Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 09:27, контрольная работа
Школа научного управления (1885 – 1920 г.г.) – представителей: Фредрик Уильям Тейлор, Фрэнк и Лилия Гилбрет, Терблич, Хенри.
1. Школа научного управления (1885-1920 г.г.)
2. Планирование деятельности организации.
Содержание
1. Школа научного
управления (1885-1920 г.г.)
2. Планирование деятельности организации.
1. Школа научного управления (1885-1920 г.г.)
1)Школа научного управления (1885 – 1920 г.г.) – представителей: Фредрик Уильям Тейлор, Фрэнк и Лилия Гилбрет, Терблич, Хенри Гант. Тейлор изучал переброску руды и угля лопатой. Удалось повысить производительность одного рабочего с 16 до 50 тонн за смену. Было обнаружено, что оптимальный размер ковша лопаты около 8 фунт. Он подбирал людей по способностям. Гилберг изобрел микрохронометр, измеряющий длину времени, точность до 1,02 сек, соединил с кинокамерой. Линейные графики
Ганта производственных процессов до сих пор используется в управлении менеджмента. Форт изобрел конвейер.
Эта школа анализировала процессы труда, выбрасывала лишние движения и синтезировала новые, более производительные процессы, на научной основе. Она занимается также вопросами стимулирования труда, отбора людей по физическим и интеллектуальным способностям, обучением персонала.
Административная школа управления (1920 – 1950) Анри Файоль, руководитель крупной горной компанией; Линдон Урвик – консультант в области управления Англии, дж. Муни - Дженерал мотерс.
Они занимались совершенствованием аппарата управления организации. Файоль в 1916 опубликовал книгу «Общее и промышленное управление», в котором сформировал 14 принципов управления; принципы менеджмента Англии Фойоль:
1) Разделение труда – происходит повышение производительности труда за счет снижения числа целей, на которые должны быть направлены усилия.
2) Полномочия и ответственность – те, которые отдают приказы, отвечают за их последствия.
3) Дисциплина предполагает соблюдение соглашений между фирмой и работниками, а также справедливое проведение санкций.
4) Единоначалие – один непосредственный начальник.
5) Единство направления – для достижения одной цели должен быть единый план и один руководитель для всех участников.
6) подлинность общих личных интересов.
7) вознаграждение персонала - справедливая заработная плата.
8) централизация,
правильное соотношение
Централизация – когда большинство решений принимается РВВ (руководством высшего звена).
Децентрализация – большинство решений принимается РНЗ (руководством низшего звена).
9) скалерная цепь (иерархия)
10) порядок: место для всего и все на своем месте.
11) справедливость
– сочетания доброты и правосуд
12) стабильность рабочего места или устойчивость должностей личного состава.
13.) не только РВЗ, но и все сотрудники должны участвовать в улучшении управления.
14) Корпоротивный дух (честь мундира).
Союз – это сила, которая является результатом гармонии персонала. Школа человеческих отношений (1930 -1950). Представители Мэри Парнер Фолм – управлять это, значит, выполнять работу чужими руками.
Элтон Мэйо – проводил исследования на заводах, Фэсторн – электрик в городе Хочорри (Хочоррийский эксперемент).
Эксперементы Мэйо открыли новое направление в менеджменте, было обнаружено, что четко разработали рабочими операции (оптимальные технологические карты) и хорошая заработная плата не всегда ведут к росту производительности труда. Силы, возникающие в ходе взаимодействия в ней часто действовали мощнее, чем приказы и деньги.
Школа поведенческих наук – с 1950 г. по наше время. Представители Крис Аджерис, Р.Лайнер, Дуглас Грегор, Ф.Геруберг. Они изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации характера власти и авторского лидерства, организации структуры, коммуникаций в организации, качество трудовой жизни.
Целью этой школы было рост эффективности организации за счет роста эффективности ее человеческих ресурсов. Они считали, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать росту эффективности и работника и организации. Практика показала, что это не всегда так.
Школа науки управления с 1950 по настоящее время связано с развитием экономики, экологическим методом и ее содержание является применение метода научного проследования к решению проблем организации. Эта школа оказала меньшее влияние на менеджмент.
В школах есть подходы управления:
1) процессный, 2) системный, 3) ситуационный.
1 – рассматривает менеджмент как последовательную смену функционального управления: планирования, организацию, мотивацию и контроль.
2 – рассматривает
организацию как
3 – утверждает, что нет единого, универсального наилучшего метода управления. Разные ситуации требуют разных методов управления.
На базе перечисленных ранее школ менеджмента развились новые
концепции менеджмента.
Это: 1) менеджмент без иерархии, что предусматривает отказ от: а) легитилизации права одностороннего распорядительства над ресурсами иинформацией; б) деперсонализация – властные полномочия; в) учреждения автономных групп с высоким потенциалом управления. Рабочее задание выдается группе, и она сама знает что делать; г) утверждение гуманных ценностей и форм поведения взамен односторонней ориентацией на экономический результат; д) учет экономических требований принятии управленческих решений.
В производственной сфере получает развитие концепции:
а) Точно вовремя - это философия менеджмента, а направление на устранение потерь в производстве и смежных областях; б) тотальный контроль качества; в) всеобщая комплексная производительность – концепция ориентирует на комплексное повышения эффективности производственной системы за счет вовлечения в этот процесс всех работников организации; г) концепция непрерывного совершенствования деятельности предприятия и рост его конкурентоспособности путем ориентации на лучшее достижение других фирм;
д) реинжиниринг - концепция полной перестройки бизнеса, означает начать с «нуля»; е) концепция «стройного предприятия, предполагает 10 принципов современной организации. Ядром стройного предприятия образует профит-центры (центры прибыли), ориентированы на продукт и ответственность за экономический успех своего продукта.
2. Планирование деятельности организации.
Плановая деятельность фирмы — одна из первоочередных функций ее управления, взаимодействующая с такими функциями, как: организация, координация, контроль, регулирование, стимулирование и анализ. Планирование на фирме — экономический метод управления, представляет собой процесс проектирования желаемого будущего, а также эффективных путей его достижения. Задачи планирования заключаются в выявление перспектив изменения внешнего окружения фирмы, формирование целей и стратегии развития, определение первоочередных задач и действий для их решения. А также определение необходимых затрат и результатов, проектирование изменения состояния предприятия, согласование работы всех его подразделений, контроль за выполнением плановых заданий всеми подразделениями фирмы, анализ достигнутых плановых результатов.
Фирма как участник рыночной системы вынуждено подчиняться ценовому механизму, закону спроса и предложения и т.д. Однако во внутренней среде каждой фирмы, предприятия механизм цен вытеснен сознательными действиями и автономными решениями менеджеров и предпринимателей. Менеджер сознательно определяет основные направления внутрифирменной деятельности. Следовательно, внутренняя природа фирмы основывается на системе плановых показателей.
Планирование является естественной частью менеджмента. С этой позиции планирование отвечает на три основных вопроса:
Отвечая на эти вопросы, процесс планирования включает в себя три основных этапа:
Применение планирования на фирме позволяет:
Постоянная неопределенность будущего является одной из причин, по которой планирование должно осуществляться непрерывно. В силу внешних изменений или ошибок управления события могут разворачиваться не так, как предполагало руководство при выработке планов. Поэтому планы необходимо пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью. Там, где есть планирование, неопределенность сокращается. Однако полностью удалить ее не под силу ни одной фирме в силу разнообразия рыночной системы. Но можно осуществлять некоторый контроль над рынком, и такие усилия приносят определенный успех.
На фирмах используются такие методы планирования как: балансовый, расчетно-аналитический, графо-аналитический, программно-целевой, экономико-математический.
Балансовый метод обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниками их покрытия, а также между разделами плана. В процессе формирования плана фирмы составляют балансы: производственной мощности, материальный, энергетический, трудовой, финансовый, бухгалтерский.
Расчетно-аналитический метод используется при планировании показателей плана, изучении их динамики и количественного размера факторов, на них влияющих. Так, например, планируются по факторам такие обобщающие показатели плана, как производительность труда, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность.
Графо-аналитический метод
Программно-целевой метод используется при разработке программ, а также лежит в основе разработки стратегического плана предприятия. Главная черта программы — нацеленность на достижение конечных результатов. Стержень программы — генеральная цель детализируемая в ряде стратегических целей и задач. На предприятиях разрабатываются программы: реализации сбытовой и товарной политики, повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, завоевания новых рынков сбыта, реконструкции предприятия и др.
Экономико-математические методы лежат в основе экономических моделей плановых показателей на основе выявления их количественной зависимости от основных факторов. С их помощью на основе использования вычислительной техники имеется возможность разрабатывать ряд альтернативных вариантов плана и выбирать из нескольких вариантов оптимальный.
На предприятиях
используются технико-