Эвалюция теории управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:06, доклад

Краткое описание

Теория и практика управления по-разному и с разной скоростью разви-вались в разных странах. Однако, при анализе эволюции менеджмента, как правило, рассматривают американский опыт. Разделение эволюци-онного процесса на этапы достаточно условно, так как они перекрыва-ются во времени и пересекаются по содержанию. Сами этапы называют либо "подходами" к управлению, либо "школами", если данную кон-цепцию связывают с какой-либо личностью.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 37.50 Кб (Скачать)

1.2. ОСНОВНЫЕ  ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ 

ТЕОРИИ  УПРАВЛЕНИЯ 

Организации, как группы людей, объединившихся для  достижения оп-ределений цели, существуют столько же, сколько существуют люди. Однако управление организацией было признано самостоятельной сфе-рой  деятельности только в начале XX столетия с появлением массового промышленного производства.

Теория  и практика управления по-разному  и с разной скоростью разви-вались в разных странах. Однако, при анализе  эволюции менеджмента, как правило, рассматривают американский опыт. Разделение эволюци-онного процесса на этапы достаточно условно, так как они перекрыва-ются во времени и пересекаются по содержанию. Сами этапы называют либо "подходами" к управлению, либо "школами", если данную кон-цепцию связывают с какой-либо личностью.

Различают следующие подходы к управлению:

· подход с позиций выделения различных  школ в управлении (школа научного управления; административная школа; школа  человеческих отношений; "количественная" школа);

· процессный подход;

· системный  подход;

· ситуационный подход.

В первой половине XX века получили развитие четыре четко разли-чающиеся школы управленческой мысли.

Первую  из них - школу научного управления - связывают с именем Ф.У. Тейлора. Условный временной период: 1905-1920 гг. Его харак-терные черты: массовое машинное производство; разделение труда; се-лективная сборка изделий; необходимость в повышении производи-тельности и точности изготовления деталей для производства вооруже-ния и военной техники накануне Первой Мировой войны.

Вклад этой школы в теорию и практику менеджмента трудно пере-оценить:

· были выделены функции управления - нормирование (стандартиза-ция), контроль, оценка, стимулирование и тем самым заложены основы систем управления;

· введены  понятия "норма (соответствие чертежу)", "допуск", "годное изделие", "дефектное изделие", что позволило установить критерий качества изделия;

· разработаны  технические средства контроля качества - калибры, что позволило увеличить  производительность контрольных операций;

· введена  новая специальность - технический контролер;

· была обоснована целесообразность разделения управленческих и про-изводственных  функций.

Однако, исследования по совершенствованию  менеджмента велись лишь в производстве; человек рассматривался как часть  механистиче-ской системы (как придаток машины), основной мотив в увеличении производительности труда которого - увеличение заработной платы. 

Возникновение административной (классической) школы  управления связывают с именем А.Файоля. Условный временной период: 1920-1950 гг. Его характерные черты: развитие массового машинного произ-водства; усложнение изделий и технологий их изготовления; увеличе-ние интенсивности труда: преимущественное изготовление бытовых, а не военных изделий; насыщение товарного рынка; развитие конкурен-ции.

Представителями административной школы были предложены под-ходы к управлению организацией в целом - универсальные принципы управления. Были выделены общие характеристики организаций, нали-чие которых должно обеспечить успех организации. Прежде всего - наличие рациональной организационной структуры, а также более ра-циональное разделение управленческой деятельности на планирование, координацию, распоряжение, организацию и контроль. В то время как ранее управленческая деятельность разделялась на управление финан-сами, производством, маркетингом.

Предложенные  ими основные принципы иерархической  организацион-ной структуры (единоначалия, соответствия полномочий и ответствен-ности, мотивации, скалярная цепь, подчиненности  личных интересов общим, корпоративный  дух и т.п.) не потеряли своей значимости до сих пор.

При этом представители административной школы  также "не очень за-ботились о  социальных аспектах управления" и  рассматривали человека как часть  технической системы.

Среди представителей школы человеческих отношений называют М.П. Фоллетт, Т.Э. Мэйо, А. Маслоу, Д. МакГрегора, Ф. Герцберга и др. Условный временной период: 1930-1950 гг. - по настоящее время. Ха-рактерные черты: качественное усложнение производственных техноло-гий; рост монотонности труда; рост среднего уровня образованности рабочих; проявляется конфликт между рабочими и менеджерами (про-тиворечие между физическим и умственным трудом); развиваются на-учная психология и социология.

В отличие  от предыдущих, представители школы  человеческих отно-шений рассматривали человека на производстве не как придаток маши-ны, а как личность. Ими были предложены различные концепции, объ-ясняющие мотивы человека к повышению производительности труда. Школа разработала методы управления межличностными отношениями. Изучались различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуни-каций, лидерства и т.п. в организации.

Однако, представители этой школы ошибочно считали, что успех орга-низации зависит только от правильной мотивации персонала.

Вклад "количественной" школы (школы  количественных методов) в развитие менеджмента связан с развитием  математики, статистики и других точных наук. Условный временной период: 1950 г. - по настоя-щее время. Характерные черты: развитие прикладных направлений в точных науках; появление вычислительной техники.

Представители этой школы ввели в практику менеджмента  моделирова-ние. Модель упрощает реальную (сложную для анализа) ситуацию, со-кращая число переменных до управляемого количества. При этом зада-ются их количественные характеристики.

Влияние "количественной" школы было меньшим, чем поведенче-ских школ, т.к. проблемы управления чаще связаны не с техническими аспектами менеджмента, а с человеческими.

Концепция процессного подхода, применимая ко всем типам организа-ций, возникла в  рамках классической школы. Функции  управления в ней рассматриваются  как взаимосвязанные. Управление рассматривает-ся как процесс, как серия непрерывных  взаимосвязанных действий. В ходе эволюции менеджмента предлагались различные классификации функций, однако в конечном итоге все они сводятся к четырем основ-ным: планирование, организация, мотивация, контроль. Функции управ-ления имеют две общие характеристики: они требуют принятия решений и обмена информацией (коммуникаций). Процессный подход к управлению организацией положен в основу международных стандар-тов ИСО серии 9000 версии 2000 г., которые устанавливают регламен-тированные требования к управлению организацией.

Применение  теории систем в менеджменте в  конце 50-х годов явилось важнейшим  шагом в развитии науки управления. Системный подход не следует рассматривать  как набор отдельных руководств или принципов для менеджеров - это способ мышления по отношению к организации и управлению.

Концепция системного подхода рассматривает  взаимозависимость отдельных частей организации, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. В отличие от других, системный  подход рас-сматривает организацию  как открытую систему, на входе которой ин-формация, материалы, трудовые и финансовые ресурсы, на выходе - продукция или услуги. Концепция системного подхода рассматривает взаимозависимость организации и окружающей среды, однако она не ранжирует элементы этой среды по степени воздействия на организа-цию.

Традиционные  школы управления пытались установить наиболее ра-циональные принципы управления через оптимизацию функций управ-ления. Это рассматривается как научный  компонент управления. При-менение  же этих принципов на практике традиционно рассматривалось как искусство, которым овладевают через опыт, пробы и ошибки.

Вклад ситуационного подхода в теорию управления - использование прямого  приложения науки управления к конкретным условиям.

Основой ситуационного подхода к управлению является именно кон-кретная ситуация - конкретный набор обстоятельств, которые сущест-венно влияют на организацию в данное время. Поскольку в основе под-хода ситуация, то чрезвычайно важно наличие "ситуационного мышле-ния" у менеджеров: хотя общий процесс управления одинаков, специ-фические приемы, которые должен использовать менеджер, могут и должны варьироваться.

Признавая положения системного подхода, ситуационный подход одно-временно предполагает применение специфических методов и приемов, наиболее эффективных для данной организации в данной ситуации. Вклад ситуационного подхода в теорию менеджмента - вычленение ситуационных переменных, оказывающих наибольшее воздействие на организацию. Их может быть сколь угодно много, но выделяют, как правило, факторы внутренней и внешней среды организации.

Подробнее они рассмотрены в темах 3, 4.

Параллельно с развитием общего менеджмента  шел процесс развития менеджмента  качества. В настоящее время эти  два процесса стали не-разделимы  и нашли свое отражение в концепции всеобщего управления качеством (Total Quality Management) - TQM. Подробнее об этом - в теме 8.

Информация о работе Эвалюция теории управления персоналом