Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 00:46, контрольная работа
В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Подобный подход в известной мере объясняется и тем обстоятельством, что Тейлор и Ф. Гилбрет начинали свою Деятельность простыми рабочими, в то время как Файоль и его последователи имели опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. К моменту выхода Файоля в отставку (1918) концерн превратился в одно из крупнейших, эффективно работающих предприятий, что способствовало укреплению обороноспособности Франции во время первой мировой войны.
Основные положения концепции управления А. Файоля: генезис и развитие………………………………………………………………….…3
Современное значение концепции «административного управления»………………………………………………………………16
Список литературы ……………………………………………………18
Этот принцип, может быть, применим как для сферы производственного, так и управленческого труда. Разделение труда эффективно до определенных размеров, при достижении которых оно не приносит желаемых результатов.
2. Полномочия и ответственность.
Полномочия — это право
Полномочия являются инструментом власти. Под властью понималось право отдавать приказы. Власть непосредственно связана с ответственностью. Различают должностную (официальную) власть и личную власть, вытекающую из индивидуальных качеств работника.
В современных условиях этот принцип звучит так: полномочия (права) должны соответствовать ответственности.
3. Дисциплина. Дисциплина
предполагает достижение
Файоль считал обязательным соблюдение дисциплины, как для руководителей всех рангов, так и для рабочих. Он указывал на то, что дисциплина такова, каков руководитель.
4. Единоначалие (единство
распорядительства). Работник должен
получать распоряжения и
Сформулировав этот принцип, Файоль вошел в противоречие с рекомендациями Тейлора, который считал, что рабочие могут подчиняться разным функциональным руководителям.
5. Единство направления (дирекции). Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна иметь план и одного руководителя. При наличии нескольких групп для координации их деятельности необходим единый план, утвержденный вышестоящим руководством. Файоль подчеркивал: "Один руководитель и единый план для совокупности операций, имеющих общую цель".
6. Подчиненность личных (индивидуальных) интересов — общим. Интересы одного работника или группы работников должны быть направлены на выполнение интересов всего предприятия и не должны превалировать над ними. В случае возникновения противоречий в интересах — задачей руководителя является их примирение.
7. Вознаграждение персонала,
т. е. цена т оказываемых услуг.
Работники должны получать
8. Централизация. На предприятии должно быть достигнуто определенное соответствие между централизацией и децентрализацией, которое зависит от его размеров и конкретных условий деятельности.
Небольшие предприятия имеют высокую степень централизации, а крупные — меньшую. Выбор правильного соотношения между централизацией и децентрализацией позволяет достичь наилучших результатов.
9. Склярная цепь (иерархия).
Склярная цепь — это ряд
руководящих работников, находящихся
на разных уровнях иерархии (от
высших руководителей до
Рациональная структура управления организацией требует наличия наряду с иерархией горизонтальных связей.
10. Порядок. Файоль подразделял порядок на "материальный" и "социальный". Каждый работник должен иметь свое рабочее место, обеспеченное всем необходимым. Для этого руководитель должен хорошо знать своих подчиненных и их потребности. Коротко этот принцип можно сформулировать так: "место — для всего и все на своем месте".
11. Справедливость. Справедливость — это сочетание доброты и правосудия. Работник, чувствующий справедливое к себе отношение, испытывает преданность к фирме и старается трудиться с полной отдачей.
12. Стабильность рабочего
места дня персонала. Для предприятия
наиболее предпочтительными
13. Инициатива. Проявление
предприимчивости и инициативы
не только руководителями, но
и всеми работниками
14. Корпоративный дух. Сила
предприятия в гармонии ("единении")
всех работников предприятия. Файоль
указывал на недопустимость
Файоль рассматривал теорию управления (в его терминологии — администрирование) как совокупность правил, приемов, принципов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности наиболее эффективно, оптимально используя ресурсы и возможности предприятия.
Файоль выделил важнейшие принципы: единство командования и руководства. По мнению Файоля, для достижения определенной цели должны быть соответствующая программа и единый руководитель. Нарушение этого принципа приводит к неправильному разграничению функций внутри организации. В отличие от Тейлора, Файоль отрицает необходимость наделения функциональных работников административными правами и впервые указывает на необходимость создания штабов, которые не должны обладать правом руководства, а только осуществлять подготовку к будущему, выявлять возможные способы совершенствования организации.
Файоль ставил задачу — научить промышленных администраторов такому управлению занятыми на предприятии рабочими, которое обеспечивало бы наибольшую индивидуальную и коллективную производительность труда путем концентрации их "воли" в одном, строго определенном направлении, указанном предпринимателем. Последнее требует создания науки об управлении людьми, опирающейся на "тщательное изучение и научное экспериментирование".
Особое внимание школа Файоля уделяла разработке основных индивидуальных, психологических качеств, которыми должен обладать администратор. Был составлен перечень качеств, в число которых вошли следующие:
• здоровье и физические качества;
• ум и интеллектуальные способности;
• моральные качества (сдержанность, воля, настойчивость, решительность в принятии ответственных решений, чувство долга и );
• хорошее общее образование;
• способность управлять людьми (предвидение, умение разработать план действий, организаторские способности, умение воздействовать на людей для выполнения поставленных целей, искусство общения, коммуникабельность, умение контролировать действия подчиненных);
• знание всех наиболее важных функций и направлений деятельности предприятия;
• подлинная компетентность в деятельности конкретного предприятия.
Файоль советовал молодым управляющим (менеджерам):
1) дополняйте свои технические
знания "умением распоряжаться, предвидеть,
организовывать и
2) получайте "необходимые ценные дополнения к вашему образованию" общением с руководителями;
3) при общении с рабочими
тщательно взвешивайте свои
4) при благоприятных отношениях
с руководителями не
5) при оценке окружающих вас людей соблюдайте должную сдержанность и меру, не допускайте необоснованной и недоброжелательной критики;
6) постоянно пополняйте
свои знания и не отставайте
от достижений современного
Обращаясь к молодым менеджерам, Файоль писал: "Вы принадлежите к... интеллигенции, поэтому не должны отставать от передовых идей во всех областях".
Файоль рассматривает рабочего как "социально-психологического индивида". Он выдвигает на первый план "социально-организационную задачу", у Тейлора она растворяется в задаче общеорганизационной.
Файоль во многом пошел дальше Тейлора. В частности, он предпринял попытку с теоретических позиций исследовать "социальный организм" предприятия, в то время как Тейлор практически все свои усилия направлял на рационализацию "материального" организма.
2. Современное значение концепции«административного
управления»
Классическое разграничение функций управления на предприятии, разработанное А. Файолем, прошло проверку временем (с 1923 г.). Все новомодные теории управления, касающиеся этого вопроса, ничего лучше не смогли предложить. На практике именно классификация управленческих функций по Файолю остается в своей основе без изменений. Применение теории Файоля в практической работе руководителя даст возможность:
- правильно определять приоритеты в вашей работе;
- правильно ее планировать;
- быстро и эффективно
выполнять корректирующие
Зная эти теории, руководитель сможет взглянуть на стоящие перед ним проблемы как бы со стороны. Это позволит руководителю определиться в своем окружении и увидеть решаемые проблемы в их взаимосвязи с другими, и, следовательно, найти "точку отсчета" для начала работы и уточнить проблемы; оценить целесообразность своих действий; выяснить, каких ресурсов не хватает для эффективного решения проблем. В совокупности все это поможет найти новые способы и пути решения проблем организации.
Файоль показал, что менеджмент, предназначенный главным образом для интенсификации производственных процессов, основан на знании психологии и что учет человеческого фактора в управлении крайне важен.
Предложенная Файолем классификация принципов управления способствовала упорядочению управленческого процесса. Файоль подчеркивал универсальность принципов управления, не ограничивая их применение только сферой производства. Файоль считал, что предложенная им система принципов не может быть окончательно сформулирована. Она должна оставаться открытой для дополнений и изменений, основанных на новом опыте, его анализе и обобщении. Файоль отмечал, что применение принципов на практике — это "трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры".
Многие из этих принципов в настоящее время имеют практическую ценность, потому как с момента их выделения управленческая наука существенно изменилась. Мировое экономическое развитие сегодня вступило в новую стадию – постиндустриальную, которая имеет свои особенности, а следовательно, и требует нового видения тех процессов, которые требуют управленческих действий.
Например, японская компания "Мицусита электрик" руководствуется следующими семью принципами управления:
Эти принципы перекликаются с принципами, разработанными Файолем.
Список Литературы
1. Ермакова Л.И. и др. Эволюция теории и опыт эффективного управления за рубежом.- М.: Мир 2007 год
2. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М.: Дело 2007 год
3. Файоль А. Общее и промышленное управление. – М.: 2006 год
4. Файоль А., Тейлор Ф., Форд Г. и др. Из истории развития менеджмента. – М., 2009 год
5. Менеджмент: учебник под редакцией М.М. Максимцова и А.В. Игнатьевой. – М.: ЮНИТИ,2009.
6. История менеджмента, Семенова И.И. ЮНИТИ, 2008.
7. Вершигора Е.Е. Менеджмент. М., 2006 283 с.
8. Макхэн К. Управленческий консалтинг. М., 2005. 432с.
9 Веснин В.Р. Основы менеджмента – М.: Институт международного права и экономики им. Грибоедова, 2009г.
10. Веснин В.Р. Основы менеджмента – М.: Институт международного права и экономики им. Грибоедова, 2005г.
11. "Социальный менеджмент" - Валова Д.В. , Академия труда и социальных отношений, 2007г.
12. Ермакова Л.И. и др. Эволюция теории и опыт эффективного управления за рубежом. – М.: мир, 2006. – 365 с.
13. Экономика предприятия: Учебник/ под ред. О.И. Волкова – М.: ИНФРА-М, 2008г.