Классификация организаций различных организационно-правовых форм собственности и основные признаки их формирования и функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:37, реферат

Краткое описание

Гражданский кодекс допускает существование следующих организационно-правовых форм предприятий: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, некоммерческие организации. Очень важно различать общие характерные черты предприятий различных организационно-правовых форм, которые определяют выбор той или иной формы.

Оглавление

Введение

1. Сущность организационно-правовых форм предприятий
2. Анализ основных организационно-правовых форм предприятий
2.1 Организационно-правовые формы некоммерческих организаций и их особенности
2.2 Коммерческие организации: особенности различных организационно правовых форм
2.3 Унитарные предприятия: понятие, виды, порядок создания и особенности организации финансов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

менедж.docx

— 49.81 Кб (Скачать)

Принципиальным  отличием унитарных предприятий  от акционерных обществ является отсутствие в ряду внешних источников финансирования выпуска акций, поскольку  сама организационно-правовая форма  унитарного предприятия не допускает  возможности распределения имущества  по вкладам (долям, паям), а следовательно, выпуска долевых ценных бумаг. В то же время более разнообразны возможности получения дополнительных средств из централизованных источников - бюджета и целевых внебюджетных фондов. Ресурсы, используемые в деятельности предприятия на бессрочной и бесплатной основе в виде уставного фонда, амортизации или прибыли, не являются в юридическом смысле собственными ресурсами. Однако характер их формирования и использования позволяет классифицировать их, как собственные средства.

Уставный фонд ГМУП определяет минимальный размер его имущества, гарантирующий интересы его кредиторов. Он может формироваться  за счёт денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и  иных прав, имеющих денежную оценку. Федеральными законами или иными  нормативными правовыми актами могут  быть определены виды имущества, за счёт которого не может формироваться  уставный фонд государственного или  муниципального предприятия. Размер уставного  фонда государственного или муниципального предприятия определяется в рублях.

Размер уставного  фонда государственного предприятия  должен составлять не менее чем 5 000 ММРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации предприятия. Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем 1 000 ММРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации предприятия.

В казённом предприятии  уставный фонд не формируется. Деятельность казённого предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов  и расходов, утверждаемой собственником  имущества казённого предприятия.

Вторым важным источником формирования имущества  является прибыль, полученная от коммерческой деятельности предприятия, которая  представляет собой одну из форм чистого  дохода. Чистый доход, создаваемый унитарными предприятиями, полностью принадлежит  государству, поскольку основой  его получения является государственная  собственность. Существует три подхода  его к использованию:

- централизация  всего чистого дохода в государственном  бюджете;

- оставление  всего дохода в распоряжении  предприятий;

- централизация  части чистого дохода.

Метод распределения  и использования чистого дохода определяется действующей системой хозяйствования. В России централизация  чистого дохода унитарных предприятий  производится двумя методами: налогообложением прибыли и установлением обязательных ежегодных отчислений от прибыли.

Важным источником финансирования расходов ГМУП выступают  финансовые резервы, создаваемые в  соответствии с действующим законодательством. В настоящее время коммерческие организации могут формировать  три группы резервов:

- резервы, создаваемые  за счёт включения в себестоимость  продукции;

- резервы, создаваемые  за счёт балансовой прибыли  (включаются во внереализационные расходы);

- резервы, создаваемые  за счёт чистой прибыли.

Унитарное предприятие  за счёт чистой прибыли создает также  иные фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, которые  предусмотрены уставом унитарного предприятия. Средства, зачисленные  в такие фонды, могут быть использованы унитарным предприятием только на цели, определённые федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом унитарного предприятия.

На финансовом рынке ГМУП может привлекать заёмные  средства следующими способами:

- кредитов по  договорам с кредитными организациями;

- размещения  облигаций или выдачи векселей.

ГМУП могут  пользоваться государственной поддержкой в виде государственной помощи: бюджетных  средств (субсидии, субвенции) и бюджетных  кредитов.

Особенности формирования и использования финансовых ресурсов ГМУП в большой степени обусловлены  и порядком формирования и использования  их имущества.

Уставом ГМУП определяются основные источники формирования имущества, к которым относятся:

- имущество,  переданное по решению собственника  имущества: государственным и  муниципальным предприятиям как  взнос в уставный фонд или  в хозяйственное ведение; казённым  предприятиям в оперативное управление;

- имущество,  приобретенное предприятием за  счёт прибыли, полученной в  результате хозяйственной деятельности  остающейся в распоряжении предприятия;

- имущество,  приобретенное предприятием за  счёт заемных средств, в том  числе кредитов банков и других  кредитных организаций;

- имущество,  приобретенное или созданное  за счёт средств, получаемых  предприятием из бюджета на  безвозвратной основе на капитальные  вложения предприятия;

- имущество,  приобретенное или созданное  за счёт целевого бюджетного  финансирования в виде трансфертов,  средств, получаемых предприятием  в виде бюджетных кредитов;

- имущество,  приобретаемое за счёт прочих  поступлений (арендная плата,  амортизационные отчисления, добровольные  взносы). 

Заключение 
 

  1. Сравнительный анализ организационно-правовых форм предприятий по российскому законодательству показывает, что преимущественными  являются организационно-правовые формы  некоммерческих организаций как  обладающие наиболее подходящими характеристиками для удовлетворения социальных потребностей общества - цель, определяемая учредителем, имущественная и организационная  обособленность, способы формирования имущественной базы, особенности  взаимодействия учредителей (участников) с юридическим лицом, особенности  их ответственности.
 
  1. В настоящее  время в сфере государственных  и муниципальных предприятий  возникли проблемы, требующие изменения  организационно-правового статуса  предприятий: зависимость учреждений от адекватного финансирования из бюджета  соответствующего уровня, недостаточно четкая регламентация содержания права  оперативного управления, целесообразность и правомерность оказания учреждениями платных услуг, проблема самостоятельного распоряжения средствами от приносящей доходы деятельности, проблемы, связанные  с наличием субсидиарной (дополнительной) ответственности собственника.
 
 
  1. Юридические неопределенности и противоречия в  практике функционирования государственных (муниципальных) и негосударственных  предприятий свидетельствуют о  необходимости изменения сложившегося положения, включая четкое определение  характера вещного права на имущество; механизма присвоения имущества  при создании организации; объема полномочий организации по владению, пользованию  и распоряжению средствами, получаемыми  из разных источников; характера ответственности  организации и ее учредителей  за «хозяйское» использование имущества; возможности и порядка одновременного оказания бесплатных и платных услуг; формы контроля со стороны учредителя, государственных надзорных органов, общественности.
 
  1.  Среди  предложений касательно изменения  правого статуса и экономического  положения предприятий можно  выделить два основных направления:  первое направление - это использование  предусмотренных действующим законодательством  организационно-правовых форм юридических  лиц (автономная некоммерческая  организация, унитарные предприятия,  хозяйственные общества и др.); второе направление - это введение в гражданский оборот новых организационно-правовых форм (государственная (муниципальная) специализированная некоммерческая организация, государственная (муниципальная) автономная некоммерческая организация, автономное учреждение). Наиболее вероятным на настоящий момент вариантом изменения организационно-правового статуса предприятий является изменение его типа с бюджетного на автономное.
 

    5.   Основными отличительными чертами нового типа учреждения - автономного учреждения являются отсутствие бюджетно-сметного финансирования; субсидиарной ответственности учредителя; более широкие права по распоряжению имуществом, по-прежнему находящимся на праве оперативного управления; самостоятельное распоряжение полученными доходами, но не являющимися собственностью автономного учреждения. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Список использованной литературы 

  1.  Иохин В. Я. Экономическая теория. - М.: Юрист, 2008. - 319 с.
  2. История экономических учений: учебник для вузов/Под ред. проф. В.С. Адвадзе, проф. А.С. Квасова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -391с.
  3. Камаев В. Д. Учебник по основам экономической теории. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 384с.
  4. Корчегин Ю. А. Современная экономика России - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 543с
  5. Курс экономической теории: учебник - 4-е дополненное и переработанное издание / Под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров: "АСА", 2008.
  6. Любимов Л. Л., Ранеева Н. А. Основы экономических знаний. - М.: Издательство "Вита-Пресс", 2008.
  7. Носова С. С. Экономическая теория: учеб. для вузов/С.С.Носова.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 520 с.
  8. Самуэльсон П. Экономика. - М.: Инфра-М, 2008. - 395с.
  9. Сажина М. А. Основы экономической теории. - М.: Экономика, 2007. - 368с.
  10. Сумцова Н. В, Орлова Л. Г., Пранович В. В. Экономическая теория: Учебник для вузов. / Под редакцией Н. В. Сумцовой, Л. Г. Орловой. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- 655с.
  11. Экономическая теория: учебник/Под ред. И.П. Николаевой. - М.: «Проспект», 2008.- 435 с.
  12. Экономическая энциклопедия / Науч.-ред. совет изд-ва "Экономика"; Ин-т экон. РАН; Гл.ред. Л.И. Абалкин. - М.: ОАО "Издательство "Экономика"", 2009.

Информация о работе Классификация организаций различных организационно-правовых форм собственности и основные признаки их формирования и функционирования