Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 06:28, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить коммуникативные особенности управления организации.
Предмет исследования – управление организацией.
Объект исследования – коммуникации в управлении.
2)
Закон неадекватного взаимного
восприятия. Его действие связано
с утверждением, что человек никогда
не сможет постичь другого
человека с той точностью и
полнотой, которая обеспечила бы
абсолютную прогнозируемость и
влиятельность.
Наше восприятие никогда не бывает точным
и полным, в нем всегда скрыты неожиданные
ракурсы и свойства объекта. Социальное
восприятие - система гораздо более сложная.
Она связана с тем, что в каждый конкретный
человек является носителем обобщенных
свойств других людей, присваивая которые
он постоянно изменяется. Кроме того, это
определяется еще и тем, что:
а) сам воспринимаемый человек находится в постоянном изменении (возраста, уровня физических возможностей, интеллектуальности, социальных, нравственных, эмоциональных, сексуальных изменений и прочих);
б)
человек всегда осознанно или
неосознанно защищается от попыток
раскрыть его сущностные особенности
или "слабые места", так как
психологически открытая личность незащищена
и может стать жертвою
в)
часто человек не может дать объективную
информацию о себе самом, так как
не знает себя. А иногда, не осознавая
этого, хочет казаться таким, каким
ему выгодно быть в социуме.
Неадекватность восприятия и стремление
человека показать себя лучше необходимо
учитывать принимая любые управленческие
решения. Для этого полезно использовать
следующие подходы к людям:
-
любой человек к чему-то
-
любой человек имеет
-
любой человек неисчерпаем - т.е.
ни одна оценка данная ему
при его жизни не может
3)
Закон неадекватности
Людям вообще свойственно либо переоценивать
себя в чем-либо, или недооценивать. Этот
феномен прямо влияет на процесс принятия
управленческих решений. Необходимо помнить,
что человек далеко не рациональное и
разумное логически мыслящее существо.
Человек в большей мере существо алогичное,
эмоциональное и иррациональное. Т.е. в
психике человека широко представлено
неосознаваемое (90-95%), эмоционально-интуитивное
начало. Поэтому логический, рассудочный
самоанализ никогда не бывает вполне адекватным.14
Чем
более адекватно удается
Специалисту
в сфере управления необходимо формировать
ситуацию управления, в которой самооценка
подчиненных будет
4) Закон искажения информации. Любая информация,
функционируя в системе управления имеет
тенденцию искажения. Это заметно и при
движении информации "сверху-вниз",
и при движении ее "снизу-вверх". Изменяются
смыслы, значения, образы, понятия. Психологи
выявили прямо пропорциональную зависимость
степени изменения информации числу звеньев
ее движения. Происходит это даже не по
чьей-то злой воле, а по следующим обстоятельствам:
а) в силу многозначности и синонимичности языка, используемого в передаче информации, сложности его понятийной базы (например, часто устная информация воспринимается с точностью до 50%);
б) в силу домысливания в ситуации неполного информационного сообщения или неудовлетворительной его оперативной фактологии. Человек дополняет информацию собственной - непроверенной, недостоверной, субъективно окрашенной и фактологически не корректной. В результате - объем информации увеличивается, а достоверность снижается;
в) в силу существования зависимости искажения информации от уровня образования, интеллектуального развития, потребностей, а также от физического, психического состояния человека.
Что надо делать, чтобы свести искажение информации к минимуму?
а)
Предельно уменьшать число
б) Своевременно корректировать информационный поток в зависимости от его проблематики, восприимчивости и необходимых и достаточных дополнений.
в) Поддерживать обратную связь с подчиненными и контролировать правильность усвоения получаемых данных.
5)
Закон самосохранения. Выражается
в том, что одним из ведущих
мотивов, отражающих поведение человека,
является мотив сохранения личностного
статуса, социальной состоятельности,
собственного достоинства. Прямое или
косвенное ущемление этого чувства формирует
отрицательную реакцию. Это снижает творческий
потенциал сотрудников, они перестают
неформально решать задачи организации
по принципу - "как бы чего не вышло",
"как бы во что-нибудь не попасть".
Управляющему необходимо вести предварительную
работу, анализировать проблематику деятельности
организации, обговаривать меру и специфику
ответственности сотрудников.
6)
Закон компенсации. Как
В последнее время проводится много исследований, посвященных проблемам общения, возникающим в условиях сильных культурных различий. Если рассматривать обычный процесс общения корреспондента и респондента как обмен сигналами, можно выделить сообщения вербальные, невербальные и смешанные, как вербальные, так и невербальные. В процессе многоуровневого управления общение является сложным процессом передачи представлений, чувств и мыслей корреспондента респонденту. Но поскольку в этом случае часто сообщение невозможно передать непосредственно, то в процессе любой групповой коммуникации присутствуют кодирование (преобразование смысла сообщения в символы) и декодирование (воспроизведение из полученных символов смысла сообщения).
Таким образом, часто возникает проблема совмещения индивидуальных культур. Проблема кроется в том, что управляющие команды и сигналы и по прямой цепи коммуникации передаются в символах, которые респондент декодирует с совершенно иным смыслом, а по цепи обратной связи передаются сигналы не только в символах, присущих культуре данной организации, но и смешиваются с символами, присущими индивидуальной культуре участников коммуникативного акта. Если не учитывать в данном процессе внешние шумы, то можно отметить, что те символы, которые получатель не может декодировать из-за несовместимости индивидуальных культур, он может воспринять как «внутренний» шум. Таким образом, часть информации от отправителя не доходит до получателя и обратно: кодирование и декодирование сигналов обусловлено смыслом, вкладываемым корреспондентом и респондентом в символы, посредством которых передаются сигналы. Различия субкультур приводят к вкладыванию различных смыслов в символы, составляющие сообщение. 16
Если цепь, по которой передаются управляющие сигналы, большая, то происходит накопление «внутренних» шумов: искажения смысла символов при прохождении каждого звена коммуникативной цепи приводят к наложению искажений, то есть накладывающиеся искажения смысла сообщения увеличиваются пропорционально количеству таких звеньев.
Если менеджер в процессе управления осознает причины такого рода ухудшения прохождения сигналов по управляющей цепи и хочет повысить эффективность управляющих воздействий, то он может осуществлять корректировку культурных различий в рассматриваемых коммуникативных процессах. При правильном подходе можно добиться уменьшения «внутренних» шумов такого рода, улучшив коммуникации, и тем самым значительно повысить эффективность управления. 17
Поэтому первым препятствием на пути улучшения коммуникации можно считать неосознание культурных различий корреспондента и респондента в самом процессе коммуникаций.
Вторым препятствием может являться использование гипотезы подобия, в основе которой лежит подсознательная узость взглядов.
Третьим препятствием может быть недостаточное понимание субкультур корреспондента и респондента.
Следовательно,
менеджер, стремящийся к повышению
эффективности управления, должен учитывать
эти особенности
Таким образом, можно выделить первоочередные задачи для улучшения коммуникации внутри группы:
Учет существующих препятствий и активное воздействие на них в процессе осуществления коммуникаций, которое вырабатывается в ходе тренинга, позволяют менеджерам осуществлять управление на ином, значительно более высоком качественном уровне. 19
Для
обеспечения эффективной
Активное слушание – это метод и способ взаимоотношений, который является основой для эффективного сбора информации. принятие важнейших управленческих решений основано на собранной информации, в том числе и в ходе бесед, которые приходится вести менеджеру: подбор кадров, вопросы организации, дисциплины, советы, представление оценки, разрешение конфликтных ситуаций и т.д.
Правила активного слушания:
1. Для того, чтобы устранить из беседы излишнее напряжение и продемонстрировать уважение к собеседнику, необходимо избегать чрезмерного формализма и вносить в беседу человеческую теплоту и дружелюбие.
2.
Необходимо проявлять
3. Следует поставить себя на место собеседника, чтобы понять его настроение.
4.
В ходе беседы слушателю нужно
по возможности использовать
соответствующие невербальные
5.
В ходе беседы позиция
6.
Нельзя опаздывать на встречу
и допускать, чтобы телефонные
звонки или другие помехи
7.
При затянувшемся молчании
8.
Иногда можно использовать
9. Необходимо вникать в смысл сказанного.
10.
В ходе беседы следует
11. Не говорить одновременно с говорящим.
12.
Необходимо быть терпеливым к
собеседнику, не экономить
13. Недопустимы критика и споры.
Таким образом, освоение метода активного слушания может повысить эффективность управленческой деятельности, так как позволяет использовать самое главное средство – информацию.20
Заключение