Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:06, доклад
Теория и практика управления по-разному и с разной скоростью разви-вались в разных странах. Однако, при анализе эволюции менеджмента, как правило, рассматривают американский опыт. Разделение эволюци-онного процесса на этапы достаточно условно, так как они перекрыва-ются во времени и пересекаются по содержанию. Сами этапы называют либо "подходами" к управлению, либо "школами", если данную кон-цепцию связывают с какой-либо личностью.
1.2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
ТЕОРИИ
УПРАВЛЕНИЯ
Организации, как группы людей, объединившихся для достижения оп-ределений цели, существуют столько же, сколько существуют люди. Однако управление организацией было признано самостоятельной сфе-рой деятельности только в начале XX столетия с появлением массового промышленного производства.
Теория и практика управления по-разному и с разной скоростью разви-вались в разных странах. Однако, при анализе эволюции менеджмента, как правило, рассматривают американский опыт. Разделение эволюци-онного процесса на этапы достаточно условно, так как они перекрыва-ются во времени и пересекаются по содержанию. Сами этапы называют либо "подходами" к управлению, либо "школами", если данную кон-цепцию связывают с какой-либо личностью.
Различают
следующие подходы к
· подход с позиций выделения различных школ в управлении (школа научного управления; административная школа; школа человеческих отношений; "количественная" школа);
· процессный подход;
· системный подход;
· ситуационный подход.
В первой половине XX века получили развитие четыре четко разли-чающиеся школы управленческой мысли.
Первую из них - школу научного управления - связывают с именем Ф.У. Тейлора. Условный временной период: 1905-1920 гг. Его харак-терные черты: массовое машинное производство; разделение труда; се-лективная сборка изделий; необходимость в повышении производи-тельности и точности изготовления деталей для производства вооруже-ния и военной техники накануне Первой Мировой войны.
Вклад этой школы в теорию и практику менеджмента трудно пере-оценить:
· были выделены функции управления - нормирование (стандартиза-ция), контроль, оценка, стимулирование и тем самым заложены основы систем управления;
· введены понятия "норма (соответствие чертежу)", "допуск", "годное изделие", "дефектное изделие", что позволило установить критерий качества изделия;
· разработаны технические средства контроля качества - калибры, что позволило увеличить производительность контрольных операций;
· введена новая специальность - технический контролер;
· была обоснована целесообразность разделения управленческих и про-изводственных функций.
Однако,
исследования по совершенствованию
менеджмента велись лишь в производстве;
человек рассматривался как часть
механистиче-ской системы (как придаток
машины), основной мотив в увеличении производительности
труда которого - увеличение заработной
платы.
Возникновение административной (классической) школы управления связывают с именем А.Файоля. Условный временной период: 1920-1950 гг. Его характерные черты: развитие массового машинного произ-водства; усложнение изделий и технологий их изготовления; увеличе-ние интенсивности труда: преимущественное изготовление бытовых, а не военных изделий; насыщение товарного рынка; развитие конкурен-ции.
Представителями административной школы были предложены под-ходы к управлению организацией в целом - универсальные принципы управления. Были выделены общие характеристики организаций, нали-чие которых должно обеспечить успех организации. Прежде всего - наличие рациональной организационной структуры, а также более ра-циональное разделение управленческой деятельности на планирование, координацию, распоряжение, организацию и контроль. В то время как ранее управленческая деятельность разделялась на управление финан-сами, производством, маркетингом.
Предложенные ими основные принципы иерархической организацион-ной структуры (единоначалия, соответствия полномочий и ответствен-ности, мотивации, скалярная цепь, подчиненности личных интересов общим, корпоративный дух и т.п.) не потеряли своей значимости до сих пор.
При этом представители административной школы также "не очень за-ботились о социальных аспектах управления" и рассматривали человека как часть технической системы.
Среди представителей школы человеческих отношений называют М.П. Фоллетт, Т.Э. Мэйо, А. Маслоу, Д. МакГрегора, Ф. Герцберга и др. Условный временной период: 1930-1950 гг. - по настоящее время. Ха-рактерные черты: качественное усложнение производственных техноло-гий; рост монотонности труда; рост среднего уровня образованности рабочих; проявляется конфликт между рабочими и менеджерами (про-тиворечие между физическим и умственным трудом); развиваются на-учная психология и социология.
В отличие от предыдущих, представители школы человеческих отно-шений рассматривали человека на производстве не как придаток маши-ны, а как личность. Ими были предложены различные концепции, объ-ясняющие мотивы человека к повышению производительности труда. Школа разработала методы управления межличностными отношениями. Изучались различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуни-каций, лидерства и т.п. в организации.
Однако, представители этой школы ошибочно считали, что успех орга-низации зависит только от правильной мотивации персонала.
Вклад "количественной" школы (школы количественных методов) в развитие менеджмента связан с развитием математики, статистики и других точных наук. Условный временной период: 1950 г. - по настоя-щее время. Характерные черты: развитие прикладных направлений в точных науках; появление вычислительной техники.
Представители этой школы ввели в практику менеджмента моделирова-ние. Модель упрощает реальную (сложную для анализа) ситуацию, со-кращая число переменных до управляемого количества. При этом зада-ются их количественные характеристики.
Влияние "количественной" школы было меньшим, чем поведенче-ских школ, т.к. проблемы управления чаще связаны не с техническими аспектами менеджмента, а с человеческими.
Концепция процессного подхода, применимая ко всем типам организа-ций, возникла в рамках классической школы. Функции управления в ней рассматриваются как взаимосвязанные. Управление рассматривает-ся как процесс, как серия непрерывных взаимосвязанных действий. В ходе эволюции менеджмента предлагались различные классификации функций, однако в конечном итоге все они сводятся к четырем основ-ным: планирование, организация, мотивация, контроль. Функции управ-ления имеют две общие характеристики: они требуют принятия решений и обмена информацией (коммуникаций). Процессный подход к управлению организацией положен в основу международных стандар-тов ИСО серии 9000 версии 2000 г., которые устанавливают регламен-тированные требования к управлению организацией.
Применение теории систем в менеджменте в конце 50-х годов явилось важнейшим шагом в развитии науки управления. Системный подход не следует рассматривать как набор отдельных руководств или принципов для менеджеров - это способ мышления по отношению к организации и управлению.
Концепция
системного подхода рассматривает
взаимозависимость отдельных
Традиционные
школы управления пытались установить
наиболее ра-циональные принципы управления
через оптимизацию функций
Вклад ситуационного подхода в теорию управления - использование прямого приложения науки управления к конкретным условиям.
Основой ситуационного подхода к управлению является именно кон-кретная ситуация - конкретный набор обстоятельств, которые сущест-венно влияют на организацию в данное время. Поскольку в основе под-хода ситуация, то чрезвычайно важно наличие "ситуационного мышле-ния" у менеджеров: хотя общий процесс управления одинаков, специ-фические приемы, которые должен использовать менеджер, могут и должны варьироваться.
Признавая
положения системного подхода, ситуационный
подход одно-временно предполагает применение
специфических методов и
Подробнее они рассмотрены в темах 3, 4.
Параллельно с развитием общего менеджмента шел процесс развития менеджмента качества. В настоящее время эти два процесса стали не-разделимы и нашли свое отражение в концепции всеобщего управления качеством (Total Quality Management) - TQM. Подробнее об этом - в теме 8.