Этика взаимоотношений современного менеджера и подчиненного

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 08:48, контрольная работа

Краткое описание

Этика - большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.
Российские и зарубежные исследователи сходятся во мнении о том, что современная Россия представляет собой систему, в которой одновременно происходит становление важнейших общественных подсистем: социально-экономической, политической, социокультурной. Все вместе они образуют особую переходную модель. Соответственно этому те этические нормы и принципы, которые имеют место в современной российской предпринимательской среде, также находятся в процессе становления и могут рассматриваться как переходные. Они представляют собой своеобразный синтез стереотипов поведения, перешедших из эпохи тоталитарной и авторитарной экономики, заимствований из западной деловой культуры и не вполне сформировавшихся правил, еще только складывающихся в процессе перехода к рыночной экономике.

Файлы: 1 файл

etika.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

Четвертый принцип этики делового общения – принцип исправления. Речь идет о том, что, к сожалению, никто – ни менеджер любого уровня, ни его подчиненный  - не избавлен от этических ошибок. Как только такая ошибка обнаружена, тот, кто ее допустил, должен принять все необходимые меры для ее исправления. Ни ложное понимание самолюбия, ни большой период времени, прошедший с момента неэтичного поступка, и никакие иные причины не должны препятствовать его исправлению.

    Пятый принцип, называемый также принципом максимума прогресса, состоит в следующем: действия менеджера (или корпорации в целом) этичны, если они способствуют  дальнейшему этическому развитию организации или отдельных ее частей.

Шестой  принцип является логическим продолжением пятого – его можно назвать принципом минимума прогресса. Читается этот принцип так: действия отдельного менеджера  или организации в целом этичны, если они не нарушают существующих этических норм и правил.

    Седьмой принцип  состоит в необходимости терпимого отношения менеджеров  к моральным устоям, укоренившимся в менеджменте других стран, регионов.

Восьмой принцип – разумное сочетание индивидуального релятивизма (когда каждый сотрудник сам вправе устанавливать, что допустимо и что недопустимо с точки зрения универсальной и профессиональной этики в его решениях и действиях, поэтому нет объективного способа дать оценку тому или иному  поведению  сотрудника с точки зрения этики)  и культурного релятивизма (оценка «хорошо» или «плохо» - это то, что определяется общественным строем, культурным наследием, традициями и тому подобными компонентами общественной жизни). Только корреляция индивидуального и культурного релятивизма  позволит дать менеджеру достаточную уверенность при выборе  наиболее этичного решения.

    Согласно  девятому принципу индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу  при разработке и принятии решений в деловых отношениях. Надо отметить, что спор о том, какое начало более продуктивно, уходит корнями вглубь истории. Оценивая положительные и отрицательные стороны  индивидуализма и коллективизма  в условиях деятельности современных  экономических субъектов, можно прийти к выводу, что коллективизм  ведет к появлению  и развитию таких этических характеристик как солидарность, сотрудничество, единомыслие, общая безопасность, взаимоподдержка, возможность специализации и т. п.  Но одновременно могут проявиться и такие черты как беззаботность, иждивенчество, вялость, устранение, бесплодная мечтательность, безразличие, стадное мышление, отсутствие ответственности, тепличные условия для развития, изнеженность.  Индивидуализм, с одной стороны, пробуждает себялюбие, эгоизм, эгоцентризм и даже агрессивность (как защита, предвосхищающая нападение), но с другой стороны, дает почву вере в свои силы, храбрости, ответственности, склонности к разумному риску, активному началу, стойкости, невосприимчивости к неприятностям, изобретательности, способности к быстрой оценке людей и ситуаций, универсализму. Поэтому ориентиром  в поведении и решениях должно быть разумное сочетание индивидуального и коллективного начал.

    Десятый принцип напоминает, что не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых  служебных вопросов. Однако нонконформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.

    Одиннадцатый  принцип – никакого насилия; имеется в виду  неэтичность психологического нажима на подчиненного, на коллектив, недопустимость грубой или приказной манеры  разговора с коллегами.

    Двенадцатый принцип – принцип постоянства воздействия, выражающийся в том, что этические стандарты могут стать частью корпоративной культура организации не  с помощью  единовременного приказа, а лишь путем непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых сотрудников.

Тринадцатый принцип – при воздействии (на коллектив, на отдельного сотрудника, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия.  Дело в том, что, признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие сотрудники, сталкиваясь с ними  в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать.

    Следующий, четырнадцатый, принцип   - авансирование доверием. Условия, благоприятные для принятия решения и его выполнения, создаются тогда, когда  каждому человеку в коллективы оказывают максимальное доверие – доверие к его творческому потенциалу, его умению, квалификации, к его чувству ответственности, долга.

    Пятнадцатый принцип -  сотрудник имеет право на свободу, не ограничивающую свободы других

    Шестнадцатый  этический принцип  в деловых отношениях призывает воспитывать и развивать в подчиненном и других коллегах этичность образа мыслей, этичность в поступках и решениях. Не довольствоваться только собственным, идеальным с точки зрения этики поведением, но способствовать повышению  степени этичности поведения всех сотрудников и  организации в целом.

    Семнадцатый принцип гласит: не критикуй конкурента. Имеется в виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент»  - например, коллектив другого отдела, коллега, который может стать  конкурентом при продвижении по служебной лестнице.

    Восемнадцатый принцип рекомендует стремиться к бесконфликтности. Совершенно недопустимым можно считать так называемый психологический конфликт, не имеющий под собой объективной причины, вызванный неумением  или нежеланием конфликтующих  сторон учитывать психологические особенности друг друга. 
 

                       
 
 
 
 

      

 

4. Взаимосвязь морали  и права в менеджменте.

    Состояние деловой этики во многом определяется отношением предпринимателей к правовым нормам. В этом плане можно утверждать, что важным элементом всей российской хозяйственности и деловой культуры и этики является отсутствие привычки следовать букве закона. Ослабление административного контроля, начавшаяся интеграция России в международное экономическое сообщество породили помимо очевидных выгод для национальной экономики значительную угрозу экономической безопасности страны от криминализации хозяйственной деятельности, росту активно способствует неконтролируемое распространение незаконного предпринимательства на внутреннем рынке, а также во внешнеэкономической деятельности.

    Кроме того, специфический характер отношения предпринимателей к закону подтверждает еще одно существенное обстоятельство. По оценкам представителей российского бизнеса, они не рассматривают судебные и арбитражные органы в качестве эффективных средств разрешения конфликтных ситуаций. К этим органам предприниматели обращаются очень редко, поскольку постановления этих инстанций выполняются с длительными задержками или не выполняются вовсе.

    В западных странах в настоящее  время деловая этика тесно  связана с правом, что доказывается многочисленными примерами из деловой практики. Эта взаимосвязь носит сложный и одновременно стимулирующий характер для развития как права, так и этики. В центре морального и правового регулирования стоят основные вопросы социальной жизни; и мораль, право оперируют некоторыми общими принципами, критериями и понятиями прав, обязанностей, доказательств.

    Несмотря  на пересечение права и морали, право нельзя рассматривать как  отражение и воплощение моральных  стандартов общества, хотя оно непосредственно  занимается регулированием отношений морали. Законопослушный человек отнюдь не обязательно является высоконравственным и добродетельным, а правовое закрепление какого-либо порядка не оправдывает его с моральной точки зрения. Например, доктрина свободы найма рабочей силы, позволяющая работодателям произвольно увольнять сотрудников, является (в определенных пределах) законной, но в целом ряде случаев недопустимой с точки зрения морали.

    В обобщенном виде можно сделать следующее  заключение: не все то в условиях рыночной экономики морально, что законно, и не все то аморально, что незаконно.  
 
 
 
 
 

                                                Заключение

 

    Важность  изучения деловой этики трудно переоценить. Оно помогает не только сформулировать нужные этические ценности для каждого человека и свободнее ориентироваться бизнесменам в сложных проблемах, возникающих при принятии решений, но и создать этическую инфраструктуру, которая должна сделать возможным введение и работу рыночной экономики и рыночных отношений.

    Переход к рынку в российской экономике требует перестройки структур, ответственных за принятие решений. Для работы в таких структурах от каждого человека требуется уверенность в себе и умение непредвзято судить о происходящем, будь то руководитель всего предприятия, начальник среднего звена, банковский управляющий или конкретный потребитель продукции.

    Современное «плачевное» состояние деловой  этики в России не в последнюю  очередь является следствием невнимания к этическим аспектам становления  российского предпринимательства, и, прежде всего, со стороны государства, которое призвано создать целостную и стройную систему законов и нормативных актов. Регулирующих деятельность предпринимателей и государственных чиновников.

    Основная  масса предпринимателей не желает ограничивать себя этическими рамками, поскольку само государство пока еще не создает условий, делающих «моральный» бизнес более выгодным, чем «неморальный».

    Предпринимателям, которые работают на перспективу, необходимо думать о том, чтобы и они сами, и их партнеры придерживались моральных норм. И тогда, объединившись, они смогут оказать заметное влияние на процесс продвижения к этическому бизнесу.

 

Литература

  1. Кузин Ф. А. Делайте бизнес красиво: Этические  и социально-психологические основы бизнеса. - М.: Дело, 1995.
  2. Семёнов А. К., Е. Л. Маслова Психология и этика менеджмента и бизнеса. - М.: Дело, 1999.
  3. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя – практика.- М.: Дело, 1994
  4. Основы управления персоналом: Учебник для студ. вузов. М.: ИНФРА-М, 2002.
  5. Петрунин Ю.Ю., Борисов В. К. Этика бизнеса: Учеб. пособие.- М.: Дело, 2000.
  6. Ресусы сети интернет www.yandex.ru

Информация о работе Этика взаимоотношений современного менеджера и подчиненного