Контрольная работа по "Инновационному менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:10, контрольная работа

Краткое описание

В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

Оглавление

Теоретическая часть

Введение……………………………………………………………………….3
Инновационный фактор в развитии экономики…………………………….6
Заключение……………………………………………….….....……………14
Список литературы………………………………………………………….16

Практическая часть.............................................................................................17

Файлы: 1 файл

Инновационный МЕН.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

     Производственные  организации, в свою очередь, также  пришли к пониманию необходимости  осуществления инновационной деятельности. Внедрение инноваций все больше рассматривается ими как единственный способ повышения конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности. Поэтому предприятия, преодолевая экономические трудности, начали своими силами вести разработки в области продуктовых и технологических инноваций. [3, 27]

     Инновация может быть рассмотрена как:

     - процесс;

     - система;

     - изменение;

     - результат.

     Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера, она всегда должна рассматриваться  как сложный процесс, который обеспечивает определенный технический и социально-экономический эффект.

     Инновация в своем развитии (жизненном цикле) меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Протекание инновационного процесса, как и любого другого, обусловлено  сложным взаимодействием многих факторов. Использование в предпринимательской практике того или иного варианта форм организации инновационных процессов определяют три фактора:

     - состояние внешней среды (политическая и экономическая ситуация, тип рынка, характер конкурентной борьбы, практика государственно-монополистического регулирования и т.д.);

     - состояние внутренней среды данной хозяйственной системы (наличие лидера-предпринимателя и команды поддержки, финансовые и материально-технические ресурсы, применяемые технологии, размеры, сложившаяся организационная структура, внутренняя культура организации, связи с внешней средой и т.д.);

     - специфика самого инновационного процесса как объекта управления.

     Инновационные процессы рассматриваются как процессы, пронизывающие всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и, в конечном счете, ориентированные на удовлетворение потребностей рынка. Важнейшим условием успеха инновации является наличие новатора-энтузиаста, захваченного новой идеей и готового приложить максимум усилий, чтобы воплотить ее в жизнь, и лидера-предпринимателя, который нашел инвестиции, организовал производство, продвинул новый товар на рынок, взял на себя основной риск и реализовал свой коммерческий интерес. [3, 29]

     Подразделение инноваций на конкретные группы по определенным признакам называют классификацией инноваций. Важную роль в классификации играет такой показатель как новизна инновации. Она оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций. В зависимости от технологических параметров, инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

     Продуктовые инновации - включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.

     Процессные  инновации - означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия.

     Новшествоэто оформленный результат фундаментальных прикладных исследований, разработка экспериментальных работ в какой – либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.

     Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, ноу-хау, стандартов, инструкций.

     Инновация (нововведение) конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемый на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. [7]

     Основные  критерии (свойства) инновации:

  • научно-техническая новизна - важна новизна потребительских свойств;
  • практическая воплощенность, т.е. использование в промышленности, в с/х, в здравоохранении, образовании или др. областях деятельности;
  • коммерческая реализуемость – новшество должно быть воспринято рынком;
  • только реализованная в новой продукции или процессах новая идея является инновацией.
 

     Классификация инноваций:

    1. По степени радикальности (новизны):
      • базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения, и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники (пр. компьютеры);
      • улучшающие инновации – обычно реализующие мелкие и средние изобретения.
    2. По характеру применения:
  • продуктовые – ориентированы на использование и производство принципиально новых продуктов;
  • технологическиенацелены на создание и применение новой технологии (пр. nano-технологии);
  • социальные ориентированы на построение и функционирование новых структур;
  • рыночные – позволяют реализовать потребности в товарах и услугах на новых рынках.
    1. По стимулу появления:
  • инновации, вызванные развитием науки и техники;
  • инновации, вызванные потребностями производства;
  • инновации, вызванные потребностями рынка.
    1. По типу новизны для рынка:
  • новые для отрасли в мире (пр. вакуумная бомба);
  • новые для отрасли в стране;
  • новые для данного предприятия или группы предприятий;
    1. По месту в системе:
  • инновации на входе предприятия (сырье, оборудование);
  • инновации на выходе из предприятия (новое блюдо, кулинарный продукт, услуги);
  • инновации системной структуры предприятия (управленческая, производственная, технологическая).
    1. С учетом сверх - деятельности предприятия:
  • технологические;
  • производственные;
  • экономические;
  • торговые;
  • социальные;
  • в области управления.

     Конкретные  источники инновационных идей:

  • потребители
  • конкуренты
  • торговые агенты, дилеры, прочие посредники
  • персонал предприятия
 

     Инновационный процессэто процесс создания и распространения нововведений.

     Инновации тесно связаны с научно-техническим прогрессом (НТП), но инновации, в отличие от НТП, не заканчиваются внедрением; этот процесс не прерывается и после, т.к. новшество совершенствуется, делается более эффективным.

     Основные  источники финансирования инновационной  деятельности:

  • бюджетные средства (средства федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, местные);
  • внебюджетные средства, включая собственные средства организаций и средства инвесторов;
  • важным внутренним источником является фонд амортизационных отчислений и фонд развития производства. [4, 25] [6]
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Инновационная деятельность – вид деятельности, связанный с трансформацией идей-инноваций  в новый усовершенствованный  продукт, внедренный на рынке; в новый  или усовершенствованный технологический  процесс, использованный в практической деятельности; в новый подход к социальным услугам. [8]

     Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий.

     Выделяют  следующие основные виды инновационной деятельности: инструментальная подготовка и организация производства; пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса; переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования; маркетинг новых продуктов; приобретение неовеществленной технологии в виде патентов, лицензий, ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания; приобретение машин или оборудования, связанных с внедрением инноваций; производственное проектирование, необходимое для разработки, производства и маркетинга новых товаров, услуг; реорганизация структуры управления. [4, 17]

     Выбор способа и направления инновационной  деятельности предприятия зависит  от ресурсного и научно-технического потенциала предприятия, требований рынка, стадий жизненного цикла техники и технологии, особенностей отраслевой принадлежности.

     При проектировании, разработке и внедрении  инноваций следует определить необходимые  затраты для их реализации, возможные источники финансирования, оценить экономическую эффективность от внедрения инноваций, сравнить эффективность различных инноваций путем сравнения доходов и затрат.

     Таким образом, инновации, во-первых, должны носить рыночную структуру для удовлетворения нужд потребителей. Во-вторых, любая инновация всегда рассматривается как сложный процесс, предполагающий изменение как научно-технического, так и экономического, социального и структурного характера. В-третьих, в инновации акцент делается на быстром внедрении новшества в практическое использование. В-четвертых, инновации должны обеспечивать экономический, социальный, технический или экологический эффект. [4, 32]

     При этом инновациями, определяющими конкурентоспособность, являются инновации, связанные с  повышением качества, снижением цены, расширением ассортимента, улучшением дизайна, обеспечения доступности и известности торговой марки.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

  1. Проект  Федерального Закона РФ «Об инновационной  деятельности и государственной  инновационной политике в Российской Федерации»//Инновации. — 1998.
  2. Фатхутдинов, Р. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е издание / Р. Фатхутдинов. -  Питер: 2008 г. - 448 с.
  3. Горфинкель, В.Я., Швандар, В.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 г.
  4. Медынский, В.Г. Инновационный менеджмент / В.Г. Медынский. – М.: ИНФРА-М.: 2005. – 304 с.
  5. http://www.pravo.vuzlib.net/book_z816_page_8.html
  6. http://innovation-management.ru/vidy-innovaczij
  7. www.wikipedia.org
  8. http://slovari.yandex.ru/~книги/Экономический%20словарь/
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Практическая  часть 

  Определите чистый дисконтированный доход, индекс доходности и срок окупаемости капитальных вложений:

- без учета дисконтирования;

- с учетом дисконтирования при  норме дисконта, равной 0,2.

Исходные  данные приведены в таблице. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Контрольная работа по "Инновационному менеджменту"