазы (М - Сб) связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного процесса.

Таким образом, инновационный  менеджер имеет дело с различными стадиями инновационного процесса и  с учетом этого строит свою управленческую деятельность.

Инновационный менеджмент – совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

Для него, как и для  любой другой области менеджмента, характерны: 

постановка цели и выбор  стратегии 

четыре цикла.

Сказанное наглядно представлено на схеме 3.

Постановка цели и выбор  стратегии

1 Планирование

2 Определение условий  и организации

3 Исполнение

4 Руководство

1. Планирование: составление плана реализации стратегии.

2. Определение условий и организация: определение потребности в

ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла,

постановка задач перед  сотрудниками, организация работы.

3. Исполнение: осуществление исследований и разработок,

реализация плана.

4. Руководство: контроль и анализ, корректировка действий,

накопление опыта. Оценка эффективности инновационных

проектов; инновационных  управленческих решений; применения новшеств.

2. Оформление инновационных  проектов

Любой проект должен иметь  четкое наименование, сопровождаться краткой аннотацией. В проекте  указывается количество исполнителей; сроки исполнения (г. начала и г. конца); объем финансирования в расчете  на г.. Существенное значение придается  информации о руководителе и главных  исполнителях проекта, организации, ч/з  которую производится финансирование; организации, в которой выполняется  работа. 
 
В проекте должно быть указано сокращенное и полное имя организации, ч/з которую производится финансирование, и организации, в которой выполняется работа (за исключением адресных данных, бюджетный счет, название банка, БИК, телефон руководителя, телефон бухгалтерии и др.). 
 
Дальше нужно содержание проекта. 
 
Обязана быть обоснована смета расходов на исполнение проекта. 
 
Общий объем финансирования в расчете на г., в частности: 
зарплата (не более 50 процентов общего объема); 
начисления на зарплату; 
приобретение оснащения и материалов; 
услуги сторонних организаций (в частности на издание трудов по данному проекту); 
командировочные расходы; 
экспедиционные расходы; 
накладные расходы (не более 20 процентов общего объема). 
 
Проведение работ производится согласно с договором с финансирующей организацией и техническим заданием. 
 
В техническом задании указываются 
тема работы (имя проекта), 
г., 
организация, в которой выполняется работа, 
исполнители, 
руководитель тематики, 
сроки исполнения, 
стоимость работ, 
цель работы, 
имеющийся научный задел, 
ожидаемые результаты, их научно-техническая и практическая ценность, 
содержание работы (этапы, их название и сроки исполнения, стоимость, результат и вид отчетности), 
список представляемой научной, другой и технической документации по окончании работ, 
рекомендации по применению результатов. 
 
Особое внимание требуется обратить на характеристику ожидаемых результатов и оценку имеющегося у разработчиков задела. Форма их изложения обязана обеспечивать экспертизу результатов. 
 
Завершение работ по проекту оформляется актом закрытия (промежуточного, годового этапа и т.п.). 
 
Проекты, представленные на конкурс, проходят многоэтапную независимую экспертизу, по результатам которой выносится солюшен по объему финансирования проекта.

3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ     

Государство осуществляет все  виды регулирования инновационной  деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое.    

Высшая форма регулятивной деятельности - это выработка и  проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью. Такая политика разрабатывается  на основе утверждения приоритетного  значения инновационной деятельности для современного общественного  развития. Государство создает организационные, экономические и правовые условия  для инновационной деятельности.     

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций:

развитие рыночных отношений,

проведение налоговой  политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения  на рынке инноваций,

создание выгодных налоговых  условий для ведения инновационной  деятельности всеми субъектами,

обеспечение эффективной  занятости в инновационной сфере,

расширение спроса на инновации,

предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот  российским предприятиям, осваивающим  и распространяющим инновации,

содействие модернизации техники,

развитие лизинга наукоемкой продукции,

активизация предпринимательства,

пресечение недобросовестной конкуренции,

поддержка отечественной  инновационной продукции на международном  рынке,

развитие экспортного  потенциала страны,

развитие внешнеэкономических  связей в инновационной сфере,

внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные  программы.    

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности:

государственная поддержка  инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы;

содействие развитию инновационной  инфраструктуры,

кадровая поддержка инновационной  деятельности,

содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществяющих инновационную деятельность;

моральное стимулирование инновационной  деятельности (например, присвоение звания Заслуженный новатор РФ указом президента РФ);

информационная поддержка  инновационной деятельности (обеспечение  свободы доступа к информации о приоритетах государственной  политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных  научно-технических исследованиях, которые могут стать основой  для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных  инновационных проектах и программах и т.п.);

содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ в инновационной  сфере, развитию международного сотрудничества в этой области;

защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях.    

ФИНАНСОВЫЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности:

проведение бюджетной  политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности,

направление в инновационную  сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования,

выделение прямых государственных  инвестиций для реализации инновационных  программ и проектов, важных для  общественного развития, но не привлекательных  для частных инвесторов,

создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной  сфере,

предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим  участие в инновационной деятельности,

снижение отчислений субъектам  РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих  бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов.    

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности:

установление правовых основ  взаимоотношений субъектов инновационной  деятельности,

гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной  деятельности, в частности, охраны таких  наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как  права интеллектуальной собственности.     

Нормативно-правовое регулирование  инновационной деятельности осущестляется  на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных  правовых актов РФ и субъектов  РФ, а также международных договоров  РФ, относящихся к инновационной  деятельности. В основе этого регулирования - правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают  как объекты интеллектуальной собственности. Их правовая охрана осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским  кодексом РФ, Патентным законом РФ и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности.    

Нормативно-правовое регулирование  взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, а также  между ними и другими участниками  инновационного процесса осуществляется на основе договоров, а именно:

договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических  работ,

договоров на выполнение проектных  и изыскательских работ,

договоров строительного  подряда,

договоров по оказанию услуг  для осуществления инновационной  деятельности,

договоров страхования инновационных  рисков,

договоров (контрактов) с  инвесторами,

и иных договоров, предусмотренных  законодательством РФ.    

Регулирование инновационной  деятельности происходит на базе:

инновационных прогнозов

инновационных стратегий

инновационных программ

инновационных проектов.

программ и проектов поддержки  инновационной деятельности.    

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОГНОЗ - это предвидение основных параметров инновационной деятельности (ее направлений, видов, объектов, последствий и т.п.) 
     Инновационные прогнозы являются составной частью прогноза социально-экономического развития РФ, разрабатываемого в соответствии с законодательством РФ. 
     В инновационных прогнозах строятся сценарии освоения и распространения базисных инноваций, социально-экономических последствий практического использования новых наукоемких продуктов и технологий.    

ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ - это определение приоритетных направлений инновационной деятельности. 
    Стратегические приоритеты государственной инновационной политики отражаются в концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу, в программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, докладываются Федеральному собранию РФ. 
    Субъекты РФ разрабатывают инновационные прогнозы и стратегии региональной инновационной политики.    

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ - это комплекс взаимосвязанных документов, которые предусматривают осуществление конкретной инновационной деятельности в определенный период времени.    

ПРОЕКТ (ПРОГРАММА) ПОДДЕРЖКИ  ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - это проект (программа) развития инновационной инфраструктуры.     

ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА - это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности.    

На основании инновационной  стратегии Правительство РФ разрабатывает  государственную инновационную  программу, которая является составной  частью программы социально-экономического развития РФ на среднеспочный период.     

ГОСУДАРСТВЕННАЯ (ФЕДЕРАЛЬНАЯ) ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА включает в себя:

федеральные целевые инновационные  программы по важнейшим базисным инновациям,

крупные инновационные проекты,

федеральные программы поддержки  инновационной деятельности, развития инновационной инфраструктуры.    

Информация о работе Контрольная работа по "Инновационный менеджмент"